Это, конечно, идеальные отношения

Временный детский коллектив. Периоды развития временного детского коллектива.

Понятие временного детского коллектива. Умение вожатого организовать деятельность ВДК. Этапы развития коллектива. Стадии развития коллектива по А.Н. Лутошкину. Решение ситуаций, возникающих в коллективе.

О коллективе написано и сказано много. Но вряд ли кто-нибудь решится сказать, что знает о коллективе все. Скорее наоборот, чем глубже мы проникаем в его природу, тем больше видим вопросов, противоречий, нерешенных проблем. Любой организатор, создавая коллектив, в первую очередь должен учитывать, что коллектив – это организм, все части которого находятся в непрерывном взаимодействии между собой. Он существует и развивается по своим законам, создает свою собственную культуру, свой язык, свое видение целей и путей их достижения.

Временный детский коллектив ограничен сроками своего существования (зимой 12 дней; летом до 22 дней, профильная смена от 5 до 8 дней).

Такому детскому формированию присущи автономность (дети находятся вне влияния семьи и школы, что даёт возможность смены ролей, то есть ребенок может «стать другим») и сборность (в одной группе оказываются дети с различным жизненным опытом, представлениями о нормах поведения, то есть возникает необходимость подчинятся новым требованиям, устанавливать коммуникативные связи, что приводит к высокому моральному напряжению).

Условия существования временного коллектива способствуют высокой интенсивности общения детей. Быстро возникают контакты, завязываются отношения. Дети видят результат коллективных усилий. Всё это приводит к интенсивности внутриколлективных процессов. При правильной педагогической позиции отряд за смену в лагере может достичь высокого уровня развития коллектива. Стать Референтной группой - группа значимых для ребенка ровесников, на мнение которых о себе он ориентируется. Вступая в группу, новичок стремится поскорее сориентироваться в ней, найти ту манеру поведения, которая характерна для группы и сделает его в ней “ своим ”. При этом возможны варианты поведения – от безоговорочного подчинения принятием в группе норм до попытки их скорректировать привычными способами).

Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда коллектива, по сути, еще нет, а есть просто группа ребят. Особенность временного детского коллектива в лагере заключается в том, что отряд из малой группы, объединенной без определенной логики, за короткий период проходит все стадии и приближается или становится коллективом. Детский коллектив в лагере необычен сам по себе тем, что в отличие от других (школьный класс или коллектив сотрудников какого-либо учреждения, предприятия) развивается очень быстро.

Итак, дети приезжают в лагерь. Появляется это формальная малая группа. Формальная она потому, что она создана нами на основе задач, принципов лагеря, а не образована естественно.

Отношениями сложившегося коллектива в отряде к концу лагерной смены можно считать следующими:

Нравственность

Ответственность

Открытость (способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими семейками или новичками внутри своей семейки)

Коллективизм (забота друг о друге, быть командой все время, добрые традиции)

Контактность (хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения, внимание друг к другу, уважение, тактичность)

Организованность (умелое взаимодействие и взаимозаменяемость)

Эффективность и Информированность.

Это, конечно, идеальные отношения.

На основе анализа своего опыта А.С.Макаренко определил, что коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл, цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения в условиях детского лагеря.

Коллектив - это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и мотивами совместной деятельности, подчиненная целям этого общества

Выделяют 4 признака коллектива:

1. Наличие причины, по которой собрались дети.

2. Понимание членами коллектива взаимозависимости и необходимости сотрудничества.

3. Вовлеченность каждого в коллективную деятельность.

4. Подотчетность.


По теории Такманна выделяются 5 этапов развития коллектива Модель развития группы Оценка развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина
1. Этап знакомства На этом этапе необходимо поставить задачу, сориентировать членов команды, определить формы отчетности. Ребята ведут себя достаточно вежливо, формально. Господствуют статусные отношения. 1.Ориентация. ·Готовность к работе и радужные ожидания ·Изучение ситуации и действующих лиц ·Чувство зависимости от авторитетов и иерархии ·Потребность найти свое место «Песчаная россыпь» Вроде все вместе и в то же время каждый, отдельно, нет того, что «сцепляло» бы, соединяло бы людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, не желают пойти друг другу навстречу, нет общих интересов, общих дел. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения тому, кто в нее входит.
2.Этап «Утряска» Члены коллектива начинают проявлять свою индивидуальность. Возникает сопротивление первоначально установленным статусным отношениям, неприязнь между отдельными членами и покушение на власть руководителя. Начинается распределение ролей, определение своего места в коллективе. Роль вожатого на данном этапе - добиться осознания у каждого ребенка его значимости и неотъемлемой части коллектива. Очень важно сделать установку ценности каждой личности в коллективе, показать детям, что различные мнения обогащают команду и повышают ее шансы на успех. Необходимо на данном этапе уточнить цели совместной работы, так как возникают конфликты у детей от того, что существует различное понимание задач и целей. 2.Разочарование. ·Несоответствие надежд и реальности ·Недовольство авторитетами ·Недовольство целями, задачами и планом действий ·Чувство некомпетентности ·Споры за власть и внимание «Мягкая глина» Заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не всегда получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные; конфликтные ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу, существуют приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастерства - хорошего организатора - пока нет.
3.Этап вхождение в норму Усиливается общение, исчезает статусное различие, принимаются индивидуальные особенности каждого ребенка, у членов коллектива возникают ощущение общности и единства, развивается сотрудничество, ребята в состоянии слышать друг друга, возникает климат поддержки. На данном этапе начинаются реальные действия. Начинается формироваться своя культура (коллектива), стиль общения, язык 3.Согласие ·Сглаживание разницы между ожиданием и действительностью ·Разрешение противоречий ·Достижение гармонии, доверия, уважения, уверенности и поддержки ·Разделение ответственности «Мерцающий маяк» Формирующий коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе, но желание - это еще не все, дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитеты «смотрителя» маяка те, кто не дает погаснуть огню ­организаторы, актив.
4.Этап результативной работы Коллективом решаются актуальные задачи. Существует осознание активной взаимозависимости членов коллектива. Достигаются определенные результаты. Возникает чувство гордости за коллектив 4.Работа. ·Радость от участия в работе группы ·Совместная взаимозависимая работа ·Чувство силы команды ·Роль лидера переходит ОТ одного участника к другому в зависимости от необходимости ·Настрой на успех ·Высококачественная работа «Алый парус» Стремление вперед, неуспокоенность, дружеская верность, преданность. Принцип: «Один за всех и все за одного». Всем хорошо внутри отряда, но нет стремления пойти на контакт, взаимодействие с другими коллективами, помогать им.
5.Этап расформирования Этот этап начинается при достижении первоначальной цели. На данном этапе идет завершение совместной работы, подведение итогов, рефлексия совместной деятельности. 5.Завершение. ·Признательность к участникам группы ·Резкий подъем или спад настроения ·Гордость за достижения ·Чувство близости к членам группы «Горящий факел» Это сплоченный коллектив, с отлаженной системой взаимоотношений, яркими лидерами. Главный девиз такого отряда - делать добро другим.






double arrow
Сейчас читают про: