Адлерианские принципы в действии: особые групповые переживания

В этом параграфе я кратко опишу особый тип группового опыта, которому подвергались я и мои коллеги каждое лето (на протяжении 25 лет), и определю некоторые адлерианские темы, которые характеризуют самоисследование в группе. Начиная с 1973 года я вел недельные группы, специальный курс, предлагаемый нашим университетом. Эти группы проводились в горах, что создавало атмосферу, весьма отличную от обычной. Этот тип групп проявляет реальность многих основных убеждений Адлера о людях и типе общности, которая представлена в группе.

Философия, лежащая в основе деятельности недельных выездных групп, подразумевает, что мы имеем выбор и можем предпринять шаги для реконструкции нашего опыта. Это базовая предпосылка ад-лерианской теории и важная тема для подобных групп. Групповой опыт показывает членам группы, что они могут разорвать старые представления о себе. Они обнаруживают решение, принятое когда-то из неверных или ошибочных убеждений, и могут заменить его конструктивным, функциональным решением. Если какая-либо роль более не функциональна, группа — это идеальное место, где можно научиться более продуктивным и творческим способам бытия в этом мире. Выездная группа развивается таким образом, что поддерживает межличностную искренность и дает членам группы возможность быть теми, кем они хотят стать.

Большая часть того, что происходит на подобных мастерских, — это исследование «здесь-и-сейчас» реакций членов группы друг на друга. Группа также помогает участникам достичь более продуктивного понимания того, как их семья продолжает влиять на них. Адлерианское понимание семейной структуры оживает в терапевтической группе. Во многих группах участники посредством переноса символически находят своих братьев и сестер, матерей и отцов. Это идеальный способ внести понятие переноса в жизнь в контексте проекций на конкретных членов группы. И снова мы сосредотачиваемся на тех членах группы, которые проявляют реакцию переноса. Вместо того чтобы пытаться изменить родителей, которых нет в группе, мы помогаем членам группы осознать, как они взаимодействуют с родителями и как это взаимодействие можно изменить. Большую часть времени, проведенного в группе, ее участники на примере символической семьи учатся тому, как вести себя по-другому, не так, как в реальной семье. В действительности группа выполняет функцию обучающей модели семьи, где члены группы могут получить новый опыт и понимание того, какой может быть их семья.

Иногда мы работаем в группе с прошлым ее участников, если они инициируют подобное обсуждение, но мы стараемся помочь членам группы увидеть, как то, что они говорят о своем прошлом, влияет на то, как они мыслят, чувствуют и действуют в настоящем. Используя техники, направленные на получение опыта, члены группы учатся осознавать свою жизненную ситуацию и сравнивать ее с другой, и интенсивная работа с одним из членов группы часто становится катализатором для других. Этот тип интенсивной работы чрезвычайно насыщен эмоциями и в этом смысле полезен для выражения тех чувств, которые члены группы прячут глубоко внутри. Атмосфера принятия, создаваемая внутри группы, обеспечивает основу для переживания и выражения собственной боли. Поскольку они переживают боль, связанную с чувствами по поводу определенного события, они получают возможность выразить эти чувства и достичь нового осознания тех моментов, которые раньше ставили их в тупик. Если член группы хотя бы один раз выразит чувства, которые он подавлял многие годы, выразит свои страхи или надежды, он сможет придать событиям прошлого новый смысл. Адлерианцы подчеркивают важность познания в процессе излечения, но я убежден, что люди могут справиться с ошибочными и непродуктивными убеждениями, если они выразят эмоции, связанные с этими событиями.

Основой группового процесса является осознание членами группы тех решений, которые они приняли о себе в этом мире. Даже если когда-то это решение было принято с целью физического или психологического выживания, оно может быть уже бесполезным. Работа с незавершенными темами детства позволяет оценить ту степень, в которой это решение влияет на клиента сегодня, и запустить процесс принятия решения, нового решения. Групповое переживание предоставляет участникам группы возможность проанализировать новые убеждения, а также поэкспериментировать с новыми способами поведения, что во многом напоминает адлерианскую стадию переориентации.

Члены группы обнаруживают, что этот вид интенсивного опыта дает им новое понимание значимых паттернов. Конечно, нельзя ожидать, чтобы члены группы за одну неделю смогли проработать все, с чем они пришли в группу. Но зато они получают представление о том, в каком направлении им можно работать дальше в рамках индивидуальной терапии. Они получают представление о том, как их видят другие люди, как на них реагируют. Обратная связь от других членов группы становится средством для экспериментирования с различными типами поведения в повседневной жизни. Более того, с усилением самопринятия и уверенности в себе участники группы получают основу для дальнейшей заботы о себе. Теперь они способны интересоваться другими и нередко демонстрируют готовность изменять свои отношения с людьми.

Многие люди, участвовавшие в наших группах, получили инструмент для осуществления изменений в своей семье, в кругу друзей и ближайшем окружении. Они живут, доказывая существование адлерианского принципа социального интереса, доказывая, что люди нуждаются в том, чтобы делать добро другим и стараться сделать мир лучше.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: