Упражнения, позволяющие снять челюстные зажимы
- Вставить вертикально в рот четыре пальца, подержать их в таком положении 5 секунд, контролируя, на какие мышцы приходится максимальная нагрузка. Вынуть пальцы, закрыть рот. Проследить за своими ощущениями. Несколько раз открыть рот на такую же величину, не прибегая к помощи рук.
- Максимально зажать, а затем расслабить челюсти. Повторить несколько раз, прислушиваясь к поведению мышц. Запомнить состояние свободы челюсти после зажима.
- Для освобождения лицевых мышц мы обязательно делаем пальцевой массаж.
- Указательными пальцами находим с двух сторон от скул точки крепления верхней и нижней челюстей.
Сначала делаем ввинчивающие движения пальцами при сомкнутых челюстях в одну, а затем в другую стороны.
Повторяем это упражнение при разомкнутых челюстях, а затем – на смыкающихся.
Каждое круговое движение пальцами нужно повторить 16 раз.
После этого находим точки крепления челюстей, приблизительно на середине нижнего края глазницы и повторяем ввинчивающие движения в одну и другую сторону.
Делать массаж нужно каждый день, не зависимо от того, есть занятия по «речи» или нет.
У преимущественного большинства будущих актеров неподвижная небная занавеска. Этот недостаток также очень сильно влияет на качество звука. Наша задача – разработать ее подвижность. Поэтому с первого урока мы предлагаем ребятам очень много зевать. Зевок и полузевок – неотъемлемая часть занятий. Часто мы предлагаем сделать восемь зевков подряд. Это упражнение увеличивает кровоснабжение и является прекрасной гимнастикой для всех групп мышц лица и шеи.
Упражнения для развития подвижности губ:
(выполнять до 10 раз в несколько подходов)
· "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
· "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
· "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.
· "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
· "Трубочка", "Бублик", "Улыбка", "Хоботок" - Чередование положений губ.
· "Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
· Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
· «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
· «Пятачок».Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
· «Рыбки разговаривают».Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
6
· Сжать большим пальцем и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
· Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
· «Уточка».Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
· «Недовольная лошадка».Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
· Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Упражнения для губ и щек:
(выполнять до 10 раз в несколько подходов)
· Покусывание, похлопывание и растирание щек.
· «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
· Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка:
(выполнять до 10 раз в несколько подходов)
· «Птенчики».Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
· «Лопаточка».Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
· «Чашечка».Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
· «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»).Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
· «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
· «Трубочка».Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
· «Грибок».Рот открыт.Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка:
(выполнять до 10 раз в несколько подходов)
· «Часики», («Маятник»).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
7
· «Змейка».Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
· «Качели».Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
· «Футбол», («Спрячь конфетку»).Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
· «Почистить зубы».Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
· «Катушка».Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
· «Лошадка».Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
· «Гармошка».Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
· «Маляр».Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
· «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
· «Оближем губки».Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю,затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
· «Трусливый птенчик».Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
· «Акулы».На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
· Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
· «Обезьяна».Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
· «Сердитый лев».Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.
· «Силач».Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
8
· Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
· Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
· Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
· «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить – «па-па-па».
· Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).
· Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии
· Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
· Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет. 9
У ужа ужата, у ежа ежата.
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.