Стадия 5: заключительная стадия — объединение и завершение

Все навыки руководства группой, возможно, не более важны, чем способность помочь членам группы перенести то, чему они научились в группе, в привычную жизнь. В ходе завершающей стадии происходит объединение всего, чему они научились, и всего, что они узнали. Это время для подведения итогов, сведения воедино разорванных концов, интеграции и интерпретации группового опыта.

Я рассматриваю начальную и завершающую стадии как наиболее важное время в жизни группы. Если начальная фаза была эффективна, участники смогут узнать друг друга и установить свою идентичность. Развивается атмосфера доверия и закладывается основа для интенсивной работы на более поздних стадиях. Финальная стадия существования группы — критическая, потому что это время, когда члены группы включаются в когнитивную работу, необходимую для принятия решения о том, как и когда использовать то, что они узнали о себе и о других. Если эта фаза плохо проработана, шансы на то, что члены группы будут способны использовать то, чему они научились, значительно уменьшаются. Хуже всего то, что члены группы могут остаться с неразрешенными проблемами и трудностями и без какого-либо понимания того, как завершить их.

Важно понимать, что трудности завершения возникают уже на ранней фазе групповой истории. В каждом начале всегда присутствует конец, и члены группы нуждаются в периодическом напоминании о том, что группа не вечна. Пока вы, как групповой консультант, не осознаете свои чувства в связи с наступлением завершающей стадии и не справитесь с ними на конструктивном уровне, вы не сможете помочь членам группы проработать трудности отделения. Возможно, по разным причинам, вы решите, что завершение — это сложно, и это решение, вероятнее всего, означает, что вы хотите проигнорировать чувство печали, связанное с завершением группы.

Существует опасность того, что, когда члены группы осознают приближение конца группы, они изолируют себя, чтобы не ощущать тревогу, которая сопровождает отделение. Работа заканчивается, но возникают новые трудности. Если членам группы позволяют слишком отдалиться, они неправильно оценивают возможный эффект их группового опыта во внегрупповом поведении, то есть перенос знаний и навыков не осуществляется. Поэтому вы должны помочь участникам группы сформировать значимое представление о том, что произошло в группе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: