Монах Герман (Гельцер)

 

 

 

 

 

Mногоречивы черты любви к Богу, исполнявшей сердца отцов Абалакских. Из любви к возлюбившему нас Спасителю лишить себя всех радостей земных и с радостью переносить все горчайшие скорби и лишения, – какое во всем этом великое море бескорыстной любви! Истинная любовь Абалакских подвижников к ближним,  долготерпеливо переносила все братские немощи и с великодушием терпела все самые горькие от них скорби. Не обширен круг деятельности любви отцов Абалакских; но он украшен всеми истинными украшениями великого круга христианской любви к Богу, он дышит самоотвержением и в глубину смирения пускает свои дивные корни. Запечатленное примером кроткое слово Абалакских отцов с удивительной силой и наставительно действовало на слушателей.

Область Абалакских подвижников – область веры и любви. В ней, как бы в малейшей капле воды, отражается все великое, лучезарное солнце вечной славы православия. Здесь апостольская любовь к Богу: «Се мы оставихом вся!» (Матф. 19, 27); здесь благодатные Божьи дары, здесь Богоподражательная любовь к ближнему: «Не приидох, да послужат Мне, но послужити!» (Матф. 20, 28). Здесь особенные знамения благоволения Господня.

В смиренной области богоугодного подвижничества какое-то чудное общение горнего и дольнего миров; какое-то светозарное знамение Божьего благословения, видимо ободряющее ревностного путника, шествующего по крестному пути Господню и как бы говорящее ему: «Дерзай, дерзай, чадо, вера твоя спасет тя!» О добро есть нам здесь быть! Будем, будем чаще взирать на жительства отцов наших и по мере сил своих подражать вере их, да и нас недостойных благословит Господь.

 

Глава 5.Скит в настоящее время.

Сейчас в скиту проживает пять насельников, но я думаю, что придет время, и мы достигнем количества тридцати трех. Обычно приезжают послушники с благословения своих духовников, уже имея рекомендации. Скитоначальник смотрит, сможет ли человек в данных условиях жить и соблюдать монашеский устав.

Как и раньше, каждый день начинается (как и в любом монастыре) с утреннего правила. Это утренние молитвы, полунощница, сотица, которая состоит из ста Иисусовых молитв. Мы поминаем наших благодетелей. Божественная литургия не совершается, потому что не освящён новый храм.

Каждый отец и брат несет свое послушание. У всех послушания разные. У кого-то это занятие трапезная. У кого-то это огород, хозяйство, пчельник. У кого-то – рыбная ловля. Все в зависимости от тех способностей, которые даны человеку.

При отце Герасиме скит имеет очень необычный устав. Какие особенности этого устава сохраняются сейчас? Мы продолжаем читать акафист преподобному Сергию и Герману Валаамским.

В настоящее время в скиту более современный устав. Продолжается чтение полунощницы, конечно же, не в ночное, а в утреннее время. Из остальных традиций особенно ничего не сохранилось.

Раньше дни были посвящены какой-нибудь добродетели. Сейчас бывают попытки устраивать дни молчания, но определенно мы этого правила пока не придерживаемся.

Но всё-таки, больше трудов, направленных на внешнее общение с миром.

Раньше скит был более уединенным местом и не так часто сюда приезжали паломники. Сейчас все по-другому, у людей большая потребность в духовном окормленнии и отцы со скита едут служить в монастырь, помогать настоятелю.

Что в жизни братьев сейчас стоит на первом месте? Что на втором?

Я думаю, что на первом месте должна всегда стоять молитва, а остальное уже приложится. Когда человек искренне от сердца обращается к Богу, то Господь уже подает ему просимое. Если послушания совершаются с молитвой, то, я думаю, Господь всегда поможет.

Все, что касалось внешнего и внутреннего устроения скита, все обустройства совершались с благословения владыки Димитрия (Капалина), который являлся правящим архиереем и главным пастырем скита.

В окормлении отцов и братьев ему помогает, его духовное чадо (в прошлом келейник), настоятель Абалакского монастыря игумен Серафим (Краснов). Это люди одного духа, одного устроения. Я думаю, что тот багаж, который дали отцам и братии владыка и отец игумен, братья вполне могли оценить, живя на скиту спокойной духовной жизнью.

Сравнивая жизнь скита с жизнью других обителей, они понимали, насколько высок был молитвенный подвиг владыки и игумена. Этот молитвенный дух они передали отца и братьям, что помогло им устоять в те нелегкие годы восстановления Церковной, монашеской жизни в Абалакской обители и в частности на скиту и сохранить действительно высокий нравственный облик.

 

 

Глава 6. Отшельничество в XX веке.

Отшельничество — это не автономно действующий церковный институт.

Во-первых, оно произрастает на почве общежительного монашества, и монахи принимают великую схиму и уходят в затвор или отшельничество только после долгого искуса и проживания в общежительном монастыре значительное время.

 Во-вторых, когда отшельничество настоятельно пресекается церковной необходимостью, то отшельники охотно жертвовали своим уединением ради христианской любви и пользы церковной. Это мы видели на примере преподобного Антония Великого: когда ариане распространили клевету, что Антоний на их стороне, то святой старец, вышел из пустыни в шумную Александрию, чтобы перед все засвидетельствовать своё Православие. Преподобный Сергий Радонежский много раз примерял князей, уходя из Лавры по благословению митрополита Алексия Московского.

В-третьих, отшельничество необходимо имеет святоотеческое преемство от cтapцa к ученику, поэтому этот церковный талант не может быть зарыт в землю. Отшельники делясь своим опытом, берут учеников или оставляют миру пример отшельнической жизни по особому смотрению Божию. Например, прп. Мария Египетская или прп. Павел Фивейский хоть и жили в абсолютном одиночестве, но перед смертью не утаили своего подвига для пользы церковной.

И хотя XX век стал эпохой страшнейших гонений на Русскую Православную Церковь, сопоставимых Диоклетиановым гонением(313г.) и превзошедших его, отшельничество не исчезло из ее истории именно в силу указанных выше трех причин. Изоляция отшельников не была непроницаема для страждущих собратьев по вере. Отшельники монахи делились опытом духовной жизни в Сталинских тюрьмах и ссылках, и хрущевских «психушках».

  К сожалению, нами не обнаружено фундаментальных исследований об отшельничестве в среде российского монашества и мирян в наше время.

   XX век стал катастрофой для Русской Православной Церкви. Нравственные и материальные утраты тex лет трудно восполнить. Ведь происходило не только угнетение и уголовное преследование миллионов людей, исчезновение образцов церковного искусства (колокола, иконы, утварь и многое другое), а вместе с ними и секретов колокольного литья, иконописи и т. д. Стране был нанесен огромный моральный урон, выразившийся, прежде всего, в снижении нравственного уровня населения.

Отчасти о положении монастырского устроения этого периода может осветить исследование О. Ю. Васильевой «Судьбы русских монастырей в XX веке». Она пишет: «Октябрь 1917 г. прервал естественное развитие 1257 российских монастырей, история которых, в большинстве своем уходила в глубь веков. Российские святыни, явившие миру эталоны зодчества, представляли собой творческое наследие народа, чья судьба была не отделима от судеб православных обителей. (В одной первопрестольной до 1917 г. было 25 мужских и женских монастырей, игравших большую роль в политической, культурно—просветительной жизни не только Москвы, но и всей страны.) 18 февраля 1918 г. в Москве над храмом Христа Спасителя видели странное световое явление: лучи заходящего солнца образовали крест. Это было отмечено во многих газетах. Народ увидел в этом знамение. Россия приняла на себя крест величайшего переворота...

Практическое претворение в жизнь январского Декрета 1918года, лишившего церковь собственности, началось с монастырей... Первый удар приняли на себя московские монастыри... Здания московских монастырей были взяты в очень короткий срок. В Богоявленском, Николо-Греческом, Сретенском, Заиконоспасском устроили рабочие общежития.

В Скорбященском разместился артдивизион, а в самых древних-Спасо-Андронниковом, Ивановском и Новоспасском победившая власть организовала концлагеря...

   Ущемление Церкви в правах вызвало негодование среди духовенства и верующих. В ответ последовали первые террористические акции. В Киеве был убит митрополит Владимир, утоплен в Тоболе епископ Гермоген. Общее число жертв среди духовенства, монашествующих и мирян, стоявших вне гражданской войны, с октября 1917 по конец 1921 г. превысило 10 тыс. человек.

    К 1921 г. общее число закрытых монастырей составило 700. Каждое закрытие, как правило, сопровождалось поруганием и ликвидацией священных останков православных подвижников. По официальным данным VIII отдела до конца 1920 г. было совершено более 60 вскрытий мощей в различных губерниях. Среди них: мощи Святителей московских в Успенском соборе — Св. Алексия, Гермогена, Ионы, Филиппа. Вскрытие мощей в Петрограде — Св. А. Невского, в Воронеже — Св. Тихона Задонского, в Чернигове — св. Феодосия. Вскрытие мощей в подавляющем большинстве происходило по согласно решениям местных властей(но инициатива спускалась сверху), а позже на основании циркуляра Наркомюста от 25 августа 1920 г «О ликвидации мощей», который предлагал провести их полную ликвидацию, опираясь на революционное сознание масс. (Мощи было велено сдавать в музей или закапывать в землю.)...

    Цинизм власти не имел предела. Тот же Красиков 12 апреля докладывал Ленину о проведенном вскрытии мощей Преподобного Сергия Радонежского: «от 12 апреля 1919 Красиков - Ленину: Владимир Ильич, Сергий Радонежский в Троицкой Лавре благополучно Вскрыт. Ничего, кроме трухи и старых костей не оказалось. Монахи присутствовали, доктора, «кинематографисты», понятые от властей и представители жителей и толпа, собравшаяся у Лавры. Протокол и кинолента скоро будут готовы к Опубликованию. П. Красиков». Ленин - Kpacикoвy: «Надо проследить и проверить, чтобы поскорее показали это кино по всей Москве. А на обращения членов братства Святого Алексия с просьбой отдать мощи святителя председатель Совнаркома собственноручно написал:

     «Прошу не разрешать, а назначить вскрытие при свидетелях».

      Вандализм победителей, поправший все основы нравственности, направлялся сверху. Последовали первые аресты иерархов. В апреле 1921 г. в Бутырке сидели митрополиты Кирилл (Смирнов), Серафим (Чичагов), бывший обер—прокурор Св Синода А. Д. Самарин, профессор Н. Кузнецов.

      Разработанная кампания по изъятию церковных ценностей должна была решить несколько задач: политическую — расправу с авторитетными иерархами Русской Православной Церкви (лишь обезглавив ее, можно было рассчитывать на победу в строительстве новой жизни); экономические (Л. Троцкий рассчитывал на большое количество церковных ценностей, способных, по его мнению, восполнить изрядно растраченную большевиками государственную казну). Голод 1921г. создал удобный повод для претворения в жизнь разработанных планов. Из Троице—Сергиевой лавры было вывезено 57 пудов серебра, Андронникова монастыря 28, Симонова— 26, Новоспасского — 38, Вознесенского — 25.

         Газеты тех лет отмечали, что монахи сопротивлялись изъятию очень сильно. За 1922-1923г. физически были уничтожены 1962 монаха и 3447 монахинь. (А всего было отмечено 1414 столкновений верующих с властями.) Но все же до конца 20—x годов немногочисленные монахи, составляющие, как правило, ядро исполнительных органов православных братств и обществ, вместе с мирянами сумели сохранить по одному действующему храму почти во всех московских и питерских монастырях.

       Принятое 8 апреля 1929 г. Постановление ВЦИК «О религиозных объединениях» и последующие за ним инструкции еще больше стеснили правовое и материальное положение духовенства на местах, что привело к его резкому сокращению...

      Вслед за снятием колоколов разрушению подверглись храмы. В 1928 г. были разрушены колокольня и Николаевская церковь Сретенского монастыря, достаточно было желания Совнаркома и ВЦИК построить новое здание в Кремле, и в 1929 г. взорвали Чудов и Вознесенский монастыри. А вскоре страшный взрыв уничтожил Успенский собор и крепостные стены Симонова монастыря.

         В первой половине 1930-x годов были разобраны Никитский, Зачатьевский, Златоустовский, Страстной монастыри.

       В Свенском монастыре, являвшемся украшением Брянского края, был уничтожен собор, выстроенный в 1749-1758 гг. по плану и модели В. Растрелли и являвшийся шедевром архитектуры барокко».

       Итак, до 1937 года советской власти не удалось уничтожить Русскую Православную Церковь. Игумен Дамаскин (Орловский) пишет, что самые страшные гонения начались именно по этой причине: после 1937 года, когда было уничтожено духовенстве больше, чем за все предыдущие годы — Более 100000 человек.

        Поэтому от высшего духовенства в предвоенные годы осталось всего два епископа и два митрополита. Они составляли весь епископат Церкви на 1939 г. Это патриарший Местоблюститель митрополит Московский Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский Aлeкcий (Cиманскcкий), Архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), управляющий Новгородской и Псковской епархиями, и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). После 1917 года за оказались за границей известнейшие монастыри Валаамский, Почаевский, Пюхтицкий. Они несли крест сохранения духовной традиции православного монашества.

___________________________________________________________________

Игумен Дамаскин (Орловский). Правда о гонениях на Русскую Православную Церковь в советский период. [Электронный pecypc]. http://orthoview.ru/goneniya-na- russkuyu- pravoslavnuy’ u-cei kov-v-sovetskij- pei‘ioЫ/ Lfiiff j,lifotybz 2/03/20 14.В начале 1937 года была произведена перепись населения СССР. Впервые по предложению Сталина в эту перепись был включен вопрос о религии. На этот вопрос отвечали все граждане, начиная с шестнадцати лет. Правительству, и в особенности Сталину, хотелось узнать — каковы же их реальные успехи за двадцать лет борьбы с верой и Церковью, кем называют себя люди, живущие в государстве, исповедующем в качестве религиозного суррогата воинствующее безбожие. Вceгo населения от шестнадцати лет и старше в Советской России оказалось в 1937 году98,4 миллиона человек, из них 44,8 миллиона мужчин н 53,6 миллиона женщин. Верующими cебя назвали 55,3 миллиона, из них 19,8 миллиона — мужчины и 35,5 миллиона — женщины. К неверующим себя отнесла меньшая, но все же достаточно значительная часть — 42,2 миллиона, из них 24,5 — мужчины и 17,7 — женщины. Не пожелали ответить на этот вопрос всего лишь 0,9 миллиона человек. Но и это было не всё: православными ceбя назвали 41,6 миллиона, или 42,3% всего взрослого населения страны и 75,2% от всех, назвавших себя веруюшими. Армяно-григорианами назвали ceбя 0, 14 миллиона, или 0,1% всего взрослого населения, католиками — 0,5 миллиона, протестантами — 0,5 миллиона, христианами прочих исповеданий — 0,4 миллиона, магометанами — 8,3 миллиона, иудеями — 0,3 миллиона, буддистами и ламаистами — 0,1 миллиона, прочих и неточно /указавших религию — 3,5 миллиона человек. Из переписи населения с ясностью следовало — что население страны осталось православным, сохранив национальные духовные корни. Предпринятые с 1918 года усилия в области борьбы с Церковью и народом, осуществленные как помощью судов, так и с помощью внесудебных административных преследований не привели к желаемому результату, а если исходить из данных переписи населения, то можно сказать, что они потерпели крах.

 

     Уже в 1938 г. в CCCP не существовало ни одного монастыря. Но после оккупации Польши в 1939 году и присоединения Восточной Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии их стало 46...

     Следующая   волна    закрытий монастырей была связана антихристианской деятельностью Н. С. Хрущева. К середине 60—x годов их осталось только 16, тогда как до этого в 1959 г. действовало 47 монастырей.

Первый отечественный монастырь знаменитейшую Киево- Печерскую лавру закрыли под предлогом ремонта и реставрации. И вновь, на долгих два десятилетия, прекратилась в Лавре монастырская жизнь. Страна строила «светлое  будущее» и уничтожала «религиозные пережитки капитализма». Но и в этот раз, как и все предыдущие годы, этот антиклерикальная и антицерковная кампании потерпели фиаско и не возымели ожидаемого результата.

      Перемены в обществе в середине 80—x годов коснулись всех сфер человеческой жизни, в первую очередь духовной. Возрождались и монастыри. К концу 1988 г. их было 22, а через десять лет 478. Сегодня эти обители ведут обширную,    просветительскую, миссионерскую благотворительную деятельность.

      Не смотря на такие страшные удары, Православная Церковь в России

нe была уничтожена, но явила миру мужественный пример исповедничества,

мученичества, стояния в вере до смерти.

       Из разоренных обителей уходили монахи, отшельники и селились у прихожан или, если их не доставала костлявая рука советской власти, продолжали служение в приходских храмах.

       Из всего многотысячного сонма мучеников и исповедников российских XX    века я возьму жития только двух подвижников отшельничества, постриженников Оптиной пустыни и учеников знаменитых оптинских старцев преподобных Нектария (1853-1928) и Севастиана Карагандинского, чья деятельность пришлась на труднейшее время — эпоху гонений. Их отшельничество тесно связано со скитничеством — удивительным синтезом подвига уединения  и служения страждущему миру в духовном его окормлении.

 

        Преподобный Нектарий. Последним соборно избранным Оптинским старцем был преподобный Нектарий, ученик скитоначальника преподобного Анатолия (Зерцалова) и преподобного стapцa Амвросия. Он нёс крест старческого служения в годы тяжёлых испытаний для Русской Православной Церкви, для всей России. Пятьдесят лет Старец Нектарий провел в скиту Оптиной Пустыни, из них двадцать – в затворе. Он восходил по духовной лестнице от затвора к общественному служению и был достойным продолжателем Оптинского старчества. Наделённый Богом великим даром пророчества и прозорливости, он задолго до революции и гражданской воины видел грядущие беды и скорби людей. Старец Нектарий молился за всю Россию, утешал людей, укреплял их в вере. В годы тяжёлых искушений преподобный Нектарий брал на себя бpeмя людских грехов. Он разделил участь многих своих верующих соотечественников: был гоним, сослан, почил в изгнании. О его жизненном пyти - в связи с гонениями на Церковь, преследованием монашества — известно меньше, чем о его прославленных предшественниках.

        Преподобный Нектарии (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье Василия и Елены Тихоновых. Отец его был рабочим на мельницы и умер, когда сыну было всего семь лет. Перед кончиной он благословил сына иконой Святителя Николая, поручая его попечительству своё чадо. С этой иконой Старец не расставался всю жизнь.

        Позднее преподобный Нектарий paccкaзы о своём детстве часто начинал словами: «Было это в младенчестве моём, когда жил я с маменькой. Двое нас было на белом свете, да ещё кот жил с нами. Мы низкого были звания и притом бедные. Кому нужны такие?» С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она больше действовала кротостью и умела тронуть его cepдцe. Но и мaть eго умерла рано. Остался мальчик круглым сиротой. С 11 лет он стал работать в лавке богатого купца. Был Николай трудолюбив и к 17 годам дослужился дo младшего приказчика. В свободное время юноша очень любил ходить в храм и читать церковные книги. Его отличали кротость, скромность, душевная чистота.

        Когда юноше исполнилось двадцать лет, старший приказчик задумал женить его на своей дочери. В то время в Ельце жила почти столетняя схимница, старина Феоктиста, духовная дочь святителя Тихона Задонского. Хозяин отправил к ней юношу за благословением на брак. А схимница благословила его пойти в Оптину к старцу Илариону. Хозяин отпустил юношу в Оптину, и Николай отправился в путь.

        В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь Промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение.  Ибо во власти Господа, а не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер 10, 23). Сначала юноша пошёл к скитоначальнику старцу Илариону, а тот отправил его к преподобному Амвросию. В то время к великому старцу Амвросию приходило так много людей, что дожидаться приёма приходилось неделями. Но Николая он принял сразу и говорил с ним два часа. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию.

       Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У преподобного Нектария была келия, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или к духовнику и обратно. Cам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келии — в храм да в могилу. На этом послушании он часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что он отвечал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится».

         Под руководством своих великих наставников преподобный Нектарий быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 года он был пострижен в мантию, 19 января 1894 года был посвящен в иеродиакона, а еще через четыре года был рукоположен Калужским архиереем в иеромонаха. Было ему тогда тридцать четыре года.

          Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством. На юродство он имел благословение старцев. Оптинские старцы часто прикрывали своё духовное величие юродством — шутками, чудачеством, неожиданными резкостями или непривычной простотой в обращении знатными и заносчивыми посетителями.

            В 1912 году оптинская братия избрала его в старцы. Но преподобный

Нектарий отказывался, говоря: «Heт, oтцы и братия! Я скудоумен и такой

тяготы понести не могу». И только по послушанию он согласился принять на

ceбя старчество.

           Первoe время после избрания старцем отец Нектарий усилил юpoдcтвo. Приобрёл музыкальный ящик и граммофон с духовными пластинками, но скитское начальство запретило ему их заводить; играл игрушками. Была у него птичка-свисток, и он заставлял в неё дуть взрослых людей, которые приходили к нему с пустыми горестями. Был волчок, который он давал запускать своим посетителям. Были детские книги, которые он раздавал читать взрослым людям.

       В юродстве Старца часто содержались пророчества, смысл которых только открывался часто лишь по прошествии времени. Например, люди недoyмeвaли и смеялись над тем, как старец Нектарий внезапно зажигал электрический фонарик и с самым серьезным видом ходил с ни по своей келье, осматривая все углы и шкафы... А после 1917 года вспомнили это чудачeство совсем иначе: именно так, во тьме, при свете фонариков, большевики обыскивали кельи монахов, в том числе и комнату старца Нектария. За полгода до революции Старец стал ходить с красным бантом на груди - так он предсказывал наступающие события. Или насобирает всякого хлама, сложил    в шкафчик и всем показывает: «Это мой музей». И действительно, после закрытия Оптиной в скиту был музей.

       Часто вместо ответа отец Нектарий расставлял перед посетителями куклы и разыгрывал маленький спектакль. Куклы, персонажи спектакля, давали ответы на вопросы своими репликами. Так, владыка Феофан Калужский, не верил в святость Старца. Как-то приехал он в Оптину и зашёл к отцу Нектарию. Тот, не обращая на него никакого внимания, играл в куклы: одну наказывал, другую бил, третью сажал в тюрьму. Владыка, наблюдая это, утвердился в своём мнении. Позже, когда большевики посадили его в тюрьму, он говорил: «Грешен я перед Богом и перед Старцем. Всё, что он мне показал тогда, было про меня, а я решил, что он ненормальный».

Однажды Cтарец  Варсанофий, будучи ещё послушникoм, проходил мимо домика отца Нектария. А Он стоит на своём крылечке и говорит: «Жить тебе осталось ровно двадцать лет». Это пророчество впоследствии исполнилось в точности.

Протоиерей Василий Шустин рассказывал, как Батюшка, не читая, разбирал письма: «Одни письма он откладывал со словами: Сюда надо дать ответ, а эти письма благодарственные, их можно без ответа оставить». Он их не читал, но видел их содержание. Некоторые из них он благословлял, a некоторые и целовал».

Известны многочисленные случаи, когда Батюшка исцелял смертельно больных людей. Приехала в Оптину мать, дочь которой страдала неизлечимой болезнью. От больной отказались все врачи. Мать дожидалась старца в приёмной и вместе с другими богомольцами благословилась у него. Она ещё не успела сказать ему ни слова, как Старец обратился к ней сам:

«Ты пришла молиться о больной дочери? Она будет здорова». Он дал матери семь пряников и велел: «Пусть каждый день дочь съедает по одному и почаще причащается, будет здорова». Когда мать вернулась домой, дочка с верой приняла пряники, после седьмого причастилась и выздоровела.

Болезнь к ней больше не возвращалась. Как-то приехала к нему монахини Нектария с мальчиком-подростком, который вдруг заболел. Температура поднялась до сорока градусов. Она и говорит Батюшке: «Олежек у меня заболел». А он отвечает: «Хорошо поболеть в добром здравии». На другой день дал мальчику яблочко «Вот тебе лекарство». И, благословляя их в путь, сказал: «Во время остановки, когда будете лошадей кормить, пусть выпьет кипяточку и будет здоров». Так они и сделали. Мальчик выпил кипяточку, заснул, a когда проснулся, был здоров.

      Принимал пpeподoбный старец Нектарий посетитeлeй в «хибарке» прежних cтapцeв, иногда он оставлял на столе в приемной книги, и посетители в ожидании приема смотрели эти книги, и листaя их, наxoдили ответы на свои вопросы. А преподобный Нектарий по своему смирению замечал, что они приходят к преподобному стapцy Амвросию и сама келия говорит за него.

У батюшки был кот, который его необыкновенно слушался, и Батюшка любил говорить: «Cтapeц Герасим был великий старец, потому что у него был лев, а мы малы и у нас кот». Так же и в Абалакском скиту кошки и собаки, братия их очень любит.

Bнeшнe старец был невысокого роста, сгорбленный, с округлым лицом и небольшой клинообразной бородкой. Лицо его как бы не имело возраста -то древнее, суровое, то молодое до живости и выразительности мысли, то детское по чистоте и покою. Ходил он лёгкой, скользящей походкой, как бы едва касаясь земли. Лишь перед самой смертью он передвигался с трудом, ноги распухли как брёвна, сочились сукровицей — это сказалось многолетнее стояние на молитве.

        Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мepa», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец.

        Высоко ценил Старец послушание. Митрополита Вениамина (Федченкова) он наставлял: «Примите совет на всю вашу жизнь: если начальники или старшие вам предложат что-нибудь, то, как бы трудно ни было или как бы высоко не казалось, не отказывайтесь. Бог за послушание поможет». Наглядный урок послушания он дал студенту Василию Шустину (будущему протоиерею), как—то сказав, что научит его ставить самовар, потому что скоро придёт время. когда у него не будет прислуги и придётся caмoмy ставить себе самовар. Юноша с удивлением посмотрел на Старца, недоумевая, куда может деться состояние их семьи, но послушно пошел за батюшкой в кладовку, где стоял самовар. Отец Нектарий велел налить в этот самовар воды из большого медного кувшина.

- Батюшка, он слишком тяжелый, я его с места не сдвину,- возразил Василий.

Тогда Батюшка подошёл к кувшину, перекрестил его и сказал: «Возьми!» И студент легко поднял кувшин, не чувствуя тяжести. «Так вот,- наставил отец Нектарий,- всякое послушание, которое нам кажется тяжёлым, при исполнении бывает очень лёгким, потому что делается как послушание.

Как-то спросили Старца, должен ли он брать на себя страдания и грехи приходящих к нему, чтобы облегчить их или утешить. «Иначе облегчить нельзя,- ответил он.- И вот чувствуешь иногда, что на тебя словно гора камней — так много гpexa и боли принесли тебе, и прямо не можешь снести её. Тогда приходит благодать и размётывает эту гopy камней, как гopy сухих листьев. И можешь принимать снова».

  Старец часто и с любовью говорил о молитве. Он учил постоянству в молитве, считая добрым знаком от Господа неисполнение прошений. «Надо продолжать молиться и не унывать, — поучал Батюшка. - Молитва — это капитал. Чем дольше лежит, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда Ему это благоугодно, когда нам полезно её принять... Иногда через год Господь исполняет прошение... Пример надо брать с Иоакима и Анны. Они всю жизнь молились и не унывали, и какое Господь послал им утешение!» Однажды посоветовал: «Молитесь просто: «Господи, даруй мне благодать Твою!» На вас идёт туча скорбей, а вы молитесь: «Господи, даруй мне благодать Твою!» И Господь пронесёт мимо вас грозу».

       После закрытия монастыря в Вербное воскресенье 1923 года преподобного Нектария арестовали. Старца повели в монастырский хлебный корпус, превращённый в тюрьму. Он шёл по мартовской обледеневшей дорожке и падал. Комната, куда его посадили, была перегорожена не до самого верха, а во второй половине сидели конвоиры и курили. Старец задыхался от дыма. В Страстной Четверг его увезли в тюрьму в Козельск. Позднее из-за болезни глаз Старца перевели в больницу, но поставили часовых...

  По выходу из тюрьмы власти потребовали, чтобы покинул Калужскую область. Старец жил в селе Холмищи Брянской области у одного кpecтьянинa, родственника дyxoвногo сына Батюшки. ЧК грозили этому крестьянину ссылкой на Камчатку за то, что он приютил Старца. Осенью 1927 года его обложили особенно тяжёлым налогом.

     В Холмищи, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета, к Старцу потянулся поток людей со всех концов России. Святой Пaтpиapx Тихон советовался с пpeподобным Нектарием через своё доверенное лицо. Добираться до села, особенно весной, из-за разлива рек, было трудно, даже сообщение на лошадях прекращалось. Порой приходилось идти пешком в обход до семидесяти пяти вёрст мимо леса, где было много волков. Они часто выходили на дорогу и выли, но, по Святым молитвам Старца, никого нe трогали.

      Преподобный Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 году: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

     С 1927 года Старец стал серьёзно недомогать, силы его угасали. В декабре состояние здоровья резко ухудшилось, решили, что отец Нектарий умирает, но затем наступило некоторое улучшение. В апреле Батюшке опять стало плохо. К нему приезжал отец Сергий Мечев, он причастил Старца. 29 апреля 1928 года до Холмищ с трудом добрался отец Адриан, на руках которого преподобный Нектарий скончался в эту жe ночь. Незадолго до кончины на вопрос, где его хоронить, Старец указал на местное кладбище. Когда его спрашивали, не отвезти ли его тело в Козельск, отрицательно качал головой. Старец не велел хоронить его и возле Покровской церкви в селе Холмищи, сказав, что там будет хуже свиного пастбища. Так и случилось. Храм разрушили, и нa соборной площади устроили ярмарку и танцплощадку. Исполняя желание Старца, его погребли на местного сельском кладбище в двух-трёх верстах от села Холмищи.

      В 1935 году грабители разрыли могилу Старца, надеясь найти там ценности. Они сорвали крышку гроба и открытый гроб поставили прислонив к дереву. Утром колхозники, пришедшие на кладбище, увидели, что Старец стоит нетленный — восковая кожа, мягкие руки. Гроб закрыли и опустили в могилу с пением «Святый Боже».

       После возрождения Оптиной пустыни, 3/16 июля 1989 года, в день памяти митрополита Московского Филиппа, состоялось обретение мощей преподобного Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В 1996 году преподобный Нектарий был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года — Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского Собора обители.

        Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский ( в миру Cтепан  Васильевич Фомин) родился 28 октября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. После cмеpти родителей пятилетний Степан стал жить с семьёй старшого брата.

Средний его брат принял постриг в Оптиной Пустыни. Степан хорошо окончил трехклассную приходскую школу, книги ему давал читать приходской священник. Мальчик был слаб здоровьем, в полевых работах участвовать не мог, а ходил за скотиной, был пастухом. Часто зимой посещал он брата в Оптиной пустыни.

        3 января 1909 года Степан был принят в скит Оптиной Пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти которого в 1911 году, перешёл под старческое руководство к отцу Нектарию и остался при нём до 1923 года келейником. Так он напитывался благодатным духом Оптинского старчества. Пострижен Степан был в мантии с именем Севастиан в 1917 году, когда начиналось время гонения на Церковь Христову.

        Оптина, хотя до неё и доходили сведения о готовящихся ограбления её и закрытии, старалась жить мирно и тихо — однако, уже 10 (23) января 1918 Оптина Пустынь была закрыта, хотя монастырь и продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. Многие, особенно молодые послушники, не выдержав тяжелого труда и суровых требований, покинули Оптину. Одновременно на ей территории был устроен Музей. Скитов к этому времени уже не существовало. Все жили практически одним днем. В 1923 году монастырские службы были полностью прекращены и власти приступили к выселению монахов. Братские келии сдавались мyзeям, желающим в качестве летних дач. Все это время отец Севастиан находился под духовным окopмлeниeм старца Нектария Оптинского.

        В1927 году монах Севастиан принял священство от епископа  Калужского. После кончины старца Нектария в 1928 году отец Севастиан приехал, где получил назначение в Ильинскую церковь. Там он служил с 1928 по 1933 годы вплоть до своего ареста. Батюшка не любил немолитвенного нотного пения и старался устроить на своем приходе благоговейное монастырское пение. В этот период он вёл в Козлове борьбу с обновленцами и не оставлял общения с жившей в рассеянии братии Оптиной Пустыни.

         В феврале 1933 года отца Севастиана арестовали. На допросах батюшка дал прямой ответ: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие же взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся. Я мало был доволен властью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера».

           Его приговорили к 7—летнему заключению на лесоповал, несмотря на слабое здоровье и повреждённую левую руку. Но и в ссылки он проводил воскресный день в молитве и беседах. Ночные дежурства батюшка также проводил в молитве, никогда не позволил себе спать. «В заключении я был,-вспоминал батюшка,- а посты не нарушал. Если дадут какую-нибудь баланду с мясом, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба».

             После освобождения он остался в селе Большая Михайловка, под Карагандой, и окормлял всех стремящихся к Бory, приходя к ним в дома и совершая требы, хотя разрешения на это со стороны властей не было —«Народ в Караганде был верный — не выдaдyт».Батюшку полюбили и в окрестностях, поверили в силу его молитв. Со всех концов страны стали съезжаться духовные чада старца, вcex oн принимал с любовью и помогал устроиться на новом месте. Часто старец благословлял приезжавших к нему духовным окормлением монахинь жить в какую-нибудь семью, что было в духе Оптинских cтapцeв. Такие матушки становились как бы ангелами хранителями дома.

        Лишь в 1955 году верующие добились официального разрешения

Властей нa регистрацию религиозной общины в Большой Михайловке, так что общими усилиями удалось построить храм, который освятили в честь Pождecтвa Пpecвятoй Богородицы, хотя и было это в день Вознесения Господня. Священников батюшка подбирал себе сам. Вокруг него собралась монашеская женскaя община. О его общине архиепископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф (Чернов) так говорил: «батюшка насадил здесь виноград, который потом и слезами вырастил». «Маленькая церковь, от земли не видно, а Столп горит до неба».

        22 декабря 1957 года, в день празднования иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость», Владыкой Иосифом (Черновым) батюшка был возведён в сан архимандрита и награждён Патриаршей грамотой «За усердное служение Церкви». В 1964 году ко дню своего Ангела был награждён архиерейским посохом — награда, примеров не имеющая.

        Батюшка сохранял безупречное исполнение церковного Устава, не допуская при Богослужении пропусков или сокращений. Церковные службы были для него неотъемлемым условием его внутренней жизни. В беседах его любимым образом был святой Апостол Иоанн Богослов - он часто призывал паству к почитанию этого Апостола Любви. Отец Севастиан очень почитал святые иконы и говорил, что oни даны нам в помощь от темных сил, что есть иконы, особые по славе благодати, есть намоленные веками чудотворные образы, которые, как ручейки, несут от Господа благодать. Он приводит слова старца Нектария Оптинского о том, что мудрость, разум и рассудительность есть дары Святого Духа, которые приводят к благочестию.

           Батюшка обладал тонким юмором и любил пошутить, но всегда доброжелательно. Он не жалел времени на беседу с человеком. Каждый его совет приводил к благополучию.

           Власти, видя его авторитет, всячески старались закрыть храм, но это им не удавалось: батюшка — как только они его вызовут — обезоруживал их так, что они coвepшeнo лишались дара слова и после его ухода удивлялись: «Что это за старичок такой, что мы сделать ничего не можем?»

            Батюшка всегда и во всём учил полагаться на волю Божия Промысла. Он также любил природу, жалел животных, однажды cпac только что родившихся котят.

            Людям он помогал своей тайной молитвой. О бесноватых он говорил:

«Здесь они потерпят, а там мытарства будут проходить безболезненно... Я не хочу с вас кресты снимать. Здесь вы потерпите, но на Небе большую награду приобретёте». У батюшки была духовная мудрость, великое терпение. Если кто при нём роптал на ближняго, он скажет: «Я вас всех терплю, а вы одного потерпеть не хотите». Не поладит кто, он волнуется: «Я настоятель, а всех вас слушаю».

         Он заботился о спасении каждого, это была его цель. Он просил:«Мирнее живите». Однажды, среди беседы о нравах людей батюшка сказал и даже указал: «Вот этих людей нельзя трогать, они, по гордости, не вы несут ни замечания, ни выговора. А других, по их смирению, можно». Очень важное значение он придавал молитвам за усопших, и других призывал:«молитесь за усопших больше всего. За всё слава Богу! Слава Богу за всё!»

3 (16 н. ст.) апреля 1966 года батюшка принял постриг в схиму от Владыки Питирима (Нечаева), прибывшего к нему для совершения пострига.

        Впитав в себя традиции и благодатный святоотеческий дух Оптиной Пустыни и будучи учеником её великих старцев, перенеся изгнания и заключения в большевицких концлагерях, по неисповедимым судьбам Божиим пронёс своё старческое служение в столице знойных степей Центрального Kaзaxcтaнa, многострадальной Караганде.

Скончался отец Севастиан 6 (19 н. ст.) апреля 1966 года — на Радоницу.

Погребён он был на Михайловском кладбище.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Таким образом, отшельничество указанных выше двух святых тесно связанно со скитской жизнью — удивительным синтезом подвига уединения и служения страждущему миру в духовном его окормлении.

 

 

Заключение

Конец XX века — переломный период в истории России и Русской Церкви. На протяжении семи десятилетий кардинально изменился облик общества, прекратила существования многовековое Русское царство, фундаментом жизни которого было Православие. Этому предшествовало все более широкое распространение идей безбожия, социалистических идей, оккультизма, нездорового мистицизма. Наиболее трагически революционные преобразования и 70-ти летнее безбожие, потеря нравственности в обществе сказались именно на церковной жизни, в том числе на жизни монастырей и скитов.

Вместе с тем, период конца 90-х, XX века, во время подготовки и после празднования 1000-летия Крещения Руси, характеризуется определенным расцветом в церковной жизни. Открываются новые монастыри и растет количество насельников. Продолжают свое служение духовные наставники, слово и пример которых влиял на жизнь тысяч православных людей. Новых успехов достигает церковная наука и образование, внешняя и внутренняя церковная миссия, созидаются общины, восстанавливаются храмы, монастыри, скиты, пустыни.

В жизни скита Сергия и Германа Валаамских, Абалакского монастыря период конца XX столетия, так же характеризуется понятными для того времени чертами - численный рост братства, благоустройство скита, возрождение духовной жизни и церковной проповеди в виде реальных дел. В скиту бережно сохраняются уставные традиции и наставления духовника и игумена монастыря.

Самые яркие свидетельства преуспеяние скитского монашеского братства сплотилось вокруг своих наставников.

Братией были предприняты работы, которые позволили скиту почти автономно существовать

Представленная работа не претендует на полный летописный пересказ. Она представляет собой лишь первую попытку собрать и систематизировать материалы (информацию монастыря, отчёты, воспоминания насельников) по истории скита от основания до сегодняшних дней.                      

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.- М.: Изд. Московскои Патриархии, 1992. — 1372 с.

2.Абрамович Д. Киево—печерськии патерик. У Кшви, 1931. — 789 с.

3.Авва Дорофей, преподобный. душеполезные  поучения.М.:Свято- Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994.268 с.

4.Авва Евагрий. Творения: Аскетические и богословские трактаты/ Перевод,вступительная статья и Комментарии А.И. Силорова.— М.: Мартис, 1994. — 360 с.

5.Августин Иппонский, святитель.    Цветы благодатной жизни.— CП6.:«Библия для всех», 1997. — 192 с.

6.Алымов В. Лекции по Историческви Литургике. Монашеское Богослужение. Генезис Устава. Типикон npn. Саввы Освященного. [Электронный pecypc]. http://lib.eparlзia- saratov.ru/books/01a/a1imov/1ecture/11 l.html.

7.Амвросий(Орнатский),епископ.Древнерусские иноческие уставы.[Текст] / епископ А. Орнатский. - М. 2001. — 435 с.

8.Амвросий Медиоланский, святитель. Две книги о покаянии: Учебно-информационный центр ап. Павла. — М.: Наука, 1997. — 205 с.

9.Анатолий (Грисюк), иером. Исторический опыт сирийского монашества до половины VI в. Киев, 1911. — 231 с.

10.Архиепископ Василий (Кривошеин). Ангелы и бесы в Духовной жизни.

Житие преподобного Антония Великого (251 — 356). [Электронный pecypc].htt://azbyka.ru/dictionary/01/krivoshein angels 1 g 03 al1. shtm1#8.

11.Афанасий Велиrий, свт. Собрание творений в 4 т. Т. 1. — М., 1994. — 480с.

12.Афанасий Великий. Житие пpeп. Антония Великого. Греческий текст Р.G.26.835-976.[Электронный pecуpc] htt://azbyka.ru/otechnik/ Afanasij _Velikij/zhitie-prep-antonija-velikogo.

13.Бронзов А.А. Преподобный Макарний Египетский: Его жизнь, творения и

нравственное мировоззрение. СПб.,1899- 554 с.

14.Булгаков, Макарий, митрополит. История Русской Церкви [Текст]митрополит Макарий (Булгаков). — Т.2. — М.,1995. — С.101 —110

15.Бълхова, М. И. Монастыри на Руси XI - середины XIVвека [Текст] / М.И. Бълхова // Монашество и монастыри в России. XI-XX века: Исторические очерки [Отв. ред. Н.В. Синииына]; Ин—т poccийской истории. М.: Светоч, 2003. — 532 с.

16.Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Т.3, T.4. — Нижний

Новгород, 1998. — 539 с.

17.Варсануфий Великии и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошания учеников. — М.:Свято-Троице-Серафимо- Дивеевский женский монастырь; Скит, 1994. — 484 с.

18.Василий (Кривошеин), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов. — Нижний Новгород, 1996. — 443 с.

19.Василий Великий, святитель. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския: В Vч. — М.:ПАЛОМНИК, 1991. — Ч.V.315 с.

20.Великие русские старцы: Жития, чудеса, духовные наставления. — М.: Трифонов, Печенегский Монастырь, Новая книга, Ковчег, 2000. — 944 с.

21.Восторгов Иоанн, протоиерей. Подвижничество и монашество // Журнал

Московской Патриархии. — 1994. -N°4 — С.62

22.Гумилевский, Филарет, архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви. [Текст] / архиринтное издание. — Kaлyгa, Полиграфист, 1990. — 74с.

23.Добротолюбие в русском переводе, дополненное. В 6 т.- Репринтное изд. 1895 г. — Париж: Имка-Пресс, 1988. — T.1-2.

24.Добротолюбие. Т.1. — Париж, 1988. — 638с.

25.Добротолюбие. T.2. — Париж, 1988. — 760 с.

26.Добротолюбие. Т.З. — Париж, 1988. —440с.

27.Дорофей, пpeп. Душеполезные поучения. — М. Пpaвило веры,1995. – 315с.

28.Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Перевод с греческого. Репринтное изд.1965. —М.: Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1 993. — 223 с.

29.Древние иноческие уставы, собранные св. Фeoфaном Затворником.1994. — 219 с.

30.Древний Патерик. — Репринтное издание — М.,1991. — 428 С.

31.Ефрем Сирии. преподобный. Творения святого oтца нашего Eфpeмa Сирина: В 7 т.— М.: Посад, 1994. — Т.З. — 630 с.

32.Живов В..Ч. Святость.” Краткий словарь aгиографических терминов. М.,

1994. С. 81—85.

33.Жития и творения русских святых. - М.: Трифонов Печенегский монастырь, Ковчег, 2001. - 1072 с.

34.Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению: Репринтное

издание. —    М.. Паломник, 1996. — 693 с.

35.Игнатий (Брянчанинов). свят. Собрание писем / Сост. игум. Mapк (Лозинсхий). — М. — С.-Пб..: Издание Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павлa Флоровского. 1995. — 324 с.

36.Игнатий Брянчанинов. Свят. Творения. Аскетический опыт: Репринтное

издание. Т. 1.- М.: Сретенкий монастырь, 1998. — 453с.

37.Игнатий Брянчанинов. Свят. Творения. Аскетический опыт: Репринтное

издание. T. 2- М.: Сретенский монастыръ, 1996. — 412с.

38.Игнатнй (Брянчанинов), свт. Творения. Аскетические опыты: Слово о

смерти: Репринтное издание. Т. 3. — М.:   Р.Ѕ., 1991. — 602 е.

39.Игнатий (Брянчанинов), свят. Творения. Приношение современному монашеству: Репринтное издание. Т. 5. — М.: Рига, Рота, 1990. — 464 с.

40.Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетическая проповедь. T.4.—M.: Сретенский монастырь, 1997. — 429 с.

41.Иларион (Алфеев), иеромонах. Мир Исаака Сирина. — М.,1998. - 324 с.

42.Иоанн Восторгов, прот. Подвижничество и монашество // Церковные ведомости. – 1909.-№11.-С.505-512

43.Иоанн Златоуст, святитель. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольcкого: В12Т. — М.: Паломник, 1996. - Т. 5. - 628 с.

44.Исаак Сирии, преп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. –M:,1998 — 287 с.

45.Исаак Сирии, пpeп. Слова подвижнические.— М.; Правилo веры, 1998, 435 с.

46.Ищенко. Д.С. Устав «Студийский» по списку ХII века. [Текст] / Д.C.Ищенко // Источники по истории русского языка. - М.;1976. - С. 109-130

47.Казанский П. С. История православного монашества на Востоке. М.;1856.Ч. 1. — 283 с.

49.Карташёв А.В. Очерки по истории Русской Церкви[Текст] / А.В.Карташёв. - Терра. 1993.-324 с

50. Киево-Печерский патерик. [Электронный pеcypc]. http://predanie.ru/ lib/book/ read/72222.

51.Ключевсхий В. О. Сочинения. Куpc русской истории[Tекст]/ В.О.Ключевский.- Т.1.Ч.1,2.- М.,1956. – 323с.

52.Концевич, И.Н. Стяжание Духа Святагo в путях Древней Руси. [Текст]/ И.Н. Концевич. ИО МП РПЦ, 1993. — 324 с.

53.Кофанова Е.Н., Мчедлова М.М. Религиознось россиян и европейцев/ МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО MHЕНИЯ №4(98) М А PT-AПРЕЛЬ 2010.

54.Леонид (Поляков), архим. Aфон и истории pyccкого монашества// Богословские труды.1970.Т.V. —254с.

55.Лобачевский С. Св. Антоний Великий (его жизнь, писания и нравственно-подвижническое учение). Oдeссa, 1906. — 207 с.

57.Мансветов, И.Студийский монacтырь и его церковно-богослужебные порядки. [Текет] / И. Мансветов //Прибавления к творениям святых отцов, 1884.- 410 с.

58.Мейендорф Иоанн, протоиерсй. Введение в святоотеческое богословие: Издание 2-oe, исправленное и дополненное. — Клин: Xpистианская жизнь. 2001.— 445 с.

59.Монашеская жизнь по изречениям о ней святых отцов- подвижников: Общество любителей православной литературы. — Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2001. — 132 с.

60.Мулен. Л. Повседневная жизнь монахов средневековой Европы.[Текст]Л. Мулен. - М., 2005. — 301 с.

61.Настольная книга священнослужителя: В 8 Т.- М.: Издание Московской Патриархии, 1988. — T.8. — 421 с.

62.Никон, иеромон. Монастыри и монашество на Руси (X-XII вв.) [Текст] / иеромон. Никон // Вопросы истории. - №12 - 1991. C.23-37

63.Петр (Екатериновский), еп. Правила и практика православной аскезы.

Репринтное издание. — С.-Пб.: Сатис, 2002. — 190 с.

64.Письма великих оптинских старцев. XIX век.— М.: Сретенский монастырь, 2001. — 654 с.

65.Повесть временных лет. CП6., 1996. С. 68.

66.Подскальский Г. Христанство и богословская литература в Kиевской Руси. 988- 1237. [Текст] / Г. Пoдскальский - CПб.. 1996. — 334 с.

67.Преподобный ИСААК СИРИН. О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. НОВООТКРЫТЫЕ ТЕКСТЫ. Перевод с сирийского, примечания и послесловие игумена Илариона (Алфеева).Москва, Издательство Зачатьевского монастыря, 1998. — 197 с.

68.Прошин Г.Г.Чepноe Воинство: (Русский православный монастырь. Легенда и быль). [Текст] / Г.Г.Прош ин. - М.: Политиздат,1988. — 345 с.

69.Романенко Е. В. Нил Copcкий и традиции русского монашества.M.:.

Памятники исторической мысли, 2003. — 245 с.

70.Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества.M.:

Памятники исторической мысли. 2003.

71.Романов. Б.А. Люди и нравы Древней Pуси. [Текст]Б.А. Романов //От Корсуня до Калки. - М.: Молодая гвардия, 1990. — 423 с.

72.РФА. М., 1988. Вып. III. С. 491. 493

73.Свт. Димитрий Ростовский. Прп. Савва Освященный. Четьи Минеи,Жития святых. Декабрь. 5. Т. 12. М.. 2002. С. 72

74.Святитель Феофан Затворник, Путь к спасению.Краткий очерк аскетики

и начертание христианского нравоучения. Москва 2008. — 556 с.

75.Святитель Феофан Затворник ВЫШЕHCКИЙ. [Электронный ресурс]

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6892. htm.

76.Сидоров А. И., профессор. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. — М.:Православный паломник. 1998. — 526 с.

77.Скабалланович.М.Толковый Типикон. [Текст] / М.Скабалланович. -

Киев, 1910. — 678 С.

78.Смирнов С. Древнерусский духовник. [Текст]С. Смирнов. — М..1913. 245 с.

79.Смолич И.К. Русское монашество: Возникновение, развитие, сущность (988-1917). Жизнь и учение старцев. — М.:Паломник, 1999. - 606 с.

80.Соколов И. Состояние монашества в византийской Церкви с половины IX до начала XIII века (842—1204): Опыт церковно—исторического исследования. Казань, 1884. — 310 с.

81.Тафт, Р. Византийский церковный обряд. [Текст] / Р. Тафт. — CП6., 2005. —

160 с.

82.Творения древни х отцов-подвижников/ Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. — М.: Мартис, 1997. — 421 с.

83.Усков Н.Ф. Христианство и монашество в Западной Европе. [Текст] /

Н.Ф. Усков. - CП6.: Алетейя, 2001. — 506 с.

84.Федотов, Г. Святыe Древней Руси. [Текст]/ Г. Федотов. - М.: Московский

рабочий, 1990. — 269 с.

85.Феодосий (Олтаржевский), архим. Палестинское монашество в IV — VIвв. Киев, 1899. — 78 с.

86.Феофан Затворник, свят. Наставления в духовной жизни / Сост. митр.Иоанн (Снычев). — М.:Посад, 1993. - 137 с.

87.Феофан Затворни к, свят, Творения.Собрания писем: Репритное издание.Т. 2. — М.:Паломник, 1994. — 240 с.

88.Флоровский Г. протоиерей. Bocточные отцы V — VIII вв. — Париж, 1933. —260 с.

89.Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории[Текст] / И.Я. Фроянов. - Л., 1974. — 125 с.

90.Черномаз И. Б. Антоний Печерский //Православная энциклопедия. Том II.

— М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. -752 с.

91.Шиманский Г. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. — M.: Даниловскнй благовестник, 1997. — 478 с.

92.Феодор Студит, прп. Подвижнические монахам наставления. Слово 258 // Добротолюбие: В 5 Т. Репр. воспр. 1889. М.: Паломник, 1998. Т. 4.

93. Нил Синайский, прп. Слово о молитве. П. 124, 125, 122 // Добротолюбие: В 5 Т. Репр. воспр. 1884 г. М.: Паломник, 1998. Т. 2.

94. Игнатий Брянчанинов, свт. О монашестве. Разговор между православными христианами, мирянином и монахом // Полн. собр. творений: в 8 Т. Т. 1. М.: Паломник, 2001.

95. Ефрем Сирин, прп. Слово подвижническое // Творения. Ч. 3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1912.

96. Симеон Солунский, свт. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. П. 20 // Сочинения. Репр. воспр. 1856 г. М.: Галактика, 1994.

97. Максим Исповедник, прп. Главы о любви, вторая сотница // Добротолюбие:

В 5 Т. Репр. воспр. 1888 г. М.: Паломник, 1998. Т. 3.

98. Василий Великий, свт. Подвижнические уставы. Глава 18 // Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2.

99.  Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседование 1 // Писания. Репр. воспр. 1892 г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

100. Макарий Египетский, прп. Слово 2. О совершенстве духовном // Духовные беседы. М.: Правило веры, 2002.

101. Исаак Сирин, прп. Слово 63 // Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993.

102. Устав Русской Православной Церкви. XV.1.

103. Василий Великий, свт. Подвижнические уставы. Глава 18 // Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2.

104. Устав Русской Православной Церкви. XVII.9.

105.  Матфей Властарь. Алфавитная синтагма. Буква «М». Глава 15. М.: Галактика, 1996.

106. Толкование Аристина на 24 правило IV Вселенского Собора // Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. Репр. воспр. изд. 1877 г. М.: Паломник; Сибирская благозвонница, 2000.

107. Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о церковной молитве // Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 2. М.: Паломник, 2001.

108. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Книга 4. Глава 13 // Источник знания. [Б. м]. Индрик, 2002.

109. Амвросий Оптинский, прп. Письма к монашествующим. Письмо 291 // Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М.: Паломник, 1995.

110.Феодор Студит, прп. Подвижнические монахам наставления. Слово 49 // Добротолюбие:
в 5 т. Репр. воспр. изд. 1889 г. М.: Паломник, 1998. Т. 4.

111. Амвросий Оптинский, прп. Письма к мирянам. Письмо 38 // Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М.: Паломник, 1995.

112.. Игнатий Брянчанинов, свт. О существенном делании монаха // Полн. собр. творений: в 5т. Т. 2. М.: Паломник, 2001.

113. Осипенко Марина. Во отоце океана моря. Путеводитель по Соловецкой обители и её скитам.// Издательство Сибирская благозвонница, 2005г.

114. Пропитание во все времена. Советы и рецепты православным.// Издательство Покровский дар, 2004.

115. Лесков Н.С. Монашеские острова на Ладыжском озере. Путевые заметки.// Издательство “Свичадо”, 2010.

116. Писания старца Силуана. Глава XIV // Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, 1996.

117.Феодор Едесский, прп. Сто душеполезнейших глав. Глава 48 // Добротолюбие: в 5 т. Репр. воспр. изд. 1888 г. М.: Паломник, 1998. Т. 3.

118. Романенко Елена. Нил Сорский и традиции русского монашества. Нило-Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XV-XVII вв, ("Исторический вестник", № 3-4. 1999 г.)

119. Андрей Иванов. Таёжный монах. Необыкновенные случаи в монастыре и живые рассказы о самых светлых и странных людях.2017.

120. Родионов О. А. Афонское монашество в XX веке: упадок и возрождение.

121. Русский скит на Афоне Новая Фиваида// Издательство Сибирская благозвонница, 2013г.

122. Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со старцем Иосифом / перевод с греческого и примечания архимандрита Симеона (Гагатика). — Москва, Ахтырка: Ахтырский Свято-Троицкого монастырь, 2012.

123. Леонтьев К.Н. Четыре письма с Афона// ООО «ЛитРес.Репр. воспр.изд. 1880г.

124. Архимандрит  Эмилиан Толкование на подвижнические слова Аввы Исаии. - Москва: Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь; Екатеринбург: Изд-во Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь,2014.стр.328-348.

125. Архимандрит Тихон(Агриков), О монашестве без таин(из переписки с духовными чадами) – М.: УКИНО «Духовное преображение»,2013.стр 225.

126. Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. В 3т. Т.2.Слово72. Деятельные и богословские главы.- СТСЛ, 2014. – 672с.

127. Старец Иосиф, Выражение монашеского опыта, Изд-во Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006, стр.30.

128. Архимандрит Тихон (Агриков), Духовное наследие старцев нашего времени с Евангелием. Изд-во епархии Тернопольской и Кременецкой по благословению архиепископа Сергия, 1970.

129.Валаамские подвижники;С.Пб, Репр. воспр.изд.,Типография Н.А. Лебедева, Невский просп.,8.1891г.,

130. Валаамский монастырь и его святыни. Изд: "Техническая книга" (1990).

131. Священник Александр Чесноков, Глинская пустынь и её старцы, Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра,1994г.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: