Обеспечение исполнения федерального законодательства о доступе граждан к информации о деятельности государственных органов и открытости государственной службы

1. Формирование единой правовой основы на региональном уровне по определению перечней информации о деятельности государственных органов, подлежащей размещению в сети Интернет; периодичности размещения информации; сроков ее обновления; а также требований, к которым могут быть отнесены технологические, программные и лингвистические средства. Осуществление контроля за своевременным обнародованием нормативных правовых актов субъектов Федерации. Разработка оптимальной системы взаимодействия средств массовой информации с государственными органами, проведение на регулярной основе информационных программ в средствах массовой информации, направленных на повышение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих. Введение информационной базы лучшего опыта профессиональной служебной деятельности государственных служащих. Практика реализации Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в субъектах Федерации подтверждает необходимость формирования единого порядка в государственных органах по предоставлению информации населению. В этой связи в целях единообразного применения федерального закона разработка регламента информационного взаимодействия всех участников данного процесса (государственных органов, государственных служащих и граждан) позволит осуществить координацию эффективного распределения информационных ресурсов по приоритетным направлениям, совместную выработку оптимальных решений при внедрении комплексных информационных технологий, а также интеграции банков информации государственных органов.

2. Необходимо развивать методическое сопровождение процессов, связанных с информационной открытостью государственной службы. Так, например, рекомендации по размещению в средствах массовой информации сведений о назначениях на руководящие должности лиц, состоящих в резервах управленческих кадров субъектов Федерации и резервов управленческих кадров муниципальных образований, могут включать: порядок информирования о назначениях резервистов на вышестоящие должности и (или) другие должности управленческого уровня; создание самостоятельного раздела (баннера) «Резерв управленческих кадров» на официальных сайтах высших органов исполнительной власти субъекта Федерации; рекомендации по подготовке специальных репортажей, статей о профессиональном продвижении лиц, состоящих в резерве управленческих кадров и др.

3. Перспективным направлением является разработка и экспериментальная апробация информационных систем управления кадрами и внедрение информационных технологий в систему управления кадровыми ресурсами (необходимо чтобы система могла производить выборку по различным позициям кадрового обеспечения государственной службы). Целесообразно посредством информационных систем более рационально использовать информационный потенциал. Например, может быть создан механизм принятия решений программой по самостоятельному автоматическому предложению кандидатов на замещение появившейся вакантной должности, соответствующих квалификационным требованиям, из общей базы данных. При появлении вакансии в органе власти с использованием автоматизированной системы можно просмотреть квалификационные требования к данной должности. В дальнейшем при обращении к вакантной должности система «выводит» соответствующих квалификационным требованиям кандидатов из базы данных (требования могут быть более конкретизированы, выборка усложнена). В результате по набору профессиональных качеств кандидаты получают оценки по каждому из критериев по степени соответствия, определяется итоговый рейтинг кандидата, по которому можно провести предварительную «механическую» выборку. Итоговая выборка значительно менее трудозатратна по сравнению с первоначальным массивом. По результатам работы системой предлагаются кандидаты, которых целесообразно оценить непосредственно по их профессиональным и личностным качествам путем приглашения на конкурс, собеседование и т.п. Примером развития информационных технологий в государственных органах может стать создание и внедрение на государственной службе информационной системы электронного документооборота, посредством которой должна осуществляться:

1) поддержка процессов создания, обработки и согласования документов на всех стадиях жизненного цикла;

2) выдача заданий, поручений в электронном виде и автоматический контроль их исполнения;

3) рассылка документов в электронном виде и контроль их местонахождения;

4) создание оперативного и долговременного архивов бумажных и электронных документов;

5) поиск документов по содержанию, реквизитам;

6) формирование отчетов по исполнительской дисциплине;

7) ведение единой базы контактных лиц;

8) обеспечение территориально-распределенного обмена данными между сотрудниками в государственных органах. Развитие информационных технологий на государственной службе может происходить также посредством интеграции информационных технологий государственных органов с интернет-ресурсами. Такая интеграция позволит автоматизировать процесс публикации информации о вакансиях на различных государственных интернет-сайтах, расширить аудиторию соискателей, сэкономить рабочее время специалистов кадровых служб государственных органов. Автоматизация кадровой деятельности должна быть направлена на повышение качества управления кадрами государственной службы посредством создания и функционирования единой автоматизированной кадровой системы, к которой необходимо предъявлять следующие требования:

1) соответствие федеральному законодательству по обеспечению безопасности персональных данных государственных служащих при их обработке, их конфиденциальности и целостности [8];

2) обеспечение ведения учета государственных служащих (сведения о поступлении на государственную службу, замещаемая должность, перемещения (ротация) по должностям, присвоение классных чинов, прохождение аттестации, повышение квалификации, стажировок, профессиональной переподготовки, пребывание в кадровом резерве, стаж государственной службы, выслуга лет, поощрения и взыскания, увольнение), по сути, — электронного личного дела служащего;

3) обеспечение ведения учета организационно-штатной структуры государственного органа (реестр должностей государственной службы, квалификационные требования по должностям, ведение штатного расписания государственного органа, кадровые распоряжения, приказы, поручения);

4) обеспечение обработки запросов по кадровому составу, динамики его изменения, штатной численности, вакансиям и резерву кадров посредством поиска и отбора информации по заданным критериям;

5) обеспечение своевременности исполнения этапов прохождения службы (присвоения классных чинов, аттестации, повышения квалификации).

Таким образом, автоматизацию кадровых процедур целесообразно использовать для планирования деятельности государственных служащих; отражения и контроля исполнения поручений; оценки деятельности государственных служащих при проведении аттестаций, квалификационных экзаменов, работе с кадровыми резервами, оценки результативности профессиональной служебной деятельности; информирования руководителей о текущих результатах и степени выполнения плановых работ.

4. Важным направлением развития информационных технологий на государственной службе является повышение качества образовательных программ в сфере информационной культуры государственных служащих, в том числе посредством увеличения их практической подготовки. Необходимо создание системы обучения на основе определения требований к квалификации и навыкам использования информационных технологий для разных категорий государственных служащих. Целесообразно проводить отбор инновационных образовательных программ повышения информационной культуры. Образовательным учреждениям важно осуществлять взаимодействие друг с другом по распространению «лучших практик» реализации инновационных программ: формирование электронной базы учебных курсов с возможностью самостоятельного выбора заказчиком (государственным органом) определенной тематики в соответствии с индивидуальными планами профессионального развития государственных служащих; использование дистанционных технологий.

5. Необходимо на локальном уровне в государственных органах провести анализ квалификационных требований государственных служащих в области использования информационных технологий [9]. Кроме этого, важно в обязательном порядке включать данные квалификационные требования в квалификационный экзамен с учетом категории должности государственной службы, замещаемой служащим, модульности и уровня требуемых знаний. Модульность структуры перечня требований дает возможность учитывать специфику деятельности отдельных государственных органов и позволяет выбирать необходимые модули из списка требований при составлении конкретных квалификационных требований к служащим, замещающим определенные должности, а также расширять квалификационные требования за счет включения в них новых модулей, отражающих изменения в технологиях или специфические аспекты существующих систем. Формирование списка модулей, за исключением модуля базового уровня, для включения в квалификационный экзамен для лиц, замещающих конкретные должности, необходимо проводить представителем нанимателя. Так, например, квалификационные требования базового уровня, к которым можно отнести знания в области аппаратного и программного обеспечения, компьютерных сетей и интернета, общих понятий об информационной безопасности, навыков работы в информационной системе, основ офисных технологий, должны быть обязательны для всех категорий государственных служащих. Расширенный уровень, предполагающий умение управлять электронной почтой, знать текстовый редактор, электронные таблицы, работать с базами данных по подготовке презентаций, планированию и управлению персональной и групповой деятельностью, должен устанавливаться для всех категорий государственных служащих в соответствии с решением руководителя государственного органа. И, наконец, специальный уровень должен быть установлен для государственных служащих, функциональные обязанности которых предполагают работу со специальным программным обеспечением, используемым в данном государственном органе. Кроме того, для категорий руководителей, помощников (советников) и специалистов должны быть установлены дополнительные знания в области использования современных информационных технологий в государственных органах, а также правовых аспектов в сфере информационных технологий. С целью реализации данной работы необходимо применительно к каждой должности установить конкретный набор квалификационных требований в области использования информационных технологий для дальнейшего учета при всех формах контроля профессиональной служебной деятельности государственных служащих в государственных органах. В этой связи может быть предложено введение показателя компьютерной грамотности и подготовленности государственного служащего в сфере информационных технологий, который необходимо учитывать как обязательный критерий оценки при проведении аттестаций и квалификационных экзаменов.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: