Раздел 1. Паспорт Программы

Билет 1

Государственная программа развития образования РК на 2020-2025 гг.

Раздел 1. Паспорт Программы

Наименование Программы Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы (далее – Программа)
Основание для разработки Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»; Статья Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 года; Постановление Правительства от 29 ноября 2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан»; Послание Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции»; Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан»; Послание Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни»; Статья Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Семь граней Великой степи» от 21 ноября 2018 года; Поручение Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, данное на открытии Года молодежи от 23 января 2019 года и XVIII съезде партии «Nur Otan» от 27 февраля 2019 года; Указ Президента Республики Казахстан от 19 июня 2019 года № 27 «О мерах по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и предложений, полученных в ходе общенациональной акции «Бірге»; Послание Президента Республики Казахстан К.К. Токаева народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана».
Государственный орган, ответственный за разработку Программы Министерство образования и науки Республики Казахстан  
Государственные органы, ответственные за реализацию Программы Министерство образования и науки Республики Казахстан; Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан; Министерство здравоохранения Республики Казахстан; Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан; Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан; Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан; Министерство финансов Республики Казахстан; Министерство культуры и спорта Республики Казахстан; Министерство национальной экономики Республики Казахстан; Министерство внутренних дел Республики Казахстан; Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан; Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан; Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан; Министерство энергетики Республики Казахстан; Министерство обороны Республики Казахстан; Акиматы областей и городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента.
Цели программы 1. Повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей. 2. Увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.
Задачи 1. Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование. 2. Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися. 3. Обеспечить безопасную и комфортную среду обучения. 4. Внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик. 5. Обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями. 6. Обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся. 7. Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой. 8. Внедрить вертикаль системы управления и финансирования образованием. 9. Укрепить интеллектуальный потенциал науки. 10. Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру. 11. Повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.
Сроки реализации 2020 – 2025 годы
Целевые индикаторы   1. Охват дошкольным воспитанием и обучением детей от 1 до 6 лет – 85,3 %, от 3 до 6 лет – 100 %. 2. Результаты 15-летних казахстанских учащихся в международном исследовании PISA (Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) – математика – 480 баллов, чтение – 450 баллов, наука и естествознание – 490 баллов. 3. Индекс благополучия детей в Республике Казахстан – 0,73 балла. 4. Доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания учебных заведений технического и профессионального образования (далее – ТиПО) по государственному образовательному заказу – 75 %. 5. Доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания высшего учебного заведения (далее - ВУЗа) по государственному образовательному заказу – 75 %. 6. Доля расходов на науку от внутреннего валового продукта – 1%. 7. Прирост казахстанских публикаций в рейтинговых изданиях от общего количества публикаций в 2018 году (4873 ед.) по данным информационных ресурсов на платформе Web of Science (Clarivate Analytics) и Scopus (Elsevier) на 88 % 8. Качество научно-исследовательских организаций (Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума (далее – ГИК ВЭФ)) – 63-е место.  
Источники и объемы финансирования На реализацию Программы в 2020 – 2025 годах будут направлены средства бюджета в размере 11 578 млрд. тенге (республиканского бюджета (далее - РБ) – 9 565 млрд тенге, местного бюджета (далее – МБ) – 716 млрд тенге, Всемирного банка (далее – ВБ) – 13 млрд тг., частных инвестиций – 1 284 млрд тенге), в том числе: 2020 – 1 161 млрд тенге 2021 – 1 336 млрд тенге 2022 – 1 708 млрд тенге 2023 – 2 311 млрд тенге 2024 – 2 383 млрд тенге 2025 – 2 679 млрд тенге а также другие средства, незапрещенные законодательством Республики Казахстан.

 

Объем финансирования Программы будет уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан и исходя из возможности доходной части республиканского и местных бюджетов, государственно-частного партнерства и с привлечением других альтернативных источников.

Раздел 2. Введение

 

В Казахстане реализуется комплекс системных мер по развитию образования и науки. В 2015 году республика приняла на себя обязательства по достижению Целей устойчивого развития Организации объединенных наций до 2030 года, в т.ч. 4-й Цели, которая предполагает обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Для ее достижения определены основные направления развития образования в мире: обеспечение предшкольной подготовки, модель 12-летнего школьного образования, развитие у учащихся навыков 21 века, равный доступ к недорогому и качественному ТиПО и высшему образованию. Указанные направления являются приоритетными и для казахстанской системы образования.

В 2017 году Казахстан стал участником двух профильных комитетов ОЭСР – Комитета образовательной политики и Комитета по научной и технологической политике, что свидетельствует о международном признании достижений казахстанской системы образования.

Однако в отечественной системе образования и науки имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения. Оценка уровня грамотности и компетенций населения Казахстана свидетельствует о значительном отставании от многих стран мира. По результатам Программы международной оценки компетенций взрослых (16–65 лет) ОЭСР (PIAAC), Казахстан занял 34-е место по читательской, 33-е – по математической грамотности (из 39 стран) и 32-е – по грамотности в сфере информационно-коммуникативных технологий (из 36). Результаты Казахстана намного ниже среднего показателя стран-участниц ОЭСР и Российской Федерации (9-е место по читательской и 15-е – по математической грамотности). При неизменности этого положения в системе образования и науки в обозримой перспективе неизбежны дальнейшее ухудшение качества национального человеческого капитала, депрофессионализация кадров и снижение экономического потенциала страны.

Необходимы срочные меры по дальнейшему развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными и мировыми практиками. Так, например, согласно обзору политик стран-членов и партнеров ОЭСР (Education Policy Outlook, 2018), фокус современной государственной политики в образовании концентрируется в шести областях: (1) равенство и качество, (2) подготовка обучающихся к будущему, (3) улучшение организаций образования, (4) система оценивания, (5) управление и (6) финансирование. При этом страны акцентируют свои усилия на решении наиболее важных задач в зависимости от уровня текущего развития и имеющихся возможностей. В рамках указанных областей большинство стран выделяют следующие приоритеты:

выравнивание возможностей обучающихся вне зависимости от социально-экономического статуса семьи;

обеспечение соответствия навыков выпускников требованиям экономики;

профессиональное развитие и высокий статус педагогов;

вовлечение работодателей в подготовку кадров;

оценка системы образования и организаций образования;

построение эффективной структуры управления;

выстраивание коммуникаций с заинтересованными сторонами;

эффективное использование финансовых ресурсов.

Основными вопросами политики в области науки, технологий и инноваций, согласно базе данных ОЭСР STIP Compass, считаются управление, финансирование, исследовательская карьера, программы PhD и постдокторантуры.

С учетом международных оценок и практик, взятых обязательств и достигнутых результатов, Казахстану необходимо в ближайшие 6 лет принять кардинальные меры по улучшению качества образования и науки. В этой связи Программа ориентирована на решение ключевых идентифицированных проблем, развитие системы образования и науки для повышения ее конкурентоспособности и приближения к лучшим практикам стран ОЭСР.

В результате реализации мер по улучшению качества образования и науки ожидается достичь 100 % охват детей от 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением, ликвидация 3-х сменного обучения,
100 % обеспечение интернатами опорных школ сельской местности, создание условий для занятия физической культурой и спортом в школах на 150 и более ученических мест, 100 % кабинетов и учителей будут обеспечены компьютерной техникой, 100 % обеспечение 180 опорных колледжей современным оборудованием и программами, в 2 раза увеличится финансирование высшего образования, в 7 раз (от 43 до 358 млрд.тг.) увеличится финансирование науки.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: