Стадия 6: постгрупповая работа — контрольная встреча и оценка

Во время формирования группы и подготовки членов группы к работе активность консультанта чрезвычайно важна. Но не менее важна работа, с которой он сталкивается, когда группа завершена. С успешным завершением группы связаны два момента: контрольная встреча и оценка. Консультант должен поразмыслить над следующими вопросами: «Какой тип завершения (контрольной встречи) должен быть использован после закрытия группы? Какова ответственность консультанта в оценке результатов группы? Как консультант может помочь членам группы оценить эффективность группового опыта?»

 

КОНТРОЛЬНАЯ СЕССИЯ

На последней встрече группы следует определить время для контрольной встречи, на которой предполагается обсудить полученный опыт и рассмотреть его в перспективе. Эта сессия ценна не только потому, что предлагает консультанту возможность оценить результаты работы группы, но и потому, что дает членам группы возможность сформировать более реалистичные представления о том влиянии, которое оказало на них групповое воздействие.

На контрольной сессии члены группы могут обсуждать те усилия, которые они прилагали уже после завершения работы группы, стремясь использовать то, чему они научились, в реальном мире. Они могут рассказать о тех трудностях, с которыми они встретились, поделиться своими успехами и радостями и вспомнить то, что случилось на группе. Контрольная встреча также обеспечивает людей возможностью выразить и проработать любые мысли и чувства, связанные с групповым опытом, которые возникли постфактум, то есть после ухода из группы. Взаимная обратная связь и поддержка на этом этапе просто бесценны.

Я убежден, что элемент ответственности, который усиливается контрольной встречей, значительно увеличивает вероятность того, что члены группы получат долговременную пользу от группового опыта. Многие люди отмечают, что простое знание того, что они соберутся вместе, всей группой один, два или три месяца спустя после завершения основной работы в группе и будут рассказывать о том, чего они достигли, стимулировало их к тому, чтобы выполнять свои обязательства. Наконец, контрольная сессия предлагает консультанту еще одну возможность напомнить участникам группы о том, что они несут ответственность за то, кем они станут, и что, если они надеются изменить свою жизненную ситуацию, они должны предпринимать для этого соответствующие шаги.

После завершения группы некоторые участники могут искать другие способы продолжения процесса собственного роста. Даже если какой-то член группы ушел из нее преждевременно, чуть позже он может почувствовать, что готов к групповой работе, и решит принять участие в другой группе или в индивидуальном консультировании, чтобы проработать те области, которые, по его мнению, нуждаются в дальнейшем исследовании. Таким образом, контрольная сессия — это идеальное место, для того чтобы обсудить альтернативные возможности продолжения работы над собой.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОСТГРУППОВЫЕ СЕССИИ

Кроме организации контрольной сессии, которая достаточно традиционна, я поддерживаю идею организации постгруповых индивидуальных сессий с каждым членом группы. Постгрупповое индивидуальное интервью, которое может длиться всего 20 минут, поможет консультанту определить ту степень, в которой участник достиг своих целей. Члены группы могут на индивидуальной сессии рассказать о том, чем не поделятся на групповой встрече. Встреча один на один показывает участникам, что консультант заинтересован в их благополучии. Индивидуальное интервью обеспечивает идеальную возможность для обсуждения необходимости дальнейшего профессионального участия в работе клиента (если это необходимо), и этот вопрос лучше обсуждать на индивидуальной встрече. Более того, сочетание индивидуальной постгрупповой сессии и контрольной встречи предоставляет консультанту богатую информацию об уровне эффективности группы и обеспечивает возможностью обсуждения того, как можно применить полученное знание в других группах.

Хотя организация индивидуальных постгрупповых встреч является идеальным вариантом завершения работы, я понимаю, что это требование может быть невыполнимо в некоторых организациях по ряду объективных причин. В общественной клинике психического здоровья, например, организация подобных постгрупповых встреч будет весьма сложным делом.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Я несколько раз ссылался на то, что консультант нуждается в адекватной оценке результатов работы группы. Лично мне сложно объективно оценить результат работы группы, используя эмпирические процедуры. Я предпринимал попытки получать объективную оценку, используя разнообразные тесты и опросники как до, так и после группы, чтобы определить природу и степень изменений, произошедших в участниках. Но мой опыт показал что ни одно из подобных измерений неадекватно для определения тонких изменений в позициях, убеждениях, чувствах и поведении членов группы. Поэтому я стал использовать разнообразные субъективные измерения, то есть всяческие самоотчеты.

В целом, я прошу людей, прежде чем прийти в группу, написать, что их беспокоит в связи с началом групповой работы и что они ожидают от группы. Я серьезно поощряю членов группы к тому, чтобы вести журнал, в котором следует делать записи о полученном опыте в группе и о своей повседневной жизни в период между сессиями. Этот процесс помогает участникам сосредоточиться на соответствующих тенденциях и на ключевых моментах, которые они открыли о себе и о других в ходе группового взаимодействия. После окончания группы я прошу участников написать несколько слов о группе до прихода на контрольную встречу. Эти постгрупповые записи дают участникам возможность вспомнить значимые события и обсудить, что именно им понравилось в группе и что они вынесли из нее. Сейчас, когда группа закончена, участники могут по-разному оценивать ее воздействие. Многие люди говорили мне, что постгрупповые записи очень полезны, потому что дают им стимул, необходимый для самостоятельного продолжения работы над тем, что было инициировано во время групповых встреч. Записи — это полезное средство для самооценки, и они сами по себе терапевтичны. Как отмечали Риордан и Уайт (Riordan & White, 1996), записи становятся не только важным терапевтическим средством, которое помогает участникам группы лучше понять и исследовать полученный опыт, но и ценным источником обратной связи для консультанта, позволяющим оценить группу. Конечно, любая обратная связь, которую может предложить консультант, помогает объединить значимые элементы группового опыта.

Наконец, когда члены группы собираются вместе на постгрупповой сессии, я даю им краткий опросник. Члены группы оценивают использованные техники, группового консультанта, влияние группы и ту степень, в которой они связывают произошедшие с ними изменения с участием в группе. Эти вопросы сформулированы так, чтобы получить информацию по основным Пунктам, интересующим консультанта, например:

• Оказала ли группа на вас какой-нибудь негативный эффект?

• Как группа повлияла на ваши отношения с другими людьми?

• Можете ли вы сказать об изменениях, которые длятся до сих пор?

Опросник — это хороший способ помочь членам группы сосредоточиться, прежде чем обменяться реакциями, характерными для постгрупповой встречи. Он также предлагает полезные данные для оценки группы.

 

РЕЗЮМЕ ФУНКЦИИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

После окончания группы основной функцией ее участников становится применение того, чему они научились, превращение плана действий в систему активных мероприятий, оценка группы и присутствие на постгрупповой (контрольной) встрече. Вот основные задачи членов группы в постгрупповой период:

• Найти способы самоподкрепления и организовать систему поддержки, чтобы продолжать свой рост.

• Сохранение записей о своих изменениях, включающих в себя как прогресс, так и те трудности и проблемы, с которыми они столкнулись. 

• Присутствие на индивидуальной сессии для обсуждения того, насколько были реализованы поставленные цели, или на постгрупповой встрече, чтобы поделиться с другими членами группы тем, как был использован опыт, полученный в группе.

Вот некоторые проблемы, которые могут возникнуть в этот период:

• Если члени группы встретились с трудностями при попытке применить то, чему они научились в группе, к своей повседневной жизни, они могут быть разочарованы и могут обесценивать группу.

• Члены группы могут встретиться с проблемами, связанными с закреплением новых форм поведения вне поддерживающей атмосферы группы.

• Члены группы могут забыть, что изменения требуют времени, усилий и практики, и поэтому, не получив мгновенного результата, могут отказаться использовать то, чему научились.

ФУНКЦИИ КОНСУЛЬТАНТА. Последняя сессия группы - это не сигнал о том, что работа консультанта закончена, поскольку много важных задач приходится на постгрупповой период. Должны быть организованы постгрупповые встречи и процедуры оценки. После завершения работы группы консультант сталкивается со следующими задачами:

• Обеспечить постгрупповую встречу или индивидуальное интервью, которое позволит оценить влияние группы.

• Выделить конкретные источники, которые позволят членам группы продолжать работу в области личностного роста.

• Поощрять членов группы к обнаружению других способов поддержки и подчеркивать, что окончание группы может стать началом нового исследования своей личности.

• Встретиться с ко-терапевтом и оценить общую эффективность группы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: