Сценарий воспитательного мероприятия

Этапы

Деятельность классного руководителя Деятельность воспитанников Формируемые УУД

1. Организационный момент

(Мотивационно-целевая установка)

Здравствуйте, дорогие друзья! Как вы думаете, как должен относиться учитель к учащимся, чтобы они его уважали и ценили? А как должны относиться учащиеся к учителю, чтобы он их ценил и уважал? Кто догадался, на какую тему мы сегодня будем говорить? Тема сегодняшнего классного часа – отношения между учителем и учеником. Прежде всего, нам предстоит выяснить, что такое «школьный террор», о котором так часто говорят в последнее время, и определить, каковы его причины. А также выявить, почему возникают конфликты между учителями и учениками. Как вы понимаете, что такое «школьный террор»? Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы.   Предлагают варианты, обсуждают, формулируют тему мероприятия.   Предлагают варианты, обсуждают версии. Познавательные: постановка проблемы, анализ, подведение под понятие, выведение следствий. Регулятивные: целеполагание, планирование. -

2. Вводная часть (Проблемная ситуация и целеполагание)

У понятия «школьный террор» нет официального определения, но в новостных лентах оно встречается всё чаще и чаще. Понятие «террор» предполагает «убийства, похищения, диверсии как средство достижения каких-либо целей». Сегодня под этим словом понимают любую форму насилия или действий, наносящих вред физическому и психическому здоровью людей. Предпосылки «школьного террора» можно найти в 19-м и 20-м столетиях. После известной вам Французской революции в XVIII веке, восстания Декабристов в России идея революции обсуждалась не только среди политиков. Молодёжь, всегда с трепетом реагирующая на происходящее вокруг, не раз бунтовала против педагогического режима, по их мнению олицетворяющего государственный режим. Правда, большинство восстаний происходило в среде студентов. Первые студенческие выступления зафиксированы уже в 1860-х годах. А бунтовали ли когда-нибудь школьники? В 1911 году в Англии школьники отказались идти в школу. Когда их спросили «почему», они ответили: «Наши отцы бастуют, почему же мы не должны?» То есть их бунт был связан с политикой. А бунтовали ли школьники против учителей? И такие бунты случаются, только они индивидуальны. Ребята, скажите по своему опыту, возможно ли проучиться в школе, ни разу не осудив учителей и ни разу не пререкаясь с ними ни словом, ни жестом, ни взглядом? А может ли учитель за многие годы преподавания ни разу не обидеть ученика ни словом, ни жестом, ни взглядом? Мы все хорошо понимаем, что человек не робот и зачастую не может сдерживать свои эмоции. Конфликты и недопонимание – дело обыденное. Ссорятся даже случайные прохожие на улице, что говорить о близких и друзьях. Мы понимаем, что лучше сеять добро, иногда очень жалеем о том, что сказали в пылу эмоций, но не можем попросить прощения, боимся показаться слабыми. По-вашему, какие качества нужно развивать каждому человеку, чтобы меньше ссориться с другими и уметь справляться с обидой? Слушают учителя, размышляют. Выдвигают предположения.     Отвечают на вопросы.     Предполагают, обсуждают. Познавательные: анализ; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: оценка; саморегуляция. Коммуникатив-ные: у мение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей. Личностные: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация.  

3. Основная часть (Операционно-деятельностный этап)

 

 

Дискуссионная игра «Мера наказания»  Предлагаю вам в подгруппах решить предложенные проблемные ситуации Ситуация 1: В январе 2020 года в московской школе произошел инцидент. Во время урока физики один из учеников 8 класса сидел в наушниках, не обращая внимания на неоднократные замечания учительницы. В конце концов, она не выдержала и, подойдя к нему, резко сорвала наушники. Один из проводов порвался, и этот факт настолько разозлил ученика, что со словами «ты мне за эти наушники заплатишь!» он ударил учительницу по голове. Их разняли, хотя учащийся еще долго не мог успокоиться и продолжал крушить мебель класса. Одноклассники рассказывали, что на всех уроках он вел себя подобным образом – отрешенно слушал музыку, ни с кем не общался, был нелюдим, вообще считают, что он – главный виновник конфликта. Другие, напротив, говорят, что учительница очень часто придиралась к нему, и разлад случился из-за неё. Направляющие вопросы: Как следовало бы поступить учительнице, чтобы избежать конфликта? Могли ли одноклассники каким-то образом повлиять на развитие и завершение конфликта? Ситуация 2: Отечественный педагог Антон Семёнович Макаренко, работая в колонии для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей, как-то не сдержался и ударил воспитанника. Дело было зимой. Чтобы проживать в колонии, нужно было работать: колоть дрова, растапливать огонь, расчищать снег. Однако когда Антон Семёнович обратился к воспитанникам с просьбой расчистить снег, они отказались, осмеяв его. Ему пришлось расчищать снег на пару с привратником, а отношения с воспитанниками начали стремительно ухудшаться. «Колония все больше и больше принимала характер «малины» — воровского притона, в отношениях воспитанников к воспитателям все больше определялся тон постоянного издевательства и хулиганства. При воспитательницах уже начали рассказывать похабные анекдоты, грубо требовали подачи обеда, швырялись тарелками в столовой, демонстративно играли финками и глумливо расспрашивали, сколько у кого есть добра», — вспоминает педагог. «И вот свершилось: я не удержался на педагогическом канате. В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно-веселый ответ: «Иди сам наруби, много вас тут!». Впервые ко мне обратились на «ты». В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку». После этого случая, однако, воспитанники вдруг согласились помочь в работе и пошли вместе с Антоном Семеновичем колоть дрова. В тот же день смеялись, а Задоров смеялся громче всех. Приятно было видеть его смеющуюся румяную рожу, и я не мог не ответить ему улыбкой. Направляющие вопросы: Почему воспитанники согласились помочь педагогу только после того, как он ударил одного из них? Как вы считаете, насколько был прав Антон Семёнович, когда поступил таким образом? Что повлияло на его поступок? Мог ли он поступить иначе, чтобы дисциплинировать воспитанников и если мог, то каким образом? Ситуация 3: На уроке две ученицы, сидящие за одной партой, громко хохотали, не реагировали на замечания учителя и подшучивали над ним. После урока учитель попросил их остаться, прищурился и холодным тоном предложил две дисциплинарные меры: либо доложить об их поведении администрации и позвонить родителям, либо «загладить вину» и попросить прощения у учителя при всем классе. Одна ученица, с волнением дрожа, попросила не звонить родителям, пообещала впредь себя так не вести и готова была прилюдно извиниться. Вторая отказалась извиняться при всех и самоуверенно заявила, что это унизительно и что нет ничего страшного в привлечении администрации или родителей, ведь они всегда на стороне ученика. Направляющие вопросы: Какой из предложенных учителем вариантов дисциплинирования, по-вашему, целесообразнее? Почему ученицам крайне не понравился тот или иной вариант? Как, по-вашему, следовало поступить учителю, чтобы разрешить ситуацию мирно? И как нужно было повести себя ученицам, чтобы загладить вину? Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых получает проблемную ситуацию Группы решает полученную ситуацию согласно алгоритму, затем озвучивают решение. Класс обсуждает предложенные решения и аргументы каждой группы, приводит другие возможные варианты решения. Алгоритм решения ситуации: 1.Определить – из-за чего произошел конфликт. 2.Установить, был ли конфликт закономерен – то есть он произошел бы в любом случае, только позже и «подтачивался» многими событиями и факторами; или же конфликт был случаен, то есть к нему привели события, сложившиеся «здесь и сейчас». 3.Обратить внимание на детали, описывающие психологическое состояние учителей и учеников, и как это повлияло на исход конфликта. 4.Проанализировать: как поступил или не поступил учитель, чтобы прийти к согласию и сгладить конфронтацию, и что для этого сделали ученики. 5. Предложить свой вариант мирного разрешения инцидента; предположить, как следовало действовать учителю, чтобы не допустить развития конфликта, и как следовало повести себя учащимся.   Познавательные: постановка проблемы; анализ; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: планирование; оценка; саморегуляция. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей. Личностные: самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация.
4. Заключительная часть (Рефлексивно-оценочный этап) Проводится в кругу. Вопросы для рефлексии: 1. Насколько важной вы считаете обсуждаемую проблему? 2. Насколько изменилось ваше отношение к проблеме «школьного террора» после сегодняшнего классного часа? 3. Насколько активно вы проявили себя сегодня? 4. Насколько вероятность возникновения конфликта между учителем и учеником зависит от учителя? От ученика? Сегодня вы приводили разные причины возникновения конфликтов между учителем и учеником. Посмотрим, насколько с вами согласен известный социолог, профессор МГПУ Александр Снегуров. Он отметил, что агрессивность в учебных заведениях сегодня идет с обеих сторон: от преподавателя к ученикам и наоборот. Главными причинами такого поведения он назвал снижение нравственного порога и правовых нормативов в обществе, которые привели к снижению самоконтроля. «Когда вразнос пошла психика многих людей, тут уже не остановить, какими-то инструментами, потому что и эти инструменты сносит волна насилия», — заявил эксперт. 5. Согласны ли вы с мнением эксперта? Никогда одна сторона не может отвечать за действия другой. Добрые отношения могут быть установлены между двумя людьми, когда оба идут на контакт. Сваливать свои проступки на кого-то другого, будь то мама, друг или учитель – не очень смело и не приведет ни к чему хорошему. То же касается и учителя. Поэтому оба должны стараться сотрудничать друг с другом, а не воевать. Спасибо за вашу активность, ребята! До свидания! Каждый учащийся по цепочке отвечает на предложенные вопросы, комментирует свою позицию, аргументирует мнение.   Размышляют. Делают общий вывод   Познавательные: анализ; подведение под понятие. Регулятивные: оценка; саморегуляция. Коммуникативные: у мение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей. Личностные: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация.
         

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: