Организация и этапы работы над проектом

Создание новой музейной экспозиции является трудоемким процессом, в котором, как правило, задействовано множество специалистов, работающих над общим проектом. В их числе педагоги, художники, дизайнеры, инженеры. Учитывая это, проектирование экспозиции можно разделить на 3 части.

1. Научное проектирование. На этой стадии разрабатывается основная идея экспозиции и ее содержание.

2. Художественное проектирование. Разработка образа экспозиции.

3. Техническое проектирование. Планирование мест расположения экспонатов, этикетажа, пояснительных текстов и технических средств.

Научное проектирование, в свою очередь делится на 3 этапа.

1. Научная концепция. Главный этап, определяющий идею планируемой экспозиции и создающий ее образ. На этом этапе определяется и расписывается тема экспозиции, ее структура и принципы, по которым будут построены комплексы и разделы.

2. Тематическая структура. Тематическая структура представляет собой документ, в котором указаны последовательность разделов, тем и комплексов, а так же установлен маршрут экспозиции. Здесь же перечислены запланированные вспомогательные материалы и музейные предметы, которые окажутся в экспозиции. Тематическая структура включается в тематико-структурный план, который конкретизирует содержимое проектируемой экспозиции и ее тематическую структуру.

Не менее важной частью тематической структуры является бриф, который представляет собой «важный документ, который направляет весь процессорганизации экспозиции до ее открытия. План-проспект(экспозиционный бриф) определяет цели создания экспозиции; ожидаемые впечатления посетителя; поэлементное описание экспозиции,включающее 1) коммуникативные задачи каждого элемента экспозиции, 2) возможные коммуникативные средства решения этих задач,3) матрицы движения потока посетителей, 4) эскизы будущей экспозиции, рисующие «атмосферу» экспозиции. После одобренияплана-проспекта руководством каждый член проектной группы начинает заниматься своей специальной областью: подготовкой сопроводительного текста, отбором экспонатов и подготовкой их для показа,планами маркетинга, мерами безопасности, переговорамио предоставлении экспонатов на временное хранение»[26]

3. Тематико-экспозиционный план или же ТЭП. Основан на тематико-структурном плане и отобранных музейных предметах и является завершающей частью научного проектирования. По своей сути является исследовательским трудом, в котором содержатся названия разделов, тем, подтем и комплексов. Кроме того, там содержатся сведения о характере предметов, их размеры и состояние, прилагающиеся тексты и примечания.

В конечном итоге тематико-экспозиционный план оформляется в качестве электронной экспозиции с учетом всех требований с точки зрения структуры и дизайна.

Перед конечной расстановкой экспонатов часто проводится пробная. Благодаря ей происходит оценка того, как экспонаты выглядят в качестве единого целого, находятся и исправляются недочеты.

Как правило, тематико-экспозиционный план сопровождает сценарий, который представляет собой эмоционально усиленное изложение наполнения экспозиции. Сценарии часто используются при оформлении экспозиций, с нетрадиционной направленностью и в детских музеях.

Так как в выставке ключевыми фигурами служат экспонаты, в план экспозиции должна быть включена задача усиления смысловых и эмоциональных акцентов за счет художественного оформления.

Художественное проектирование экспозиции представляет собой демонстрацию комплекса музейных предметов в художественном пространстве, целью которой является улучшенное восприятие посетителями элементов экспозиции. 

«При этом необходимо подчеркнуть, что наиболее соответствующиммузейной специфике является создание образа экспозиционногоансамбля на основе музейных памятников, научного содержанияпри дополняющей роли художественно-изобразительныхи технических средств»[27]

Поиски новых решений в основании экспозиции основываются на построении сюжета выставляемых предметов, историй вещей, интерьеров. Во многих музеях появились специализированные залы, в которых воссоздается атмосфера той или иной эпохи. Такие помещения обладают не только научной подоплекой, но и способны поздействовать на посетителя эмоционально, пробуждая чувство сопереживания, благодаря которому достигается наибольшее погружение в тематику выставки. Отсюда логически вытекает трактование определениея экспозиционный ансамбль. Он представляет собой помещение, либо открытое пространство, которое, благодаря совокупности декораций, специализированных материалов, экспонатов, цветовых и визуальных решений, аудио и видео материалам, создает общую картину, которая способствует удобному осмотру и соответствует технологическим и экономическим требованиям.

Одна их важнейших ролей в качестве художественно-выразительных средств отведена экспозиционному оборудованию, которое представляет собой специализированные для демонстрации эксопнатов приспособления. Существуют различные типы оборудования, применение которых зависит от характера выставляемых музейных предметов. «Для плоскостного экспонирования используются вертикальные щиты (стенды), турникеты (подобия книги с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах). Для пространственного экспонирования используются: витрины различных конструкций и форм (горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, кругового обзора); подиумы – возвышения для открытого экспонирования объемных предметов; универсальные модульные системы (каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые)»[28].

Во время проектирования необходимо соотносить размеры оборудования и эксопнатов, цветовые решения и стилевую совместимость, однако в то же время работает другое правило: воздействие оборудования на посетителя не должно быть сильнее, чем воздействие экспоната, то есть оборудование должно находиться на втором плане, вынося на передний выставляющийся музейный предмет.

Важными аспектами составления художественного ансамбля считаются цветовые и световые решения. Благодаря их сочетанию становится возможным выгодно выделить наиболее важные экспонаты, объективнее показать свойства предмета и усилить эмоциональное восприятие.

Не менее важным пунктом составления художественного ансамбля является пространственное решение. Благодаря правильному расположению музейных предметов в пространстве становится возможным продемонстрировать их связь, родственные атрибуты, что положительно сказывается на создании экспозицонного образа.

Выделяют три этапа художественного проектирования музейных экспозиций:

1. Генеральное решение. Изначальный художественный проект, который представляет собой набор чертежей, документов и макетов.

2. Эскизный проект. Более детальная проработка концепции с распределением доступного пространства для размещения необходимого оборудования и материалов.

3. Рабочий проект. Составляет в масштабе один к десяти и представляет собой несколько монтажных листов. На этом этапе продумываются технические аспекты экспозиции. В качестве примера может служить планирование прокладки коммуникационных линий для подсветки и креплений экспонатов, решение вопросов пожарной безопасности, отопления пространства, и его вентиляции.

Уровень обслуживания посетителей напрямую зависит от наличия информационного обеспечения. Под этим термином подразумевается стол справок, который служит для дачи основных сведений об экспозиции и служит путеводителем, персонал службы информации, который, как правило, расположен в определенных зонах и предназначен для обсуждения широкого спектра вопросов, информационные центры, представляющие собой размещенные компьютеры, библиотеку или мультимедиа терминалы, аудио гиды.

Завершающий этап создания экспозиции это монтаж. По своей сути является физическим воплощением третьего этапа планирования. Включает в себя воплощение запланированной прокладки путей отопления, электричества, вентиляции, установки пожарной сигнализации, размещение экспонатов. Скорость монтажа напрямую зависит от того, насколько качественным было планирование. Грамотно составленный план способен в разы облегчить работу над завершающим этапом. Законченная экспозиция принимается специальной комиссией, после чего оформляется акт выполненных работ, который, после подписания двумя сторонами (заказчик и исполнитель), направляется в архив музея на хранение.

Параллельно монтажу проводится рекламная компания предстоящей экспозиции, которая обеспечивается путеводителем, каталогом, афишей, пригласительными билетами и сувенирной продукцией. Современные условия задают высокую планку для рекламных акций, что применимо и для музейного направления. Те элементы кампании, которые представляют эстетическую ценность сами по себе, должны своим внешним видом отражать специфику музейной экспозиции. Так как рекламные буклеты, визитки и афиши являются первым элементом, который видят потенциальные посетители, необходимо создавать их с учетом того, что они будут производить первоначальное впечатление об экспозиции. Таким образом, они являются начальным способом наращивания аудитории.

Не менее важной частью открытия музейной экспозиции является подготовка экскурсоводов.

Открытие музейной экспозиции происходит в торжественной обстановке, используя при этом возможности средств массовой информации – телеканалов, радио, газет.

Таким образом, создание новой музейной экспозиции является трудоемким процессом, требующим вовлечения специалистов из различных отраслей. Высокая квалификация сотрудников, выгодное расположение в пространстве, грамотно выстроенная рекламная компания, продуманный в деталях план, интересная и захватывающая идея – все это является залогом успешной реализации проекта по созданию музейной экспозиции. Именно благодаря этим факторам рождаются известные и популярные музеи, формирующие имидж города. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: