Чернояровский пассаж (ул. Кремлёвская, 21)

Один из таких магазинов находился в Чернояровском пассаже, который вы видите. Трехэтажное, выкрашенное в кремовый цвет здание, было построено в начале XX века по проекту архитектора Г.Руша для купца Черноярова в стиле модерн.

Фасад здания асимметричный. Его украшают причудливые пышные узоры с использованием масонской символики: два пеликана – закон высокой гармонии, гербовый щит в форме лилии – чистая будущность, изображение змей на щите – мудрость. Арочные окна украшают лепные гирлянды. Большую роль во внешнем декоре здания имеют оригинальные маковки, которые обшиты листовым железом и украшены кованым шпилем.

Сразу же после постройки здание стало заполняться арендаторами. Среди них был Ф.Х.Грахе.

В его магазине можно было купить камеры, объективы, пластины, бумагу, картон, бланки, альбомы, хи­мические вещества, предметы для ретуши, фоны, стереоскопы, волшебные фонари и т.д. Фототовары можно было заказать по почте. Издавались прей­скуранты товаров, которые кроме списка продукции и цен содержали также руководства по фотографии.

Кроме того в его магазине фотографы могли бесплатно воспользоваться темной комнатой и заказать выполнение фотографических работ: проявления, печати и увеличения, а также бесплатно обучиться «первоначальным приемам, по обработке пластинок и пленок».

Еще одним нововведением в сфере фотографии в начале XX века является использование электрического освещения. Первым его использовать начал С.С.Фельзер, ателье которого находилось также в Чернояровском пассаже.

Казанские журналисты сразу же начали восторженно писать о том, что такого новшества нет даже в столицах России, и Фельзер является новатором.

Но на самом деле это не так. Впервые фотографии, выполненные при искусственном осве­щении, были продемонстрированы санкт-петербургским фотографом С.Л.Левицким в 1879 г. на заседании V фотографического отдела ИРТО.

Поэтому С.С.Фельзера можно считать первым казанским фотографом, успешно внедрившим практику применения электрического освещения при фотографировании, а заявления в прессе не более чем рекламным ходом, чтобы привлечь внимание к фотоателье.

Для семьи Фельзер содержание фотографии было семейным бизнесом, передающимся от одного члена семьи к другому.

Начало ему положил часовых дел мастер, могилевский мещанин Семен АбилевичФельзер. Его заведение располагалось с конца 1870-х на Воскресенской. В разные годы ею заведовали ветеринарный врач АбэФельзер и доктор медицины Иосиф Фельзер. В конце XIX – начале XX вв. фотографией управлял младший из братьев Фельзер - Соломон. Именно он и арендовал помещение в Чернояровском пассаже и начал использовать электрический свет.

В отличие от живописи, отношения фотографии и науки сложились практически сразу после возникновения последней. Ученые в Европе и США быстро оценили новинку.

Например, в 1839 – 1840 г. в Париже Альфред Донне первым получил микрофотографии - снимки с помощью микроскопа, а в 1842 г. немцем Берковски снимал солнечное затмение.

В Казани в конце 20 века активно развивается жанр научной фотографии. Конечно же, центром её развития стал Казанский университет. В разное время здесь преподавали и учились выдающиеся ученые не только Республики Татарстан, но и России.

К нему мы с вами сейчас и отправимся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: