Эффективные способы завершения группы

Этот раздел посвящен способам завершения группового опыта. Чтобы завершить работу группы, поразмыслите над следующими вопросами: «Каким способом члены группы могут наилучшим образом завершить незавершенные дела? Как члены группы могут закрепить то, чему они научились в группе, и перенести это в повседневную жизнь, а значит, более эффективно действовать во внегрупповой ситуации? Какие виды деятельности и какие проблемы соответствуют завершающей стадии группы?» Поскольку пространство и время ограниченно, дата завершения работы группы называется заранее, и обсуждение этого момента в той или иной форме осуществляется на протяжении всей жизни группы.

РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. В ходе заключительной фазы развития группы консультант должен напоминать членам группы, что у них осталось впереди лишь несколько сессий. Это позволяет членам группы подготовить себя к завершению и успешно закрыть групповой опыт. Члены группы нуждаются в том, чтобы осознать временный характер группы и то, что эти встречи скоро подойдут к концу. Чувства, связанные с отделением, которые иногда принимают форму избегания или отрицания, должны быть вынесены на поверхность и проработаны. Консультант должен помочь в организации открытого обсуждения чувства потери и печали, которые сопровождают будущее завершение группы, и эти чувства могут стать весьма значимым переживанием. Член группы лучше примет отделение, если консультант сам раскроет чувства, связанные с предстоящим расставанием.

На начальной стадии развития группы участников часто просили выразить свои страхи, связанные с вступлением в группу и участием в ней. Сейчас членов группы нужно поощрять говорить о страхах и волнениях, связанных с оставлением группы и столкновением с повседневной реальностью без ее поддержки. Нет ничего необычного в том, что члены группы говорят об особой атмосфере доверия в группе, о безопасности, которую они ощущают в ее пределах, и о близких отношениях с другими участниками, и о том, что группа — это место, где они могут быть собой, не боясь отвержения. Но именно поэтому они могут быть шокированы и напуганы перспективой лишения этой поддержки и близости. Еще одной характерной тревогой является сомнение в том, смогут ли они доверять людям вне группы так же, как и ее участникам. Одной из ваших задач является постоянное напоминание участникам о том, что если их группа особенная (в ней царят близость, поддержка и забота, не характерные для их обыденной жизни), то только потому, что члены группы сделали соответствующий выбор и вместе работали над ее созданием. Следовательно, они могут сделать подобный выбор в реальной жизни и успешно проявить себя в отношениях за пределами группы. Не нужно отрицать чувство потери и печали, которые сопровождают завершение группы. Напротив, отделение может стать богатейшим опытом, если членов группы поощряют выражать свое чувство потери и тревоги.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ГРУППЫ НА ЕЕ УЧАСТНИКОВ. Ближе к концу работы полезно дать всем ее участникам возможность выразить в словах то, что они узнали в группе и чему научились в результате получения группового опыта, а также рассказать, как они собираются применять все это, чтобы расширить самоосознание. Чтобы подобная оценка оказалась полезной, она должна быть конкретной. Утверждения вроде: «Эта группа была великолепна. Я значительно вырос и многое узнал о людях и о себе» настолько общие, что человек, который их высказал, вскоре забудет то, в чем именно состоял его опыт участия в группе. Когда кто-то делает столь размытые утверждения, вы можете помочь человеку выразить его мысли и чувства более конкретно, задав ему несколько вопросов: «Чем группа была полезной для тебя? В каком смысле ты вырос? Что ты подразумевал, когда говорил, что группа была великолепна? Можешь ли ты сказать, что именно ты узнал о людях и о себе?» Подчеркивая важность конкретизации, помогайте членам группы концептуализировать свой опыт и поощряйте их к открытому выражению чувств, связанных с окончанием работы группы и тем, как они выйдут в реальный мир. Если члены группы сохранят журналы, которые они вели во время работы группы, они получат великолепную основу для оценки влияния группы как фактора, который привел к значимым изменениям в их жизни. На заключительной стадии существования группы я поощряю участников к тому, чтобы они сделали записи по темам, которые я затронул в описании пятой стадии.

ПОЛУЧЕНИЕ.И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.

Получение и предоставление обратной связи чрезвычайно важны на заключительной стадии развития группы. Хотя участники эффективной группы делятся своими чувствами и мыслями на каждой сессии, возможность дать и получить итоговую, обобщающую обратную связь ценна сама по себе. Чтобы помочь членам группы получить максимальную пользу от этой процедуры, на последних сессиях я обычно прошу их кратко рассказать, как они воспринимали себя в группе, какие конфликты прояснились для них, что было поворотным пунктом в понимании, что они собираются делать с тем, что узнали, и что эта группа значит для них. Затем другие члены группы высказываются о том, что они думают об этом человеке и о том, что он сказал. Я обнаружил, что краткая и конкретная обратная связь наиболее ценна, если включает в себя страхи и надежды членов группы. Размытые и нечеткие комментарии не обладают долгосрочной ценностью и быстро забываются. Полезно также попросить членов группы записывать конкретные моменты полученной обратной связи в их журналах. Если они не запишут некоторые вещи, о которых им сказали другие участники группы, они быстро забудут о них. Если же они сделают соответствующую запись, месяцы спустя они смогут обратиться к ней и посмотреть, насколько правы или не правы были эти люди и насколько автор записей продвинулся в достижении своих целей.

ЗАВЕРШЕНИЕ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ДЕЛ. Незавершенные дела, которые следует проработать до закрытия группы, могут касаться либо взаимодействия между членами группы, либо группового процесса и его целей. Даже если некоторые трудности не могут быть разрешены, членов группы следует поощрять говорить о них. Например, член группы, который молча сидел на протяжении практически всех встреч, может сказать, что никогда не чувствовал себя в достаточной безопасности для того, чтобы высказывать свои страхи или беспокойство. Хотя уже может быть слишком поздно, чтобы прорабатывать его трудности, важно просто выслушать его, а не игнорировать, ссылаясь на «бессмысленность» процедуры.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И САМОПОЗНАНИЯ. Я посте, янно обсуждаю

различные способы, используя которые участники могут продвигаться дальше и развивать и закреплять то, чему они научились в группе. Этот процесс может включать в себя подготовку членов группы для участия в других группах, индивидуальном консультировании или любых других видах получения нового развивающего опыта. Участие в работе успешной группы обычно является результатом осознания ряда особых трудностей. Члены группы не всегда готовы прорабатывать свои проблемы полностью, а значит, они могут нуждаться в продолжении процесса исследования и обнаружения новых путей к личностному росту.

 

РЕЗЮМЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАДИИ. Входе заключительной стадии развития группы обычно проявляются следующие характеристики:

• Присутствуют печаль и тревога, связанные с осознанием неизбежности отделения.

• Есть вероятность, что члены группы отступят и их участие станет менее интенсивным в преддверии окончания группы.

• Члены группы решают, какой курс действий они хотели бы избрать.

• Могут возникать страхи, связанные с отделением и с тем, насколько членам группы удастся применить то, чему они научились, в повседневной жизни.

• Члены группы могут выражать свои страхи, надежды и беспокойство и рассказывать друг другу о том, каким был их опыт присутствия в группе.

• Члены группы могут оценить групповой опыт.

• Они могут говорить о постгрупповой встрече или планировать свои действия, поэтому следует поощрять их претворять свои - планы в жизнь.

ФУНКЦИИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

Основная задача членов группы на протяжении заключительной стадии развития группы — это объединение того, чему они научились, и перенос этого во внешнюю среду (конечно, они в какой-то степени делали это между сессиями, если группа встречалась на ежедневной основе). Это время, в ходе которого члены группы могут сделать обзор процесса и результатов посещения группы и вложить их в некоторую когнитивную схему, объясняющую групповые переживания. Вот некоторые задачи, встающие перед членами группы в этом время:

• Справиться с чувством отделения от группы и ее завершением.

• Подготовиться к переносу того, чему научились, в обычную жизнь.

• Предоставить другим образ того, как их воспринимают.

• Завершить любые незавершенные дела, связанные с группой, либо трудности, которые были принесены в группу, либо трудности, которые связаны с членами группы.

• Оценить влияние группы.

• Принять решение и спланировать будущие изменения, а также решить, какие изменения желательны и как их достичь.

ФУНКЦИИ КОНСУЛЬТАНТА. Основной задачей консультанта является объединение и обеспечение структуры, которая позволит участникам прояснить смысл полученного опыта и поможет членам группы перенести то, чему они научились в группе, в ситуации повседневной жизни. В этот период консультант должен сосредоточиться на следующих задачах:

• Закрепление достигнутых результатов и предоставление членам группы информации о тех ресурсах, которые позволят им обеспечить дальнейшие изменении. 

• Помощь членам группы в определении того, как они будут прилагать конкретные навыки в разнообразных жизненных ситуациях.

• Совместная работа с членами группы над формулировкой контракта и домашних заданий как практических способов достижения изменений.

• Помощь членам группы в развитии концептуальной схемы, которая поможет им понять, интегрировать, объединить и вспомнить то, чему они научились и что узнали в группе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: