Терапевтические факторы

Краткий обзор, который представлен вашему вниманию в этом разделе, предлагает вам перечень и краткое описание основных факторов, которые продвигают группу за пределы безопасности и сплоченности к продуктивной работе. Основные аспекты рабочей стадии представлены более детально.

ДОВЕРИЕ И ПРИНЯТИЕ. Члены группы на рабочей стадии развития группы доверяют друг другу и консультанту или, по крайней мере, открыто выражают отсутствие или недостаток доверия. Доверие проявляется в позиции принятия и в готовности принять риск и делиться значимыми здесь-и-сейчас реакциями. Чувствуя, что их принимают, члены группы осознают, что в группе они могут быть собой, не боясь отвержения. Они осмеливаются оценивать сами себя, потому что понимают, что не должны нравиться абсолютно всем. На рабочей стадии уровень доверия обычно очень высок, потому что члены группы готовы работать с любыми барьерами и препятствиями. Как и любая другая характеристика межличностных отношений, доверие не бывает статичным. Даже в продвинутой группе уровень доверия может колебаться по степени своей интенсивности, и поэтому членам группы постоянно напоминают о необходимости говорить о том, насколько безопасно они чувствуют себя в группе.

ЭМПАТИЯ И ЗАБОТА. Эмпатия включает в себя более глубокую способность к воспоминанию, повторному переживанию и развитию чувств через интенсивное проживание состояния других людей. Понимая чувства других (такие, как потребность в любви и принятии, боль, связанная с прошлым опытом, одиночество, наслаждение и энтузиазм), члены группы приходят к более ясному пониманию себя. Эмпатия означает заботу, и эта забота выражается в группе посредством искренней и активной вовлеченности в работу с другими членами группы. Она также проявляется через сострадание, поддержку, нежность и даже конфронтацию. По мере того как люди открывают себя другим, выражая свою боль, удовольствие и страхи, они позволяют другим заботиться о себе и любить себя. Эмпатия наводит мосты между людьми различного этнического и культурного происхождения и позволяет им обратиться к общечеловеческим материям. Хотя жизненные обстоятельства клиента могут находиться в сильной зависимости от культурного происхождения или нынешнего культурного окружения, группа позволяет самым разным людям прийти к осознанию того, что у них много общего.

БЛИЗОСТЬ. Подлинная близость развивается в группе после того, как члены группы настолько раскроются друг перед другом, что смогут идентифицироваться с другими. Я обнаружил, что близость возрастает, когда люди совместно справляются с трудностями. Члены группы видят, что независимо от их различий они имеют одинаковые страхи, надежды, желания, тревоги и проблемы. Когда члены группы узнают, что другие обладают схожими проблемами, они больше не чувствуют себя изолированными. Идентификация с другими сближает, что позволяет членам группы помочь друг другу проработать страхи, связанные с близостью. Группа обеспечивает идеальную арену для раскрытия страха близости и сопротивления сближению с другими. Конечная цель — это понимание того, как люди избегают близости вне группы и как они могут впустить близость в свою жизнь, не испытывая страха.

Во время рабочей стадии члены группы в идеале не только осознают свое сопротивление близости, но также проявляют готовность проработать страхи, связанные со сближением с другими. Эти члены группы боятся того, что произойдет, если они сблизятся с кем-то, и того, что они не смогут контролировать свои импульсы. Если же они пойдут на это, то могут снова пострадать от отвержения или из-за того, что их бросят. Если они допустят сближение, они сольются с другими и потеряют свою идентичность. Если они переживают близость, они открывают себя и становятся эмоционально уязвимыми. Все эти страхи весьма характерны для людей.

Продуктивная работа предлагает членам группы множество возможностей, для того чтобы встретиться со своими страхами лицом к лицу и бросить им вызов. Старые и неразрешенные трудности оживают в групповом контексте, поэтому член группы может принять новое решение, изменив старое. Члены группы способны увидеть связь между способами, посредством которых они избегают межличностной близости в группе и со значимыми другими. То, что случается внутри группы, когда члены группы развивают зрелые формы близости описано Ормонтом (Ormont, 1988): члены группы предоставляют друг другу эмоциональное пространство, говорят просто и прямо, не скрывают от группы значимые реакции и чувства, открыто принимают риск, полноценно ощущают настоящее, видят друг друга свежим взглядом, чего не наблюдалось ранее, способны жить текущим моментом, остаточное воздействие прошлого активно прорабатывается и, по крайней мере, осознается.

Бемак и Эпп (Bemak & Ерр, 1996) писали об исцеляющей силе любви в группе и утверждали, что любовь традиционно игнорируется групповыми консультантами. Бемак и Эпп верят, что «любовь — это мощное терапевтическое средство, которое может на переходной стадии перевести клиента от паттернов'нездоровой любви и любовных отношений к большему пониманию реальности и природы любви» (р. 125). Аутентичное переживание эмпатии, принятия, заботы и близости, которое развивается внутри группы, конечно, может быть проявлением любви в ее лучшем смысле. Близость и любовь, которые развиваются между членами группы, часто являются результатом того, что члены группы позволяют себе узнать друг друга на глубоком уровне, что делает возможной подлинную и искреннюю любовь к другим. Групповой консультант играет важную роль в использовании оздоровляющей силы любви и помощи членам группы в понимании динамики любви в контексте групповой ситуации.

НАДЕЖДА. Чтобы изменения стали реальностью, члены группы должны верить, что изменения возможны, что они не должны оставаться под гнетом прошлого и что они могут предпринять активные шаги, чтобы сделать свою жизнь богаче. Надежда терапевтична сама по себе, поскольку дает членам группы уверенность в том, что они смогут выполнить то, что требует группа, и мотивирует их на исследование альтернатив. Надежда является характеристикой эффективного группового консультанта и лежит в основе его убеждений, относящихся к клиентам, и тем целям, которых должна достичь группа в результате прохождения консультативного курса (Couch & Childers, 1987).

Как показал Ялом (Yalom, 1995), зарождение и поддержание надежды чрезвычайно значимы в групповой терапии. Он цитирует исследования, показывающие, что высокие ожидания клиентов, что терапия поможет им, значимо коррелируют с позитивным исходом группы в целом. Исследования также доказывают, что вера терапевта в групповой процесс важна для мотивирования клиентов.

Ряд стратегий ведения группы направлен на усиление надежды (Couch & Childers, 1987). Некоторые из них — это использование пред-группового интервью как возможности заложить надежду, создав позитивные (но реалистичные) ожидания; внимание к любым признакам того, что члены группы уже добились некоторого улучшения; поощрение любых, самых незначительных шагов, свидетельствующих о продвижении; признание группой прогресса, достигнутого ее участниками; помощь членам группы в принятии ответственности за свой прогресс.

СВОБОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ. Экспериментирование с разными ти-

пами поведения является значимым аспектом рабочей стадии. Группа — это безопасное место, в котором можно опробовать новое поведение. После подобных экспериментов члены группы могут решить, в чем и как они хотят изменить свое поведение. В повседневном взаимодействии люди часто ведут себя ригидно и стереотипно, не отклоняясь от продиктованных семьей или обществом форм поведения. При поддержке группы участники могут практиковаться в более функциональных манерах поведения. Ролевая игра является эффективным способом попрактиковаться в новых навыках в межличностной ситуации, а затем эти навыки можно применить за пределами группы.

Эта тема более полно исследуется при обсуждении психодрамы (8 глава) и гештальтгрупп (11 глава).

КАТАРСИС. Выражение подавленных чувств может быть терапевтичным, потому что оно освобождает энергию, которая тратилась на их удержание в бессознательном. Эмоциональное освобождение, которое часто похоже на взрыв, позволяет человеку выразить свои чувства. Удержание чувства злости, боли, фрустрации, ненависти и страха не позволяет человеку вести себя свободно и естественно и переживать спонтанные чувства, такие как наслаждение, влечение, радость, восторг и энтузиазм. Эмоциональное освобождение играет важную роль во многих типах групп, но и групповой консультант и члены группы иногда допускают ошибку, заключая, что переживание катарсиса и означает «реальную работу». Разочарованные члены группы, которые не пережили интенсивного эмоционального высвобождения, делают вывод, что потерпели неудачу. Это же характерно для членов группы, как бы выступающих в роли «свидетелей» и переживающих «зависть к проблеме» другого члена группы, которая вызвала катарсис. Другие члены группы могут заключить, что они не достигли того, что получили другие, пережившие более интенсивный катарсис, чем они. Хотя катарсис часто производит оздоровительный эффект, сам по себе он весьма ограничен в стимуляции долгосрочных изменений.

Ялом (Yalom, 1995) отмечал, что катарсис — это межличностный процесс. Люди не получают пользы от излияния своих чувств в пустом туалете. Ошибочно предполагать, что интенсивные эмоциональные переживания сами по себе являются достаточной силой, приводящей к изменениям. Ялом подчеркивает, что, хотя катарсис связан с общим позитивным результатом работы группы и часто необходим для изменений, его недостаточно. Он пишет о воздействии катарсиса следующим образом: «Открытое переживание аффекта, безусловно, важно для группового терапевтического процесса, его отсутствие превращает группу в место для стерильных академических упражнений. И все же это только часть процесса, и она должна быть дополнена воздействием других факторов» (р. 81).

Мой опыт научил меня тому, что катарсис может быть жизненно важной частью работы человека в группе, особенно если резервуар для неосознанных и невыраженных чувств и клиента полон. Я также узнал, что предположение, будто реальная работа без катарсиса невозможна, глубоко ошибочно. Многие люди получают пользу от группового процесса, даже если катарсис отсутствует. Если же катарсис наступил, чрезвычайно важно проработать выраженные чувства, достичь понимания их смысла и значения этого переживания, а также принять новое решение, основанное на приобретенном понимании.

КОГНИТИВНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ. Центральная составляющая работы в группе включает в себя исследование и изменение представления клиента о ситуации. Понимание значения интенсивных эмоциональных переживаний важно для дальнейшего самоисследования. Этот когнитивный компонент включает в себя объяснение, прояснение, интерпретацию, обеспечение когнитивной схемы, которая необходима для изменений, формулирование идей и принятие новых решений. Группа часто предлагает своим участникам много возможностей для оценки своего мышления и для замены неадекватных убеждений более конструктивными. Процесс когнитивной реконструкции занимает центральное место в ряде терапевтических подходов, включая адлерианские группы (глава 7), транзактный анализ (глава 12), когнитивно-поведенческие группы (глава 13) и рационально-эмотивную поведенческую терапию (глава 14).

СОГЛАСИЕ НА ИЗМЕНЕНИЯ И ПРИНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Для того чтобы изменения начались, человек должен верить, что изменения возможны, но одной надежды недостаточно. Конструктивные изменения требуют твердого решения делать все, что необходимо, чтобы вызвать нужные изменения. Это означает принятие решения о том, что менять и как менять. Участники должны сформулировать план действий, внутренне согласиться с ним и использовать средства, предлагаемые групповым процессом, чтобы исследовать способы переноса этих изменений в реальную жизнь. Поддержка со стороны группы, поощряющая членов группы действовать в соответствии со своим планом, даже если встречаются временные препятствия или барьеры, бесценна. Свойственное группе преимущество заключается в том, что члены группы могут использовать друг друга для того, чтобы помочь себе утвердиться в принятом решении. Они могут обращаться к другим членам группы, когда сталкиваются с трудностями в осуществлении своих планов, или же тогда, когда делают успешный прорыв. Система дружеской поддержки может быть инструментом, обучающим тому, как просить о помощи и как оказывать помощь другим. Тема обязательств в групповом консультировании обсуждается более подробно в терапии реальностью (глава 15).

САМОРАСКРЫТИЕ. Раскрытие не является чем-то самодостаточным. Раскрытие связано с прямой коммуникацией внутри группы. Если раскрытие ограничено темой безопасности или связано с демонстрацией тайны, группа не может выйти на нужный уровень работы. Внутри нас существует множество барьеров, которые предохраняют нас от самораскрытия, например, страх перед близостью, которая сопровождает самораскрытие, избегание ответственности и изменений, чувство вины и стыда, страх отвержения и культурные табу. Готовность преодолеть эти барьеры и позволить другим узнать себя — это базовые требования каждой стадии группы. В ходе рабочей стадии большинство членов группы развивают достаточный уровень доверия, для того чтобы пойти на риск раскрытия пугающего материала.

Самораскрытие — это важное средство группового взаимодействия, и важно, чтобы участники группы ясно понимали, что является самораскрытием, а что нет. Один уровень самораскрытия включает в себя способность поделиться значимыми реакциями на то, что происходит в группе. Другой уровень подразумевает раскрытие текущих трудностей, неразрешенных проблем личного характера, целей и желаний, радостей и боли, силы и слабости. Если люди не готовы делиться собой, они не дают другим людям возможности заботиться о них. В процессе обсуждения беспокойства, связанного с тем, что произошло вне группы или в прошлом, члены группы должны соотносить эти трудности со здесь-и-сейчас. Сосредоточившись на здесь-и-сейчас, участники получают прямой контакт друг с другом и достаточно точно выражают то, что переживают в настоящем. Взаимодействие становится более честным и спонтанным, как только члены группы идут на риск самораскрытия.

Самораскрытие не означает раскрытия своих наиболее глубоких секретов и тайн и погружения в собственное прошлое. Оно не означает выражения любой мимолетной реакции на других. Самораскрытие не следует смешивать с рассказыванием историй о себе или позволением нарушать ограничения частной жизни под давлением группы. Иногда, в борьбе за то, чтобы быть «открытыми и честными», или воспринимая давление со стороны группы, члены группы могут сказать больше, чем необходимо. Они раскрываются так сильно, что ничего личного не остается, и в результате они могут чувствовать, что уронили свое достоинство перед группой.

Самораскрытие высоко ценится в большинстве традиционных консультативных подходов, описанных в этой книге, но следует учитывать тот факт, что самораскрытие чуждо ценностям некоторых культурных групп. То главенствующее положение, которое отводится самораскрытию в большинстве терапевтических подходов, зачастую встречает сопротивление со стороны некоторых европейских этнических групп, которые подчеркивают, что проблемы надо решать «в семье». Клиенты, которые являются выходцами из других культур, могут медленно и неохотно идти на самораскрытие, пока не убедятся, что это действительно безопасно.

Пока клиенты не бросят вызов тем препятствиям, которые затрудняют самораскрытие, их участие в группе будет крайне ограниченным. Как групповой консультант, вы должны осознать, что некоторые индивиды (представители конкретных этносов и культур) будут испытывать трудности в том, что касается готовности делиться своими чувствами и реакциями, потому что привыкли признаваться в своих проблемах только себе. Вы можете помочь таким клиентам, продемонстрировав уважение к их культурным ценностям и в то же время поощряя их к выражению того, чего они хотят от вас и от группы. При вашей поддержке и вашем понимании они смогут прояснить свои ценности, связанные с самораскрытием, и могут решить, в какой степени они могут позволить другим участникам группы узнать себя. Хорошим стартом для них будет разговор о тех трудностях, которые они испытывают при раскрытии себя в группе.

КОНФРОНТАЦИЯ. Подобно самораскрытию, конфронтация — это основной ингредиент рабочей стадии. Если он отсутствует, группа тормозится в своем развитии. Конструктивная конфронтация — это приглашение к исследованию различий между тем, что человек говорит и делает, к осознанию неиспользованного потенциала и переводу инсайта в действие. Когда конфронтация осуществляется в обстановке поддерживающей группы, она может стать истинным актом заботы и доверия.

В успешной группе конфронтация происходит так, что ее участники делятся своими реакциями друг на друга, а не осуждают. Негативного стиля конфронтации (когда конфронтация враждебная, не прямая и очень напоминает нападение) следует избегать, потому что она оставляет у людей чувство отвержения и осуждения. Заботливая и сензитивная конфронтация наряду с другими факторами помогает членам группы развить способность к самоконфронтации, необходимой для проработки проблем, которые нуждаются в решении.

Конфронтация проблематична тогда, когда и члены группы, и консультант неправильно понимают ее. Ее часто боятся, неправильно используют и рассматривают как негативный элемент группового опыта, которого следует избегать любой ценой. С моей точки зрения, хотя поддержка и эмпатия весьма существенны для группового процесса, они становятся непродуктивными, если используют исключительно их. Другими словами, группа может никогда не стать эффективной, если члены группы тайно сговорятся взаимодействовать только на уровне поддержки и согласятся обращать внимание только на сильные стороны друг друга и позитивную обратную связь. Отсутствие готовности бросить вызов другим, чтобы они глубже посмотрели на себя, приводит к слишком вежливому и поддерживающему обмену мнениями, который никак не соотносится с повседневным взаимодействием и не дает стимула к развитию.

Групповой консультант может продуктивно посвятить время тому, чтобы помочь участникам группы прояснить неправильные представления о конфронтации и научить их тому, как вступать в конфронтацию на конструктивном уровне. Одним из наиболее сильных способов обучения конструктивной и заботливой конфронтации является модель поведения самого консультанта во взаимодействии с группой. Будучи прямым, честным, сензитивным, уважительным и своевременным в своей конфронтации, консультант обеспечивает членов группы ценной возможностью научиться этим навыкам, наблюдая за поведением консультанта.

Я обычно подчеркиваю следующие моменты, связанные с эффективной конфронтацией.

• Помните, что конфронтация должна быть основана на уважении, и ее целью является стремление помочь другому человеку посмотреть на неосознанные и неисследованные аспекты своей личности или своего поведения.

• Используйте конфронтацию, только если вы хотите приблизиться к клиенту и только если вы готовы оставаться с ним после конфронтации.

• Научитесь делать различие между осуждением и нападением на чью-то личность и вызовом. Например, вместо того чтобы говорить: «Ты всегда только берешь у группы, ты никогда ничего не даешь ей», можно сказать: «Мне не хватает твоих слов. Мне бы хотелось, чтобы ты говорил немного больше. Можешь ли ты осознать, что не позволяет тебе выразить свои мысли и чувства?»

• Когда вы вступаете в конфронтацию с человеком, говорите о конкретном поведении (а не о его личности) и о том, как оно влияет на вас и на других членов группы.

• Принимайте ответственность за свое поведение, вместо того чтобы обвинять других в своей реакции. Таким образом, вместо.того чтобы сказать: «Ты злишь меня, когда отклоняешься от темы», скажите: «Я испытываю нетерпение и злость, когда ты отступаешь от темы». Вместо того чтобы сказать: «Ты скучен», скажите: «Мне трудно слушать тебя, когда ты говоришь; я обнаруживаю, что мне очень скучно».

Конфронтация должна осуществляться таким образом, чтобы охранять достоинство людей, вступивших в нее, не осуждать клиента, а помогать ему самоопределиться и увидеть обстоятельства своего поведения. Эффективная позитивная конфронтация должна открывать каналы коммуникации, а не закрывать их.

ПОЛЬЗА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Хотя в целях обсуждения я разделил самораскрытие, конфронтацию и обратную связь, эти терапевтические факторы взаимосвязаны и значительно перекрывают друг друга в реальной практике. Обратная связь отчасти включает в себя самораскрытие, иногда обратная связь может принимать характер конфронтации. Возьмем, например, члена группы, который говорит другому участнику: «Я был очень впечатлен тем, как ты разговаривал со своим «отцом» во время ролевой игры. Это напомнило мне собственного отца и то, как я пытался сблизиться с ним». Этот пример включает в себя обратную связь и самораскрытие. Теперь давайте посмотрим на члена группы, который говорит: «Когда ты говорил о своем отце, ты был зажат и все же улыбался. Я не знаю, чему верить, твоей зажатости или твоей улыбке». Этот тип обратной связи иллюстрирует конфронтацию и некоторую степень самораскрытия. Личность, которая дает обратную связь, всегда немного раскрывается в здесь-и-сейчас другому члену группы.

Обмен обратной связью между членами группы повсеместно считается ключевым элементом обеспечения межличностного научения (Morran, Stockton & Bond, 1991). В одном из исследований обнаружили, что упражнения на обратную связь, встроенные в структуру группы, помогают членам группы в достижении их целей (Rohde & Stockton,

1992). Чтобы член группы получил пользу от обратной связи, он должен быть готов выслушать весь спектр реакций, которые выдадут другие члены группы в ответ на его поведение. Важно, чтобы сохранялось равновесие между «позитивной» обратной связью и «коррективной» обратной связью (ее иногда относят к «негативной» обратной связи). Если члены группы выражают свои реакции честно, прямо и с заботой, все участники будут способны услышать о том влиянии, которое они оказывают на других, и смогут решить, хотят ли они что-нибудь изменить. Под оная обратная связь является одним из наиболее важных способов обеспечения процесса научения. Для человека, который исследует проблему, пытаясь разрешить трудную ситуацию или пытаясь освоить новый способ поведения, обратная связь будет очень важной. Вот некоторые моменты, которые могут помочь членам группы понять, как надо давать и получать обратную связь.

• Слишком обобщенная обратная связь имеет небольшую ценность. Реакция на конкретное поведение в группе, напротив, обеспечивает клиента непосредственной, независимой оценкой, которую он может сравнить со своим представлением о собственном поведении.

• Обратная связь, которая выражена лаконично и прямо, более полезна, чем интерпретации, квалифицированные суждения или смешанная обратная связь (Srockton & Morran, 1980).

• Позитивная обратная связь почти всегда рассматривается как более желательная, более приемлемая, оказывающая большее влияние и в большей степени провоцирующая изменения, чем коррективная обратная связь. Подобная обратная связь сосредоточена как на сильных сторонах личности, так и на поведении, которое может стать источником трудностей (Dies, 1983b; Morran, Robinson & Stockton, 1985; Morran, Stockton & Harris, 1991).

• Сложная и тяжелая для восприятия обратная связь должна быть своевременной и высказываться без осуждения, хотя скорее всего человек будет воспринимать ее, встав в защитную позу и отвергая ее.

• Коррективная обратная связь кажется более полезной, когда она сосредоточена на наблюдаемом поведении и когда она имеет место на последних фазах развития группы. Ее скорее всего воспримут более легко, если ей будет предшествовать позитивная обратная связь (Morran, Stockton & Harris, 1991; Stockton & Morran, 1981).;

• Члены группы более неохотно открываются коррективной обратной связи, чем позитивной обратной связи. Это нежелание отчасти связано со страхом отвержения другими членами группы и отчасти со страхом стать причиной нанесения вреда реципиенту (Morran, Stockton & Bond, 1991). Таким образом, она может быть полезна членам группы для исследования их страхов по поводу предоставления и получения обратной связи. Члены группы нуждаются в том, чтобы научиться ценить весь спектр обратной связи и освоить способы реагирования на нее.

• Негативная обратная связь принимается легче, если говорящий упоминает о том, как на него повлияло поведение другого члена группы. Такой подход уменьшает вероятность того, что члены группы будут осуждаться. Те, кто дает обратную связь, должны одновременно упомянуть о себе или о воздействии на себя поведения реципиента.

• Непосредственная обратная связь (когда она выражает реакцию здесь-и-сейчас) особенно ценна и гораздо предпочтительнее реакции «о том, как это было».

• Обратная связь от консультанта обычно более высока по качеству, чем обратная связь от членов группы. Но нельзя сказать, что ее воспринимают с большей готовностью (Morran, Robinson & Stockton, 1985).

Члены группы иногда делают глобальные высказывания вроде «Я хочу обратной связи!». Если такие клиенты говорят очень мало, то вам будет трудно предложить им какую-либо реакцию. Члены группы должны научиться тому, как просить о конкретной обратной связи и как получать ее. Умение выслушивать обратную связь, не впадая в глухую оборону, действительно слышать то, что хотят сказать нам другие, и затем размышлять о том, что мы готовы и можем сделать с этой информацией, — бесценно. По мере того как группа прогрессирует к рабочей стадии, члены группы обучаются свободному выражению своих реакций.

КОММЕНТАРИИ. Как уже писали я и мои коллеги (G. Corey, М. Corey Callanan, & Russell, 1992), не все группы достигают рабочей стадии, описанной здесь. Но этот факт не всегда означает, что консультант был неэффективен. Прогресс может быть прерван изменением состава группы. Некоторые клиенты могут быть просто не готовы к тому уровню интенсивности, которая открывается на рабочей стадии. Если задачи начальной и переходной стадий не были реализованы, группа скорее всего зайдет в тупик. Например, некоторые группы так и не достигают вынесения скрытого списка проблем наружу, и скрытый конфликт формируется уже на начальных сессиях. Или члены группы могут оказаться не готовыми к тому, чтобы выйти за пределы безопасной и поверхностной встречи с собой и другими. Они могут принять соответствующее решение и оставаться на безопасном уровне, характеризующемся взаимной поддержкой, а не вызовем, обращенным друг к другу и призывающим выйти на неосвоенную и неизвестную территорию. Ранние взаимообмены мнениями между членами группы и консультантом, а также между членами группы могут быть жесткими, создавая атмосферу сопротивления и неготовности доверять другим. Группа может быть ориентирована на решение проблем или устранение различий. Эта ориентация может свести на нет самоисследование, поскольку, как только возникает проблема, группа или консультант услужливо предлагают совет. По этим и другим причинам некоторые группы никогда не уходят дальше начальной или переходной стадии развития.

Мои коллеги и я также заметили, что, когда группа переходит на рабочую стадию, прогресс не всегда таков, как мы описали его здесь. Возникшая ранее проблема доверия, неконструктивные конфликты и нежелание участвовать время от времени всплывают на поверхность на протяжении всего существования группы. Как выразил это один из членов группы: «Доверие не достигается раз и навсегда!» Доверие не означает, что оно приобретается однажды (например, на ранней стадии развития) и существует постоянно. По мере того как группа сталкивается с новыми вызовами, достигается новый уровень доверия. Конфликт может быть разрешен на начальной или переходной стадии, но новый конфликт может снова возникнуть на рабочей стадии и должен быть проработан. Как и в любых близких отношениях, отношения в группе не статичны. Утопия недостижима, и тихая поверхность моря время от времени может искажаться сильным штормом.

 


РЕЗЮМЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАДИИ. Когда группа вступает в рабочую стадию, она приобретает следующие характеристики: • Высокий уровень доверия и сплоченности.

• Коммуникация внутри группы открытая и включает в себя точное выражение того, что переживается.

• Члены группы взаимодействуют друг с другом свободно и прямо.

• Члены группы готовы идти на риск исследования болезненного или пугающего материала и готовы позволить другим узнать себя. Члены группы приносят в группу личные темы, которые они хотели бы обсудить и лучше понять.

• Конфликт между членами группы осознан и прорабатывается открыто и эффективно.

• Обратная связь предоставляется свободно и принимается и рассматривается в открытой (не защитной) позиции.

• Конфронтация осуществляется таким образом, чтобы избежать навешивания ярлыков или осуждения.

• Члены группы готовы работать вне группы над достижением изменений в поведении.

• Участники чувствуют поддержку в своих попытках измениться и готовы рискнуть и опробовать новые формы поведения.

• Члены группы полны надежд на то, что смогут измениться, если предпримут активные действия, и не чувствуют себя беспомощными.

ФУНКЦИИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

Рабочая стадия характеризуется исследованием личностно значимого материала. Находясь на этой стадии, члены группы принимают некоторые конкретные роли и решают ряд задач, а также:

• Приносят на групповую сессию те проблемы, которые они готовы обсудить.

• Предоставляют другим обратную связь и открыты к восприятию обратной связи от других.

• Делятся тем, как на них влияет присутствие в группе и работа в ней.

• Практикуются в новых навыках и поведении в повседневной жизни и обсуждают результаты во время сессии.

• Предлагают другим участникам как вызов, так и поддержку и вступают в самоконфронтацию.

• Продолжают оценивать свою удовлетворенность группой и предпринимают активные действия для изменения уровня своей вовлеченности в сессию, если это необходимо.

Вот некоторые проблемы, которые могут возникнуть в этот период:

• Члены группы могут вступить в тайный сговор и наслаждаться комфортом близких отношений, избегая конфронтации друг с другом.

• Члены группы могут уйти, потому что чрезмерно возрастет тревога.

ФУНКЦИИ КОНСУЛЬТАНТА. Вот некоторые из основных функций консультанта на этой стадии.

• Обеспечение систематического подкрепления желаемого поведения, которое стимулирует групповую сплоченность и продуктивную работу.

• Поиск схожих тем в работе членов группы, что обеспечивает универсальность.

• Моделирование желаемого поведения, особенно в том, что касается конструктивной конфронтации и раскрытия реакций на события, происходящие в группе.

• Поддержка готовности членов группы идти на риск и помощь в переносе их поведения в повседневную жизнь.  *

• Своевременная интерпретация значения поведенческих паттернов, позволяющая членам группы достичь более глубокого уровня самоисследования и рассмотреть альтернативное поведение.

• Осознание терапевтических факторов, которые действуют, обеспечивая изменения и вмешательство таким способом, который помогает членам группы осуществить желаемые изменения в мыслях, чувствах и поведении.

• Сосредоточение на важности перевода инсайта в действие, поощрение членов группы к тому, чтобы практиковаться в новых навыках.

• Поощрение членов группы к тому, чтобы удерживать в уме то, чего они хотят от группы, и просить этого.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: