Характеристики эффективно работающей группы

Четвертая стадия характеризуется продуктивностью, которая основана на эффективной работе, проведенной на начальной и переходной стадиях. Тот факт, что на этой стадии участники действительно объединяются в группу и развивают навыки взаимоотношений, а также позволяют себе достичь более высокого уровня автономии, уже в меньшей степени зависит от консультанта. Члены группы достигают. зрелости, и самоисследование становится более интенсивным, группа сосредоточивается на достижении позитивных результатов. Хотя конкретные характеристики сплоченности и продуктивности группы сильно варьируют в зависимости от типа группы, основные тенденции, характерные для группы на рабочей стадии развития, таковы:

• Группа сосредоточена на здесь-и-сейчас. Люди научились говорить открыто о том, что они чувствуют и делают в группе, и готовы к тесному взаимодействию. Они говорят, обращаясь друг к другу, а не разговаривают друг о друге. Они больше заинтересованы в том, что происходит в группе, чем в рассказывании историй о людях, которые находятся за пределами этой группы. Когда внешние трудности все-таки затрагиваются, они имеют прямое отношение к групповому процессу. Например, если Джейсон исследует свой страх перед близостью, его можно попросить рассказать о том, как именно возник страх возможной близости в группе и в своей повседневной жизни.

• Члены группы способны определить свои личные цели и то, что их беспокоит, а также готовы принимать ответственность за них. Они уже не смущаются теми ожиданиями, которые предъявляют консультант или группа.

• Члены группы готовы работать и практиковаться вне группы, чтобы достичь изменений в своем поведении. Они старательно выполняют домашние задания и обсуждают на сессии те трудности, с которыми они столкнулись, применяя в повседневной жизни новые способы мышления, чувствования и поведения. Они готовы попытаться интегрировать новые эмоции, чувства и

. поведение в повседневную жизнь. Они научились отслеживать, когда они действуют, используя старые и неэффективные паттерны.

• Большая часть членов группы чувствует, что включена в группу. Те, кто не понимает, что их приглашают^ активному участию, и сохраняют пассивное поведение, не отвращают других членов группы от значимой работы. Члены группы, которые временами испытывают трудности, связанные с ощущением взаимосвязи с другими и сплоченности, могут свободно вынести свои проблемы на обсуждение во время сессии, и в идеале это становится основой для продуктивной работы.

• Группа уже почти превратилась в слаженный оркестр, в котором члены группы слушают друг друга и продуктивно работают вместе. Хотя участники группы все еще могут ожидать от консультанта руководства, так же как музыканты смотрят на дирижера и ждут взмаха его палочки, они стремятся инициировать движение в том направлении, которое интересно лично им.

• Члены группы продолжают оценивать уровень своей удовлетворенности группой и предпринимают активные шаги для внесения изменений, если видят, что это необходимо для продуктивного развития сессии. В продуктивной группе участники осознают, что они тоже играют значимую роль в общих результатах работы группы. Если они не достигают того, чего хотят, они обычно открыто говорят об этом.

• Члены группы демонстрируют разнообразные уровни вовлеченности. Члены группы принимают риск или участвуют в продуктивном самоисследовании на разных уровнях. В действительности несколько членов группы могу быть на периферии и даже чувствовать себя изолированными или отдаленными от тех, кто участвует в интенсивной работе. Очень важно, чтобы эти участники выразили свои реакции, а их стремление уйти от внимания группы должно быть вынесено на обсуждение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: