Петропавловский собор (ул. Мусы Джалиля, 21)

Перед вами один из символов православной Казани – Петропавловский собор. Построен он был купцом Михляевым, на месте деревянной церкви, по случаю посещения Казани Петром I. Построенный на возвышенном месте, красивый и величественный, собор отличается уникальным убранством. Композиция храма и колокольни выполнена в стиле так называемого Русского или «Нарышкинского» барокко, распространенного в России в конце XVII— первой половине XVIII века. Неповторимый облик собору придает, в первую очередь, декор, обилие сохранившихся до наших дней фасадных деталей и их яркая раскраска. К сожалению, имена строителей храма остались неизвестны.

Во время посещения Казани собором восхищались Екатерина II и все Романовы, правящие после неё, кроме Николая II, Александр Дюма, Александр Сергеевич Пушкин и многие другие гости нашего города.

Позже, когда в начале 70-х гг. XIX века в Казани будет расцвет видовой фотографии, Петропавловский собор попадет в объективы лучших фотографов Казани. Но это будет потом. А пока, в 1850-х гг. фотографы-гастролеры стали привычными гостями Каза­ни. Проработав несколько месяцев, а иногда пару недель на новом месте, владелец передвижной фотолаборатории продолжал свое путешествие по российским городам.

10. Дом Акчурина (​Кремлёвская, 15/​Мусы Джалиля, 25)

В это же время появляется и первое стационарное фотографическое заведение. Принадлежало оно Александру Окуловскому и располагалось на Воскресенской, сегодня эта улица называется Кремлевской, куда мы с вами сейчас и поднимемся.

А.Окуловский не случайно открыл свое заведение именно здесь. В XIX в. это было излюбленное место отдыха казанцев, своеобразный казанский «Невскиий проспект» в миниатюре. Здесь располагались лучшие магазины по торговле вещами, предметами роскоши, детскими игрушками, корсетами, шапками, перчатками, часами, большая часть магазинов меховых изделий, а также лучший в городе ювелирный салон.

Второе своё имя – Воскресенская, она получила от названия Воскресенского собора, располагавшегося на ней. После революции 1917 г. улица сначала получила имя Н. Г. Чернышевского, а затем долгое время она носила имя вождя «мирового пролетариата» В. И. Ленина. Современное название она получила только в 1996 г.

Свой нынешний облик улица приобрела ещё в XIX веке. К постройкам этого времени относится, например, дом Акчурина. Он был построен в начале XIX в., а затем перестроен в 40-х гг. позапрошлого столетия под доходный дом купца Акчурина. Тогда-то оно и приобрело свой сегодняшний облик. 

Здание двухэтажное, выкрашено в светло-желтый цвет. Построено в стиле классицизм. Это подчеркивает строгая прямоугольная форма окон второго этажа, который занимали знаменитые в Казани Меблированные номера «Франция». На первом этаже в 1840-х гг. размещалась кондитерская Александра Бертье, а позже - фотографическое заведение Александра Окуловского.

Свою фотомастерскую он открыл в 1853 г. Кроме дагеротипных портретов мастер изготавливал и «фо­тографические, иллюминованные красками и просто в туши», а также занимался переплетением. В 1857 г. мастерская перешла к братьям Вестли.

Это было время, когда новую профессию дагерротиписта, а позже фотографа, осваивают художники, физики, химики, литографы, часовщики, коммерсанты, переплетчики и те люди, которых влекло всё новое.

Среди них были и братья Вестли. Они приехали в Казань в 1854 г. Оба имели профессии не связанные с изобразительным искусством или фотографией. Эдвард был зубным врачом, а его брат Клод – учителем словесности. Что заставило их изменить род деятельности – неизвестно, однако через три года после своего прибытия, они открывают свою фотографическую мастерскую. Их заведение процветало, и было хорошо известно казанцем, со временем оно даже стало своеобразным городским ориентиром. В газетах тех годов довольно часто можно встретить объявления с пометкой «спросить в фотографическом заведении у зубного врача г-на Вестли, на Воскресенской улице в доме Акчурина».

К середине 1860-х гг. фотография прочно вошла в жизнь горожан. Этому способствовало распространение нового технического процесса фотографии - мокроколлодионный способ фотографирования на бумаге.

Новинке пророчили славное будущее. В методике в качестве подложки использовалась стеклянная пластинка, а негативное изображение возникало на коллодии - растворе пироксилина в эфире или спирте. Гладкая поверхность на стекле означала четкое и точное изображение без зернистости, к тому же коллодий оказался веществом с очень высокой светочувствительностью. Сочетая дагерротипические четкость и чистоту с калотипической возможностью размножения отпечатков, да еще прибавляя к ним такое преимущество, как заметно меньшее время выдержки, новый процесс должен был вскоре затмить обоих предшественников и соперников. Владевший правами на изобретение Скотт Арчер разрешил беспрепятственное пользование им во всем мире. С 1855 г. новая методика, объединенная с другим новшествами - печатанием снимков на альбуминовой бумаге, торжествовала окончательно, и ее господство сохранялось до конца 1870-х гг.

Разрабатываемая усилиями многих фотографов техника получения снимков, обеспечивающая сравнительную быстроту их изготовления, тиражность и дешевизну, способствовала доступности фотопортрета всем социальным слоям. Начиная с 1860-х гг., его заказчиками наряду с членами царской фамилии и аристократии были демокранты-разносчинцы, купцы, мещане, слуги.

11. Здание духовной семинарии (​Кремлёвская, 4​/Чернышевского, 5)

В это же время появляется замечательная традиция – ведение семейных фотоальбомов, в которых сохранялись портреты нескольких поколений. Снимки для таких альбомов делались в лучших фотоателье, и одним из самых знаменитых тогда считалась мастерская Бебина.

Находилась она в здании духовной семинарии, которое вы видите перед собой. Оно было построено в первой половине XVIII века, в начале следующего столетия здание украсили колоннадой и большим угловым балконом с шестью каменными колоннами. Но в ходе перестройки 1858 г. колоннада фасада и антресольный этаж семинарии были утрачены, и дом приобрел вид, сохранившийся до наших дней. Двухэтажное светло-бежевого цвета кирпичное здание занимает по протяженности целый квартал. По фасаду проходят вертикальные рустованные белые лопатки. Центральная его часть выделяются такими же лопатками, и венчается на кровле округлым аттиком.

Обратите, пожалуйста, внимание, что окна у здания достаточно большие. Это было очень важно для фотозаведений, так как съемки проводились только днем при солнечном свете, потому что электричества еще не было.

Как правило, мастерские были теплыми. Это позволяло дамам привозить нарядное платье для фотографирования с собой и переодеться в него уже в студии.

Процесс фотографирования занимал не малое количество времени, так как фотограф, как художник, обдумывал композицию портрета. Да и выдержка была еще долгой.

Позитивный отпечаток фотографии клеился на фотографический бланк, который в 60-е гг. тоже стал модной тенденцией.

У меня в руках вы можете видеть пример такого бланка из фотоателье Бебина. Посмотрите, пожалуйста, на него внимательно и скажите: что же можно было узнать о фотографе и его заведении, смотря на такой бланк?

Совершенно верно. Как правило, они содержали сведения о фотографе, местонахождении фотомастерской, наградах фотографа на международных выставках, высочайших благодарностях и проч. Медали, помещенные на бланках, свидетельствовали о том, где и когда проводились выставки, в которых участвовал владелец фотографического заведения и на каких отличился. Печать бланков производилась как по имевшимся образцам, так и по индивидуальным рисункам фотографов в типографиях и литографиях.

Казанские фотографы заказывали свои бланки как в местных типографиях и литографиях, так и в крупных российских и европейских литографиях. Таким образом, фотоиндустрия способствовала развитию и типографского дела.

При продаже фотоателье обычно фотограф передавал новому владельцу и прежний архив, и заказы, которые не были выданы клиентам. Поэтому иногда фотографы использовали бланки старых владельцев. Так же поступил и Владимир Павлович Бебин.

В 1878 г. он купил у варшавского жителя И.Вейнтраубефотозаведение, которое располагалось в здании духовной семинарий. Сохранился оригинал бланка фотографии И.Вейнтраубе, однако, текст «Фотографія И Вейнтраубе» заклеен синей овальной этикеткой с надписью «Фотографія В.П.Бебинавъ Казани».

Владимир Павлович фотографировал не только в жанре портрета, но и получившей наибольшее распространение в 70-х гг. видовой фотографии. 

Снимки в этом жанре становятся предметами продажи, и мастера, из­готавливавшие подобные фотографии для реализации, часто украшали ими вит­рины своих заведений. В это время появляется традиция преподносить фото­альбомы с видами городов высокопоставленным лицам в качестве памятных подарков о пребывании в той или иной местности. Альбомы эти изготавли­вались в одном единственном экземпляре по специальному заказу.

Мокроколлодионный процесс сохраняет абсолютное лидерство вплоть до 1870-х годов. Но на рубеже 1870-1880-х английский физик Ричард Мэддокс, работавший в микрофотографии, обнаружив пагубное влияние эфирных паров коллодия на свое здоровье, начинает искать альтернативу мокрому процессу.

8 сентября 1871 года он публикует статью, в которой предлагает вместо коллодия покрывать стеклянную пластинку желатином. На основе этой идеи начинают работать другие изобретатели, в числе которых и Чарльз Беннетт, создающий в 1878 году сухую бромсеребряную желатиновую пластинку.

Поначалу эти пластинки менее чувствительны, чем мокрый коллодий. Однако после решительного усиления их светочувствительности, дающей возможность экспозиции в доли секунды, новый процесс приобретает популярность. Фотография становится доступной абсолютно всем. Благодаря чему появляется такое явление как «фотолюбительство».

12. Александровский пассаж (​Кремлёвская, 17/​Мусы Джалиля, 22)

Следствием фотолюбительства также стало развитие массового возникновения фотографических обществ. И Казань не стала исключением. В 1895 г. было образовано Казанское фотографическое общество.

Свои практические занятия оно некоторое время проводило в Александровском пассаже, который вы можете увидеть справа.

Это один из немногих пассажей в России. Он был построен в 1880 – 1883 гг. архитектором Генрихом Бернадовичем Рушем. 

Двухэтажное светло-коричневое здание сочетает в себе стили модерн и необарокко. Главный вход акцентирован на высоту двух этажей портиком с двумя фигурами кариатид. Фасады оформлены эклектичным архитектурным декором, с преобладанием барочно-ренессансных элементов. Два круглых объема сопрягаются с прямоугольными и завершаются куполами, которые прорезаны тремя круглыми проемами типа люкарн. В проемах, оформленных барочными воротами, размещались часы. Первый этаж имеет большие арочные окна витринного характера. Два верхних этажа прорезаны прямоугольными окнами. Над окнами второго этажа выделяются сандрики с лепниной, а над окнами круглых угловых объемов сандрики в виде кронштейнов с лепными деталями над перемычкой. Раскрепованные плоскости фасадов рустованы, имеют множество горизонтальных и вертикальных тяг различного профиля и образуют своеобразный рисунок в сочетании с лепниной растительного сюжета.

Изначально пассаж было подарено О.С. Александровой-Гейнс городу для размещения в нем музея, но для этой цели здание не подошло, и в нем открыли магазины и меблированные комнаты.

Вот одну из них и сняли члены общества для фотографических занятий. Их номер имел отдельный выход во двор и на улицу, что было не маловажно, так как фотографы заканчивали свои занятия поздно, а Пассаж закрывался уже в 8–9 часов вечера.

Идея создания Казанского фотографического общества принадлежала фотографу-любителю Петру Дмитриевичу Викторову. Возникла она за два года до её реализации. Сначала был ознакомлен малый круг близких людей, таких же фотографов-любителей, а затем, через одного из членов этого небольшого кружка М. К. Крылова, она распространилась значительно шире. Позже, на одном из собраний был разработан устав общества и собраны подписи желающих быть членами-учредителями.

Идея создания такого общества была близка и фотографам-профессионалам. Среди его членов можно увидеть фамилии таких известных казанских фотографов как В.П. Бебин, С. Фельзер, А.П. Вяткина и т.д.

Членами общества могли стать как мужчины, так и женщины. Не было национальных ограничений. Сразу же создание общества было замечено татарской интеллигенцией, татарским купечеством. Среди членов общества есть представители таких известных фамилий, как: Азимов, Айтуганов, Усманов.

Тем не менее, членами общества могли быть не все. В общество не могли быть допущены лица, не достигшие совершеннолетия, за исключением имеющих классные чины; учащиеся в учебных заведениях, то есть студенты и гимназисты; состоящие на действительной военной службе младшие чины и юнкера, а также лица, подвергавшиеся ограничению прав по суду. Прием производился только по баллотировке. Причем требовалось предложение кандидата не менее чем от двух действительных членов общества.

Главными целями общества были: содействие разработке и распространению художественных и технических знаний, относящихся к фотографии; поддержка и содействие развитию путешествий фотографов с научною и художественной целью для создания материалов к изучению родины; иллюстрация древних памятников, выдающихся архитектурных сооружений, живописных местностей, видов городов и т.п., имеющих значение для истории родины или развития искусства.

Для осуществления этих целей объединившиеся фотографы намеревались проводить общественные собрания и общие экскурсии, организовывать научные беседы, рефераты, лекции и опыты; издавать труды с надлежащего разрешения, а также устраивать и содержать особые помещения для собраний и научных занятий членов общества; устраивать музеи, фотографические выставки с присуждением наград за лучшие произведения.

Фотография все более проникает в жизнь казанцев, и подобно столич­ным магазинам в Казани начинают торговать различными фототоварами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: