Стадии развития группы

Подобно психоаналитическому подходу к группам, групповое консультирование в рамках адлерианского подхода включает в себя исследование и интерпретацию раннего периода жизни. Как покажет дальнейшее обсуждение, существует несколько существенных различий между адлерианцами и фрейдистами. В ряде работ (Sonstegard, Dreikurs & Bitter, 1982; Sonstegard & Bitter, 1998b) было выделено четыре стадии группового консультирования, соответствующие четырем целям консультирования, которые являются основными и в некоторой степени накладываются друг на друга. Это:

стадия 1: установление и поддержание атмосферы сплоченности между членами

группы; стадия 2: инициация психологического исследования, подчеркивающего мотива-

цию в понимании человека (оценка); стадия 3: общение с индивидом с целью самопонимания (инсайт); стадия 4: видение новой альтернативы и осуществление нового выбо-

ра(переориентация);

Позвольте представить каждую стадию более детально.

 

СТАДИЯ 1: УСТАНОВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ

АТМОСФЕРЫ СПЛОЧЕНОСТИ

МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ГРУППЫ

На начальной стадии акцент делается на установлении хороших терапевтических отношений, основанных на кооперации и взаимном уважении. Участников группы поддерживают в том, чтобы быть активными в групповом процессе, их учат уважать собственное участие в группе. Не всегда легко создать активную атмосферу, поскольку даже те клиенты, которые наиболее готовы к прогрессу, могут быть не готовы к той работе, которая необходима для эффективного участия в группе, и это (в их глазах) может послужить доказательством их беспомощности (Dreikurs, 1969). Дрейкурс рассматривает группу как благоприятную для хороших взаимоотношений клиент — консультант. В групповой ситуации существует достаточно возможностей поработать над проблемой доверия и силой взаимоотношений между членами группы и консультантом.

К тому же, наблюдая позитивные изменения у других, участники группы видят, насколько полезна групповая работа.

Терапевтические взаимоотношения, по Адлеру, равноправны. Демократическая атмосфера превалирует, а эффективные терапевтические взаимоотношения основываются на взаимном уважении. Это не означает, что члены группы делают все, что им заблагорассудится, но, по крайней мере, то, что утверждает дух доброты, обязательно для группового консультирования. Социальное равенство не означает, что все в группе одинаковы и похожи друг на друга. Демократия и социальное равенство предполагают взаимное уважение и вовлеченность. Сонстегард утверждает, что «хороший групповой консультант придерживается демократического течения группового процесса. Групповой консультант, который принимает односторонние решения, будет директивным и оценивающим, осуждающим. Я пойду дальше и скажу, что вы не сможете реализовать программу группы без демократического подхода» (цит. по: Bitter, 1996, р. 211).

Достижение сотрудничества между клиентами является существенным моментом для эффективного группового консультирования. Процесс создания терапевтических отношений поддерживает развитие соответствующих задач, которые должен решить групповой консультант, чтобы достичь кооперации между членами группы. Групповой процесс облегчает возникновение чувства кооперации и сотрудничества (Sonstegard, 1998b). Консультант и члены группы вместе работают над достижением этих целей. Адлерианцы убеждены, что консультирование, индивидуальное или групповое, прогрессирует только тогда, когда терапевтический процесс фокусируется на том, что участники считают личностно значимым, и на тех областях, которые они хотят исследовать и изменить. Вот что Дрейкурс (Dreikurs, 1967) писал о сотрудничающей природе адлерианских терапевтических отношений и необходимости выравнивания целей терапевта и клиента:

Терапевтическое сотрудничество требует выравнивания и согласования целей. Когда цели и интересы терапевта и клиента сталкиваются, нельзя установить удовлетворяющих взаимоотношений. Установление сотрудничающих отношений с клиентами — это прелюдия любой терапии. Их установление требует большого внимания. То, что кажется «сопротивлением», составляет несоответствие между целями терапевта и клиента (р. 65).

СТАДИЯ 2: АНАЛИЗ И ОЦЕНКА (ИССЛЕДОВАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ)

Цель второй стадии двояка: понимание жизненного стиля клиента и оценка того, как он влияет на текущее функционирование индивида и на то, как он решает жизненные задачи (Mosak, 1995). Консультант может начать ее через исследование того, как участники функционируют на работе и в социальных ситуациях и что они чувствуют по отношению к себе и полоролевой идентичности.

Согласно Дрейкурсу (Dreikurs, 1969), индивидуальные цели и нынешний стиль жизни становятся более очевидными в ходе взаимодействия с другими участниками группы. Клиент будет реагировать по-другому, когда он вступает в конфронтацию с участниками группы, а не только с консультантом. Адлерианские групповые консультанты используют целый ряд оценочных техник. Процесс оценки семейных отношений членов группы, порядок рождения, трудности во взаимоотношениях, ранние воспоминания, сновидения и творческая продукция клиента дают ключи к пониманию целей и жизненного стиля каждого члена группы. Каждый из этих подходов к психологическому исследованию может раскрыть интерпретацию, которую члены группы дают себе, жизни и миру, равно как и ошибочные представления, которые могут быть связаны с этими интерпретациями (Sonstegard, 1998b).

Анализ и оценка тесно связаны с исследованием семьи клиента, что включает в себя оценку условий, превалирующих в семье в период детства, когда формировался жизненный стиль и его основания. Дикк-мейер и его коллеги (Dinkmeyer, 1987) описывают опросник, который обеспечивает инсайт о самовосприятии клиента, отношениях сиблингов, значимых силах в его жизни и ключевых решениях, которые они сделали.

Другая процедура состоит в опросе клиентов об их ранних воспоминаниях и тех чувствах и мыслях, которые сопровождали эти события. Ранние воспоминания являются более чем отчетом, они касаются убеждений, «базовых ошибок», искаженного самовосприятия и уникальных законов психологического развития (Dinkmeyer et al., 1987).

Адлерианцы утверждают, что люди помнят только те моменты прошлого, которые являются составляющей частью текущего взгляда на себя (Adler, 1958). Дрейкурс (Dreikurs, 1969) добавляет, что некоторые люди воспринимают только то, что удовлетворяет их взглядам. Самовосприятие усиливается «частной логикой» человека и, в свою.оче-редь, утверждает его базовые убеждения. Ранние воспоминания обеспечивают понимание того, как мы видим и чувствуем себя, как мы видим мир, каковы наши цели, что мотивирует нас", во что мы верим, каковы наши ценности.

Исследование жизненного стиля, который включает в себя исследование семьи и истории жизни, раскрывает паттерны базовых ошибок и заблуждений. Мозак (Mosak, 1995) пишет, что жизненный стиль можно рассматривать как личную мифологию; люди ведут себя так, как если бы этот миф был истиной, поскольку для них он истинен. Мозак называет пять основных ошибок: (1) сверхобобщение, (2) фальшивые или невозможные цели «безопасности», (3) ошибочное восприятие жизни и ее требований, (4)минимизация или отрицание своей ценности и (5) дефектные ценности.

Дрейкурс утверждает, что понимание жизненного стиля человека через его социальную историю очень важно и обеспечивает основание для лечения. Эта социальная история формирует одновременно как объективное, так и субъективное измерение. Субъективное интервью предшествует объективному интервью и включает в себя тщательное знакомство с историей клиента. Консультант следит за словами клиента, задавая вопросы, и помогает клиенту развить полную картину того, кто он есть (Dreikurs, 1997; Сагг& Bitter, 1997).

Интегральный аспект субъективного интервью — это использование вопросов. Вопрос, который Дрейкурс обычно задает, таков: «Какой была бы ваша жизнь, если бы у вас не было этой болезни или симптома?» Другие формулировки могут звучать так: «Что бы изменилось в вашей жизни, если бы у вас была пилюля, которая могла бы сделать вашу жизнь замечательной?», «Что изменилось бы в вашей жизни, если бы она была абсолютно свободна от того, на что вы жалуетесь?» Ответы клиента весьма существенны. Они используются как основа для определения того, какими факторами, органическими или психологическими, обусловлено появление болезни. Ответы обычно ясно показывают цель и направление симптома. Если клиент ничего не меняет, это показывает, что в болезни клиента свою роль сыграли органические причины (Dreikurs, 1997).

На этом этапе основной задачей консультанта является интеграция и краткое описание данных, полученных в ходе исследования жизненного стиля клиента, и интерпретации того, как ошибочные представления и личная мифология влияют на него. Это делается настолько ясно и кратко, что клиент может осознать свою собственную динамику. Анализ жизненного стиля — это процесс, продолжающийся в ходе всей терапии, что помогает и клиенту, и консультанту осознать и развить процесс консультирования.

 

СТАДИЯ 3: ОСОЗНАНИЕ И ИНСАЙТ

Принимая во внимание то, что классическая фрейдистская позиция гласит, будто личность не может измениться, пока не достигнет инсайта, адлерианская точка зрения такова: инсайт — это только шаг в направлении изменений, а не их необходимая предпосылка (Dreikurs, 1969). Инсайт — это не конец сам по себе, а средство для его достижения. Люди могут достигать резких и значимых изменений без инсайта. Мозак (Mosak, 1995, р.72) определяет инсайт как «понимание, переведенное в конструктивное действие». Он утверждает, что фрейдистское представление о том, что инсайт должен предшествовать поведенческим изменениям, в конечном счете приводило к удлинению времени лечения и облегчению возможности предпринять действия по самоизменению. Чисто интеллектуальный инсайт может привести к бесконечной игре в «Да, но...» или «Я знаю, что должен прекратить это, но...». Адлерианцы убеждены, что изменения начинаются с осознания, центрированного на настоящем, и все же этого осознания самого по себе недостаточно, чтобы привести к значимым изменениям.

Согласно Сонстегарду (Sonstegard, 1998b), группы более эффективны, чем индивидуальное консультирование, для достижения осознания и изменения ошибочных целей и ошибочных представлений. Взаимодействие внутри группы обеспечивает идеальную среду для понимания себя. В группе осознание повышается, благодаря обратной связи и поддержке других членов группы. Реакции членов группы могут иметь больший вес, чем слова консультанта. Члены группы принимают обратную связь друг от друга, поскольку чувствуют, что между ними происходит нечто значимое. Более того, чувство социальной связи, которое развивается в группе, позволяет членам группы видеть себя в других.

В групповом контексте осознание и состояние инсайта помогают участникам понять, почему они функционируют именно так, а не иначе. Люди узнают о себе, исследуя собственные цели, личную мифологию, личную логику, ошибочные цели и жизненный стиль. Группа облегчает процесс достижения инсайта, поскольку по мере того, как члены группы переживают сопротивление сами, они могут наблюдать сопротивление в других. Это достаточно просто, поскольку базовые ошибочные позиции и дефектная мотивация, демонстрируемые участниками, позволяют им увидеть себя в других и помочь друг другу.

Интерпретация — это техника, облегчающая процесс достижения инсайта о собственном жизненном стиле. Интерпретация работает с глубинными мотивами, определяющими поведение человека здесь и сейчас. Предлагая иную точку зрения, консультант помогает участникам группы увидеть свое поведение с разных позиций и получить доступ к более широкому спектру альтернатив (Dinkmeyer et al., 1987). Интерпретация никогда не подталкивает клиента; она должна быть представлена в форме гипотезы: «Возможно, ли...?», «А может...?», «У меня есть предположение, которое я хочу обсудить с вами», «Мне кажется, что...», «Возможно...», «У меня сложилось впечатление, что...».

Интерпретации — это возможность открыто поделиться с другими, и эта информация может обсуждаться на групповой сессии. Сон-стегард (Sonstegard, 1998b) считает, что красота предлагаемых интерпретаций заключается в сотрудничающем способе их преподнесения, в том, что члены группы свободны обсуждать то, что услышали, не ощущая окончательности и догматичности сказанного. Если интерпретация удовлетворительна, члены группы склонны согласиться с утверждением, которое предлагает новое понимание. Если она не удовлетворительна, группа ищет более точную интерпретацию. Конечная цель этого процесса такова: участники должны прийти к более глубокому пониманию себя. Цель членов группы заключается в приобретении более глубокого осознания своей роли в создании проблемы, тех способов, благодаря которым проблема была закреплена, и того, что можно сделать для улучшения ситуации.

 

СТАДИЯ 4: ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ

Конечным продуктом группового процесса будет переориентация и переобучение. На стадии переориентации консультант и члены группы вместе работают над изменением представлений о себе, жизни и других. Акцент делается на рассмотрении альтернативных представлений, поведения и отношений.

Происходит изменение в позициях членов группы по отношению к их жизненной ситуации и проблемам, которые требуют разрешения. Эта переориентация является обучающим переживанием. Адлерианские группы характеризуются попыткой переориентировать дефектные жизненные паттерны и научить лучшему пониманию принципов, что в результате выражается в кооперативном взаимодействии (Sonstegard, 1998b). Членам группы помогают изменить ошибочные цели и представления. Одной из целей является обучение участников группы тому, как стать более эффективными при столкновении с жизненными задачами. Другая цель заключается в поддержке клиентов в принятии риска и осуществлении изменений.

В течение переориентационной фазы членов группы поощряют предпринимать действия, основанные на том, чему они научились в группе. Группа становится агентом, приносящим изменения, поскольку улучшает взаимоотношения между членами группы. Групповой процесс позволяет членам группы увидеть себя через других и осознать неудовлетворяющее представление о себе или ошибочные цели, которые они преследуют. Изменения облегчаются благодаря появлению надежды. Члены группы понимают, что люди могут думать по-разному и иметь разные мнения. Чувство веры и надежды противостоит негативному социальному влиянию, с которым члены группы сталкиваются в их повседневной жизни (Sonstegard, 1998b).

Поддержка — это процесс, в ходе которого выражается уважение, доверие и уверенность в себе и других. Оно поощряет глубокое чувство заботы о других, а уныние ведет к уменьшению самоуважения и отдалению (Eckstein, 1995). Поддержка — это базовая составляющая всех стадий, но она является существенной именно для этой стадии. Если поддержка отсутствует, консультативные попытки не будут иметь оснований. Поддержка — это существенный компонент всех усилий группы. Благодаря поддержке участники группы начинают ощущать

свои внутренние ресурсы и силу, выбирать и направлять собственную жизнь. Поддержка, столь необходимая на этой стадии, основывается на отношениях в группе и личностной природе этих отношений, которые сокращают от социальную дистанцию и уменьшают риск замыкания в себе. Поддержка членов группы часто играет наиболее значимую роль в их переориентации и переобучении. Наибольшая поддержка приходит от чувства того, что каждый имеет свое место в группе. Члены группы чувствуют поддержку, когда осознают, что их принимают, несмотря на различия, и принимают то, чем они делятся (Sonstegard, 1998b).

Переориентация — это активная стадия, стадия действия, которая длится, пока принимаются новые решения и модифицируются новые цели. Преодолевая ограниченные представления, членов группы поддерживают в том, чтобы они действовали, как если бы они уже были людьми, которыми хотели быть. Они ловят себя на повторении старых паттернов, ведущих к неэффективному поведению. Это существенный ингредиент фазы переориентации. Если клиент надеется измениться, он должен быть готов ставить перед собой задачи и делать что-нибудь для разрешения своих проблем. Подобное поведение необходимо и для того, чтобы перевести новый инсайт в конкретные действия.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: