Роль группового консультанта на начальной стадии

МОДЕЛИРОВАНИЕ. Когда вы ведете группу, вы задаете тон и формируете нормы, выступая одновременно техническим экспертом и моделью поведения для участников группы (Yalom, 1995). Важно открыто выразить свои ожидания от группы на первой сессии и тем самым продемонстрировать модель межличностной честности и спонтанности. Вы должны осознавать собственное поведение и то влияние, которое вы оказываете на группу, а также практиковаться в навыках создания терапевтической атмосферы. Чтобы быть эффективным консультантом, вы должны психологически присутствовать в группе и 1< быть искренним. Как вы можете ожидать от участников, что они вовлекутся в работу и будут верить в потенциал вашей группы, если вам безразлично то, что вы делаете?

Вы можете создать терапевтическую ситуацию, только если будете видеть и стремиться понять внутренний мир членов группы. Другой ключевой характеристикой является ваша чувствительность и внимание не только к тому, что было сказано, но и к тем тонким сообщениям, которые стоят за словами. Это важно как для конкретных членов группы, так и для группы как целого. Наконец, вы тот человек, который позволяет группе чувствовать, что ее уважают и позитивно принимают.

Все эти комментарии приобретают особое значение, если вы держите в уме, что на начальной стадии развития группы участники очень сильно зависят от вас. Они обращаются к вам за руководством и разъяснением структуры и часто так сильно сосредоточиваются на вас, что отрицают свои собственные ресурсы. Эта ситуация, которая складывается в любой группе, требует от вас постоянного осознания своей потребности выглядеть как авторитетная фигура и сохранять контроль над группой. Если вы не осознаете в себе этой потребности, вы можете помешать членам вашей группы достичь автономии.

ПОМОЩЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЦЕЛЕЙ. Другая ваша задача как группового консультанта заключается в том, чтобы помочь участникам включиться в работу группы. Вы можете многое сделать для того, чтобы мотивировать их на участие в группе и вдохновить их на получение максимальной выгоды от участия в группе. На этой стадии вы делаете это, помогая им определить, уточнить и развить значимые цели. Существуют общие групповые цели, которые варьируются от группы к группе, поскольку зависят от общей ориентации группы, и цели группового процесса, которые применимы к большинству групп. Некоторые примеры этих процессуальных целей таковы: оставаться в здесь-и-сейчас, позволить другим узнать о себе, принимать риск, реагировать на честность и конкретность других (и быть таким же), справляться с конфликтами, решить, над чем работать, достигать новых инсайтов и принять новое поведение в группе и за ее пределами.

Вдобавок к установлению этих целей вы должны помочь членам группы определить их собственные цели. Обычно люди на ранней стадии развития группы имеют весьма смутные представления о том, чего они хотят получить в результате группового опыта. Эти смутные представления должны быть переведены в конкретные цели, которые определяют желаемые изменения и направляют усилия каждого члена группы на то, что он должен сделать, чтобы достичь этих изменений. В ходе начальной стадии вы должны организовать этот процесс, если хотите, чтобы члены группы получили максимальную выгоду от участия в ней. Как я уже говорил ранее, вы можете многое сделать для этого, признав свою ответственность и моделируя навыки и позиции, которые необходимы для эффективного группового взаимодействия.

Одна из основных задач консультанта (и одна из наиболее сложных) состоит в том, чтобы вынести скрытый список проблем и пожеланий на поверхность. Например, некоторые члены группы могут иметь скрытые цели, которые пересекаются с групповыми целями. Они могут обладать непродуктивной потребностью находиться в центре внимания или саботировать близость в группе, потому что чувствуют дискомфорт при сближении с другими людьми. Если подобные личные цели остаются скрытыми, они могут серьезно повредить эффективности группы.

РАЗДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Еще один спорный вопрос, который должен тщательно обдумать консультант, это ответственность за управление группой и ее результаты. Становится ли группа непродуктивной в результате того, что терапевт плохо обучен, или ответственность за это лежит на членах группы?

Одним из способов решения проблемы ответственности является понимание этой проблемы в континууме. С одной стороны стоит консультант, который принял полную ответственность за руководство группой и результаты работы группы. Такой консультант обычно считает, что, если он не будет крайне директивным, группа погибнет. Он видит себя в роли эксперта и активно вмешивается в группу тем способом, который он считает продуктивным. Недостатком этой формы принятия ответственности является то, что она отнимает у членов группы ту долю ответственности, которая по праву принадлежит им. Если члены группы воспринимаются консультантом как люди, которые не могут позаботиться о себе сами, они отреагируют на его ожидания и снимут с себя всю ответственность, по крайней мере в пределах группы.

На другом конце континуума ответственности стоит консультант, который заявляет: «Я ответственен за себя, а вы ответственны за себя. Получите ли вы хоть какую-то пользу от группы — зависит только от вас. Я ничего не могу для вас сделать — делайте все сами: прочувствуйте ситуацию, отбросьте защиты».

В идеале каждый консультант пытается сохранить баланс, принимая разделение ответственности, но не узурпируя ответственность членов группы. Эта проблема — центральная, потому что подход консультанта к другим спорным вопросам консультативного процесса (таким, как структурирование и самораскрытие) зависит от решения этого вопроса. Личность консультанта вовлечена в определение того, какую часть ответственности он должен принять на себя и что конкретно должно входить в сферу его ответственности.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ. Подобно ответственности, структурирование представляет собой континуум. Теоретическая ориентация консультанта, тип группы и тип клиентов — вот лишь некоторые факторы, которые определяют степень и тип структурирования. Обеспечение терапевтической структуры особенно важно на начальной стадии развития группы, потому что члены группы всерьез озабочены тем, как нужно вести себя в группе, чего от них ожидают, и это состояние неопределенности порождает тревогу. Структура может как стимулировать развитие группы, так и препятствовать этому. Слишком слабая структурированность повышает тревожность членов группы, которая замораживает их спонтанность. Слишком сильная структурированность и управление могут сформировать зависимую позицию. Члены группы могут сидеть и ждать, пока «что-нибудь случится», вместо того чтобы принять ответственность и искать собственное направление.

В моих группах структурирование на начальной сессии направлено на то, чтобы помочь членам группы выразить свои страхи, ожидания и личные цели. Например, члены группы участвуют в парных, круговых и структурированных опросах, чтобы прояснить для себя и других свои жизненные трудности. После того как они поговорят об этом один на один с несколькими членами группы, они будут чувствовать себя более комфортно, раскрываясь перед всей группой, потому что будут ощущать поддержку тех, с кем они говорили. Сначала я пытаюсь помочь клиенту осознать, что он думает и чувствует здйсь-и-сей-час, и поощряю его выражать свои реакции. Мое вмешательство направлено на обеспечение высокой степени взаимодействия внутри группы, в противоположность ситуации, при которой с одними членами группы ведется работа, а остальные просто наблюдают за ней. Этот тип структурирования предназначен для того, чтобы позволить членам группы принять ответственность за то, что они делают в группе. Как только они усвоят базовые нормы, они стремятся принять инициативу, вместо того чтобы ожидать от меня руководства.

Что говорят проведенные исследования о ценности обеспечения структуры на начальных стадиях развития группы? Ялом (Yalom, 1995) цитирует ряд доказательств, свидетельствующих о том, что неопределенность, связанная с целями и процедурами группы, а также ожидаемым поведением членов группы, вызывает у них сильную тревогу и фрустрацию. Ялом обнаружил, что как слишком сильная, так и слишком слабая «управленческая» активность консультанта препятствуют росту членов группы и автономии группы в целом. Слишком сильное управление со стороны консультанта ограничивает рост членов группы, а слишком слабое делает группу бесцельной. Ялом видел основную задачу группового консультанта в том, чтобы обеспечить достаточную структуру, которая задаст общее направление движения членам группы, избегая в то же время формирования зависимости от консультанта. Его послание консультантам состоит в том, что структура группы — это способ обеспечения автономного функционирования каждого участника. Например, вместо того чтобы приглашать членов группы к разговору или призывать к нему, консультант показывает им, как вводить себя во взаимодействие без предварительного призыва (то есть спонтанно, а не по сигналу).

Исследование показало ценность структуры, которая на начальных этапах развития обеспечивает нормы, поддерживающие группу, и облегчает позитивное взаимодействие между участниками. Консультант должен тщательно отслеживать и оценивать терапевтическую структуру на протяжении всей жизни группы, а не ждать заключительной стадии, чтобы оценить ее. Структурирование, которое предлагает последовательную схему для понимания переживаний индивида, позволит групповому процессу обрести еще большую ценность. Когда терапевтические ценности ясны, когда определено соответствующее поведение, а терапевтический процесс структурирован так, чтобы обеспечить основу для изменений, члены группы стремятся включиться в терапевтическую работу более быстро (Dies, 1983b). В соответствии с находками Дайеса, другие результаты исследований показывают, что управление на ранней стадии развития группы усиливает сплоченность и готовность членов группы принимать риск, позволяя другим узнать себя и предоставляя обратную связь (Stockton & Morran, 1982).

Другой задачей консультанта на ранней стадии развития группы является вовлечение членов группы в осознание своего беспокойства, связанного с самораскрытием. Консультант может вмешаться, помогая членам группы определить и исследовать свое беспокойство на ранней стадии существования группы. Ряд авторов (Robison, Stockton & Morran, 1990) цитируют исследования, показывающие, что ранняя структура, установленная консультантом, увеличивает частоту терапевтически значимых самораскрытий, обратной связи и конфронтации. Это означает, что эта структура может также редуцировать негативное отношение к самораскрытию.

В общем, в вопросе о том, как устанавливать групповые нормы и формировать атмосферу доверия, есть много мнений, но оптимальным будет равновесие между слишком слабым и слишком сильным руководством, и это равновесие очень важно. Искусство создания структуры состоит в том, чтобы сформировать структуру, которая не слишком неопределенна, но и не ограничивает членов группы в том, чтобы определять свою собственную структуру. Включение членов группы в продолжительный процесс оценки собственного прогресса и прогресса группы как целого является одним из наиболее эффективных способов создать подходящую структуру. Члены группы должны научиться специальным навыкам отслеживания группового процесса, если хотят принять на себя подобную ответственность.

 

РЕЗЮМЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАДИИ. Ранняя фаза существования группы — это время для ориентации и определения структуры группы. Вот что происходит на этой стадии: • Участники проверяют обстановку и знакомятся друг с другом.

• Члены группы знакомятся с нормами и тем, что от них ожидается, узнают о том, как функционирует группа и как участвовать в ней наиболее эффективно.

• Члены группы проявляют социально желательное поведение, принятие риска сравнительно низкое, а исследование характеризуется напряженностью.

• Если члены группы готовы выражать то, что они думают и чувствуют, постепенно устанавливается групповая сплоченность и доверие.

• Члены группы волнуются по поводу того, будут ли они исключены из группы или включены в нее, они ищут свое место в группе.

• Центральной проблемой является формирование доверия или его отсутствие.

• Встречаются периоды тишины и неловкости, члены группы могут ждать указаний.

• Члены группы решают, кому можно доверять, насколько они могут раскрываться, насколько безопасна группа, кому они нравятся и не нравятся и насколько можно включаться в работу.

• Члены группы узнают о базовых моментах группы — уважении, эмпатии, принятии, заботе и ответственности — то есть обо всех компонентах, которые необходимы для построения доверия.

ФУНКЦИИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

На ранней стадии существования группы у ее членов есть некоторые функции и задачи, которые важны для формирования группы, это: • Активные шаги для создания атмосферы доверия.

• Научение тому, как выражать свои мысли и чувства, особенно касающиеся взаимодействия в группе.

• Готовность выражать свой страх, надежды, беспокойство и ожидания, связанные с группой.

• Готовность к тому, чтобы позволить другим познакомиться с тобой.

• Включение в формирование групповых норм.

• Установление личных и конкретных целей, которые будут направлять участие в группе.

• Обучение основам группового процесса, особенно тому, как включаться в групповое взаимодействие.

Некоторые из проблем, которые могут возникнуть, таковы:

• Члены группу могут пассивно ждать, пока «что-нибудь произойдет».

• Члены группы могут удерживать в себе чувство недоверия к группе или свои страхи, связанные с группой, и тем самым усиливать собственное сопротивление.

• Члены группы могут сформировать двойственные представления и затруднять значимую интеракцию.

• Члены группы могут увязнуть в решении проблем других членов группы и раздаче бесконечных советов.

ФУНКЦИИ КОНСУЛЬТАНТА. Основные задачи консультанта в течение фазы ориентации и исследования таковы:

• Обучение членов группы основным принципам и способам участия в работе группы, которые увеличат их шансы на продуктивность и высокие результаты.

• Формулировка основополагающих правил и групповых норм.

• Обучение основам группового процесса.

• Оказание помощи членам группы в проживании и проработке собственных страхов и ожиданий и работа над развитием доверия.

• Выражение открытости с членами группы и психологическое присутствие.

• Прояснение принципа разделения ответственности.

• Оказание помощи членам группы в установлении конкретных индивидуальных целей.

• Открытая работа с беспокойством клиентов и их вопросами.

• Обеспечение той степени структурирования, которая не увеличит зависимость членов группы от консультанта и не приведет к бесцельному блужданию.

• Поощрение членов группы в высказывании того, о чем они думают и что чувствуют в связи с событиями, происходящими в группе.

• Обучение членов группы базовым межличностным навыкам, таким, как активное слушание и реагирование.

• Принятие потребностей группы и обеспечение различных способов дятельности, благодаря которым можно удовлетворить эти потребности. Нужно показать членам группы, что они несут ответственность за направление и результат работы группы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: