Обеспечить преемственность и непрерывность профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями

1. Обеспечение преемственности образовательных программ от дошкольного до послевузовского образования на основе принципа обучения в течение всей жизни

В целях обеспечения преемственности содержания между уровнями образования будут определены сквозные ключевые компетенции, накапливаемые на протяжении всей образовательной траектории. Данные компетенции станут рамочной основой для определения ценностного и содержательного наполнения государственного общеобязательного стандарта всех уровней образования, других рамочных документов сферы образования (отраслевые рамки квалификации, профессиональные стандарты).

В качестве ключевой компетенции будут развиваться коммуникативные навыки обучающихся на трех языках. Будет обеспечен постепенный переход на изучение отдельных предметов на трех языках по мере готовности педагогических кадров в школах и с учетом желания учащихся и родителей. По предмету «Английский язык» в школе будут внесены изменения, касающиеся уровня овладения языком после каждого года обучения, методов обучения.

Приоритетное развитие государственного языка будет усилено за счет методологического и научно-методического сопровождения образования, в том числе углубленного изучения казахского языка и литературы. Для этого будет создана сеть школ и школ-интернатов имени Абая с углубленным изучением гуманитарных предметов.

По казахскому языку в школах с неказахским языком обучения будут определены требования к уровню овладения языком после каждого года обучения.

Для обеспечения преемственности будет выстроена интегрированная система признания результатов обучения формального и неформального образования. Продолжится работа по развитию цифровых образовательных ресурсов, сетей и платформ массовых открытых онлайн-курсов (MOOCs).

Для предоставления образования взрослому населению по принципу «обучение на протяжении всей жизни», направленного на их профессиональное развитие, будут проработаны механизмы функционирования «серебряных университетов» на базе вузов.

Будет проработан вопрос открытия при организациях технического и профессионального, высшего и послевузовского образования кружков, студий, мастерских, лабораторий по привитию навыков Soft Skills и World Skills у детей.

Будет активизирована работа по подключению вузов к платформе «Қазақстанның ашық университеті» для обеспечения доступа каждого студента к онлайн-курсам.

Планируется поэтапное внедрение онлайн обучения с элементами прокторинга и дистанционных технологий с выработкой механизмов по их обеспечению качества.

В рамках усиления преемственности между дошкольным и начальным образованием будет пересмотрена типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения и усилена предшкольная подготовка в летние месяцы. Содержание предшкольной подготовки в летние месяцы будет предусматривать обучение грамоте и математике.

После завершения перехода среднего образования на обновленное содержание будет начат поэтапный переход на 12-летнее обучение. Старшая ступень 12-летней школы будет профильной с уклоном на элективные предметы для выбора будущей профессии. Будут обновлены учебные программы, учебники и учебно-методические комплексы. Будут совершенствоваться требования к функционированию Республиканских учебно-методических советов.

В рамках обеспечения преемственности образовательных программ будет внедрена новая система разработки, экспертизы и издания учебников и учебно-методические комплексы. Будет разработана концептуальная модель современного учебника – организованы курсы повышения квалификации экспертов, сформирована база экспертов из числа обученных и сертифицированных экспертов с соблюдением конфиденциальности. Будет создана цифровая платформа для разработки, обсуждения и экспертизы учебников и отслеживания их доставки в организации образования в онлайн-режиме. Будет предусмотрено поэтапное переиздание действующих учебников. Все учебники будут оцифрованы и размещены на открытых платформах. Наряду с использованием бумажных учебников будет осуществлен постепенный переход к электронным учебникам.

Предмет «Әліппе» на основе методики Ахмета Байтурсынова будет изучаться в 1-м классе на основе латинской графики.

Переход на латинскую графику будет осуществлен поэтапно в плановом порядке.

В целях закрепления и дальнейшего совершенствования обновленного содержания образования будет обеспечено научно-методическое сопровождение, мониторинг, анализ и оценка с привлечением ведущих ученых, экспертов и практиков. Национальная академия образования им.
Ы. Алтынсарина совместно с автономной организацией образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» и другими институтами развития, педагогическими вузами создадут узловой центр, объединяющий усилия для проведения долгосрочных прикладных исследований и научно-методологического сопровождения системы среднего образования Казахстана.

Будет проведено масштабное исследование внедрения обновленного содержания образования.

В рамках единой образовательной траектории содержание общеобразовательных дисциплин в колледжах будет пересмотрено в соответствии с обновленным содержанием общего среднего образования. Результаты обучения выпускников организаций ТиПО будут зачтены при получении высшего и послевузовского образования. Для этого будет продолжена работа по внедрению программ послесреднего образования (прикладного бакалавриата), интегрированных с программами 1–2-го курсов высшего образования.

Будет актуализирован Классификатор специальностей и квалификаций технического и профессионального, послесреднего образования с учетом международной стандартной классификации образования и Классификатора специальностей высшего и послевузовского образования. Планируется создание реестра образовательных программ и Национальной системы оценки, признания, накопления и перевода результатов обучения на основе адаптации методологии Европейской системы зачетных единиц по результатам обучения (ECVET).

Продолжится внедрение программ, основанных на модульно-компетентностном подходе, учитывающих международные требования WorldSkills.

Данные программы позволят студенту получить несколько квалификаций в рамках одного срока обучения с возможностью выхода на рынок труда после получения каждой квалификации. Вместе с тем у студента будет возможность продолжить обучение для повышения уровня квалификации.

Модернизация высшего и послевузовского образования будет осуществляться в контексте глобальных и междисциплинарных компетенций ХХI века (в том числе волонтерства, гражданской и социальной ответственности, лидерства, коммуникативности, исследовательских навыков, предприимчивости и др.) и обновленного содержания среднего образования.

Новые образовательные программы будут ориентированы на формирование гибких и профессиональных навыков (soft skills, hard skills), необходимых в быстро меняющемся мире VUCA, предполагающих обучение на протяжении всей жизни.

Планируются актуализация Национальной рамки квалификаций высшего образования и приведение ее в соответствие (самосертификация Национальной рамки квалификаций) с рамкой квалификаций Европейского пространства высшего образования (далее – ЕПВО), направленной на признание казахстанских академических степеней и квалификаций в ЕПВО.

В рамках внедрения системы сертификации по регулируемым профессиям будет продолжена работа по совершенствованию методологии сдачи Национального квалификационного теста, направленного на подтверждение квалификаций и результатов обучения. При этом система повышения квалификации и независимой сертификации педагогов будет отвечать потребностям рынка труда и индивидуальным профессиональным потребностям педагогов страны.

С 2021 года выпускникам вузов будут предоставляться дипломы собственного образца. Будет изменен порядок выдачи дипломов.

Для своевременной корректировки образовательной политики и повышения занятости выпускников после окончания обучения на национальном уровне с 2020 года будет проводиться оценка удовлетворенности качеством подготовки выпускников вузов.

В рамках институциональных преобразований судебной и правоохранительной систем будут предприняты меры по усилению качества подготовки кадров в сфере юриспруденции. Для модернизации юридического образования в стране будут усовершенствованы стандарты юридического образования.

2. 2.Повышение привлекательности технического и профессионального образования

В условиях технологической модернизации экономики страны для рынка труда необходимы кадры с универсальным набором компетенций, активной гражданской позицией, межличностными навыками и системным мышлением.

Планируется запуск проекта «Топ-100 студентов колледжей Республики Казахстан», а также обеспечение широкого вовлечения школьников и студентов в движения WorldSkills, JuniorSkills, DeafSkills и Abilimpics. Будет усовершенствована система организации и проведения региональных и республиканского чемпионатов WorldSkills по принципу школы олимпийского резерва путем повышения уровня профессиональной и языковой подготовки национальной сборной, в том числе экспертов и участников мирового чемпионата. Будет предусмотрено оснащение национальной сборной современными инструментами, в том числе за счет работодателей, обеспечение тренировки участников национальной сборной в чемпионатах WorldSkills, Hi-TechSkills, DigitalSkills, AgroSkills.

Призеры международных чемпионатов WorldSkills будут иметь возможность получения гранта на обучение в вузах за счет средств местного бюджета и спонсоров.

Совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и Ассоциацией «Казахстанский совет иностранных инвесторов» получит развитие движение «WorldSkills» между работниками отраслевых предприятий.

В целях создания альтернативы ярмарок вакансий и площадки для раскрытия талантов среди студентов ТиПО совместно с иностранными и отечественными компаниями ежегодно станут проводиться региональные и республиканские конкурсы идей по разработке IT-решений в различных отраслях с применением цифровых навыков – Хакатон.

Для привлечения молодежи в колледжи будет выстроена система ранней профориентационной работы среди школьников, проведена масштабная пиар-кампания по популяризации рабочих профессий и квалифицированных специалистов среднего звена.

Будет продолжена работа по созданию комплекса «школа-колледж».

3. Повышение международной привлекательности казахстанского высшего образования

В целях повышения привлекательности высшего и послевузовского образования и позиционирования казахстанских вузов на международном образовательном пространстве (QS WUR, Times Higher Education и др.) будет реализована стратегия интернационализации, включающая создание благоприятных условий для обучения (инфраструктура, соцпакет, гранты, стипендии и др.), систему организации пребывания иностранного студента в период обучения, механизмы информирования, упрощение получения студенческой визы, трудоустройство после завершения обучения.

Для усиления конкурентоспособности вузов и их позиций как на мировом уровне, так и на региональном будут проработаны критерии для формирования групп вузов «Конкурентоспособные на международном уровне», «Конкурентоспособные на национальном уровне» и «Конкурентоспособные на региональном уровне».

Продолжится работа по созданию регионального образовательного хаба и привлечению в лучшие вузы зарубежных преподавателей и иностранных студентов. Также планируется дальнейшее развитие двудипломных программ, различных форм внешней и внутренней академической мобильности студентов и ППС вузов, открытие кампусов ведущих зарубежных вузов на базе казахстанских университетов. В целом это позволит сократить отток талантливой молодежи.

Экспорт образовательных услуг планируется осуществлять через функционирование филиалов ведущих казахстанских вузов за рубежом.

В целях обеспечения качества будут проработаны подходы и требования к формированию Реестра казахстанских вузов, предоставляющих образовательные услуги иностранным студентам, а также критерии для зарубежных вузов, документы об образовании которых будут признаваться на территории Казахстана.

В целях организации площадки для получения иностранными студентами консультаций будет внедрен онлайн-портал на базе единого сайта «Education in Kazakhstan».

Будет реализована стипендиальная программа для иностранных студентов и казахской диаспоры. Данная программа должна стать катализатором для привлечения иностранных студентов.

Дополнительно по модели поддержки вузов с наибольшим научным потенциалом будет проработана трансформация университетов в исследовательские университеты.

Продолжится работа по созданию условий для функционирования научной экосистемы и развитию программы постдокторантуры в исследовательских вузах. Ожидается увеличение публикаций ППС вузов в изданиях, входящих в 1-й, 2-й и 3-й квартили, по данным Journal Citation Reports компании Clarivate Analytics, или имеющих в базе данных Scopus показатель процентиль по Cite Score, а также в рамках постдокторских программ подготовка исследователей, сертифицированных в области проектного менеджмента.

Внедрение принципов академической честности и исследовательской этики будет осуществляться на институциональном и академическом уровнях в соответствии с опытом ведущих международных вузов и опытом Назарбаев Университета. Кроме того, применение признанных международных информационных систем антиплагиата для проверки всех письменных работ поднимет ответственность обучающихся и преподавателей. Вузами и научными организациями будут приняты меры по поддержке конкурентоспособных казахстанских научных изданий с целью их включения в базы данных Scopus и Web of Science, что упростит процедуры публикации статей отечественных ученых и расширит доступ к ним для мирового сообщества.

4. 4. Повышение участия партнеров в подготовке кадров под требования экономики

Будет создан республиканский центр профориентации и карьеры. Во всех регионах станет доступным мобильное приложение «Навигатор профессий» для оказания помощи абитуриентам в выборе будущей профессии. Создание центров трудоустройства и карьеры во всех государственных колледжах окажет содействие в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории развития выпускников.

Будет проработан вопрос по внедрению международных отраслевых стандартов в систему ТиПО. Прохождение процедуры отраслевой аккредитации центрами компетенций ТиПО по данным стандартам станет обязательным условием для дальнейшей выдачи сертификата международного образца.

Центры компетенций станут содействовать профессиональному росту студентов и специалистов, готовых к непрерывному образованию и расширению своих компетенций и перспектив, в том числе через онлайн-курсы и дистанционное обучение. На базе центров будут функционировать стартап-площадки для поддержки инновационных проектов, тренировочные полигоны и лагеря для реализации международных стандартов.

Предполагается консолидация совместных усилий бизнеса и системы технического и профессионального образования путем вовлечения крупного бизнеса через создание попечительского совета WorldSkills.

С 2020 года для стимулирования предприятий, участвующих в подготовке кадров по дуальному обучению, планируется возмещать их расходы на оплату труда наставника, расходные материалы в рамках подушевого финансирования за счет государственного образовательного заказа.

В целях повышения качества подготовки кадров с техническим и профессиональным, послесредним образованием будут внедряться признанные в мире формы взаимовыгодного партнерства заинтересованных сторон (сетевое образование, отраслевые кластеры, шефство субъектов крупного и среднего бизнеса над учебными заведениями, ученичество, договорные отношения и т.д.). В отдельных случаях будут проработаны вопросы доверительного управления без права выкупа учебных заведений и без изменения их профиля для подготовки кадров крупным градообразующим предприятиям в зависимости от потребности региона, в т.ч. через механизмы ГЧП.

Внедрение индустриальных советов будет способствовать активному сотрудничеству с социальными партнерами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: