Дом Е.Е. Ульянова - С.В. Золиной. (ул. Баумана, 56)

По-другому украшались дома русских купцов. Перед вами памятник жилой архитектуры второй половины XIX века - Дом Е.Е. Ульянова - С.В. Золиной.

В 1851 г. купец Ульянов восстанавливает после пожара дом, построенный в первой половине XIX в. Через двадцать шесть лет его покупает С.В.Золина и перестраивает. Здание приобретает облик, который мы видим сегодня. 

Двухэтажное, П-образное в плане, выкрашенное в нежно-розовый цвет здание с антресолями построено в стиле классицизм. Первый этаж имеет витринные окна. Второй этаж - с симметричным расположением проемов в лепных наличниках с сандриками-полочками на изящных кронштейнах. Помимо того, он имеет по оси пару проемов, объединенных одним сандриком в окружении пилястр, и еще по одному проему, заглубленных в плоскость стены. Высокий антаблемент с лепным фризом и городковым поясом массивного карниза завершает уличный фасад.

Интерьеры купеческого дома XIX века были украшены шелком, чучелами и шкурами животных, дорогими сервизами, тяжелой деревянной мебелью, позолотой и драпировками. Все это должно было убедить гостя в том, что хозяин – деловой и серьезный человек, с которым можно иметь дело. Репутация купца была его основной ценностью. Многие сделки совершались в устной форме, а нарушившего обещание ждала гораздо более серьезная ответственность, чем судебное разбирательство — с ним просто больше не вступали в деловые отношения.

Несмотря на приверженность традициям и ценностям сословия, некоторые купцы считали себя прогрессивными и с удовольствием приобретали технические новинки, например, граммофон или печатную машинку, раньше других проводили в дома электрическое освещение и телефонную линию.

Некоторые из них украшали свои дома фотографиями семьи и живописью. Вообще отношения этих двух видов искусств довольно долгое время были сложными.

Еще до изобретения светописи, некоторые знаменитые художники, например, Леонардо да Винчи и Караваджо использовали для написания своих картин камеру-обскуру – прообраз фотоаппарата.

Задачи фиксации и информирования о тех или иных значимых событиях были возложены на живопись. Зачастую художники выполняли функции репортеров.

Камера-обскура являлась средством быстрого запечатления натуры. Это ее свойство отвечало общему стремлению эпохи к быстрому накоплению информации. Художники же в связи с учащением ритма и ускорением жизни спешили наблюдать и фиксировать натуру.

В Европе и США фотографию долго не принимали. Несмотря на оглушительный успех отдельных, пусть и немногих, и, невзирая на бесспорную одаренность некоторых иных, профессия фотографа долгое время оставалась незначительной и малопочтенной. Нередко новая профессия оказывалась занятием временным, едва ли не разовым, а то и случайным.

В первые два десятилетия после изобретения фотографии и бешеной популярности дагерротипа, было большое количество карикатур на светопись и дагерротипистов. 

В России в 50-60-е годы XIX ве­ка начинают набирать популярность «крашенки». Эта техника являлась своеобразным переходом от господствовавшей долгие годы живописи к фотографии. Раскрашивание фотографий хоть как-то нарушало монотонность черно-белой гаммы, но требовало много терпения и вкуса. Иногда снимки лишь слегка оттеняли цветом.

Чтобы угодить клиенту, мастера часто подправляли снимки, прибегая к ретуши. Ретушь бывала двух категорий. «Техническая» осуществлялась на негативе с помощью туши и ластика, а в «художественной», более тонкой, применяли карандаши, кисти, тушь, акварель или пастель, так что нередко снимок сильно изменялся, приобретая «живописность». Ретуширование по второму разряду нередко превращалось в раскрашивание всего отпечатка, хотя чаще ретушеры ограничивались подкрашиванием отдельных его участков.

Дом А.С. Меркулова (ул. Баумана, 15)

В Казани в такой технике работал фотограф Я.П.Данилевский. Он посетил Казань в 1855 г. и открыл свое заведение в доме, который вы сейчас видите.

Двухэтажное, выкрашенное в нежно-розовый цвет здание, увенчанное изящной башенкой, прежде принадлежало купцу А.С. Меркулову. Оно было перестроено из старого особняка в 1874 г. по проекту архитектора П.В. Тихомирнова. Фасад разделен на три части: два боковых и центральный ризалит. В крайних выступах устроены дверные проемы, углы раскрепованы рустованными белыми лопатками. Увенчаны боковые ризалиты щипцами с силуэтом лекальной формы. Центральный ризалит выделен лопатками с кессонированными плоскостями и завершен аттиком с картушем. Фасад имеет богатую лепнину деталей. Ось симметрии здания подчеркнута эклектичной башенкой грушевидной формы со сферическим верхом и высоким шпилем.

До приезда в Казань мастер поработал в Орле, Курске, Москве, Нижнем Новгороде. Он занимался «сниманием фотографических портретов в тушь и акварель». Ретушером у Данилевского по трехлетнему контракту работал известный в будущем художник И.Н.Крамской.

Русское дореволюционное общество было тесно связано с православием. Жизнь человека, неважно был ли это простой крестьянин или императорская особа, была подчинена православному календарю. Как же христианство относилось к фотографии? Можно предположить, что как минимум нейтрально. Доказательством этому могут служить фотографии почитаемого православного святого конца XIX-начала XX века Иоанна Кронштадтского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: