Временный детский коллектив. Периоды развития временного детского коллектива.
Понятие временного детского коллектива. Умение вожатого организовать деятельность ВДК. Этапы развития коллектива. Стадии развития коллектива по А.Н. Лутошкину. Решение ситуаций, возникающих в коллективе.
О коллективе написано и сказано много. Но вряд ли кто-нибудь решится сказать, что знает о коллективе все. Скорее наоборот, чем глубже мы проникаем в его природу, тем больше видим вопросов, противоречий, нерешенных проблем. Любой организатор, создавая коллектив, в первую очередь должен учитывать, что коллектив – это организм, все части которого находятся в непрерывном взаимодействии между собой. Он существует и развивается по своим законам, создает свою собственную культуру, свой язык, свое видение целей и путей их достижения.
Временный детский коллектив ограничен сроками своего существования (зимой 12 дней; летом до 22 дней, профильная смена от 5 до 8 дней).
Такому детскому формированию присущи автономность (дети находятся вне влияния семьи и школы, что даёт возможность смены ролей, то есть ребенок может «стать другим») и сборность (в одной группе оказываются дети с различным жизненным опытом, представлениями о нормах поведения, то есть возникает необходимость подчинятся новым требованиям, устанавливать коммуникативные связи, что приводит к высокому моральному напряжению).
Условия существования временного коллектива способствуют высокой интенсивности общения детей. Быстро возникают контакты, завязываются отношения. Дети видят результат коллективных усилий. Всё это приводит к интенсивности внутриколлективных процессов. При правильной педагогической позиции отряд за смену в лагере может достичь высокого уровня развития коллектива. Стать Референтной группой - группа значимых для ребенка ровесников, на мнение которых о себе он ориентируется. Вступая в группу, новичок стремится поскорее сориентироваться в ней, найти ту манеру поведения, которая характерна для группы и сделает его в ней “ своим ”. При этом возможны варианты поведения – от безоговорочного подчинения принятием в группе норм до попытки их скорректировать привычными способами).
Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда коллектива, по сути, еще нет, а есть просто группа ребят. Особенность временного детского коллектива в лагере заключается в том, что отряд из малой группы, объединенной без определенной логики, за короткий период проходит все стадии и приближается или становится коллективом. Детский коллектив в лагере необычен сам по себе тем, что в отличие от других (школьный класс или коллектив сотрудников какого-либо учреждения, предприятия) развивается очень быстро.
Итак, дети приезжают в лагерь. Появляется это формальная малая группа. Формальная она потому, что она создана нами на основе задач, принципов лагеря, а не образована естественно.
Отношениями сложившегося коллектива в отряде к концу лагерной смены можно считать следующими:
Нравственность
Ответственность
Открытость (способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими семейками или новичками внутри своей семейки)
Коллективизм (забота друг о друге, быть командой все время, добрые традиции)
Контактность (хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения, внимание друг к другу, уважение, тактичность)
Организованность (умелое взаимодействие и взаимозаменяемость)
Эффективность и Информированность.
Это, конечно, идеальные отношения.
На основе анализа своего опыта А.С.Макаренко определил, что коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл, цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения в условиях детского лагеря.
Коллектив - это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и мотивами совместной деятельности, подчиненная целям этого общества
Выделяют 4 признака коллектива:
1. Наличие причины, по которой собрались дети.
2. Понимание членами коллектива взаимозависимости и необходимости сотрудничества.
3. Вовлеченность каждого в коллективную деятельность.
4. Подотчетность.
| По теории Такманна выделяются 5 этапов развития коллектива | Модель развития группы | Оценка развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина |
| 1. Этап знакомства На этом этапе необходимо поставить задачу, сориентировать членов команды, определить формы отчетности. Ребята ведут себя достаточно вежливо, формально. Господствуют статусные отношения. | 1.Ориентация. ·Готовность к работе и радужные ожидания ·Изучение ситуации и действующих лиц ·Чувство зависимости от авторитетов и иерархии ·Потребность найти свое место | «Песчаная россыпь» Вроде все вместе и в то же время каждый, отдельно, нет того, что «сцепляло» бы, соединяло бы людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, не желают пойти друг другу навстречу, нет общих интересов, общих дел. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения тому, кто в нее входит. |
| 2.Этап «Утряска» Члены коллектива начинают проявлять свою индивидуальность. Возникает сопротивление первоначально установленным статусным отношениям, неприязнь между отдельными членами и покушение на власть руководителя. Начинается распределение ролей, определение своего места в коллективе. Роль вожатого на данном этапе - добиться осознания у каждого ребенка его значимости и неотъемлемой части коллектива. Очень важно сделать установку ценности каждой личности в коллективе, показать детям, что различные мнения обогащают команду и повышают ее шансы на успех. Необходимо на данном этапе уточнить цели совместной работы, так как возникают конфликты у детей от того, что существует различное понимание задач и целей. | 2.Разочарование. ·Несоответствие надежд и реальности ·Недовольство авторитетами ·Недовольство целями, задачами и планом действий ·Чувство некомпетентности ·Споры за власть и внимание | «Мягкая глина» Заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не всегда получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные; конфликтные ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу, существуют приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастерства - хорошего организатора - пока нет. |
| 3.Этап вхождение в норму Усиливается общение, исчезает статусное различие, принимаются индивидуальные особенности каждого ребенка, у членов коллектива возникают ощущение общности и единства, развивается сотрудничество, ребята в состоянии слышать друг друга, возникает климат поддержки. На данном этапе начинаются реальные действия. Начинается формироваться своя культура (коллектива), стиль общения, язык | 3.Согласие ·Сглаживание разницы между ожиданием и действительностью ·Разрешение противоречий ·Достижение гармонии, доверия, уважения, уверенности и поддержки ·Разделение ответственности | «Мерцающий маяк» Формирующий коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе, но желание - это еще не все, дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитеты «смотрителя» маяка те, кто не дает погаснуть огню организаторы, актив. |
| 4.Этап результативной работы Коллективом решаются актуальные задачи. Существует осознание активной взаимозависимости членов коллектива. Достигаются определенные результаты. Возникает чувство гордости за коллектив | 4.Работа. ·Радость от участия в работе группы ·Совместная взаимозависимая работа ·Чувство силы команды ·Роль лидера переходит ОТ одного участника к другому в зависимости от необходимости ·Настрой на успех ·Высококачественная работа | «Алый парус» Стремление вперед, неуспокоенность, дружеская верность, преданность. Принцип: «Один за всех и все за одного». Всем хорошо внутри отряда, но нет стремления пойти на контакт, взаимодействие с другими коллективами, помогать им. |
| 5.Этап расформирования Этот этап начинается при достижении первоначальной цели. На данном этапе идет завершение совместной работы, подведение итогов, рефлексия совместной деятельности. | 5.Завершение. ·Признательность к участникам группы ·Резкий подъем или спад настроения ·Гордость за достижения ·Чувство близости к членам группы | «Горящий факел» Это сплоченный коллектив, с отлаженной системой взаимоотношений, яркими лидерами. Главный девиз такого отряда - делать добро другим. |






