Оценка адлерианского подхода к группе

ВКЛАД И СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ АДЛЕРИАНСКОГО ПОДХОДА

Моя групповая практика подверглась влиянию некоторых адлерианских понятий, включая акцент на социальных силах, которые мотивируют поведение и поиск мастерства, превосходства и силы. Паттерны, которые развиваются из отношений с родителями и сиблингами, и мнение, что мы творим собственный уникальный жизненный стиль в ответ на воспринятую нами неполноценность, очень меня интригуют.

Адлерианский подход во многом отличается от психоаналитической модели. Большинство адлерианцев считают, что работы Адлера были написаны совершенно независимо от Фрейда. Но все же между ними есть существенное сходство, а именно внимание к критическим периодам развития, интерес к ранним воспоминаниям и акцент на интерпретации.

Важнейшим вкладом Адлера в групповое консультирование является использование ранних воспоминаний. Ранние воспоминания проливают свет на «историю жизни» и являются составной частью нашей нынешней жизни. Из серии ранних воспоминаний можно получить отчетливое представление о наших ошибочных убеждениях, целях, жизненной позиции, социальном интересе и возможном поведении (Eckstein, 1995). Исследование ранних воспоминаний включает в себя открытие того, насколько ошибочными были те убеждения, на основе которых мы выстраивали свои цели и ценности и создавали себе проблемы. Описывая применение метода ранних воспоминаний (МРВ) в групповом консультировании, Экштейн отмечает следующие достоинства этой техники:

• МРВ можно рассматривать как способ знакомства и создания групповрй сплоченности;

• МРВ обеспечивает участников группы полезными сведениями о ценностях, конфликтах и целях и определяет направление роста на дальнейших сессиях;

• МРВ может быть использован для массового исследования всей группы, поскольку он прост и не требует больших временных затрат;

• МРВ может служить индикатором изменений, которые происходят в отношениях и убеждениях членов группы, благодаря чему можно оценить влияние группового опыта на участников.

Ранние воспоминания многое дадут консультанту, который использует в своей работе разные техники. Материал ранних воспоминаний легкодоступен, проективен по своей природе, а значит, предлагает консультанту материал, который можно использовать как для оценки, так и на стадии воздействия.

Одной из сильных сторон адлерианского подхода является его ин-тегративная природа. Это холистический подход, который охватывает полный спектр человеческих переживаний, и консультанты обладают большой свободой в работе с клиентами, приспосабливая этот подход к своему уникальному терапевтическому стилю. Адлерианцы используют большое количество техник, но только некоторые из них являются уникальными для адлерианского консультирования.

Хотя все адлерианцы придерживаются одинаковой концептуальной основы, они не имеют единого взгляда на терапевтический процесс. Методы диагностики и лечения различаются от практика к практику, несмотря на то что все они считают себя последователями Адлера. Некоторые практики очень директивны, другие нет. Некоторые готовы раскрыть себя, другие ориентированы на раскрытие клиентов. Адлерианцы, которые учились у Адлера, обычно нуждаются только в одном раннем воспоминании, а те, кто учился у Дрейкурса, обычно просят воспроизвести от 6 до 12 воспоминаний в ходе интервью. Практи-ки-адлерианцы не связаны следованием особой процедуре и не ограничены в использовании конкретных техник. Методов может быть почти столько же, сколько существует теорий и клиентов. Таким образом, терапевта поощряют к изобретению, а значит, к личностному и профессиональному росту.

ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ПОДХОДАМИ. Одной из сильных сторон адлери-

анского подхода является то, что его понятия можно применят как для клинических, так и для обучающих групп (Sonstegard, 1998b; Sonstegard & Bitter, 1998b). Как мы уже видели, он подчеркивает социальные факторы, которые позволяют работать с индивидами в группе, включая обучающие группы для родителей, группы учителей и семейные группы.

Трудно переоценить вклад Адлера в современную терапевтическую практику. Его влияние распространилось на самые различные области обретения психического здоровья в обществе, включая парапсихологов и других ларапрофессионалов. Абрахам Маслоу, Виктор Франкл, Ролло Мэй и Альберт Эллис в полной мере осознавали, насколько они обязаны Адлеру. Франкл и Мэй считают Адлера предвестником, первопроходцем экзистенциального движения, поскольку, согласно его позиции, человек свободен в выборе и несет ответственность за то, что делает с собой. Эта точка зрения сделала Адлера также предшественником субъективного подхода к психологии, который сконцентрирован на внутренних детерминантах поведения: ценностях, убеждениях, отношениях, целях, интересах, личных смыслах, восприятии реальности и стремлении к самореализации. Более того, взгляды Адлера конгруэнтны многим современным психологическим школам, таким, как гештальттерапия, теория научения, транзактный анализ, терапия реальностью, рационально-эмотивная поведенческая терапия, когнитивная терапия, клиент-центрированная терапия и логотерапия. Все эти подходы основываются на схожей концепции личности как целеполагающей и самодетерминирующей сущности, всегда стремящейся к росту, к ценностям и смыслам этого мира. В некоторых немаловажных моментах Адлер заложил основу для современного развития когнитивной терапии. Базовая предпосылка Адлера заключается в том, что, если консультант сможет изменить способ мышления клиента и его взгляды, он сможет изменить его чувства и поведение.

Сила адлерианского подхода в групповом консультировании состоит в его приспособляемости и соответствии различным группам клиентов. Некоторые авторы (Dinkmeyer, Dinkmeyer & Sperry, 1987) обсуждали приложение адлерианских принципов к групповой работе с такими клиентами, как младшие и старшие дошкольники, подростки, студенты колледжей и взрослые. Они также описывали адлерианское групповое консультирование для учителей и родителей, в семейных обучающих группах, семейных терапевтических группах и супружеском консультировании.

Адлерианское групповое консультирование само по себе представляет краткосрочное вмешательство и краткосрочные форматы работы. Цели могут быть сформулированы на одном из собраний группы. Личный отбор целей становится центром групповой работы, и это важно для краткосрочной терапии. Члены группы могут решать, как они хотят наилучшим образом использовать групповое время, и могут формулираать те озарения, то понимание, которое они получают благодаря группе,. Многие адлерианские понятия и принципы могут быть внесены в группы для детей, организованные в школе, где жизнь группы может быть ограничена несколькими (в среднем шестью) сессиями. Поскольку адлерианцы уделяют внимание сознанию, целям и мотивам и работают скорее с настоящим, нежели с прошлым, их краткосрочные группы применимы к самым разнообразным условиям и группам клиентов.

' Адлерианцы осознали, что концентрация в совокупности с временными ограничениями и поддержкой помогает членам группы понять, что изменения возможны, и более того, они могут произойти относительно быстро (Билл Найколл, личная беседа, 1 апреля 1996). Консультант концентрируется на формировании нового поведения на основе существующих внешних и внутренних ресурсов. Он старается сделать так, чтобы члены группы ушли из нее в лучшей форме, нежели та, в которой они появились в ней впервые.

 

ОГРАНИЧЕНИЯ ПОДХОДА

Адлерианский подход к групповой работе сохраняет некоторые базовые ограничения, характерные для психоаналитического подхода. Консультанты структурированных групп могут испытывать трудности в применении ряда процедур, направленных на понимание жизненного стиля членов группы и демонстрацию того, как ранние переживания влияют на их функционирование в настоящем. Участники структурированных групп могут быть не готовы принять ценность исследования их детской динамики, основанной на сравнительной оценке,

Другое ограничение касается практиков. Если групповой консультант не обучен качественно, он может допустить существенные ошибки, особенно если примется интерпретировать динамику членов группы. Консультант, который имеет только приблизительное, общее представление о понятиях адлерианского подхода, может переступить границы своей компетентности, пытаясь научить членов группы пониманию таких факторов, как порядок рождения или структура их семьи. Использование процедур, описанных в этой главе, требует серьезной подготовки.

Сперри (цитируется по Nystul, 1996) рассматривает адлерианскую психологию как наиболее интегративную и далеко отстоящую от современных или традиционных моделей человеческого поведения, но он беспокоится о потенциально возможной стагнации этой теории. Он утверждает, что в теорию Адлера и его техники вносятся некоторые модификации, и все же он не видит ничего нового в том, что появилось за последние два десятилетия. Если теория и метод не будут расширяться, то, по его мнению, адлерианский подход станет всего лишь сноской в анналах истории.

ПРИМЕНЕНИЕ АДЛЕРИАНСКОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С МУЛЬТИКУЛЬ-

ТУРАЛЬНОЙ ПОПУЛЯЦИЕЙ

Адлерианская теория хорошо подходит для работы с клиентами, принадлежащими к различным популяциям. Несмотря на то что подход Адлера называется индивидуальной психологией, основное внимание уделяется «личности в конкретной среде». Адлерианцы заинтересованы в помощи другим, в социальном интересе, в нахождении смысла жизни, в принадлежности и коллективном духе, который хорошо согласуется с групповым процессом. Этот подход подчеркивает социальные связи и проявляет значимые отношения. Коренные американцы, испанцы, афроамериканцы и азиаты, живущие в Америке, культивируют коллективизм и подчеркивают роль семьи.

Понятия и методы Адлера сами по себе являются творением выздоравливающего общества, что становится сильной стороной подхода с мультикультуральной точки зрения. Копп (Корр, 1997) писал о создании здорового общества через применение принципов, методов и навыков Адлера. Адлерианские принципы формируют основу для установления здорового общества. Например:

• Демократическое руководство не подразумевает анархии, порядок весьма важен. Решение принимается с участием всех, на кого повлияет это решение.

• Попытка достигнуть статуса, силы или превосходства никогда не должна осуществляться за счет другого человека.

• Люди имеют базовую потребность в социальном добре и принадлежности.

• Решение проблемы основано на взаимном уважении, которое может быть передано через открытость к различным точкам зрения, толерантность к различиям и умение слушать других. Обстановка взаимного уважения и доверия важна для здоровых взаимоотношений и выздоравливающего общества.

Копп (Корр, 1997) перечисляет несколько методов, которые могут быть использованы для создания здорового общества, каждый из которых может быть приложен к эффективному консультированию в группе.

• Замена межличностных взаимоотношений, основанных на директивной структуре, на взаимоотношения, основанные на взаимном уважении равных.

• Объединение групп со схожими целями.

• Достижение единства целей благодаря разнообразным вкладам.

• Использование действенных стратегий, которые предоставляют возможности для разнообразных групп и индивидов.

 

Для применения этих методов нужны конкретные навыки, основанноена адлерианской психологии. Здоровое сообщество в группе создается консультантом, который обладает следующими навыками: достижения кооперации, поддержки других, понимания групповой динамики, проведения групповой дискуссии, проведения дискуссий по решению проблемы, умением разрешать конфликты и устанавливать ясные ожидания и стандарты для оценки прогресса. Эти навыки существенны для становления эффективного мультикультурального группового консультанта.

Несмотря на то, что адлерианский подход имеет некоторые преимущества в адресной работе с разнообразием в консультационной группе и помощи членам группы в применении того, чему они научились в группе, в создании терапевтической среды, там, где они живут и работают, существуют также некоторые ограничения. Например, применение адлерианских понятий принадлежности и социального интереса к групповому консультированию с азиатами, живущими в Америке, может иметь ряд трудностей. Леонг(Leong, 1992) писал, что в коллективистской ориентации многих азиатов-американцев не существует ясного различия между индивидуальными и семейными проблемами. Это может сделать достаточно проблематичным раскрытие семейной динамики в группе. Многие азиаты-американцы были приучены уважать свое семейное наследие, и многие клиенты будут неохотно касаться материала, открытие которого, по их мнению, будет нечестным по отношению к членам своей семьи. Азиаты-американцы в меньшей степени выражают себя вербально на групповой сессии, и они могут колебаться по поводу признания личных проблем, считая, что подобное может быть постыдным. Леонг отмечает, что честь и нежелание потерять свое лицо являются чрезвычайно ценными для азиатов. Эти факторы должны быть учтены в адлерианской группе.

Леонг также пишет, что в большинстве азиатских культур межличностные отношения стремятся к иерархии, сопровождающейся уважением и лояльностью к авторитету. Азиаты-американцы как члены группы обычно рассматривают консультанта как авторитет и ожидают от него особой силы и умения управлять групповым процессом. Это вступает в противоречие с адлерианским акцентом на равноправном, личностном духе как способе уничтожения социальной дистанции и поощрения самораскрытия. Консультант адлерианской группы должен модифицировать некоторые техники, особенно процедуру оценки жизненного стиля, при работе с азиатами-американцами.

Я не подразумеваю, что адлерианские понятия имеют ограниченное применение к мультикультуральной популяции клиентов. Дело обстоит совсем не так. Феноменологическая природа адлерианского подхода направлена на понимание мировоззрения клиентов. Акцент на субъективной манере, в которой люди видят и интерпретируют окружающий мир, ведет к уважению уникальной системы ценностей клиента и способа восприятия. Адлерианцы исследуют культуру так же, как они исследуют порядок рождения и семейную атмосферу. Культуpa — это точка отсчета, относительно которой исследуется и интерпретируется чья-либо жизнь, это также источник ценностей, истории, убеждений, веры, обычаев и ожиданий, которые присущи индивиду. Адлерианцы не решают за клиента, что он должен изменить или какими должны быть его цели, они совместно с клиентом работают над тем, чтобы обогатить его цели. Когда Сонстегарда (цитируется по Bitter, 1996) спроси ш, как он думает, должны ли мультикультуральные группы организовываться по-особому, он ответил, что единственное, что должен сделать групповой консультант, это осознать и показать уважение к культурным убеждениям, отличным от его собственных.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: