Реймонд Мерфи, автор культовых учебников по английской грамматике «English Grammar in Use»

Все ваши книги о грамматике. Но как Вы считаете, что самое необходимое для изучения языка: грамматика, лексика, произношение?

– Изучение языка – это прежде всего формирование навыка понимания и говорения на иностранном языке. Нужно использовать язык, а не просто его «знать». Освоение лексики и грамматики, разумеется необходимо при изучении иностранного языка, но этим только дело не ограничивается. Не важно, сколько вы знаете, главное, как вы это применяете.

– В каком возрасте лучше всего начинать изучать грамматику?

– Мне не нравится сама идея «изучения грамматики». Когда вы учите язык, грамматика изучается сама собой. Нет никакой необходимости заниматься ею отдельно. Многие люди довольно бегло говорят на иностранном языке без классического изучения грамматики. Дети (и чем младше, тем лучше) вообще прекрасно учат иностранные языки и уж им-то отдельно заниматься грамматикой вовсе необязательно.

Как вам кажется, может ли человек выучить язык самостоятельно с помощью книг, видео или интернет-сайтов?

– Некоторые люди могут заниматься сами по себе, но большинству из нас необходим обмен информацией и практика. Это не означает, что вам обязательно нужен педагог или какие-то курсы, однако сложно достичь прогресса без благоприятного окружения, без того, с кем можно было бы поговорить и кого послушать.

– Какие игры могут помочь в изучении английского языка?

– Любой вид деятельности (не только игры), который задействует речь, полезен, потому что он акцентирует внимание на действии, а не на языке. По сравнению с искусственным изучением языка, этот способ полностью устраняет языковой барьер.

Русские люди часто беспокоятся по поводу своего акцента. Как вы считаете, идеальное произношение важно для начинающих изучать английский язык?

– В мире множество разных акцентов, как среди носителей английского языка, так и среди изучающих язык), и это прекрасно. До тех пор, пока акценты не мешают пониманию, они не представляют никакой существенной проблемы. И мне, кстати, нравится русский акцент.

Екатерина Слободян, автор теории билингвизма взрослых, основатель онлайн-школы «Школа Билингвизма».

– Если родители говорят, что они не способны к языкам, то как им развивать ребёнка лингвистически?

– «Не пытайтесь учить ребенка. Что бы вы ему ни говорили, он будет похож на вас. Развивайте себя». Не берусь утверждать, что это точная цитата, но в любом случае именно такой девиз должен быть у родителей. Мама вряд ли научит дочку печь удивительный торт «Наполеон», если сама не умеет этого делать. Да, можно отдать дочку на курсы или нанять частного педагога, и она сможет осуществить тайную мечту мамы – испечь чудо – торт. Но язык – более сложное произведение искусства. В мире не известен ни один ребенок – билингв, которому удалось стать взрослым – билингвом (с теми же языками, что у него были в детстве) без помощи родителей. Поэтому, хотите развивать ребенка лингвистически – начните с себя.

– Что делать одному из родителей, если все в семье против раннего изучения языков?

– Самое главное – не идти на конфликт. Конечно, такой вопрос должен решаться индивидуально, исходя из особенностей мышления членов семьи. Но стратегически можно предложить следующий маневр: определить того, кто отвечает или может повлиять на общественное мнение всех или большей части членов семьи, и «прорабатывать» именно его. Я за логику. Ведь никого не смущает, что ребенка учат одному языку, в данном случае русскому. А для ребенка он на первых этапах такой же иностранный, как и любой другой. И именно социум и общение делают его родным. Да и то не сразу, а приблизительно к семи годам. Если в семье есть подобные разногласия, решить их стоит до рождения ребенка. Без поддержки всех членов семьи большая часть усилий будет потрачена в пустую. Тут только можно успокоить тем, что билингвом можно стать в любом возрасте.

– Родителям (сторонникам раннего изучения языков) очень важно видеть свет в конце тоннеля. Что делать, если его не видно?

– В воспитании детей есть один важный нюанс: мы вкладываем и надеемся, но никто и никогда до конца не знает, какие семена прорастут. Да, по большому счету, мы даже толком не знаем, что в реальности сажаем. Поэтому тут я могу сказать только одно: любите своего ребенка несмотря ни на что. Любите его здесь и сейчас. И тогда вы увидите, что обучение ребенка иностранному языку это не результат в конце пути, а дорога, где каждый камешек – событие, кочка – приключение, выбоина – возможность победить, а каждый новый шаг – триумф. Видимо, в этом случае, мы можем просто учиться у детей тому, чтобы быть в настоящем и наслаждаться именно им, а не призрачным и таким далеким результатом. Да и что можно считать результатом в изучении языка, если мы его осваиваем всю жизнь?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: