Научная концепция экспозиции

«Под научной концепцией мы понимаем целостное обобщенное понимание задачмузея в области экспозиционной работы и систему основных тем, идей и проблем,раскрываемых в экспозиции. Научная концепция формирует идейно-теоретическоесодержание экспозиции и определяет направление его трактовки, как научной, так ихудожественной»[29]

Отличительными чертами проекта являются:

1. Новизна

2. Ориентированность на широкую аудиторию

3. Научно-популярное изложение информации

В первую очередь стоит определить местоположение планируемой экспозиции. Согласно задумке это новое здание, либо соответствующее требованиям существующее.

Рядом с главным входом будет находиться небольшой стенд с отображением временной шкалы, на которой будут отображены личности, внесшие свой вклад в исследование звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры. Экспозиция призвана показать историю развития звукозаписывающей аппаратуры и пробудить интерес подрастающего поколения к изучению звуковых явлений. Подобная деятельность поможет приобрести новые знания и помочь с профориентацией.

Помимо стандартного экспонирования необходимо обратить особое внимание на процесс создания дружелюбной и запоминающейся атмосферы. Наиболее эффективными и простыми способами создания необходимого впечатления будут являться те, которые используются в любой экспозиции, но могут быть видоизменены, не затрагивая при этом их сути. В список таких аспектов экспозиции включен свет, цвет и фактура поверхностей. Помимо информации, размещенной на стендах в каждом зале, посетитель будет на подсознательном уровне понимать течение времени и временные рамки данного зала. Достичь этого поможет использование ассоциаций цветовой гаммы зала с кино и фото искусством. Однако стоит заранее отметить отсутствие строгого соблюдения временных рамок при принятии решения о декоративном оформлении зала, так как больше внимания будет уделено ассоциативному ряду.

Первый зал охватывает временной промежуток с IXвека по XIX. Здесь будут представлены первые устройства для записи и воспроизведения звука – механические музыкальные инструменты. В качестве экспонатов будут размещены:

1. Уменьшенная копия карильона.

2. Несколько музыкальных шкатулок

3. Шарманка

4. Спинет.

Данный зал демонстрирует зарождение технологии записи звука. Для ознакомления с выдающимися личностями этого периода необходимо установить информационный стенд слева от входа в зал. На нем будет дана общая информация, характеризующая данный период. Рядом с каждым экспонатом будут размещены краткие информационные стенды с описанием личностей, которые были причастны к изобретению того или иного экспоната. Зал будет оформлен в медно-серебряных тонах. Как и во всех последующих залах, оформление будет меняться в зависимости от временных рамок и выставляемых экспонатов. Основная концепция такого оформления –ассоциативность и образ. Когда речь заходит о шарманках или музыкальных шкатулках сразу же вспоминается цвет материалов, из которых они изготовлены. Как правило, это цвет дерева, меди и железа. Отсюда следует цветовая гамма данного зала.

Второй зал посвящен механической записи и охватывает временные рамки с середины XIXдо начала XXвека. Слева от входа в зал находится стенд с общей информацией данного периода. По примеру предыдущего зала рядом с каждым экспонатом размещается информация об истории его создания. В данном зале основная цветовая гамма будет черно-белой. Именно этот временной период запоминается как «черно-белый», из-за чего подобный монохромный стиль сможет отлично подчеркнуть настроение времени изобретения экспонатов. Отличным декоративным решением станет эффект потертости фотографии, примененный на стены. Свет должен быть нейтрально-белых оттенков.

Список экспонатов:

1. Фоноавтограф

2. Палеофон

3. Фонограф

4. Граммофон

5. Патефон

Третий зал посвящен электромеханической записи и охватывает временной период с первой четверти до половины XXвека. Декоративный стиль данного зала будет похож на оформление предыдущего за исключением цветовой гаммы. Бывшие ранее монохромными поверхности, приобретут небольшой коричнево-желтый оттенок и эффект выцветания.

Список экспонатов:

1.Электрофон.

2. Шоринофон

3. «Говорящая бумага»

Четвертый зал – магнитная запись. Временные рамки ограничены периодом с конца XIX по третью четверть XXвека. Данный зал сменит стиль оформления с черно-белого на цветной. Его отличительной чертой будет декорирование элементов экспозиции в стиле «ретро». Цветовая гамма станет более мягкой, сместившись в сторону теплого оранжевого. Залакированное дерево станет отличным материалом для изготовления стендов и оформления стен. Свет так же будет соответствовать цветовой гамме зала.

Список экспонатов:

1. Телеграфон

2. Магнитофон

3. Аналоговый многодорожечный магнитофон

4. Набор компакт-кассет.

Пятый зал объединяет периоды изобретения лазерной или же оптической записи и магнитооптической записи. Цветовая гамма данного зала будет выполнена в слабых голубых тонах. Оформление поверхностей будет выполнено в приглушенных цветах с эффектом увеличенной резкости.

Список экспонатов:

1. Набор звуковых комплект-дисков

2. DVD-Audioдиски.

3. Super Audio CD диски

4. Минидиски

5. Hi-MD версии минидисков

Шестой зал посвящен записи звука на цифровые носители и охватывает период с конца XXвека по настоящее время. В данном зале не будет физических экспонатов, вся экспозиция будет находиться в виртуальной среде, которая будет транслироваться на экран при помощи проектора. В этом зале будут проигрываться научно-популярные лекции о форматах сжатия и кодирования аудио сигнала. Например: отличие MP3 от WAV и прочих расширений аудио файла, что такое «Война громкостей», что такое бинауральный слух, почему изменяется звук гудка поезда при его приближении, что такое эхо, принципы эхолокации. Данный зал является последним в списке экспозиционных. Данный зал представляет современность, что означает насыщенные цвета в оформлении. При умелом использовании прогрессивных цветовых решений зал станет отражением современных тенденций. Освещение нейтрально-белое.

Седьмой зал ориентирован на сувенирную составляющую и способен выполнять задачи площадки для проведения занятий со школьниками и студентами. Здесь будут размещены несколько персональных компьютеров с установленным программным обеспечением для обработки и микширования звука. При обычном функционировании выставки посетители, следую размещенной инструкции, сделать запись своего голоса и применить к нему различные эффекты в реальном времени при помощи нескольких кликов компьютерной мыши. Это станет хорошим интерактивным элементом. Помимо этого, если полученный результат понравится посетителям, у них появится возможность записать записанную дорожку на отдельный CDдиск и забрать с собой в качестве сувенира.

Основные положения.

1. Необходимость формирования научной концепции обусловлена формированием новой экспозиции.

2. Основу экспозиции составят подлинные музейные предметы, полученные путем приема.

3. Планируемая экспозиция предназначена для широких слоев населения, школьников старших и младших классов, студентов.

4. Целью экспозиции является ознакомление посетителей с процессом развития звукозаписи в мире, повышение уровня образования, содействие в профориентации школьников.

5. Для достижения поставленных целей необходимо использовать современные музейные технологии для решения следующих задач: отметить вклад в развитие устройств записи и воспроизведения звука историческими личностями, сфокусировать внимание посетителей на стандартах качества современной звукозаписывающей индустрии, познакомить их с процессом создания звукового оформления и музыки.

6. В основу научной концепции положены современные представления об основных исторических этапах развития устройств записи и воспроизведения звука.

7. Научная концепция и художественное решение основывается на следующих принципах: современности, хронологический принцип, принцип сохранности существующих исторических ценностей.

8. Экспозиция должна сочетать в себе научную достоверность и художественную выразительность.

9. Посетители должны иметь полное представление по всем тематическим разделам.

10.  Экспозиция создается на базе широкого применения современных музейных технологий, которые позволяют избежать загруженности экспозиционного пространства.

11.  При создании экспозиции планируется использование мультимедийных и компьютерных технологий для увеличения интерактивной составляющей.

Тематическая структура экспозиции. Помещения разделяются на зону приема посетителей, экспозиционное пространство, специальные залы и служебные помещения.

Зона приема посетителей представляет собой парадный вход в вестибюль музея, гардероб на 100 мест, комнату охраны, билетную кассу, сувенирные киоски, санитарно-техническое помещение.

В экспозиционных залах будет отражена история становления и развития устройств записи и воспроизведения звука в экспонатах и сведениях об исторических личностях, внесших свой вклад.

Последний зал является специальным. Он будет отведен для внеклассной педагогической деятельности, работы кружков и проведения лекций.

Таким образом, при изучении основных положений по формированию нового музейного пространства, исследовании рекомендаций о последовательности и способах реализации необходимых условий и составлении научной концепции планируемой экспозиции, формируется четкий образ планируемого музея. Благодаря этому становится возможным сформировать наиболее эффективный план действий по реализации данного проекта, учесть финансовые аспекты.

 

Заключение

Исследование темы дипломной работы позволило разработать концепцию первого музея звука на территории республики Татарстан, исследовать теоретическую базу для создания постоянной экспозиции нового музея, оценить эффективность действующих аналогичных проектов, изучить сущность понятия «музейная экспозиция» и ее виды, исследовать и выявить основные проблемы при работе с акустикой помещений, выделить этапы разработки экспозиции.

Нам удалось выяснить, что музейная экспозиция является целенаправленной и научно обоснованной демонстрацией музейных предметов, организованных композиционно.

Было выявлено три вида музейных выставок: тематический, фондовый и отчетный; шесть типов музейных экспозиций: созерцательный, тематический, средовой, интерактивный и прикладной; три принципа построения музейной экспозиции: принцип научности, предметности и универсальности.

Мы пришли к выводу, что знание основ акустики и акустических свойств различных материалов способно помочь в работе с аудио источниками, снизить уровень шума в помещении и положительно сказаться на здоровье и удовлетворенности посетителей.

Было установлено 3 типа построения выставочных пространств: прямая последовательность, матричная и открытая.

Нами рассмотрены музеи аналогичной направленности, выявлены и проанализированы выгодные решения, рассмотрены альтернативные методы экспонирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что концепция современной музейной экспозиции строится в первую очередь на новизне и популяризации специализированных направлений, которые ранее были недоступны для широкой аудитории. В то же время, благодаря этому происходит повышение уровня образованности населения, сохраняются памятники истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: