Дом В.К. Каретникова( ул. Баумана, 68)

Но давайте вернемся обратно к 50-м гг. XIX века. В это время фотография прочно входит в жизнь русского общества. Дома богатых людей начинают украшаться фотографиями, в первую очередь, портретами. Но Казань – это город, соединяющий в себе две культуры: русскую и татарскую. Мы находимся возле доходного дома татарского купца Гайнутдина Мукминова, прославившегося своей общественной и благотворительной деятельностью.

Дом был построен в первой половине XIX века и принадлежал семье купцов-староверов Каретниковых. Трехэтажное, выкрашенное в светло-зеленый и зеленый цвет здание возвели в стиле классицизм, а позднее на его фасаде появилась лепнина, характерная для стиля модерн.

К Гайнутдину Мукминову этот дом перешел приблизительно тогда, когда фотография начинает потихоньку проникать в татарскую среду.

Первые фотоснимки татар известны еще с 60-х годов XIX века, но это были скорее исключительные случаи. Полностью же она вошла в их жизнь только в начале XX века. Связано это было с особенностями мусульманского мировоззрения. Как известно, в исламских культурах не приветствовалось традиционное изобразительное искусство. Религия запрещала изображать людей, животных и птиц. Одушевленные существа напоминали о языческом прошлом. Во избежание невольного возврата к бывшим идолам, в исламе на протяжении многих веков отрицательно относились к живописи, а также к другим аналогичным художественным практикам.

Неким ориентиром мировоззрения для мусульман являлась Османская империя, хотя там уже в XIX веке часть турецких художников проходила обучение в Европе, в Стамбуле были проведены первые художественные выставки картин в жанре пейзаж, и при этом многие из них были срисованы с фотографий, появлялись изображения людей. Высшие слои общества пользовались фотоуслугами.

Но этого оказалось мало для изменения традиционного мировоззрения среди татар. Знаковым событием стало печатание в одном из английских журналов фотографии уважаемого казанского имама, ученого-богослова Шигабутдина Марджани. Он отправил свою фотографию в ответ на просьбу лондонского издательства. Уже после смерти Марджани, его фотографию и статью о нем на своих страницах разместил один из турецких мусульманских журналов. С этого времени к фотографии стали относится более лояльно, она прочно вошла в жизнь практически всех слоев татарского общества. Тем более, что к тому моменту она была необходима для оформления различных документов, выдаваемых государственными органами.

Новое явление интересовало многих, в том числе и женщин. Но чтобы получить снимок, татарки должны были предстать перед мужчиной-фотографом, показать ему свое лицо, что было непринято в мусульманском обществе. Здесь значительную роль сыграло появление женщин-фотографов. Мусульманки могли фотографироваться, не нарушая традиционные нормы мусульманского общества.

Кроме того, фотокарточки играли определенную роль и в выборе супруга или супруги. Девушке показывали фотографию потенциального жениха, и она уже решала — нравится он ей или нет. Если фотографию будущего мужа давали только перед бракосочетанием, то невеста уже имела представление, за кого ей предстоит выйти замуж.

Привнесла фотография изменения и в интерьер татарского дома. До появления фотографии в нем преобладали растительные мотивы. А когда светопись стала популярна, фотографии семьи могли вывешиваться на стены.

Изменился и облик комнат в доме. Со стен исчезли полотенца, мягкие драпировки, а на замену им пришли штукатурка, доска и цветные бумажные обои. В жилых комнатах поселились изразцовые голландские печи. Саке уступили место диванам и тахтам, а сундуки отправились в кладовки. Пол выкладывается паркетом и устилается персидскими коврами. По стенам ставятся шкафчики с фарфоровой посудой и чайные столики с китайским сервизом и самоваром. Украшением же интерьера был граммофон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: