Разработка плана помещения и составление списка необходимого оборудования

Для того, чтобы выявить специфику планируемой экспозиции, определить способы ее построения, рассмотрим общие особенности в создании современных экспозиций.

Выделяют три типа построения выставочных пространств.

1. Прямая последовательность залов.

2. Матричная структура.

3. Открытая структура.

Прямая последовательность предполагает соединение нескольких залов различного размера системой дверей, находящихся на одной оси. Таким образом, посетитель, посмотрев в один проход, сможет увидеть все залы насквозь одновременно.

Ярким примером музея, использующего прямую последовательность залов, выступает Государственная галерея Штугтарта. Примечательна она тем, что проход в галерею является сквозным и пронизывает все здание так, что выход находится позади здания.

Еще одним примером прямой последовательности выступает Музей современного искусства в Сан-Франциско. Его система проходов составлена таким образом, что посетитель постоянно будет возвращаться в центр экспозиции.

Здесь же задействовано такое средство, как «кульминация зала» - еще одна важная составляющая экспозиционного пространства, которая логично завершает просмотр зала примечательным декоративным решением или важным экспонатом, который располагается в середине помещения.

Матричное расположение помещений использует принцип наложения, который предполагает соединение одного зала с несколькими другими так, что посетитель может использовать несколько маршрутов.

Ярким представителем такой системы выступает Национальная галерея искусства в Вашингтоне. Здания в ней выполнены в форме треугольника с прилегающим к нему прямоугольником. Благодаря такой форме, галерея может позволить себе нестандартную форму залов трапецивидной формы с сетью проходов в каждом из них.

Вторым музеем, использующим этот вид соединения экспозиционных залов, является музей Абтайберг в Менхенгладбахе. Его залы представляют из себя несколько квадратов, прилегающих друг к другу. В каждом из них имеется проход по одной из диагоналей, который ведет на небольшую площадку, откуда открывается вид на все окружающие залы.

Открытая структура не предполагает четкого деления на отдельные зоны и чаще всего представляет из себя открытое пространство с расположенными в нем экспонатами и небольшими перегородками.

Новая национальная галерея в Берлине является ярким представителем этого типа. Павильон имеет форму квадрата, над которым расположена кровля, которую поддерживают стальные колонны. Внутри галерея представляет из себя единое пространство с небольшим количеством низких перегородок и двумя опорами.

Еще одним известным представителем этого типа является национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду. В противовес сложным сплетениям труд на фасаде здания внутреннее пространство каждого этажа является открытым, за исключением небольших перегородок на каждом из них. Все это стало возможным благодаря размещению всех технических конструкций снаружи, что позволило освободить максимально большое пространство для экспозиции.

При создании новой экспозиции необходимо учитывать и такие факторы, как навигация и акценты.

Навигация, как правило, строится исходя из архитектурных особенностей пространства. Навигация должна быть понятной и не заметной. Леонид Агрон, генеральный директор ZolotoGroup, занимающийся музейным брендингом и навигацией отмечал: «российские музеи стали обращать внимание на то, как у них расклеены афиши и расставлены указатели, около семи лет назад. И всё равно некоторые типичные ошибки повторяются из раза в раз». Для наибольшей эффективности целесообразнее располагать все указатели и информационные стенды на первом этаже, чтобы посетитель сразу же мог понять где находятся служебные помещения, кофетерий и как пройти в тот или иной зал. Избыток информации во входной зоне часто является причиной того, что посетитель путается в большом количестве сведений. В этом случае необходимо ранжирование важности той или иной информации и выведение на передний план самой важной.

В то же время схема навигации должна учитывать местоположение акцентов декоративных решений или центральных экспонатов, которые лучше запоминаются посетителем. Как правило, в каждом зале имеется акцентированная зона, однако, при малом пространстве, таковая может быть вынесена на периферию экспозиции – к входной зоне или в последний зал.

При линейной навигации целесообразнее дозировать количество информации и концентрировать сведения с сильным воздействием ближе к середине или концу экспозиции.

Создание экспозиции проходит в несколько этапов. Первым является определение темы выставки. Вокруг определения направления планируемой выставки и будет строиться вся дальнейшая деятельность.

Вторым этапом является сбор экспонатов. Процесс комплектования происходит засчет действий по сбору предметного ряда тематической направленности. Поступление предметов может происходить самыми разнообразными способами, среди которых можно выделить наиболее используемые – покупка и дарение.

Третьим этапом является выбор или обустройство места расположения выставки. Часто выбор опирается на тематику планируемой экспозиции. Выбор места должен быть сделан исходя из необходимости тесной связи между экспонатами и окружающим их интерьером. Благодаря такому симбиозу, размещенные экспонаты положительно повлияют на облик интерьера, который в свою очередь поможет представить экспонаты как можно выразительнее.

Подобного рода связь образующаяся между окружением и экспонатами достигается благодаря решению двух вопросов:

1. Выбор оптимального размера для конструкций.

2. Выбор подходящей цветовой гаммы.

Частым явлением в формировании музеев является использование исторических объектом с подходящими помещениями а также новостроев. Музейные помещения, помимо перечисленных выше, выполняют несколько функций:

1. Предохранение экспонатов от разрушения или хищения. Создание необходимых условий для хранения экспонатов без губительного воздействия прямых солнечных лучей, пыли, сухости или избыточной влажности.

2. Выгодное экспонирование музейных предметов.

Для подобных целей выгодно будет разделить музейные предметы на 2 категории:

1. Экспонаты для исследования. Они хранятся в папках в шкафах с вентиляцией 80 см глубиной и 1,6 м. высотой.

2. Выставляемые для широкого обозрения экспонаты.

В функции экспозиции должна быть включена возможность удобного исследования всех экспонатов без повышения утомляемости. Для этого необходимо уменьшить количество экспонатов для свободного их размещения, обеспечить их разнообразие. Последовательность залов с общей тематикой должны соответствовать характеру эксопонатов. Группы картин необходимо размещать в отдельных залах. В такой системе необходимы небольшие залы, в которых отношение площади стен к площади пола больше. Величина зала регилируется размером картин. Естественный угол зрения человека равняется 54 градусам. Исходя из этого расположение картин по углом 27 градусов к горизонтальной линии глаз человека, позволит создать хороший угол обзора в 10 метров при наличии качественного освещения.

Следует избегать излишней теоретизации освещения музейных помещений, так как основным является его качество. В настоящее время при основании нового музейного пространства большее предпочтение отдается искусственным источникам света, прибегая к естественному лишь в некоторых случаях.[25]

В планировке необходимо исключить возможность кругового размещения залов, распологая их в виде расходящийхся от главного входа лучей, располагая рядом с ними служебные, административные помещения, реставрационные и фото лаборатории.

Хорошим и бюджетным решением вопроса освещение является применение естественного освещения. В то же время самым выгодным явяется использование верхнего освещения в связи с рядом преимуществ: свет сосредотачивается на эксопнатах, ориентация здания по сторонам света не имеет значения, деревья и прочие предметы, находящие в непосредственной близкости к зданию не создает области с затемнением, слабое отражение. К недостаткам можно отнести рассеянный свет и возможность повреждения источника света от конденсата воды.

Основная документация выставки. Одной из важных частей подготовки экспозиции является составление и подготовка документации. Она позволяет заранее определить перечень необходимых материалов и технических услуг, которые будут необходимы. Сюда же относится планирование основной тематики содержания и возможных трудностей вместе с путями их решения.

Прежде чем приступать к составлению документации, необходимо ознакомиться с тематической литературой. Сюда же вносится тематическая структура экспозиции, которая включает главные разделы, красткое описание к ним и предполагаемые экспонаты.

Далее происходит составление расширенной тематической структуры. Здесь сосредотачиваются главные части экспозиции.

Последним этапом выступает составление тематико-экспозиционного плана. Он является объединяющим документом, содержащим определенный состав экспозиционных предметов, которые были объединены по тематическим комплексам экспозиции и так же разделены на темы и разделы.

Итогом всей работы данного этапа становятся монтажные листы, которые представляют собой схематичный план расположения экспонатов на стендах и витринах.

Составлением монтажных листов занимается автор тематико-экспозиционного плана. Связано это с тем, что он как никто другой имеет представление о том, в каком именно месте должен находиться тот или иной экспонат, как правильно его разместить, чтобы вся выставка была связана единой темой и имела запланированную смысловую нагрузку.

Оформление выставки.

Следующим этапом по созданию экспозиции служит практическая реализация оформленной на предыдущей ступени документации.

В первую очередь подбриается, изготавливается и оформляется экспозиционный материал. Под этим подразумевается создание вспомогательных материалов и пояснительного текста, декораций, подбор экспонатов.

Место, на котором размещаются экспонаты, называется экспозиционной площадью. Ее можно условно разделить на три пояса:

Нижний пояс находится на расстоянии от нуля, до восьмидесяти сантиметров от пола. В нем размещаются объемные экспонаты и витрины.

Верхний пояс как правило располагается на высоте от двухсотпятидесяти сантиметров от пола и служит для размещения в нем декоративных элементов, баннеров или крупных экспонатов.

Основным поясом можно считать расстояния между нижним и верхним, которое чаще всего варьируется от семидясяти-восьмидесяти до двухсотпятидесяти сантимотров от пола. Здесь размещаются щиты, содержание которых соответствует определенной подтеме или разделу. Такие щиты называются стендами. Они могут быть выполнены из различных материалов и иметь самую произвольную форму. Их главная задача заключается в логичном раскрытии своей темы.

Все представленные экспонаты должны создавать единое целое. Этому может способствовать множество факторов, среди которых можно выделить логичное и последовательное расположение предметов, наличие у них поясняющего материала, правильное распределение внимания посетителя, придерживание компоновки. Так же важно не допускать перегруженности пояснительного текста и соблюдать расстояние между экспонатами, чтобы у посетителей не возникало ощущения зажатости, тесноты и перенасыщения.

Этикетаж.

Расположение этикеток должно органично вписываться в экспозицию, что делает вопрос размещения пояснительного текста художественной задачей.

Между шрифтом, цветом, размером и расположением текста должна быть органичная связь в стилистическом плане.

Исходя из специфики каждой группы экспонатов, выделяются правила размещения этитажа. Например размещение пояснительного текста на экспонате не является лучшим решением. Более логичным и органичным решением было бы размещение этикеток на просматриваемой части витрины. В том случае, если экспонат находится на большой высоте, следует разместить пояснительный текст на уровне глаз.

В некоторых случаях отдельная подпись в виде этикеток отсутствует. В таком случае все экспонатыполучают свои уникальные номера, которые вносятся в перечень, а их описания находятся в общей аннотации.

Следует делать этикетки не броскими, так как навязчивость и пестрота может забирать на себя большое количество внимания посетителей, тем самым забирая его у экспозиционных материалов. Цвет этикетажа должен быть выдержан в одной цветовой гамме с выставочным пространством.

В задачи музейного пространства так же входит обеспечение сохранности музейных предметов, защите от разрушения, кражи или иной порчи, создание необходимых условий для изучения, демонстрации экспонатов.

Базовая характеристика, необходимая для хранения музейных предметов это сохранность здания, в котором налажены и исправно работают вентиляционные и отопительные системы. Работа таких систем регулируется специальным органом, управляющим охраной памятников истории и культуры, если здание музея это памятник архитектуры, истории и искусства.

Деревянные конструкции обрабатываются противопожарным раствором. Все здание в свою очередь должно находиться под постоянным надзором пожарной охраны.

В каждом помещении музея вне зависимости от его функциональности устанавливаются сухие огнетушители соответственно нормам пожарной безопасности.

Для сохранности музейных предметов в экспозиционных залах должен сохраняться температурно-влажностный режим. Оптимальная температура равняется 18 градусам с погрешностью в один градус, влажность 55% с погрешностью в 5 процентов. При нарушении этих норм музейные предметы начинают разрушаться – на металле появляется ржавчина, бумага набухает, керамические изделия раскалываются, дерево и кожа начинают трескаться. Для предотвращения подобного губительного воздействия существуют меры по сохранению экспонатов:

1. Кондиционирование воздуха. Один из наиболее эффективных способов поддержания температурно-влажностного режима. Благодаря кондиционерам появляется возможность контролировать степень насыщения воздуха влагой вместе с его температурой.

2. Проветривание. Широко используемое средство регулировки температурно-влажностного режима, благодаря которому возможно понизить влажность воздуха. Проводит при условии близких друг к другу температур снаружи и внутри здания.

3. Система отопления. Используется для ослабления сезонных колебаний температуры и влажности.

4. Увлажнители. Помогают повысить влажность воздуха. Как правило это сосуды с большой открытой площадью для испарения влаги.

Еще один важным аспектом сохранения музейных предметов является световой режим. Помогает замедлить естественное старение предметов. Его параметры определяются в зависимости от характеристик предмета.

Биологический режим – создание не благоприятных условий для размножения биологических вредителей вроде плесени, различного рода грибков, грызунов и насекомых. Благоприятными условиями для размножения вредителей являются:

1. Нарушенный температурно-влажностный режим

2. Загрязнение предметов

3. Поступление зараженных предметов

4. Захламленность отдельных помещений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: