Применение адлерианских принципов к групповой работе

Адлер и его коллеги использовали групповой>подход в детских центрах Вены еще в 1921 году. Адлер, вероятнее всего, был первым психиатром, систематически использующим групповые методы. Это единственный подход, в рамках которого были созданы открытые обучающие семейные центры, которые обслуживали группы, в которые входили дети и их родители (Christensen 1993; Sonstegard, 1998а). Подход Адлера можно применять к самой разнообразной популяции клиентов всех возрастов.

Как мы уже отмечали ранее, Дрейкурс расширил и популяризировал работы Адлера, особенно в том, что касается групп, и использовал групповую психотерапию в своей частной практике в течение более сорока лет. Дрейкурс (Dreikurs, 1969) выразил свое отношение к группам следующим образом: «С тех пор как человеческие проблемы и конфликты были осознаны в социальном контексте, группа идеально подходит не только для того, чтобы высветить и показать личностные конфликты и расстройства, но и предлагает возможности для того, чтобы оказать коррективное влияние» (р. 43). Чувство неполноценности может быть эффективно преодолено в группе, ошибочные представления и ценности, являющиеся источником социальных и эмоциональных проблем, могут быть глубоко проработаны в группе, которая является источником формирования ценностей. Сонстегард (Sonstegard, 1998а) разработал эту идею дальше. Поскольку проблемы индивидов имеют главный образом социальную природу, групповая работа приобретает особое значение как для диагностики, так и для лечения. Сонтегард пишет, что в действиях и взаимодействии внутри группы участники выражают свои цели, чувство принадлежности, свои намерения и социальную общность.

Группа создает социальный контекст, в котором члены группы могут развивать чувство принадлежности и чувство общности. Динкмейер (Dinkmeyer, 1975) пишет, что участники группы приходят к тому, что многие проблемы имеют межличностную природу, что их поведение обладает социальным значением, а их цели можно лучше понять в контексте социальных целей. Некоторые особые терапевтические факторы, которые Динкмейер счел действующими в адлерианской группе, таковы: • Группа становится зеркалом группового поведения.

• Члены группы выигрывают от получения обратной связи от других участников и консультанта.

• Члены группы одновременно получают помощь от других и помогают сами.

• Группа предоставляет возможности для испытания реальностью и для попыток сформировать новое поведение.

• Групповой контекст поддерживает членов группы в том, чтобы предпринимать действия по изменению их жизни.

• Транзакции в группе помогают членам группы понять, как они функционируют на работе, дома, и показывают, как можно найти свое место в социуме.

• Группа структурирована таким образом, чтобы ее участники могли реализовать свою потребность в принадлежности.

Сонстегард (Sonstegard, 1998b) определил четыре основные задачи, стоящие перед групповым консультантом: (а) установить и поддерживать групповые отношения; (б) исследовать паттерны и шаблоны деятельности членов группы и их поведения; (в) раскрыть участникам группы цели, которые они преследуют, и ту личную логику, которая поддерживает эти цели; (г) обеспечить переобучающий опыт, который поможет усилить чувство общности у членов группы и социальный интерес. Эти задачи являются целью адлерианского группового консультирования, и они соответствуют стадиям развития группы, которые будут описаны ниже.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: