Система психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации летнего отдыха на базе учреждения дополнительного образования обусловлена спецификой самого учреждения; каждый отряд имеет свое творческое направление, отряды формируются с учетом пожеланий руководителей творческих объединений Центра, т. к. они работают воспитателями в отрядах, а также детей, которые посещают эти творческие объединения. Другой спецификой являются направления деятельности педагога-психолога, в задачи которого входят:
1. Создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у воспитанников МОУ "Центр развития творчества детей и юношества", а также у детей, впервые посещающих летний оздоровительный лагерь при Центре.
2. Психофизическое оздоровление несовершеннолетних – снижение уровня тревожности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период обучения, средствами недирективной игровой терапии, сказкотерапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии.
3. Диагностика психоэмоционального состояния участников воспитательного процесса (воспитанники, их родители [законные представители] и педагоги) с целью оказания своевременной психологической помощи и поддержки.
4. Развитие у детей и подростков осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают, и их последствиям через организацию психопрофилактической и психопросветительской деятельности.
Деятельность педагога-психолога в летнем оздоровительном лагере включает в себя основные направления: психопрофилактику и психопросвещение; психолого-педагогическую диагностику; коррекционно-развивающую работу (индивидуальная форма); психологическое консультирование.
Посещают летний оздоровительный лагерь "Волгари" дети в возрасте от 6,5 до 15 лет. Лагерь проводят ежегодно, меняется тематика, название лагеря остается прежним. Организуется одна смена в течение календарного месяца (минус выходные дни). Режим работы педагога-психолога в лагере в течение пятидневной рабочей недели: 24 часа непосредственного живого взаимодействия с детьми и 12 часов на методическую работу (подготовка к занятиям, обработка анкет и т.д.)
План работы педагога-психолога в летнем оздоровительном лагере "Волгари"
№ | Содержание деятельности/цель | Приемы и методы работы | Сроки проведения (целевая аудитория) | Сотрудничество |
I. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОПРОСВЕЩЕНИЕ | ||||
1 | Организация и проведение практикума социально-психологической направленности "Хоровод дружбы". Цель: профилактика конфликтов. Создание атмосферы доброжелательности. Дифференциация понятий "дружба", "друг" и осознание важных качеств, которыми они характеризуются. Развитие умений сотрудничества в процессе творческой деятельности. Воспитание толерантного отношения к товарищам по отряду, чувства взаимопомощи | Сказкотерапия, коллективное творческое дело, арт-терапия | Вторник и четверг каждой недели. Общее количество занятий 5 (по количеству отрядов) | Воспитатели, отрядные вожатые |
2 | Организация и проведение творческой мастерской психологической направленности "Речные дары". Цель: развитие умения работать в группе, в парах и индивидуально. Снятие эмоционального напряжения. Формирование умения слышать и слушать друг друга в процессе работы, давать устную рефлексию. Активизация кинестетического канала восприятия информации. Развитие воображения. Воспитание любви к родному краю | Сказкотерапия, коллективное творческое дело, арт-терапия | 2 раза в неделю. Общее количество занятий 5 (по количеству отрядов) | Воспитатели, отрядные вожатые |
3 | Организация и проведение социально-психологической игры "Пойми меня". Цель: повышение психологической культуры детей | Игротерапия | Последняя неделя работы лагеря. Все отряды | Воспитатели и отрядные вожатые |
4 | Организация и проведение игровых двадцатиминуток: • игровая программа "Мы веселые ребята". Цель: сплочение детского коллектива | Игротерапия | Первая неделя работы лагеря | Отрядные вожатые |
• игровая программа "Сказочный зоопарк". Цель: снятие психоэмоционального и телесного напряжения у воспитанников | Психогимнастические этюды; телесно-ориентированные игры | 2 раза в неделю. Отряды, где возникают конфликтные ситуации | Отрядные вожатые | |
• игровая программа "Волшебные превращения". Цель: развитие произвольности и действий по правилам | Сказкотерапия, психогимнастика | 2 раза в неделю. Отряды, в которых по количеству преобладают воспитанники младшего школьного возраста | Отрядные вожатые | |
5 | Арт-терапевтической акция "Полезные привычки – веселые сестрички" (рисование на асфальте). Цель: выявление представлений детей о полезных привычках | Коллективное творческое дело, арт-терапия с использованием цветных мелков | Вторая неделя работы лагеря (в зависимости от расписания общелагерных мероприятий) | Воспитатели, отрядные вожатые |
6 | Проведение профилактической беседы "Вместе тесно, а врозь скучно". Цель: профилактика конфликтов в отрядах | Беседа, игра, упражнения, работа в подгруппах | В зависимости от запроса. С отрядами, где возникают конфликтные ситуации | Воспитатели, отрядные вожатые |
II. ДИАГНОСТИКА | ||||
1 | Анкетирование несовершеннолетних на предмет выявления ожиданий в отношении организации их досуговой деятельности в лагере | Анкета "Знакомство" | Начало смены. Все воспитанники лагеря | Воспитатели |
2 | Исследование общего эмоционального состояния группы (отряда) | Проективная методика "Цветовой тест эмоционального состояния"; групповая работа с "волшебными красками", беседа | На следующий день после проведения мастерской "Речные дары". Воспитанники тех отрядов, которые посетили творческую мастерскую "Речные дары" | Вожатые отрядов |
3 | Анкетирование несовершеннолетних на предмет выявления удовлетворенности жизнедеятельностью в лагере | Анкета "Мои впечатления от жизни в лагере" | Конец смены. Все воспитанники лагеря | Воспитатели |
III. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА | ||||
Индивидуальные развивающие занятия с детьми (Проводятся с опорой на программу социально-психологического тренинга "Я в ответе за свое здоровье" (Г.П. Беляева, Л.А. Гейденрих, М.Н. Мясникова, В.В. Скарга)). Цель: профилактика отклоняющегося поведения. | Игротерапия, арт-терапия, использование направленной визуализации, элементы сказкотерапии | Каждую неделю, между общими мероприятиями | Родители (законные представители ребенка), воспитатели | |
IV. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ | ||||
1 | Консультирование родителей (законных представителей ребенка) – по запросу | Беседа, упражнения, анализ проблемных ситуаций из опыта клиента, моделирование ситуаций и способов выхода из них с целью расширения субъективного опыта несовершеннолетних | Каждую неделю, в зависимости от количества запросов
| Воспитатели отрядов |
2 | Консультирование педагогов, работающих на отрядах (по запросу) | |||
3 | Консультирование отрядных вожатых (по запросу) |