Разработка и внедрение информационных технологий на государственной службе

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кировский филиал

Факультет права и экономики

Направление 38.04.04. Государственное и муниципальное управление

Кафедра: государственного и муниципального управления

 

Дисциплина

«Теория и механизмы современного государственного и муниципального управления»

Тема «Применение современных информационных технологий на государственной службе»

Выполнила:

Студент группы ГМУ-М--19

заочной формы обучения

Булдакова Наталья Алексеевна

 

_______________________________

 

 

Руководитель:

Логинов Дмитрий Алексеевич, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, д.э.н

 

               

 

г. Киров 2020 г.


 

Содержание

Введение                                                                                             стр. 3

1. Разработка и внедрение информационных технологий на государственной службе                                                                    стр. 5

2. Обеспечение исполнения федерального законодательства о доступе граждан к информации о деятельности государственных органов и открытости государственной службы                                                стр. 12

3. Информационные технологии решения функциональных задач в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Кировской области                                                                            стр. 19

3.1. Информационное наполнение официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»                                                  стр. 19

3.2. Информационная система электронного документооборота стр. 22

3.3. Система «Электронный сбор и архив»                                   стр. 27

3.4. Система «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ»                          стр. 30

Заключение                                                                                        стр. 34

Библиографический список                                                               стр. 35


 



Введение

Государственная служба РФ - это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах. Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской федерации" определено, что обязанности муниципального служащего закрепляются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации. Их полномочия: федерализм; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина; равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе; взаимосвязь государственной и муниципальной службы; открытость государственной и муниципальной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами. Вычислительная техника и средства связи прочно вошли в современную жизнь, и удивление вызывает уже не их наличие, а скорее, отсутствие или недостаточно эффективное использование. Использование информационных технологий предоставляет принципиально новые возможности для повышения эффективности работы органов государственной и муниципальной службы Российской Федерации. Главной целью использования информационных технологий муниципального образования является наиболее полное удовлетворение информационных потребностей жителей поселка, повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением, а также между собой на основе внедрения новых информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций

Государственная служба РФ - это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах. Из анализа основных принципов построения и функционирования систем государственной и муниципальной служб вытекают противоречия между: принципом открытости муниципальной службы, их доступности общественному контролю и отсутствием общественного контроля и доступа к информации о деятельности органов муниципальной службы; принципом взаимодействия органов муниципальной службы с гражданами и временем, затрачиваемым на взаимодействие. Из противоречий вытекает проблема: с помощью чего можно осветить деятельность федерального органа исполнительной власти и сократить время взаимодействия с гражданами.

Целью данной курсовой работы является описание и характеристика информационных технологий в государственном управлении. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Обобщить и проанализировать научную литературу и нормативно-правовые акты по данному вопросу.

2) Дать характеристику информационным технологиям в федеральном органе исполнительной власти на примере Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области.

 

 


 


Разработка и внедрение информационных технологий на государственной службе

Разработка и внедрение информационных технологий на государственной службе основывается на Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом России [1], а также Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года [2], в соответствии с которыми реализуется задача по повышению эффективности государственного управления, развития подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. Информационные технологии на государственной службе, интерпретируя Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3], это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов, применяемых на государственной службе. Развитие информационных технологий на государственной службе способствует реализации принципа доступности информации о государственной службе (в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4]), а также реализации принципа открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [5]).

Внедрение и использование информационных технологий на государственной службе должно быть направлено на решение таких первостепенных задач, как создание условий доступа граждан к информации о деятельности государственных органов (в том числе по вопросам кадрового обеспечения); создание и развитие управленческих автоматизированных систем на государственной службе, в том числе в кадровой деятельности государственных органов; разработка комплекса мер по повышению информационной культуры и компьютерной грамотности государственных служащих. Внедрение принципа доступа граждан к информации о деятельности государственных органов осуществляется посредством:

1) обнародования (опубликования) органами власти информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещения органами власти информации о своей деятельности в сети Интернет [6];

3) размещения органами власти информации о своей деятельности в занимаемых помещениях;

4) ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности органов власти через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствия граждан, в том числе представителей организаций, на заседаниях коллегиальных органов власти;

6) предоставления пользователям информации по их запросу;

7) других способов, предусмотренных законами и (или) иными нормативными правовыми актами (стенды, информационные киоски). При этом действующим законодательством обращено особое внимание на правила размещения информации, к которой отнесена как общая информация о государственном органе (наименование, структура, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов, сведения о полномочиях, задачах и функциях, сведения о руководителях и т.д.), так и специальная информация (о нормотворческой деятельности органа власти; статистическая информация о деятельности и т.п.). Также предусмотрено размещение и иной информации о деятельности органа власти (об участии органов власти в целевых и иных программах, международном сотрудничестве и др.).

Отдельно необходимо выделить обязательность размещения сведений о кадровом обеспечении государственного органа, среди которых кадровое обеспечение; порядок поступления и прохождения государственной службы; вакансии; кадровый резерв; квалификационные требования; условия и результаты конкурсов, и другие сведения; сведения о работе с обращениями граждан: порядок и время приема граждан; фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема граждан; обзоры обращений граждан и организаций. В свою очередь, в соответствии с установленными федеральным законом принципами и порядком обеспечения доступа граждан к информации о деятельности государственных органов субъектами Федерации должна быть проведена работа по утверждению на региональном уровне перечня информации, подлежащей размещению в сети Интернет; периодичности размещения информации; сроков ее обновления; а также требований, к которым могут быть отнесены технологические, программные и лингвистические средства обеспечения пользования информацией. Сложившаяся практика в регионах свидетельствует, что в целом законодательные требования федерального законодательства по обеспечению принципа доступа граждан к деятельности государственных органов выполняются. В целом можно заключить, что в регионах отсутствует единый подход к определению порядка обеспечения доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на региональном и ведомственном уровнях, чему способствуют барьеры информационного взаимодействия между государственными органами, государственными служащими и гражданами. К их числу можно отнести:

1) обобщенный характер представленной информации;

2) отсутствие необходимых навыков и знаний у государственных служащих и граждан в работе с информационными системами;

3) неизвестность местонахождения информации и необходимость ее поиска в больших документальных массивах.

Сложности вызывает сама система подачи информации, особенно если речь идет об интернет-источниках (официальных сайтах государственных органов): наблюдается «ненаглядность» информации; вводится сложная система ее поиска. Достаточно часто информация не является структурированной. Заложенный алгоритм поиска информации усложнен отсутствием прямых ссылок на источник. Автоматизация кадровых процессов связана с необходимостью унификации кадровой работы и внедрением новых информационных технологий с целью повышения эффективности управления персоналом в государственном органе. Автоматизация должна быть направлена на определение механизмов стратегического кадрового планирования (например, при работе с кадровыми резервами) и оценкой деятельности государственных служащих при проведении конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов; на разработку прогнозных методик определения и планирования потребности в кадрах определенного профессионального уровня и компетенций. Автоматизированные системы планирования деятельности государственных служащих должны отражать также контроль исполнения поручений, информирования руководителей о текущих результатах и степени выполнения плановых работ. Анализ автоматизации кадровых процессов в регионах показывает, что в субъектах Федерации используется различные кадровые программы, которые, как правило, применяются не повсеместно, а лишь в отдельных государственных органах, чаще всего, в администрациях (аппаратах) глав субъектов Федерации [7]. Как правило, кадровые программы не содержат механизмов принятия решений, в них не используется система логических связей, и они не могут способствовать принятию управленческих решений. Так, например, на федеральном уровне разработана единая автоматизированная информационная система «Резерв управленческих кадров», которая на региональном уровне не получила должного развития. Система предназначена для автоматизации хранения и использования информации о резерве всех уровней в едином формате и направлена для использования в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также в аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Система полностью совместима с федеральным порталом управленческих кадров. Между тем, она лишь автоматизирует кадровый процесс, не позволяет управлять кадровой ситуацией, в автоматическом режиме работать с базой данных кандидатов: не осуществляется дифференциация по отраслям и видам деятельности, статусу занимаемых должностей, возрасту и другим критериям; нельзя осуществить первичную оценку кандидата в режиме удаленного доступа для определения уровня развития базовых компетенций. Кроме того, нельзя осуществлять поиск кандидата на замещение вакантной должности по запросу в автоматическом режиме. Применение современных информационных технологий возможно при условии высокого уровня информационной культуры и компьютерной грамотности государственных служащих, основными способами повышения профессиональных знаний которых является организация их дополнительного профессионального обучения по специальным программам и самоподготовка. В соответствии с Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, в целях обеспечения необходимого уровня квалификации государственных служащих по использованию информационных технологий должна быть создана система подготовки (переподготовки) кадров на основе:

1) определение требований к квалификации и навыкам использования информационных технологий для различных категорий государственных служащих;

2) внедрения унифицированных процедур оценки квалификации сотрудников; развития инфраструктуры региональных центров по подготовке и повышению квалификации государственных служащих на базе высших учебных заведений;

3) разработки и финансирования программ обучения для различных категорий государственных служащих, а также необходимых методических материалов;

4) профессионального обучения и сертификации персонала, ответственного за разработку и внедрение государственных информационных систем и ресурсов;

5) улучшения материально-технического обеспечения государственной службы, включая оснащение рабочих мест государственных служащих современной вычислительной техникой, создания в федеральных органах государственной власти учебных компьютерных классов, внедрения технологий дистанционного обучения;

6) информирования государственных служащих о передовом опыте и инновациях в сфере информационных технологий; создания системы мотивации, поощрения и регламентации процессов использования государственными служащими информационных технологий. В этой связи принимаются меры, направленные на продвижение информационных технологий, повышение квалификации граждан и организаций, использующих информационные технологии для взаимодействия с федеральными органами государственной власти на основе единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд.

В субъектах Федерации реализуются образовательные программы, которые условно можно разделить на программы, направленные на освоение знаний по использованию «Электронного правительства» (Республика Татарстан, Удмуртская Республика и Ульяновская область), а также использованию информационных технологий в государственном управлении (Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская, Нижегородская, Пензенская и Самарская области). Вместе с тем, проблемы в этой области возникают от недостаточного уровня знаний гражданских служащих, недостатка практической подготовки, неумения работать с Интернетом, с современными офисными программами и правовыми базами. Отмечается слабое внедрение инновационных образовательных программ, направленных на повышение информационной культуры и компьютерной грамотности служащих. Устоявшаяся схема работы с информацией (неполнота источников получения информации, не использование современных подходов к владению информацией) также не позволяет в полной мере и своевременно внедрять передовые технологии для совершенствования деятельности служащих. Зачастую при обращении в органы власти выявляется недостаточное качество информации, предоставляемой заявителю (полнота, достоверность, актуальность), что приводит к затягиванию процессов получения необходимых сведений, повторным обращениям, недовольствам со стороны заявителей и жалобам на действия (бездействия) служащих. В целом имеющиеся проблемы по внедрению и использованию информационных технологий на государственной службе позволили сформулировать первоочередные меры и перспективные направления по их решению.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: