Понятие о смешанном обучении

Часть I Смешанное обучение как инновационный учебный процесс

Современный этап развития образовательной деятельности определяется доминированием информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют интенсифицировать формы и методы традиционных подходов к обучению. Традиционный учебный процесс в школе движется в сторону дифференциации и персонализации подхода к обучающимся.

Новые информационные технологии перестраивают интеллектуальную деятельность и коммуникацию людей. Сохранить школу такой, какой она была, примерно пятьдесят лет назад — не представляется возможным. Ведь школа существует не в вакууме, она плотно интегрирована в глобальные цивилизационные процессы. А все составляющие современной жизни и быт, и развлечения, и познавательная активность — давно и прочно связаны с новыми информационными технологиями. Игнорировать этот факт невозможно.

Все это способствует нивелированию личностных особенностей членов классного коллектива, в результате чего личность ученика и его индивидуальные особенности не воспринимаются как приоритетные.

В свою очередь, процесс изменения образовательной среды средствами информационных технологий (ИТ) предполагает, в частности: отход от классического классно-урочного обучения; смещение приоритета в направлении индивидуализации; ликвидацию деления учебного процесса на классную и домашнюю работу; перераспределение учебной деятельности в сторону увеличения доли исследовательской и результативной практической работы.

Информатизация обучения требует иных подходов к организации и осуществлению образовательного процесса, которые реализуются сегодня по следующим направлениям: совершенствование ресурсной базы учебно-воспитательного процесса; комплексная автоматизация образовательного процесса; создание и реализация открытой модели образования; формирование креативной образовательной среды в условиях общеобразовательного учреждения. Процесс изменения образовательной среды средствами информационных и коммуникационных технологий предполагает:

· отход от классического классно-урочного обучения;

· приоритет индивидуализации обучения;

· активное вовлечение в образовательный процесс родителей, научных и общественных структур;

· отказ от деления учебного процесса на осуществляемый в классе (классная работа) и в домашних условиях (домашнее задание);

· необходимость мониторинга качества усвоения изучаемого по предмету материала;

· изменение системы механизма оценивания;

· постепенную ликвидацию деления на урочную и внеурочную учебную деятельность;

· перераспределение методов детально изучаемого по предмету материала в сторону увеличения доли исследовательской и результативной практической работы.

Следует помнить, что Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ориентирует на переход от обучения, где обучаемый – объект воздействия обучающего, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а обучающий выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Постепенно меняются принципы организации образовательного процесса, создаются условия для реализации динамичного персонализированного обучения. Возможность организации такого образовательного процесса с учётом потребностей каждого обучающегося нормативно прописана в ст. 15 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014): «При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии». В ст. 16, п.1 указано: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». Одной из современных образовательных технологий является смешанное обучение, или blended learning.

Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн. Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени.

В настоящий момент смешанное обучение активно развивается в ВУЗе, школе и детском саду. Много историй успешного внедрения собрано Институтом Клэйтона Кристенсена в США, и база данных «Вселенной смешанного обучения» продолжает пополняться. Россия также наращивает опыт использования данной технологии.

Реализация смешанного обучения предполагает сохранение общих принципов построения традиционного учебного процесса с применением элементов электронного обучения (электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии). При этом процесс сочетания технологий может происходить как на уровне отдельного курса, предмета, так и на уровне образовательной программы в целом. Е. В. Андропова и Е. В. Кондакова рассматривают смешанное обучение как технологию, объединяющую методику обучения лицом к лицу и всевозможные методы и ресурсы дистанционного образования. По мнению Ю. И. Капустина, «смешанное обучение следует понимать как целенаправленный, организованный, интерактивный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени». В каждом из подходов можно выделить три основные составляющие, присущие модели смешанного обучения в учреждениях общего среднего образования:

• самообразование;

• личное взаимодействие учителя и учащегося;

• интерактивное взаимодействие учителя и учащегося.

С одной стороны, доля каждой составляющей исходит из задач, которые ставит перед собой учреждение образования, учитель-предметник. С другой стороны, доля каждой из них определяет уникальность курса и позволяет достичь определенных педагогических результатов, к которым относится создание новых возможностей за счет гибкости и доступности образовательного ресурса, который уже может предоставляться не только очно, но и дистанционно на электронных и сетевых образовательных ресурсах. Можно выделить следующие особенности технологии смешанного обучения:

1. Смена акцентов во взаимоотношениях педагога и учащихся. Учитель в модели смешанного обучения выполняет роль тьютора, помощника учащегося при выборе личной образовательной траектории, консультанта по изучаемому учебному предмету. Вместо озвучивания и отработки учебных материалов педагог переходит к роли организатора учебного процесса.

2. Приоритет самостоятельной деятельности учащегося. Основу образовательного процесса при смешанном обучении составляет целенаправленная, интенсивная и контролируемая самостоятельная работа. Учащийся может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному плану, комплексно используя специальные средства обучения и согласованную возможность контакта с учителем-предметником. Таким образом, обучение сфокусировано на учащегося, которому помогают учиться. Смешанное обучение стимулирует выработку навыков самообучения и поиска информации (необходимость самостоятельного изучения материала способствует развитию ответственного отношения к обучению, самомотивации, планированию времени, личной активности в поиске интересующей информации).

3. Организация индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого учащегося учителем-предметником как во время классно-урочной деятельности, так и посредством сетевого общения, посредством получения обратной связи от учителя. Это помогает реализовать индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

4. Широкое использование организации групповой учебной деятельности, включая совместную работу над проектами, проведение дискуссий, семинаров, организованных в виде электронных конференций, форумов, синхронных и асинхронных по времени. В условиях смешанного обучения групповой работы становится значительно больше – она стимулирует развитие навыков онлайн-общения.

5. Гибкость образовательной траектории. Смешанное обучение предполагает гибкость программы.

6. Использование учебно-методического контента, предоставляющего возможность в любое время просмотреть необходимый материал в режиме онлайн; отследить изменение своего рейтинга в электронном журнале; пройти тестирование; проверить свои знания по предмету; ознакомиться с дополнительными источниками, которые соответствуют пройденным темам, используя аудио- или видеоуроки, презентации и пр.

Одним из основных преимуществ смешанного обучения, по сравнению с традиционными образовательными программами является возможность учащихся выступать в качестве активных участников образовательного процесса, самостоятельно выбирая для себя наиболее интересные области учебных дисциплин и работая над индивидуальными и групповыми проектами. Каждый учащийся выбирает сам себе тот материал, который соответствует его способностям и текущим знаниям в определенной области. Появляется возможность варьирования сложности учебного материала и темпа работы над ним.

Таким образом, реализация смешанного обучения полностью соответствует требованиям ФГОС РФ, а значит, его можно и нужно применять на практике.

Введение в образовательный процесс смешанного обучения также позволяет решить ряд задач:

для педагогов:

  • повышение квалификации педагогических кадров;
  • приобретение квалификационных компетенций, направленных на реализацию ФГОС нового поколения;
  • повышение эффективности педагогической деятельности с целью достижения новых образовательных результатов;
  • использование новых видов контроля и коммуникации в педагогическом процессе;
  • возможность организовывать качественную работу с высокомотивированными учениками;
  • трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся, что способствует конструированию обучающимся собственных знаний;

для организации учебного процесса:

• возможность экономии средств за счёт повышения уровня эффективности педагогической деятельности;

• решение проблемы дефицита педагогических кадров;

• интенсификация учебной деятельности с целью экономии времени для реализации иных образовательных и культурных потребностей.

Стоит заметить, что все больше учителей заявляют об использовании на своих уроках возможностей информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе: чаще всего это сочетания дистанционных курсов совместно с классно-урочной системой организации учебного процесса, создание и ведение блогов, совместных проектов, редактируемых в режиме онлайн.

Безусловно, использование смешанного обучения предоставляет новые возможности для учащихся в получении более глубоких знаний по интересующим их направлениям, что в значительной степени стимулирует их познавательную мотивацию.

Смешанное обучение предоставляет весьма благоприятные условия для обеспечения качественного обучения с реальным учетом индивидуальных особенностей учащегося и построения личных образовательных траекторий для каждого.

1.2. Внедрение смешанного‌ обучения в образовательный процесс

Внедрение смешанного обучения в образовательный процесс как инновации приводит к ряду изменений в самоопределении и способах деятельности ученика и учителя. Ученик обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия. Учитель начинает функционировать в новых для себя ролях, в частности, уходит от роли транслятора к роли тьютора, и ключевым инструментом педагога становится учебная среда, в которой стираются границы между средой классной комнаты и онлайн-средой.

Онлайн-среда становится тем самым пространством свободы, где у ученика появляется возможность самому выбирать темп, время, место своего обучения и образовательный маршрут в рамках темы, учебного раздела или целого курса. Здесь формируются навыки саморегуляции, личностные и регулятивные метапредметные компетенции. В сознании учителя, до этого работавшего в рамках классно-урочной системы и границах классной комнаты, легитимизация онлайн-обучения как эксперимента по его интеграции в традиционное обучение, пусть пока и в рамках существующей системы, проходит в несколько этапов.

Первый шаг к смешанному обучению, который делают учителя-инноваторы, по их собственному признанию, — принять как факт недостаточность тех средств, которых прежде вполне хватало, увидеть, что «что-то идёт не так», почувствовать, что прежний опыт, наработанный годами, оказывается непригодным к использованию в изменившейся ситуации, что причина хронической неуспешности учеников и их снижающейся мотивации к обучению — в неадекватности используемых методов обучения образовательным потребностям современных детей.

Следующий шаг — спроектировать мотивирующую образовательную среду с помощью современных инструментов. Такая среда предполагает соединение онлайн-обучения с обучением в классе, следовательно, нужно найти место для самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой в условиях онлайн-среды. Для этого нужна инвентаризация наличных средств и методов обучения: она поможет яснее представить и признать те преимущества, которые есть у онлайн-обучения в сравнении с уже сложившейся организацией учебного процесса в классе. То, чего учителю не хватает в обычной классной комнате, может быть реализовано при помощи новых средств. Но эти средства будут работать, если допустить саму возможность расширения учебной среды за пределы обычного класса, урока в 45 минут и закреплённого за учителем предмета. Когда учителю «всего хватает», он вряд ли вообще захочет выходить за установленные кем-то границы. Чего же, собственно, может не хватать?

Формальные перемены, изменения среды обучения, не основанные на пересмотре ролей, технологий, приёмов обучения по сути являются имитационными: они ничего не меняют на самом деле и порождают негативное отношение к инновациям как к чему-то ненастоящему. Поэтому трансформация физического пространства класса является одним из инструментов изменений, но это следствие изменения ролей учителя и ученика, а не причина. Учитель, работающий в традиционной модели, сохранит свои педагогические подходы в любой обстановке — как бы ни стояли парты: хоть рядами, хоть в кружок.

Рассмотрим, что появление онлайн-среды меняет для ученика. Например, если работа с учебным материалом происходит в комфортной ситуации — в удобное время и в удобном месте — онлайн. Расширяется физическая учебная среда за счёт виртуального компонента и даётся возможность доступа к учебным материалам и до, и после «очного» урока. Можно предположить, что это не решает проблемы, что онлайн-хранилище с учебными материалами более удобно и заменяет бумажный учебник, но само по себе не обеспечивает вероятности, что эти материалы будут кем-то востребованы. Значит, нужны специальные средства для организации самостоятельной работы ученика с учебным контентом. Эта задача решается посредством специализированных инструментов планирования и контроля — важных компонентов онлайн-среды обучения. Многие платформы для онлайн-обучения снабжены инструментами для отслеживания продвижения ученика в учебном курсе. В случае, если их нет, можно использовать специально предназначенные для этого веб-сервисы.

Поэтому и получается, что в классно-урочном подходе чаще всего учителя, на своём предмете работают на уровне нижней части пирамиды Блума. Это то, что получается, поскольку очень хорошо вписывается в сложившуюся веками модель, в которой воспроизведение и применение знаний учеником ещё можно организовать — для этого есть опробованные и устоявшиеся формы учебной деятельности. Но в этой же модели уже труднее обеспечить достижение образовательных целей, находящихся на верхних «этажах» упомянутой пирамиды: умение анализировать, самому создавать новое знание, оценивать результаты собственной учёбы. Всё это невозможно без установки на свободную коммуникацию между учениками — обмен идеями и столкновение мнений, выбор и согласование способов и версий.

Может быть, следует поискать ответ на вопрос, задаваемый «ленивыми» учащимися: зачем нам онлайн-среда и как она нам поможет учиться? Пока у учителей нет ответа на этот вопрос, использование новых веб-средств для общения и совместной работы участников учебного процесса выглядит скорее искусственным, нежели естественно встроенным в этот процесс. Почему все же не осознаются преимущества новых инструментов для решения задачи школы по организации обучения и развития ученика?

Как коммуникация, так и совместная деятельность не являются приоритетом в классно-урочной модели — и они не занимают должного места в списке образовательных ценностей и насущных задач. Стоит признать, что учителя не сильно озабочены поиском эффективных способов коллективной работы, у них нет мотива к использованию удобных инструментов обмена информацией. Вот почему бывает трудно на уроке усадить учеников по группам в кружок: они не понимают, для чего это нужно. Не принятая самими учениками и поэтому совершенно бессмысленная для них «пересадка» побуждает относиться к этому скорее как игре и причуде учителя. Вот почему ученики не принимают коллективных форм работы — в очной ли группе, в совместном ли онлайн-документе, — где нужно общаться, реагировать на вопросы других или формулировать их самому. Этот протест — от неумения взаимодействовать.

Специфика учительской деятельности и сама социокультурная ситуация таковы, что проблемами организации учебной деятельности учителям все же придется озаботиться.

Если посмотреть на фотографии из репортажей учителей, побывавших в европейских или американских школах, можно увидеть, что редко где парты стоят рядами, и даже там, где ученики слушают объяснение учителя, они всё равно сидят «в кружок». В процессе чтения пояснений и комментариев становится понятно, зачем нужна такая расстановка мебели в помещениях для занятий. Основное правило дизайна учебных помещений состоит в том, что обучение основано на самостоятельной работе учеников — индивидуальной или групповой. Нужно, чтобы ученику было удобно: в одном случае — общаться с другими учениками, во втором — сосредоточиться на выполнении задания.

Как и чем может помочь смешанное обучение для решения накопившихся проблем?

Многие из учителей понимают необходимость трансформаций не только «на уровне системы», но и в собственной практической работе учителя, завуча. Речь идёт об изменениях в организации учебного процесса. Начинать их можно и нужно с самого себя, подвергая пересмотру свой набор целей, задач и средств организации обучения — используемых инструментов, методов, форм и всего того, что можно из своей профессиональной деятельности выделить и хоть как-то назвать. Назвать, чтобы иметь возможность описывать свои намерения и действия. Поэтому, совершая переход к смешанному обучению, учитель идёт не только на мысленный эксперимент — начинается ежедневная практическая работа со всеми возможными ошибками и рисками.

1.3. Организация учебного процесса в ‌смешанном ‌обучении

Сформулируем задачу о необходимости организации онлайн-среды для смешанного обучения. Пока ещё для учителя она остаётся скорее красивой метафорой, чем практическим руководством: при имеющемся наборе традиционных средств в классно-урочной традиции решить эту задачу довольно трудно. Необходимы новые средства и иные способы организации учебной деятельности. Если в качестве подзадачи удерживать необходимость выстраивания индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, то дополнительная трудность состоит в том, что «индивидуальность» здесь не сводится к индивидуальным («один на один») формам работы учителя с учеником или к особым заданиям для каждого ученика. Получается своеобразный парадокс: чтобы индивидуализировать учебную траекторию, нужно сделать процесс обучения более социальным, т. е. по-настоящему коллективным. В привычных рамках учитель хорошо умеет транслировать обобщённое и усреднённое знание, но умеет ли он так же хорошо организовывать присвоение знания учеником, получение им «личного знания» и порождение нового знания? Поэтому можно найти новые решения этой проблемы, используя расширенные возможности современной информационной среды и современные инструменты для общения и совместной работы.

Подготовка к урокам в условиях доступного интернета — одна из самых актуальных каждодневных учительских задач, которая занимает большую долю рабочего времени. Где и как собирать полезные ссылки, где хранить материалы к уроку, как их каталогизировать, как обновлять, как осуществлять навигацию и поиск, чтобы потом самому не заблудиться в личных и коллективных папках? И ещё много подобных вопросов можно задать, описывая потребности учителя в некой рабочей среде, которая бы позволяла накапливать и структурировать контент.

Учебный контент смешанного обучения — содержание учебных электронных курсов/модулей, учебные материалы, размещаемые в учебной среде в виде файлов различных форматов (текст, рисунки, видео, медиа-файлы и т. д.) или в виде ссылок на открытые образовательные ресурсы. Учебный контент предназначен для самостоятельной (индивидуальной или групповой) проработки учениками, поэтому наряду с цифровыми учебными объектами может содержать также пояснения, инструкции, справочный материал, план работы и оценивания, тесты самопроверки, формы обратной связи и т. д.

Это должен быть проработанный учителем и хорошо структурированный материал, возможно, с комментариями, пояснениями, вставками и ссылками из разных источников. Причём такое требование предъявляется отнюдь не только к текстовым файлам.

Материалы, составляющие учебный контент, могут быть разработаны как специалистами и экспертами, так и самим учителем.

Свой вклад в создание контента вносят и ученики, создавая новые цифровые учебные объекты и размещая их в виртуальной среде обучения. Качество контента может задаваться разными критериями, но наиболее универсальный — пригодность для достижения определённой цели. Задача учителя — учиться отбирать в Сети и упорядочивать, а также самому создавать хороший учебный контент.

Чтобы ориентироваться в предметном материале (контенте) для решения поставленной задачи, ученику необходимо иметь способность различать важную и неважную информацию. В данном случае роль учителя состоит в том, чтобы привить учащемуся умение интегрировать необходимую информацию из разных представленных форм исходя из заданного предметного контекста.

Организация образовательного процесса в логике системно-деятельностного подхода (в Планирование результатов в смешанном обучении начинается «от конца», от тех результатов, которые должны сформироваться у учащихся к концу изучения темы.

Это отличается от привычных принципов планирования, когда учитель определял, что он должен сделать на уроке. Ставя учебные цели, учитель формулирует их так, чтобы можно было проверить достижение целей учащимися. Чёткая постановка измеримых целей позволяет узнать, достиг ученик этой цели или нет. Важно, чтобы цели были измеримыми.

Далее надо спланировать способы оценивания достижений учащихся. Для этого учитель должен ответить на вопрос: «Как я пойму, что мои ученики узнали и научились делать?»

Оценивание в смешанном обучении состоит из двух этапов: формирующее оценивание и констатирующее оценивание, — и строится на двух разных подходах.

В ходе изучения темы зачастую применяется формирующее оценивание, уточняющее движение учащихся, и только в конце изучения темы, блока, раздела используется констатирующее оценивание, которое позволяет проверить достижение поставленных целей.

Поэтому при планировании тематического раздела учитель сразу же продумывает, как будет проводиться констатирующее оценивание. Констатирующее оценивание позволяет фиксировать достижение результатов завершённой работы, например, тематического раздела. Оно не учитывает особенности ребёнка и даёт объективную оценку достижения учебных целей.

А при построении урока учитель планирует принципы формирующего оценивания. Формирующее оценивание помогает поддерживать и направлять прогресс учащихся в процессе изучения нового материала и его закрепления. Задача формирующего оценивания — дать ученику обратную связь по качеству его продвижения. Здесь следует сравнивать ребёнка только с ним самим, оценивать качество его стараний и динамику продвижения. Не стоит переводить формирующее оценивание в отметки — можно использовать другую шкалу, чтобы давать ученикам обратную связь о том, как они продвигаются в освоении изучаемого материала. Фактически здесь идет речь об использовании критериального оценивания в смешанном обучении и вообще в системно-деятельностом подходе, потому что только критериальное оценивание связывает поставленные цели и проверяет их достижение.

При подборе заданий учитель должен проанализировать:

  • Поведение ученика при выполнении задания. Может ли он выполнить задание, как должен себя вести и что будет делать?
  • Предметные знания. Достаточно ли у учащихся предметных знаний для выполнения данного задания, какие знания необходимы для его выполнения, какие новые знания потребуются?
  • Метапредметное содержание. Какие УУД (универсальные учебные действия) необходимы для выполнения данного задания и какие УУД развивает данное задание?

Смешанное обучение характеризуется высокой степенью индивидуализации обучения за счет вариативности заданий в электронном курсе и возможностью их прохождения в индивидуальном темпе. Таким образом, смешанное обучение предлагает оптимальные условия для реализации индивидуального потенциала обучающихся.

Построение учебного процесса на основе применения технологии смешанного обучения позволяет обеспечить более качественное и системное выполнение задач, поставленных ФГОС нового поколения, а именно дать возможность обучающимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения, включая организацию освоения, то есть умения учиться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: