Применение и эксперименты

Гештальттерапия применяет широкий спектр воздействий, предназначенных для того, чтобы интенсифицировать переживания членов группы в настоящем. Гештальттерапия поощряет «переход к конфликту» или «бытие тем, что мы чувствуем» в качестве противопоставления простым разговорам о конфликтах, проблемах и чувствах. Важно, чтобы эксперимент касался каждого члена группы и проводился своевременно, нужно также соблюдать равновесие между поддержкой и риском. Эксперименты должны быть продуктом терапевтической встречи, — встречи, основанной на совместных переживаниях клиента и терапевта.

РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА

Важно различать техники и эксперимент, потому что эти два термина не синонимичны друг другу. Техники — это упражнения или процедуры, которые часто используются, чтобы вызвать действие или взаимодействие. В целом они не изобретаются в момент применения и в этом смысле не являются интегральной частью среды или процессов, происходящих с клиентом. Эксперимент, напротив, основан на феноменологии, он эволюционирует из того, что происходит с членами группы или внутри конкретного члена группы в настоящий момент. Эксперимент вырастает из терапевтических отношений, и их целью является обеспечение безопасного контекста для того, чтобы члены группы могли развивать свое осознание и опробовать новые способы поведения.

Полезно делать различие между групповыми упражнениями и групповым экспериментом. Если мы говорим о групповых упражнениях, то подразумеваем, что консультант еще до начала сессии подготовил некоторую структурированную технику. Членов группы могут просить высказаться, или поделиться эмоциями, или внести катализатор, который обеспечит особое направление концентрации группы в ходе сессии. Групповой эксперимент, напротив, — это творческий продукт, который непосредственно вырастает из группового опыта, поэтому его нельзя сформулировать заранее и его исход нельзя предугадать (Zinker, 1978). Мириам Польстер (М. Polster, 1987) утверждает, что эксперимент в качестве своей цели имеет «возвращение к тому моменту, когда жизнь зашла в тупик. Это один из способов восстановить связь между осторожностью и спонтанностью, предоставив возможность для действий в терапевтической комнате» (р. 318).

Клиент способен вступить в соприкосновение с жизненным кризисом, вынося свои проблемы на поверхность в безопасных условиях терапевтического взаимодействия. Эксперимент помогает клиенту обратиться к настоящему. Некоторые формы, которые могут принимать эксперимент, включают в себя драматизацию болезненных воспоминаний, воображение пугающих встреч, изображение чьих-либо родителей, создание диалога между двумя частями собственной личности, чрезмерное преувеличение какого-либо жеста или позы и т.д. (Polster, 1987). Одной из функций терапевта является наблюдение за тем, чтобы эксперимент не оказался слишком безопасным или слишком рискованным. Польстеры призывают уделять большое внимание обязанностям терапевта, чтобы клиент «никогда не погружался в слишком болезненные и ужасающие его переживания и не оставался на безопасной, но бесплодной территории» (М. Polster & Polster, 1990, p. 104).

Польстер (Polster, 1995) пишет, что гештальтэксперименты доступны для терапевтов. Они могут создавать свои собственные эксперименты, выводя их из терапевтического взаимодействия с клиентом. Чрезмерно громко говорящему пациенту можно предложить поэкспериментировать с тихим голосом. Клиенту, горюющему о доме, кото*-рый он покинул, можно предложить представить себя прогуливающимся по дому и рассказать, что он видит и чувствует. Терапевт также может создать свой собственный репертуар экспериментов, которые он считает полезными лично для него, и черпать из этого репертуара по мере необходимости.

Зинкер (Zinker, 1978) рассматривает эксперимент как способ модификации поведения членов группы в групповом контексте. Он утверждает, что гештальттерапия — это сочетание феноменологии и поведенческой модификации. Он рассматривает терапевтическую работу как укорененную в субъективных взглядах члена группы, в то же время эксперимент вводится в такой манере, что поведение своевременно модифицируется. Являясь краеугольным камнем эмпирического научения, эксперимент трансформирует разговоры о ситуации в реальное действие и отвергает пустое теоретизирование, предпочитая опробование нового поведения с чувством восхищения и удивления. Зинкер подчеркивает, что каждый аспект эксперимента представляется с точки зрения готовности клиента к развитию. В этом смысле эксперимент можно рассматривать как деятельность, целью которой является особая модификация поведения.

Важно удерживать в уме, что эксперименты, описываемые в этой главе, не навязываются группе произвольно, чтобы в группе что-нибудь случилось. Они не являются катализатором действий группы, скорее эти эксперименты вырастают из непосредственного взаимодействия между членами группы. М. Польстер (М. Polster, 1997) описывает эксперимент как «безопасную случайность», которая обеспечивает членов группы возможностью исследовать поведение, которое стало привычным и сдерживающим. Она пишет:

Взаимодействие и эксперименты внутри группы не принимают форму сценария, дрессировки, но и не используются беспорядочно. Внутри гештальтгруппы существуют условия, которые могут быть недоступны человеку в обычных обстоятельствах, он мог не задумываться о том, чтобы поступать так, или не отваживаться на это (р. 235).

Федер (Feder, 1994) уделял большое внимание сохранению равновесия между безопасностью и опасностью в рамках гештальтгруппы. Эксперимент всегда проводится в контексте поддержки. Члены группы будут не способны принять риск, который несет в себе эксперимент, пока не почувствуют себя в безопасности, которая позволяет спокойно выходить за пределы собственной зоны комфорта и осваивать новую территорию. Федер тщательно заботился о создании мягкой атмосферы внутри группы как целого, и любой сигнал о том, что уровень безопасности недостаточен, привлекал пристальное внимание консультанта.

Если члены группы ощущают ее как безопасное место, они смогут войти в неизвестное и изменить себя. Для консультанта весьма полезно обеспечить членов группы пониманием той роли, которую эксперимент играет в групповом процессе. Чтобы увеличить вероятность того, что члены группы получат пользу от использования гештальтме-тодов, групповой консультант должен передать им основную цель, которую преследует подобный способ взаимодействия и сформировать экспериментальную обстановку в группе. «Давайте попробуем примерить это и посмотрим, подойдет ли оно нам» выражает экспериментальную ориентацию со стороны консультанта. Это сообщение также показывает, что консультант не пытается доказать что-то конкретное и что члены группы свободны попытаться сделать что-то новое и самостоятельно определять, будет ли это работать.

Групповому консультанту полезно знать, что многие проблемы, с которыми приходят члены группы, касаются незавершенных событий, в которые были вовлечены значимые для клиента люди. Рассмотрим уже упоминавшийся пример с женщиной, которая научилась тому, что следует остерегаться мужчин. Поводом для формирования подобного убеждения послужили ее отношения с отцом. В этом примере она может испытывать чувство негодования и не доверять мужчинам, обосновывая это тем, что ни один мужчина не оказался рядом с ней тогда, когда был нужен. Она может связать это чувство со старым чувством, связанным с отцом-алкоголиком, который постоянно унижал ее и принес ей не-

мало боли. Основываясь на своем раннем решении не доверять мужчинам, она может спроецировать свои негативные чувства на всех мужчин. Решив, что поскольку даже ее отец не смог дать ей любовь и защитить ее, то никакой другой мужчина не стоит ее доверия, она ищет подтверждения своей гипотезы в реальном мире. Гештальт-терапевт может попросить ее символически поговорить со своим отцом в здесь-и-сейчас. Она может начать диалог с ним, играя и себя, и своего отца. Она может сказать все, что хотела сказать своему отцу, когда была ребенком, но не смогла, потому что боялась его. Она может сказать своему отцу, чего она хотела от него больше всего тогда и чего ждет сейчас.

Конечно, внутри группы есть масса возможностей для творчества. Она может обратиться к мужчинам, присутствующим в группе, и выразить каждому свое негодование. Вступая в контакт с каждым мужчиной в группе, она может поделиться своими фантазиями, в которых они плохо обращаются с ней, или попросить их о том, чего ей хотелось, но чего она боялась. Теоретическое основание для подобного эксперимента лежит в предположении о том, что эмоции, которые подавляли ее в детстве, подверглись некоторому искажению или отрицались. Гештальтконсультант поощряет ее к тому, чтобы заново пережить события прошлого в здесь-и-сейчас, чтобы подавленные эмоции могли освободиться и выйти на поверхность. При поддержке консуль:' танта и членов группы она может позволить себе переживать чувства, которые она не допускала в сознание, и проработать некоторые чувства и убеждения, которые не позволяли ей изменяться. Бросив вызов ее представлению о том, каковы мужчины на самом деле, группа позволила ей сформировать новую основу для построения отношений с мужчинами.

Эксперимент может касаться событий будущего, работать с конфликтом настоящего или отражать события прошлого. Если вышеупомянутая женщина боится будущей конфронтации со своим отцом, ей можно предложить прожить ее ожидания в здесь-и-сейчас, прямо обращаясь к своему «отцу» в группе и выражая свои страхи и надежды. Таким образом, она может сказать своему отцу: «Я хочу сказать, насколько я хочу стать ближе к тебе, но я боюсь, что тебе все равно. Я боюсь сказать неправильные слова и еще больше оттолкнуть тебя».

В этом примере возможности почти бесконечны, если между членами группы и консультантом установился хороший контакт и если обстановка достаточно безопасна, для того чтобы поработать с невыраженными мыслями и чувствами. Очевидно, что акцент должен быть сделан на приглашении членов группы к эксперименту, где они смогут исследовать свое поведение, мысли и отношения. Консультант может поощрить других членов группы к тому, чтобы наблюдать за неконгруэнтными проявлениями, особенно за различиями между вербальной и невербальной экспрессией. Гештальтгруппы характеризуются тем, что помогают членам группы уделять внимание тому, что они делают, и переживать происходящее в здесь-и-сейчас. Просьба о том, чтобы изучать и исследовать то, что происходит, может иногда восприниматься отдельными членами группы как конфронтация. Таким образом, важно, чтобы любые вызовы, которые вы предлагаете клиенту, высказывались мягко и конструктивно. Конфронтация совсем не обязательно должна показать чью-то слабость или негативные черты. Членов группы можно попросить о том, чтобы уделять пристальное внимание тем способам, используя которые они блокируют свою силу или не позволяют себе жить насколько полно, насколько это возможно. В этом смысле конфронтация может быть искренним выражением заботы, результатом чего становятся позитивные изменения в членах группы, а не жестоким нападением на их защиты. Конечно, вы понимаете, что членов группы нужно подготовить к участию в эксперименте. Они должны знать, что могут отказаться от участия в нем или остановить его в любой момент. Вместо того чтобы принуждать их к экспериментированию, нужно приглашать их к тому, чтобы узнать что-нибудь новое о себе. Важно, чтобы*консультант начинал с того места, где психологически находится его клиент, и обеспечивал поддержку. Участвуя в экспериментах, члены группы могут стать более спонтанными.

Держите в своем уме эти общие рекомендации, когда будете читать следующие страницы, в которых делается обзор нескольких видов воздействия в гештальттерапии, их обоснование и применение в групповой ситуации. Это изложение основано на разнообразных источниках, в том числе Levitsky& Perls (1970); Passons (1975); Perls (1969а); Pers, Hefferline & Goodman (1951); E. Polster (1997); Polster & Polster (1973); M. Polster

(1997); Stevens (1971); Zinker (1978). Замечу, что я модифицировал некоторые техники, чтобы адаптировать их к групповой ситуации.

 

ЯЗЫКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Гештальттерапия подчеркивает отношения между языковыми паттернами и личностью. Это предполагает, что наши речевые паттерны выражают наши мысли, чувства и отношения и что, обратив внимание,на очевидные языковые привычки, мы можем развить самосознание (Passons, 1975). Слова могут вернуть нас к себе или отдалить от себя. Осознавая некоторые речевые паттерны, мы расширяем свое осознание и приближаемся к себе. Следует заметить, что последующие упражнения требуют от консультанта отличного владения соответствующими навыками. Если члены группы, опираясь на помощь консультанта, смогут увидеть значение того влияния, которое оказывает на них стиль речи, они придут к пониманию того, что они говорят, и смогут сделать этот материал объектом для исследования. Любое из нижеописанных воздействий, основанное на языке, может в большей или меньшей степени соответствовать конкретному клиенту. Эти эксперименты вырастают из феноменологической работы с членами группы, они не относятся к тем техникам, которые используются рутинно и стереотипно.

БЕЗЛИЧНАЯ ФОРМА. Говорит о деперсонализации языка. Используя безличные формы вместо «я», мы сохраняем дистанцию со своими переживаниями. Когда член группы говорит «прийти в эту группу — это так пугающе», его можно попросить изменить это предложение на фразу от первого лица: «Я так боялся приходить в эту группу»: Изменение безличностной формы высказывания позволяет человеку принять ответственность за то, что он говорит.

ВЫ. Часто участники группы говорят что-то вроде того: «Вы чувствуете боль, когда кто-то отвергает вас». Используя местоимение «вы», направляя обращение к другим, люди отделяют себя от того, что они, возможно, чувствуют. Членов группы можно попросить обратить внимание на разницу между предыдущим утверждением и таким: «Я чувствую боль, когда кто-то отказывает мне». Изменяя «вы» на «я», мы освобождаем себя и принимаем ответственность за то, что говорим. Начиная подобные предложения с местоимения «вы», мы заставляем других людей защищаться, а сами отчуждаем себя от собственных переживаний.

ВОПРОСЫ. В гештальтгруппе не поощряют вопросов. Вопрос' направляет внимание на другого человека и может вынудить его защищаться. Вопрос также требует, чтобы тот, кого спросили, раскрыл себя, в то время как тот, кто задал вопрос, остается в стороне и в безопасности. Тех членов группы, которые задают слишком много вопросов, можно попросить поэкспериментировать со следующими упражнениями:

• Вместо того чтобы задавать вопрос, сделайте прямое утверждение, обращенное к личности, которой вы хотели задать вопрос, и поделитесь вашими мотивами, следуя которым вы задали свой вопрос.

• Избегайте вопросов «почему», так как они ведут к бесконечному обмену по линии «почему/потому что». Попытайтесь вместо них использовать вопросы «как» и «что».

• Практикуйтесь в том, чтобы делать «я»-утверждения. Поступая так, вы принимаете ответственность за вашу позицию, ваше мнение и ваши предпочтения.

СМЯГЧАЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОГОВОРКИ. Уделяя внимание тому, в какой форме они высказывают свои утверждения, члены группы могут расширить свое осознание того, как они ослабляют силу своих сообщений. Отличным примером может быть использование «но»: «Ты мне нравишься, но твои манеры заставляют меня буквально лезть на стены», «Я часто переживаю депрессию, но я не знаю, как изменить эту ситуацию», «Я думал, что эта группа поможет мне, но люди за пределами группы слишком отличаются от тех, кого я ветрены в ней». В каждом из этих случаев «но» существенно обесценивает утверждение, которое предшествует ему. Не формируя чрезмерного внимания членов группы к постоянному самоосознанию, консультант может попросить их оценивать то влияние, которое оказывает использование оговорок и смягчающих определений.

«НЕ МОГУ»-УТВЕРЖДЕНИЯ. Члены группы часто говорят «Я не могу», когда в действительности хотят сказать «Я не хочу». Салли говорит: «Я просто не могу говорить со своим отцом и рассказывать ему о том, что чувствую, он никогда не поймет меня». Для Салли предпочтительнее и честнее будет сказать, что она не хочет предпринимать никаких попыток поговорить со своим отцом. Салли не хочет идти на риск или считает, что ее усилия того не стоят. Если групповой консультант постоянно и мягко будет напоминать ей, чтобы она заменила «не могу» на «не хочу», это поможет ей принять свою силу, взяв на себя ответственность за это решение.

«ДОЛЖЕН». Некоторые члены группы могут постоянно руководствоваться словом «должен»: «Я должен быть заинтересован в том, что говорят другие в этой группе»; «Я должен заботиться обо всех, а если не буду, я буду чувствовать себя ужасно»; «Я должен выражать только позитивные чувства» и т.д. Перечень подобных «долженствований», как в повседневной жизни, так и в группе, может быть бесконечен. Члены группы могут наконец осознать то, как часто они говорят «должен», и ощутить бессилие, которое сопровождает произнесение этого слова.

Одним из способов расширить чье-либо осознание ограничений, которые накладывает стандарт «должен», — это эксперимент с изменением фразы «Я должен» на «Я выбираю», «Я решил». Например, если Фред говорит: «Я ненавижу оставаться в школе, но я должен, по-тому что родители хотят, чтобы я учился», можно попросить его заменить это утверждение на «Я не люблю школу, но я решил остаться в школе, потому что я не хочу расстраивать своих родителей».

Работая с языком, важно учитывать стадию развития группы. Если консультант или члены группы начинают работать над языковыми паттернами какого-то члена группы уже на первой сессии, это может привести к нарушению чувства безопасности. Подобный анализ, проведенный слишком рано, может создать ощущение, что вы критикуете какого-то члена группы, осуждаете его, но уж никак не понимаете. Следовательно, при исследовании особенно важны сензитивность консультанта и своевременность применения конкретных упражнений.

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

Обученный групповой консультант прислушивается не только к вербальному уровню коммуникации, но и к тому, что стоит за высказанными словами, и эти невербальные проявления интересуют его даже в большей степени. Он обращает внимание на тон голоса, его высоту и громкость, на скорость речи и т.п.

Группа содержит множество возможностей для исследования смысла невербальных сообщений. Подобное исследование особенно полезно, когда участники посылают невербальные сигналы, которые не конгруэнтны тому, что было сказано. Например, Фрэнк говорит консультанту, что он зол на него, потому что он прошел Мимо него во время разговора, но, рассказывая о своей злости, Фрэнк улыбается. Консультант должен привлечь внимание Фрэнка к несоответствию между его словами и его улыбкой. Затем Фрэнка можно попросить организовать диалог между его словами и его улыбкой или попросить его «стать этой улыбкой» и стать ее голосом: «Что говорит твоя улыбка?» Эта процедура дает Фрэнку возможность открыть для себя истинный смысл этого несоответствия. На самом деле он может сказать: «Я хотел, чтобы вы знали, что я расстроился, потому что вы пропустили меня, но я не хотел рисковать вашим расположением, показывая, насколько сильно я на самом деле зол».

Вот другие примеры того, как исследовать невербальные проявления, чтобы усилить осознание того, что члены группы на самом деле переживают в этот момент.

• Дэн обычно сидит, сильно ссутулившись. Консультант говорит: «Осознай свою позу; повернись к группе и скажи, что твоя поза говорит о тебе каждому члену группы. Закончи предложение: «Я — сутулость Дэна, и вот что я скажу вам о нем...»

• Мэрилин обычно говорит тихим голосом, и ее рот напряжен. Консультант предлагает ей обратиться к группе с речью и сильно преувеличить свою манеру говорить. Она может «стать своим напряженным ртом» и сказать что-то вроде: «Я удерживаю в себе слова и стараюсь держать их подальше от вас. Я не откроюсь, и, если вы чего-то от меня хотите, вам, придется открывать меня силой».

• Джон постоянно пытался читать лекции группе. Члены группы неоднократно говорили ему, что его голос и стиль речи воздвигают барьер между ним и другими людьми. Можно попросить его встать перед группой и прочитать лекцию, например о ценности чтения лекций людям.

Примеры того, как можно работать с невербальными проявлениями, бесконечны. Творческий групповой консультант может предложить огромное количество экспериментов, которые должны помочь участникам группы осознать, что они очень выразительно рассказывают о.себе посредством контакта глазами, своими манерами, неуловимыми жестами, тоном голоса и движениями рук, равно как и телом в целом. Консультант должен избегать жестких интерпретаций вроде таких, что если руки человека скрещены, значит, он закрывается, а просто поощрять членов группы обращать внимание на то, какие невербальные сообщения они посылают наряду с речевыми.

 

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВНУТРЕННИМ ДИАЛОГОМ

Поскольку целью гештальттерапии является осуществление ин-тегративной функции и принятие тех аспектов собственной личности, которые были отчужденны или отрицались, гештальттерапевт серьезное внимание уделяет разрывам и полярностям в человеческом функционировании. Фантазийный диалог помогает осознать внутренние несоответствия и разрывы, а также помочь личностной интеграции. Эти диалоги могут принимать разнообразные формы, например, диалог между противоположными сторонами себя или полярностями внутри себя (мягкость/жесткость, мужественность/женственность, любовь/ненависть, агрессивность/пассивность) и диалог с родителями или другими значимыми личностями, с придуманными или неживыми объектами.

Понимание того, как полярности связаны с внутренним конфликтом, является центральным для гештальттерапии. Разнообразные эксперименты с диалогом могут помочь членам группы усилить осознание противоречий внутри себя, которые противостоят друг другу. Наше представление о себе часто исключает болезненное осознание полярностей, существующих внутри нас. Мы скорее будем думать о себе как о веселом человеке, нежели об унылом, будем считать себя скорее добрым, чем жестоким, скорее любящим, чем не умеющим любить, скорее чувствительным, чем равнодушным. Обычно мы сопротивляемся тому, чтобы «увидеть» в себе те части своей личности, которые мы не хотим принимать как часть себя. Хотя мы можем осознать альтруистическую сторону своей личности, мы можем испытывать серьезные трудности в том, чтобы приблизиться к своей эгоистической стороне. В идеале, по мере того как мы приближаемся к тому, чтобы стать психологически зрелыми и здоровыми, мы осознаем большинство полярностей, которые скрыты внутри нас, и перестаем тратить массу энергии на то, чтобы отчуждать и удерживать вне осознания те части себя, которые мы не хотим принимать.

Диалог — это мощный метод, который позволяет вступить в контакт с теми частями своей природы, которые мы сохраняем в тайне от себя и от других. Научившись тому, как поддерживать разговор, например, между нашей мужественной и женственной сторонами, мы сможем поднять на поверхность наш внутренний конфликт, который был вызван противостоянием этих полярностей. Единственной возможностью преодолеть его является переживание каждой из своих сторон одновременно, причем настолько полно, насколько это возможно.

Диалог обычно используется для того, чтобы усилить осознание интроекций и проекций. Интроекция, как мы уже рассматривали ранее, — это процесс, в ходе которого мы некритично воспринимаем убеждения, мысли, чувства или какие-то качества других людей, особенно родителей, и включаем их в свою личность. Опасность некритичного и слепого принятия чужих ценностей как своих собственных препятствует полноценной интеграции. Гештальттехники направлены на то, чтобы раскрыть эти интроекций, чтобы мы смогли увидеть то, что приняли, не раздумывая, и переоценить это.

Например, экспериментируя с диалогами, Хал осознал некоторые сообщения, которые он принял, не задавая вопросов: «нужно быть практичным», «нужно соблюдать собственную безопасность и не выбирать новый путь, пока полностью не убедишься в том, что он лучше старого», «только безответственные люди ищут веселья только ради веселья,» — другими словами, огромный перечень «должен» и «не должен», который не позволяет ему наслаждаться обычной жизнью. В конце концов Хал начал осознавать, что он получил эти директивы от других, и позволил им обрести контроль над своей жизнью. Он также осознал, что хочет использовать свою силу в своих целях. Диалоги, которые помогли ему увидеть свои интроекций более ясно, были диалогами между различными частями его личности.

 

 

ХОЖДЕНИЕ ПО КРУГУ

Чрезвычайно полезный и интересный эксперимент можно организовать, предложив участнику группы идти по кругу, останавливаясь около каждого члена группы и высказывая ему то, чего раньше не говорил, да, пожалуй, и не сказал бы. Например, предположим, что Ларри считает себя человеком, который сделал себя сам, и поэтому он ни в чем не нуждается, особенно от других. Хотя он может никогда не говорить этого о себе, тема «Я могу сделать это сам» является лейтмотивом его жизни. Чтобы посмотреть, как это мнение определяет все, что он действительно делает, его можно попросить пройти по кругу, останавливаясь перед каждым членом группы и говоря этому человеку что-нибудь о себе, завершая свое высказывание словами «и (или «но») я все могу сделать сам». Таким образом, Ларри подходит к Сью и говорит: «Я никогда не прошу других людей об эмоциональной поддержке, и временами я чувствую себя одиноким, но я могу справиться со всем сам». Затем он подходит к Мари и говорит: «В своем бизнесе я принимаю все решения... И я все могу делать сам». Целью эксперимента является формирование полноценного ощущения того, что значит для него быть настолько самостоятельным, чтобы никогда непросить помощи у других. В конечном счете он может решить, что все должно оставаться по-прежнему, однако теперь он осознает цену, которую платит за это. Или он может прийти к выводу о том, что нет никакой необходимости быть настолько самостоятельным, что он может быть независимым человеком, позволяя другим людям помогать себе время от времени.

Вот несколько примеров использования этой техники.

• Пол заявил, что боится женщин. Он может идти по кругу и говорить каждой женщине: «Я боюсь вас, потому что...» или «Если я приближусь к вам...».

• Сьюзан беспокоится о том, что члены группы воспримут ее как скучного и неинтересного человека. Ее можно попросить пройти по кругу и сказать каждому члену группы: «Я могу быть скучной для тебя, потому что...» или «Вы будете скучны, если...».

• Пэм сказала, что чувствует дистанцию между собой и другими членами группы, хотя она хотела бы идентифицироваться с ними. Она может пройти по кругу, завершая предложение: «Я чувствую дистанцию между мной и тобой, потому что...» или «Я отличаюсь от вас тем, что...».

ФАНТАЗИРОВАНИЕ

Эксперимент с различными придуманными ситуациями в группе может привести к серьезному росту членов группы. Фантазирование обеспечивает личностное осознание несколькими способами, некоторые из них представлены ниже.

• Фантазия может быть использована, когда члены группы чувствуют слишком сильную угрозу для себя при попытке исследовать свою проблему в конкретных терминах. Например, член группы, который боится проявлять уверенность и твердость, может вообразить себя в ситуации, в которой он полностью уверен в себе. Таким образом, он может сравнить, что он чувствует, когда он пассивен и когда он может добиваться того, чего хочет.

• Фантазирование полезно для работы с катастрофическими ожиданиями, которые зачастую являются результатом чувства паралича. Члены группы, которые боятся выражать то, что они думают и чувствуют к человеку, которого любят, могут вообразить ситуацию, в которой они скажут ему все, что хотели сказать, но боялись выразить. Существенно важно, чтобы человек говорил в здесь-и-сейчас, обращаясь к своему любимому (как если бы он присутствовал здесь) перед всей группой. Консультант может сказать: «Выбери любого человека из группы, который будет твоей мамой (или любой другой значимой личностью). Загляни ему в глаза и скажи своей матери все, что хотел». Ценно то, что чувства прорабатываются в безопасной обстановке воображаемой ситуации. Заметим, что нет необходимости в том, чтобы человек выражал эти чувства в реальной жизни, иногда подобный поступок был бы опрометчивым и бесполезным. • Фантазирование — это полезный и безопасный способ исследования страхов членов группы, связанных с участием в ее работе. Если, например, некоторые члены группы боятся быть отвергнутыми группой, им можно предложить вообразить, что все систематически отвергают его, и проработать чувства, вызванные этой фантазией.

Наиболее конструктивный вариант использования фантазирования связан с тем, что после попытки воплотить воображаемое поведение в группе член группы может попытаться перенести его в повседневную жизнь. Можно предлагать членам группы вообразить себя такими, какими они хотели бы быть в межличностных ситуациях. Затем они могут поделиться своей фантазией с группой, пережив эту фантазию максимально полно, жизненно и творчески. Затем их можно попросить поступать в группе так, как будто они уже являются той личностью, которой хотят стать. Если эксперимент успешен, члены группы могут ощутить достаточную смелость, для того чтобы опробовать новое поведение в реальных жизненных ситуациях.

РЕПЕТИЦИЯ

В повседневных жизненных ситуациях мы часто повторяем роли, которые, как мы думаем, от нас ожидают, и беспокоимся, что можем сказать что-то неправильно или не сыграть свою роль должным образом. Внутреннее повторение отнимает много энергии и часто препятствует спонтанному поведению. Участвуя в эксперименте, член группы может громко сказать то, о чем он обычно тихо думает. Это упражнение особенно полезно, когда члены группы выстраивают огромное количество блоков и осуществляют тщательную цензуру, отмеривая свои слова и действия, чтобы достигнуть желаемого эффекта. И снова время для эксперимента должно быть тщательно подобрано, и он должен естественным образом вырастать из ситуации, где члены группы отчаянно сопротивляются друг другу. Повторение не предназначено для того, чтобы вызывать эмоции, оно предполагает осознание процесса, который обычно находится вне сферы осознания. Например, на начальной стадии развития одной из моих групп Джоан была очень тиха и постоянно сохраняла позицию наблюдателя. Когда я спросил ее, хочет ли она сказать все, что захочется, она отрицательно помотала головой. Тогда я попросил ее выразить вслух те случайные мысли, которые приходят ей, когда она сидит в тишине.

Повторение может быть полезно для работы, когда член группы пытается предупредить будущую конфронтацию. Предположим, что Сэм хотел сказать своему шефу, что он не чувствует, что его ценят на работе. Сэм может (в своем воображении) нарисовать картину того, как он стоит перед своим шефом, готовый сказать ему, что хотел. Репетиция Сэма должна выглядеть чем-то вроде этого: « Ястою здесь как дурак. А что, если я смешаюсь? Он не захочет слушать меня, и, по правде говоря, мне нечего ему сказать. Как я могу дать ему понять, о чем я думаю? Сейчас я чувствую, что мне хочется принести ему извинения и убежать отсюда».

В гештальтгруппе участники делятся друг с другом подобными мыслями и опасениями и понимают, какое количество приготовлений они делают, для того чтобы сыграть некоторые социальные роли. Поступая так, они осознают, как они борются за симпатию со стороны других людей, ту степень, в которой они хотят быть одобренными и принятыми, и то, как тщательно они избегают отвержения. Затем они могут принять решение о том, стоит ли исполнение конкретной роли этих усилий.

ОБРАТНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Конкретные симптомы и поведение зачастую представляют собой оборотную сторону глубинных или латентных импульсов. В ходе РЭ консультант просит участников стать той стороной себя, которую они выражают очень редко или никогда не выражают, поскольку не хотят видеть ее своей и принимать ее. Теория, лежащая в основе этого приема, предполагает, что интеграция возможна только тогда, когда люди позволят себе погрузиться в то, что вызывает тревогу, и вступить в контакт с теми частями себя, которые были подавлены или отрицались. Группа обеспечивает массу возможностей для использования этого метода.

Япомню случай с молодым человеком, который был исключительно мил, вежлив и постоянно пытался сделать что-нибудь для других людей. Япредложил ему поэкспериментировать, попросив других членов группы сделать что-нибудь для него. Ему было чрезвычайно сложно согласиться с моим предложением, но все же он пошел на это. Эксперимент позволил ему осознать, насколько дискомфортно он чувствует себя, принимая что-то от других людей. А также раскрыл ему отрицаемую часть его личности и предоставил шанс интегрировать ее.

Другой пример использования этого метода заключается в том, чтобы попросить человека, который почти ничего не говорит, сыграть роль монополизатора и всячески мешать работе группы или предложить члену группы, испытывающему чувство неполноценности, сыграть роль превосходства. Я зачастую обнаруживал, что эта и подобные ей техники действительно помогают людям осознать и соединить полярности.

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ

Этот эксперимент включает в себя осознание тонких и незаметных сигналов, которые мы отправляем, используя язык своего тела. Движения, позы, и жесты преувеличиваются настолько, чтобы их коммуникативное значение стало ясным. Преувеличивая движение или жест, человек переживает более интенсивные чувства, связанные с подобным поведением, и осознает его внутреннее значение.

 Например, если консультант замечает, что Сэнди постоянно кивает головой, как бы соглашаясь со всем, что говорят другие, он может попросить ее остановиться перед каждым членом группы и действительно кивнуть ему головой, присовокупляя к своему действию слова. Другим примером поведения, которое само собой наталкивает на идею использования техники преувеличения, является неуничтожимая улыбка, которая не сползает с лица даже тогда, когда человек выражает болезненные или негативные переживания, дрожит, сжимает пальцы рук, напрягает ноги, тесно скрещивает руки и т.п.

Джил сказала: «Я чувствую себя ужасно, потому что вынуждена выслушивать проблемы каждого из участников этой группы!» На самых первых сессиях она вступила в конфронтацию с Фредом, вмешавшись слишком быстро и стараясь, чтобы ему стало легче, как раз в тот момент, когда он прорабатывал семейный конфликт. Затем она призналась, что в детстве она играла роль семейного арбитра и старалась сделать все от нее зависящее, чтобы сгладить семейные сражения. Наконец, она призналась, что все время чувствует себя больной и разбитой, потому что взяла за привычку беспокоиться о проблемах каждого. Но эта ноша слишком тяжела для нее, тянет ее вниз, и поэтому она чувствует себя очень тяжело.

Техника для работы с материалом, который раскрыла Джил, была такой: ей предложили выбрать какой-нибудь тяжелый предмет, взять его в руки и держать, не опуская, пока она не пройдет по кругу и не постоит перед каждым членом группы. Этот эксперимент должен был дать ей физическое ощущение тяжести, которую она постоянно испытывала. Когда она держала тяжелый предмет, она шла по кругу и, останавливаясь перед каждым членом группы, завершала предложение: «Глядя на тебя, я испытываю тяжесть из-за того, что...» Или она могла произносить что-то в этом роде: «Позволь мне взвалить на себя все твои трудности. Я действительно наслаждаюсь тем, что забочусь о проблемах каждого, и только хочу знать, что мне делать, чтобы все эти трудности не придавили меня к земле». Хотя она сказала, что чувствует себя больной и несет на себе бремя заботы обо всех вокруг, мы поощряли ее к тому, чтобы она вступила в контакт с той частью себя, которая чувствовала подавленность. Вот обоснование такого подхода: если она сможет полно пережить эту тяжесть и бремя, которое она на себя взвалила, есть вероятность того, что ей хотя бы ненадолго захочется ощутить и обратное — что значит быть легкой. Этот эксперимент близок к обратному эксперименту в том, что касается работы с полярностями. Парадоксально, но зачастую наилучшим способом раскрыть некоторые аспекты себя, которые мы хотели бы переживать более полноценно, является возможность побыть в той части себя, от которой мы стремимся избавиться.

 

РАБОТА СО СНАМИ

Поскольку гештальтподход в целом не занимается интерпретациями как таковыми, работа со снами не подразумевает традиционной интерпретации сновидений и их анализа. Вместо этого сон возвращают к жизни, воссоздают его и переживают его так, как если бы действие сна происходило сейчас. Если вы заинтересовались подробным описанием гештальтподхода к работе со сновидениями, хорошим источником информации являются следующие работы: Doqning & Marmorstein (1973); Perls (1969а); Polster & Polster (1973); Rainwater (1979); Zinker (1978). Ниже приведено краткое описание техники работы со снами.

Члены группы не рассказывают свои сны в прошлом времени. Вместо этого они излагают сон так, как если бы снился им прямо сейчас. Сновидец погружается в свое сновидение более жизненно, чем в первоначальный сон, поскольку ощущает его как происходящее в настоящий момент. Члены группы трансформируют ключевые элементы сна в диалог и становятся каждой частью сновидения. Групповой контекст позволяет им разыграть сон как событие настоящего.

Перлз (Perls, 1969а) утверждал, что каждая часть сна — это проекция нашей личности и что различные части нас выражены во сне как самостоятельные, противоречивые и отдельные элементы. Следовательно, сон содержит экзистенциальное сообщение. Он отражает наши конфликты, наши желания и ключевые темы нашей жизни. Составляя перечень всех деталей сна (вспоминая каждого человека, событие и движение), а затем проигрывая («становясь») каждую из этих частей настолько полно, насколько это возможно, они приходят к все возрастающему осознанию противостоящих сторон себя своих чувств. В конечном счете личность принимает внутренние различия и интегрирует конфликтующие силы. Каждый шаг работы со снами ведет к дальнейшей интеграции и ассимиляции. Избегая анализа интерпретации сновидения и обращая внимание исключительно на переживание сна во всех его аспектах, клиент приближается к экзистенциальному сообщению сна. Фрейд называл сны «королевской дорогой в бессознательное», а Перлз (Perls, 1969а) называл их «королевской дорогой к интеграции» (р. 66).

Польстеры (Polster & Polster, 1973) рассматривают сны как проекцию сновидца. Все аспекты сна являются презентацией какой-либо из частей сновидца. Они также рассматривали сны как способ контакта. Как только сновидец признает родство со многими элементами своего сна, он также расширяет ощущение внутреннего разнообразия, расширяет пере-

живание себя и соотносит себя с миром. Сны можно использовать в группе очень креативно: «Но сны можно использовать как стартовую позицию для раскрытия отношений с другими членами группы или с терапевтом или для осознания экзистенциальной позиции, которая поддается исследованию только посредством снов, которые являются точкой расщепления» (р. 273).

Польстеры приводят пример человека (Фред), который часто видел во сне большую лягушку, которая смотрела на него и была готова к прыжку. Консультант может предложить ряд творческих экспериментов, чтобы усилить контакт между Фредом и другими членами группы. Консультант может попросить Фреда описать это переживание группе, как если бы его сон снился ему сейчас, то есть используя в речи настоящее время. Фреда можно спросить: «Что бы ты хотел сказать членам группы?» Если Фред скажет, что они могут увидеть в нем то, что он не хотел бы им показывать, его могут попросить вообразить, что каждый человек, сидящий в группе, видит в нем, когда смотрит на него. Работа со сном — это интерактивный процесс, который позволяет Фреду более интенсивно пережить чувство того, что на него смотрят, и страх перед угрожающим прыжком. Возможно, у Фреда есть какие-то незавершенные чувства или мысли, связанные с группой, связанные с тем моментом, когда, по его мнению, группа нападала («прыгала») на него.

Вот несколько предложений для консультанта, связанных с тем, как помочь членам группы исследовать их сновидения в группе.

• Членов группы можно попросить пережить их сон, как если бы он снился им сейчас.

• После того как сновидец изложит сон в настоящем времени, его можно попросить ответить на один из этих вопросов: «Что ты сейчас чувствуешь?», «На что похоже повторное переживание сна?», «Что тебя больше всего заинтересовало в этом сне?»

• Попросите членов группы выбрать элемент сна, который им наиболее нравится. Спросите: «Какой элемент сна несет в себе максимальную энергию?»

• Полезно спрашивать о том, есть ли в этом сне беспокоящая их часть. Если она есть, важно обратиться к ней как можно раньше, чтобы обязательно успеть поработать над ней.     

• Членов группы можно поощрять к тому, чтобы они «становились» разными частями сна. Например, член группы может поочередно становиться всеми личностями, которые представлены во сне. Есть ли среди них значимые люди? Он может «стать» любым объектом сна, особенно объектом, который связан с путешествиями или связью (телефоном, электричкой). Он может идентифицироваться с любой мощной силой, преде пшенной во сне (например, со штормом).

• Чтобы члены группы смогли «стать» частями своего сна, они должны придать голос и характер каждому элементу сна, будь то человек или неодушевленный объект или стихия. Например, Фред может «стать» лягушкой, которая готова к прыжку, и говорить от имени лягушки. Фред может создать диалог между лягушкой и конкретным членом группы. Весьма важно, чтобы времени хватило на диалоги между основными (или всеми) частями сна.

Рейнуотер (Rainwater, 1979) предлагает несколько внушений, которые можно делать сновидцу при работе над его сном. • Станьте двумя противоположными объектами, такими как юноша и старик.

• Будьте тем, чего вам не хватает в этом сне. Если вы не помните сон, поговорите со своим потерянным сном.

• Будьте внимательны ко. всем цифрам, которые возникают во сне, станьте этими цифрами и выразите связанные с ними ассоциации.

Рейнуотер предполагает, что в работе со снами важно отмечать, что сновидец чувствовал, когда проснулся. Чувствовал ли он страх, печаль, удовольствие, фрустрацию, удивление, злость? Определение оттенков этих чувств может быть ключом к нахождению смысла сна. В работе со снами в стиле гештальттерапии она предлагала сновидцу задуматься над такими вопросами: «Что вы делали во сне? Что вы чувствовали? Чего вам хотелось во сне? Какие отношения у вас складывались с людьми и предметами из сна? Что ваш сон говорит вам?»

Групповые эксперименты могут превратить индивидуальную работу со сновидением в групповую, причем без ущемления интересов сновидца. Зинкер (Zinker, 1978) развивал подход, который называл работа со снами как театр, и выходил далеко за пределы индивидуальной работы со сном. После того как сновидец излагал сон и прорабатывал его на первичном уровне, формировался групповой эксперимент, который позволял другим членам группы получить терапевтическую пользу от работы с этим сном. Основываясь на предположении, что все члены группы соприкасаются с одинаковыми архетипическими темами, Зинкер считал, что разнообразные элементы любого сна могут быть использованы для углубления самопонимания. Каждый играл какую-то часть сна. Это предлагало членам группы множество возможностей, для того чтобы разыграть конкретное измерение сна, которое касалось как его жизни, так и жизни сновидца.

Например, предположим, что один из членов группы, Джоан, видела сон, в котором лежала разбитая машина, мужчина стрелял в людей, сидящих в ней, а женщина пыталась спасти пассажиров. Один из членов группы может сыграть человека, который стрелял, другой примет роль женщины, третий — подстреленного человека, сидящего в машине, а четвертый станет машиной, которая сломалась и не функционирует. Каждый них разыгрывает свою часть сна, асновидец помогает им понять характеры людей или тип объектов, отраженных во сне. Консультант может сопровождать создание «сна», который предоставляет драматические и терапевтические переживания всей группе. Этот подход имеет множество преимуществ, поскольку развивает групповую сплоченность, а совместная работа связывает членов группы друг с другом.

Сны участниковгруппы могут касаться того, как они чувствуют себя в группе. В примере, приведенном ранее, Джоан могла обнаружить, что она боится группы и хотела бы исчезнуть из нее. Она может чувствовать, что на нее нападают (стреляют в нее) один или более участников группы и лишь один из них (женщина во сне) приходит ей на помощь. В этом случае она может разыграть свой сон в группе, отобрав для этого тех людей, которые нападают на нее наиболее сильно, и прямо поговорив с ними. Она может стать разбитой машиной (ее бессилие постоянно подзуживает ее уйти из группы) и увидеть, к какому инсайту приведет подобное перевоплощение. Она может также выбрать из группы женщину, со стороны которой она чувствует максимальную поддержку, и поговорить с ней. Она может обменяться ролями, превращаясь в человека с ружьем. Работая со сном в такой манере, вы раскрываете огромный потенциал для проработки в группе незавершенных событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: