Основы музейной экспозиции. Ее виды

Введение

От эпохи к эпохе музей, как и его вариации, занимал особое место среди всех остальных учреждений. Его становление происходило на протяжении многих веков, раз за разом изменяя название и внешний облик.

Хотя склонность к коллекционированию и наблюдалась с первых дней зарождения человечества, история появления первых музейных форм берет свое начало в античности, когда появляется первое сооружение, называемоеМусейоном, которое включало в себя множество различных помещений, среди которых числились сады, обсерватории и библиотеки.

На сегодняшний день в состав среднестатистического музея входят помещения, большинство из которых представляют собой залы с витринами, в которых выставлены экспонаты. Однако стоит отметить большое разнообразие в тематике, которой посвящен музей, его внешнем виде и способе экспонирования. Для лучшего понимания в качестве примера можно привести музей человеческого тела Corpus, расположенный в городе Oegstgeest в Голландии, который представляет собой фигуру человека около 40 метров с воссозданными внутренними и внешними частями тела и органами, или Музей разбитых сердец, расположенный в Загребе в Хорватии. Его экспозиция состоит полностью из предметов, которые были переданы музею экс-влюбленными, среди которых имеются как обыденные фотографии и письма, так и вещи вроде топора.

Все это говорит о том, что тематика и способы музейной экспозиции имеют множество вариаций и часто зависят лишь от фантазии создателей. С каждым годом в мире появляется все больше разнообразных музеев со смелой подачей материала и необычным выбором экспонатов.

Однако даже при таком большом разнообразии существуют некоторые отрасли, которые остаются без должного внимания. Научно-популярные музеи, посвященные акустике и звуковым явлениям, имеются лишь в нескольких экземплярах на территории Российской федерации и не являются узконаправленными, часто имея разнообразные экспонаты и не углубляясь в звук как физическое явление.

Казань называют третьей столицей России и не зря, ведь в ней сосредоточены известные высшие учебные заведения, дающие хорошее образование. Кроме того, город является крупным туристическим центром, который в год посещают около 3 млн. человек. Научно-популярные музеи же способны собрать под своей крышей как тех, кто желает получить новые знания, так и интересующихся туристов. Таким образом, создание музея звука на территории Республики Татарстан способно решить озвученные проблемы и в то же время повысить привлекательность республики как туристического центра.

Актуальность темы. Научно-популярные музеи, затрагивающие программу различных образовательных учреждений, являются важной частью в системе просвещения населения. Проблема образования актуальна всегда, однако в связи с большой востребованностью технических специальностей в настоящее время она приобретает большее значение.

Объект исследования. Особенности и перспективы разработки современных концепций музейной экспозиции.

Предмет работы. Проект музея звука как новое учреждение на территории города Казань.

 

Цель данной дипломной работы – разработка концепции первого музея звука на территории республики Татарстан.

Исходя из цели, в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:

- Исследовать теоретическую базу для создания постоянной экспозиции нового музея

- Изучить сущность понятия музейная экспозиция, ее виды

- Исследовать основы акустики

- Выявить основные проблемы при работе с акустикой помещений

- Провести сравнительная оценка опыта нескольких наиболее крупных аналогичных музеев.

- Выявить основные проблемы при формировании музейной экспозиции.

- Выделить этапы разработки плана экспозиции.

Практическая значимость проекта состоит в том, что разработанный план экспозиции может быть использован при формировании нового выставочного пространства или же обособленного музея на территории республики Татарстан. Стоит так же отметить высокую сложность разработки проекта, так как он является экспериментальным и не имеет прямых аналогов на территории Российской Федерации. В связи с этим реализация данного проекта позволит укрепить статус города Казань как музейного центра. 

Степень изученности темы. Использованные в данной работе труды можно подразделить на три основные группы:

1. Справочные материалы: большой энциклопедический словарь[1], словарь актуальных музейных терминов[2].

2. Работы, посвященные вопросам экспозиции: Шляхтина Л.М.[3], Михайловская А.И.[4], Клике Р.Р.[5], материалы из международного журнала Museum.[6]

3. Работы, посвященные акустике и природе звука:Сапожков М.А.[7], Лепендин Л.Ф.[8], Маньковский В.С.[9]

 

Глава I. Музей звука как синтез музеологии и акустики

Основы музейной экспозиции. Ее виды.

Разработка понятийного аппарата музеологии проводилась в XXвеке. С ней так же связано понятие музейной экспозиции. В 1988 году она имела определение, которое звучало как «основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненныхи размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественныхрешений»[10]

В 2003 году появляется литература, где музейная экспозиция трактуется как «целенаправленная и научнообоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены, создавая таким образом специфический музейный образ общественных и природных явлений»[11]

Т.П. Поляков говорит, что «музейная экспозиция появляетсяв ходе творческого процесса преобразования предметных результатовчеловеческой деятельности, имеющих историко-культурнуюценность, в целостную картину мира. Эта универсальная картина,представленная в некоем условном, ограниченном и организованномпространстве, называется музейной экспозицией»[12]

Термин «Экспозиция» произошел от латинского expositio, что означает выставлять напоказ. Экспозицией может называться размещение любых вещей для просмотра, однако музейная экспозиция подразумевает некоторые свои особенности. В ней выставляются только музейные предметы, которые объединены рядом черт. В искусстве под этим термином понимается размещение в музейных выставочных залах – специально подготовленном пространстве или же на открытом воздухе различных художественных произведений или же памятников культуры по определенному алгоритму.[13]

Подавляющее количество печатных изданий и электронных ресурсов сходятся на том, что экспозиция — это«основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.»[14]

Сегодня под этим термином понимается предметно-пространственная система, которая объединяет в себе экспозиционные материалы, связанные общей тематикой, происхождением, материалом или концептуальным замыслом.

Главной составляющей экспозиции является экспонат, представляющий из себя музейный предмет, который выставили для показа. Во время отбора музейных экспонатов особенно много внимания уделяется информационной подоплеке подбираемых предметов. Так, обычный выставленный предмет перестает быть простым транслятором информации и становится символом, воздействующим на посетителей.

В роли экспонатов могут выступать не только подлинные предметы, но и их заменители, если того требуют условия хранения экспоната или его недоступность по ряду причин. В таком случае используются научно-вспомогательные материалы, которые помогают посетителю проследить связь между выставленными предметами.

В состав экспозиции могут входить самые разнообразные материалы, среди которых часто используется изобразительное искусство, текстовые источники и, в некоторых случаях, фонические.

Совокупность всех частей экспозиции образует ее «тематическую структуру», которая подразделяется на несколько «тематических комплексов» - группы предметов, связанных общностью содержания или любой другой, создающей смысловое единство.

Сегодня под музейной экспозицией мы понимаем целостную предметно-про­странственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (науч­ным и художественным) замыслом.

Предметы в музейной экспозиции выступают в роли средств для выражения какого-либо содержания, а значит, могут считаться знаковой системой. Именно поэтому для полного понимания экспозицию необходимо не только осмотреть, но и осмыслить. Экспонаты способны передавать мысли, чувства, мировоззрение людей, которые их когда-то создали, их пользователей, а также авторов экспозиции.

Наряду с постоянными, музей организовывает и временные выставки, суть которых заключается в демонстрации предметов, которые по тем или иным причинам не могут долго выставляться. Это могут быть предметы из других музеев, предметы частных коллекций, экспонаты передвижной выставки или предметы, которые не могут длительное время находиться вне фондов. Чаще всего это художественные произведения, письменные источники или уникальные вещи.

На сегодня сложилось три главных музейных типов выставок:

1. Тематическая. В ее основе лежит определенная тема или сюжет

2. Фондовая. Такие выставки, как правило, создаются с целью ознакомить посетителей с неизвестными или труднодоступными коллекциями.

3. Отчетная. Втакого рода выставках принимают участие предметы, прошедшие реставрацию, комплектование фондов.

Здесь же стоит уделить внимание основным типам музейных экспозиций.

1. Созерцательный. Экспонаты втакого рода экспозициях используются с целью повышения степени эмоционального воздействия на посетителей. Чаще всего таким подходом пользуются художественные галереи, однако ограничений в его применении нет.

2. Тематический. Такие экспозиции используют различного рода вспомогательный материал для расширения контекста, в котором используется экспонат. Благодаря этому посетители получают возможность глубже проникнуться символическим подтекстом, который был заложен в экспонат.

3. Средовой. Декоративные объекты наряду с оформлением залов или целого музея для определенной выставки помогают в воссоздании особой атмосферы среды бытования экспонатов выставки.

4. Систематический. Систематически организованная экспозиция с большим количеством информации о предметах, размещенной на стендах или планшетах.

5. Интерактивный. Интерактивная составляющая такого рода экспозиций позволяет вести диалог между экспонатами и посетителем на более продвинутым уровнем. Такой метод позволяет подать больший объем информации при помощи меньших средств. Так, к примеру, посетитель может создать симуляцию настоящего исторического сражения, изучить соотношение сил и увидеть действие своими глазами

6. Прикладной. Имеет сходствосинтерактивным, однако идет дальше в возможностях взаимодействия посетителя и экспоната. Суть такого типа музейной экспозиции заключается в том, что каждому желающему дается возможность «потрогать» экспонаты, почувствовать то же, что чувствовали владельцы предметов, когда использовали их. Как правило, для такого рода взаимодействия, используются дубликаты, копии и второстепенные экспонаты.

Традиционно выделяют 3 принципа построения музейной экспозиции:

1. Принцип научности. Он говорит о том, что в основе построения музейной экспозиции стоит научная концепция. Она описывает все необходимые аспекты создания экспозиции: цель создания, значение с научной точки зрения, в чем будет заключаться интерес экспозиции, описание и способы получения музейных предметов, финансовые возможности и источники получения материальных благ, определение сроков по формированию экспозиции.

2. Принцип предметности. Экспонаты являются ключевым звеном в создании экспозиции. Именно от правильного выбора музейных предметов зависит как точно получится передать основные идеи выставки. Экспозиция не может дать точный и углубленный анализ как специализированная литература, однако стоит отметить, что ценность экспозиции заключается не в этом. Она освящает предметную сторону вопроса, а значит дает более конкретное и ощутимое представление о событиях в области культуры, истории или природы.

3. Принцип доходчивости и универсальности. Уже на этапе планирования выделяются специальные залы, которые предназначены для углубленного и самостоятельного процесса изучения выставки посетителями. Наряду с ними существуют и стандартные залы, в экспозиции которых смогут разобраться не подготовленные посетители. И в том, и в другом случае экспозиция стоится по принципу акцентов - главные экспонаты выдвигаются на передний план для того, чтобы на них обращалось больше внимания. Второстепенные же отходят на второй план. Для того, чтобы экспозиция была понятна, разрабатываются вспомогательные материалы, в список которых входит этикетаж, различного рода раздаточный материал, специально размещенные стенды с пояснительным текстом, фонограммы и видеозаписи.

Традиционно выделяются четыре метода построения экспозиции: систематический, ландшафтный, ансамблевый и тематический. [15]

В основе систематической экспозиции лежит выставка однотипных предметов, которая как правило сопровождается этикетажем с сопутствующим пояснительным текстом. В качестве примера могут служить нумизматические коллекции, керамические изделия, оружие одного производства. Именно в систематические экспозиции первыми легли принципы научной организации материала. Данный метод подразумевает отбор и интерпретацию сходных предметов в соответствии с системой классификации определенной научной дисциплины. Главная структурная единица такой экспозиции это типологический ряд. Благодаря его использованию становится возможным показать эстетическую, биологическую или же технологическую эволюцию выставляемых предметов. Чаще всего данный метод используется в научно-технических, естественно-научных, археологических музеях, а также на выставках декоративно-прикладного искусства.

Ближе к середине XIXвека в состав этнографических экспозиций, построенных по систематическому методу, стали входить и ансамбли, которые представляли из себя здания вроде мастерской или сенокоса. Причиной включения стало то, что подобные ансамбли демонстрировали предметы в естественной среде их бытования и связи между ними.[16]

Ландшафтная экспозиция представляет социокультурные и природные системы, которые представляют музейный интерес. Такие экспозиции показывают зависимость природных компонентов друг от друга, а основной структурной единицей считается биогруппа, которая представляет собой комплекс из растительного и животного мира. Часто для экспонирования используется таксидермия. В этом случае любое приукрашивание и декоративность недопустимы, поскольку призвание подобного рода музеев состоит в популяризации достоверных и объективных сведений.

Русский зоолог А. Ященко поделился впечатлениями после посещения Британского музея в 1894 году: «Сухость систематической коллекции, расставленной в предназначенном постепенном порядке, совершенно скрадывается благодаря присутствию вышеупомянутой биологической коллекции.Глаз, утомленный осмотром систематического собрания, невольно отдыхает на этих отдельных витринах биологической коллекции, которые представляют собой ни больше ни меньше, как точно скопированные клочки природы, словно выхваченные из жизни и перемещенные в залы музея. В каждом таком клочке перед вами является момент из жизни какой-нибудь птицы, в каждом, без исключения, момент, наиболее интересный биологу. Все витрины являются почти живой иллюстрацией семейной жизни птиц».

Ансамблевый метод. Для него характерно демонстрировать связь между предметами, показывать их в естественной среде бытования. Первыми по этому пути пошли Этнографические музеи. Такой метод очень удобен для демонстрации интерьеров и организации мемориальных экспозиций.

Ансамблевая  экспозиция реконструирует на основе научных данных отдельно взятые комплексы. Такой вид экспозиции пользуется популярностью для памятников истории и культуры. В качестве примера могут служить избы, дворцы, мельницы и амбары, в которых размещаются характерные для той обстановки предметы: одежда, мебель, орудия труда, оружие, предметы декоративно-прикладного искусства, музыкальные инструменты, посуда. Поскольку все предметы и обстановка вокруг имеют реальную связь, весь комплекс воспринимается цельно.

Тематическая экспозиция. Направлена на наиболее полное раскрытие замысла, идеи, концепции, которые были заложены в экспозицию ее авторами. Втакого рода экспозициях целесообразно использовать не только подлинники, но и воспроизведения, реплики, аудио и видео материалы. В плане структуры она представляет из себя взаимосвязь разделов и соответствующих им тем, содержание которых обусловлено концептуально.

В отличие от остальных методов экспонирования, в данном предметы не призваны показывать их связи в реальной среде бытования, а должны восприниматься лишь с точки зрения их содержания и того, как они отображают общую концепцию.

Первыми в своей деятельности тематический метод стали использовать исторические музеи, чья тематика была связана с классовой борьбой, историей политики или экономики.

Помимо четырех вышеперечисленных метода существует также экспозиция одного экспоната. Она представляет из себя выставку как правило известного всем мирового шедевра, как было в 1997 году в Эрмитаже, когда выставлялось «Благовещение» Ван Эйка.[17]

Следует отметить, что в большинстве случаев все перечисленные методы не существуют в чистом виде и нередко интегрируются друг в друга. Тематическая экспозиция может содержать элементы систематической и ансамблевой, а ландшафтная и ансамблевая, в свою очередь, быть частью систематической. Смешение методов часто зависит от цели экспозиции и ее задумки, размеров пространства, специфики коллекции и профиля музея.

Основной задачей музейной экспозиции является демонстрация музейных предметов, которые представляют собой памятники истории и культуры. Однако одной из важнейших задач, которые стоят перед музеем, является сохранность исторических и культурных памятников. Это означает, что при первой возможности необходимо заменить выставленные экспонаты точными копиями, поместив подлинники в специально оборудованное место для дальнейшего хранения. Наряду с копиями часто применяются воспроизведения предметов, которые представляют собой специально созданные для показа копии оригиналов. Причин для показа воспроизведений может быть несколько, в их числе: негативно влияющие на сохранность музейного предмета условия экспозиционирования, слишком большой размер оригинала и утрата оригинала.

Среди заменяющих музейные предметы воспроизведений различают:

1. Копия. Является предметом, который был создан специально как имитация оригинала. Различают два вида копий – современные и сделанные самим автором. Первые выполняются с максимальной точностью при помощи всех доступных методов, сохраняя значимые отличительные черты оригинала. Вторые выполняются самим автором. В этом случае копии носят название «повторение» или «реплика» и так же вносится в список предметов основных фондов.

2. Слепок. Представляет собой затвердевшую массу, которую изготавливают методом литья. Максимально точно передают внешний вид подлинника.

3. Муляж. Для воспроизводства формы, демонстрации фактуры и цвета копируемого предмета используют муляж. В основном при изготовлении такового используется воск, пластмасса или папье-маше.

4. Новодел. Как правило, используется в том случае, если подлинник был утерян, либо уничтожен. Является точной копией, повторяющей размеры и стиль работы, выполнен из того же материала, что и подлинник.

5. Макет. Используется для того, чтобы дать представление посетителю о подлиннике. Допускается не точное повторение определяющих черт и габаритов, условность в их демонстрации.

6. Модель. В отличие от макета передает фактуру подлинника и его конструкцию. Используется в тех случаях, когда необходимо представить предмет в ином масштабе, показать принцип работы того или иного устройства или же показать предмет, который находится еще на этапе планирования.

7. Голограмма. С течением времени в музейную сферу интегрируется все больше новых разработок. Одной из таких стала голография. Благодаря ей, становится возможным воспроизвести точную копию подлинника в реальном размере или с его изменением. В то же время изготовление такой копии требует больших познаний в технической и теоретической части вопроса.

В то же время для более наглядного представления предметов в состав экспозиции вводятся вспомогательные материалы, среди которых присутствуют карты, диаграммы, различного рода схемы и таблицы.

Для описания предметов вводятся тексты, которые делятся на:

1. Заглавные. Такие тексты часто используются для обозначения названий залов, разделов и комплексов.

2. Ведущие. Используются для обозначения темы или идеи экспозиции.

3. Пояснительные. Применяются для более подробного описания предмета или отдельного зала.

4. Этикетаж. Применяются для передачи основной информации об экспонатах, их авторе, материале и технике исполнения.

5. Указатели. Ориентируют посетителя в системе залов экспозиции. Используются для указания пути к различным ключевым местам.

В настоящее время большую популярность приобретают аудиоматериалы и аудиовизуальные материалы. Они позволяют погрузиться в атмосферу экспозиции и не только увидеть, но и услышать среду бытования предметов. Например: шумы природы, пение птиц, звук воды, ветра или запись того, как автор лично зачитывает свое произведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: