Некоторые принципы теоретических оснований геш-

ТАЛЬТТЕРАПИИ

Ряд базовый принципов, лежащих в основе теоретического обоснования гештальттерапии, включает в себя холизм, теорию поля, процесс формирования фигур и организмическую саморегуляцию.

ХОЛИЗМ. Холизм — это один из основополагающих принципов гештальттерапии (Latner, 1986), его можно выразить следующим утверждением: целое больше, чем сумма его частей. Мы можем быть поняты в той степени, в которой рассматриваются все аспекты и измерения человеческого функционирования. Поскольку гештальттерапевты интересуются целостной личностью, они не придают первостепенного значения какому-либо одному аспекту индивида. Практики гештальттерапии обращают внимание на мысли, чувства, действия клиента, на его тело и его сны. Единственный акцент делается на интеграции, на том, чтобы соединить разрозненные части в единое целое и помочь клиенту вступить в контакт со своим окружением.

ТЕОРИЯ ПОЛЯ. Гештальттерапия основывается на теории поля, предполагающей, что организм должен рассматриваться в окружающей среде или конкретном контексте, который является частью постоянно изменяющегося поля. Все со всем связано, и гештальттерапевты уделяют внимание и исследуют то, что происходит на границе между личностью и средой.

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ФИГУРЫ. Этот процесс, который первоначально был разработан в контексте визуального восприятия группой гештальтпсихологов, описывает, какмндивид организует среду в конкретный момент времени. В гештальттерапии недифференцированное поле называется фоном. То, что попадает в фокус нашего внимания, называют фигурой. Процесс формирования фокуса внимания называют формированием фигуры (Latner, 1986). Процесс формирования фигуры показывает, как некоторые аспекты поля выделяются из фона и становятся точкой, в которой сосредоточиваются интерес и внимание индивида. Потребности индивида, возникающие в конкретный момент времени, оказывают влияние на этот процесс (Frew, 1997).

ОРГАНИЗМИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ. Процесс формирования фигуры связан с принципом «организмической саморегуляции», который описывает природу отношений между индивидом'и средой. Когда равновесие нарушается под воздействием потребности, чувства или интереса, организм оценивает, что необходимо для удовлетворения возникшей потребности. Организм сможет лучше регулировать свою деятельность, если будет прилагать свои ресурсы и способности к окружающей среде (Latner, 1986), и человек сможет предпринять конкретные действия и вступить в контакт с ней, что одновременно восстановит равновесие и сделает свой вклад в его рост и изменения.

Фрю (Frew, 1997) описывает приложение принципов формирования фигуры и организмической саморегуляции к групповой терапии. Члены группы пытаются осуществлять саморегуляцию в контексте группы, обращая внимание на то, что является фигурой в данный момент. То, что возникает в каждом члене группы в данный момент, связано с тем, что ему интересно, или с тем, в чем он нуждается, чтобы восстановить чувство равновесия. Основной метод гештальттерапии используется следующим образом: осознание членов группы возвращают к тому, что в ходе групповой сессии приобретает статус «фигуры». Терапевт использует процесс формирования фигуры как руководство для исследования группы и работы с ней.

 

ОСОЗНАНИЕ

Задача участников гештальтгруппы состоит в том, чтобы уделять внимание структуре своих переживаний и осознавать, что и как ими.переживается. Психоаналитический подход заинтересован в том, почему мы делаем то, что делаем. Практик гештальттерапии спрашивает о том, что и как, а не почему. Удерживая внимание на текущем переживании, клиент понимает, как он функционирует в мире.

Гештальттерапевт применяет процесс формирования фигуры, когда помогает членам группы обратить внимание на то, что для них является фигурой. Чтобы помочь членам группы достичь более острого осознания того, о чем они думают, что чувствуют и делают, гештальттерапевт задает вопросы, которые подводят клиента к восприятию настоящего.

• Что вы чувствуете в данный момент?

• Что происходит внутри вас, когда вы говорите об этом?

• Как вы ощущаете свою злость в теле?

• Как вы пытаетесь уйти от этого момента и как вы избегаете контакта с неприятными чувствами?

• Что вы чувствуете в этот момент, когда сидите здесь и говорите это?

• Что случилось с вашим голосом, когда вы заговорили о своем отце?

Чтобы достичь такого осознания своего существования, которое было бы сосредоточено на настоящем, гештальттерапевты сосредоточивают свое внимание на очевидном, на внешних поведенческих проявлениях, отмечая движения, позы и жесты клиента, используемые им речевые обороты, его голос и способы взаимодействия с другими. Мириам и Эрв Польстер (М. Polster & Е. Polster, 1973) пишут о ценности привлечения внимания к внешним аспектам поведения и акценте на потребностях клиента, что помогает ему вступить в контакт с изменяющимся осознанием момента.

 

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Одним из наиболее важных вкладов гештальттерапии является акцент на обучении тому, как принимать и полноценно переживать настоящее: настоящее — это наиболее важный период времени, потому что прошлое уже ушло, а будущее еще не наступило. Только настоящее живет. Оно предлагает различные возможности для реального роста и изменений, которые появляются в результате контакта с новым. Сосредоточенность на настоящем не демонстрирует отсутствие интереса к прошлому. Прошлое важно уже только потому, что оно связано с функционированием человека в настоящем.

Поскольку в гештальттерапии присутствует акцент на настоящем, гештальттерапевты развивают методологию, которая помогает индивиду раскрыть новые возможности. Сосредоточенность на здесь-и-сейчас наполняет группу возможностями, вовлеченостью и жизненностью (Melnick, 1980). В гештальтгруппах участники переносят ситуации прошлого в настоящее, воспроизводя эту ситуацию так, как если бы она происходила в данный момент. Например, если член группы начинает говорить о трудностях, которые она испытывала, когда была маленькой и жила со своим отцом, терапевт может прервать ее и предложить ей вернуться в настоящее и поговорить со своим отцом напрямую. Терапевт может сказать: «Помести своего отца в эту комнату и позволь себе вернуться к тому времени, когда ты была ребенком. Теперь скажи ему (как будто он сидит перед тобой, а ты;— тот самый ребенок) то, что ты хочешь ему сказать больше всего.на свете». Это лишь один из способов привлечь внимание клиента к настоящему.

Большая часть экспериментов в гештальтподходе создана таким образом, чтобы подтолкнуть клиента к более близкому контакту с текущими переживаниями. Хотя сосредоточенность на настоящем, на здесь-и-сейчас имеет серьезные преимущества, концентрация только на настоящем, исключая прошлое и будущее, невыгодна и бесполезна. Польстер (Е. Polster, 1987а) заметил, что чрезмерная концентрация на здесь и сейчас может разрушить то, к чему консультант и клиенты изначально стремились.

НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ДЕЛА И ИЗБЕГАНИЕ

Незавершенные дела включают в себя невыраженные чувства, такие как отвержение, ненависть, гнев, боль, тревога, вина и обида, а также события и воспоминания, которые были задвинуты.на задворки сознания и требуют завершения. Несмотря на то что эти незавершенные ситуации и невыраженные эмоции превращаются в фигуру и с ними пытаются как-то справиться, они продолжают вмешиваться в осознание настоящего момента и препятствовать эффективному функционированию.

Поскольку мы обладаем стремлением избегать столкновения и полнокровного переживания нашей тревоги, печали, обиды, вины и других эмоций, вызывающих дискомфорт, они превращаются в скрытое течение, которое мешает нам полноценно жить. Гештальттерапев-ты могут стимулировать членов группы к выражению в ходе сессии тех эмоций, которые никогда ранее не выражались. Если клиентка сообщает группе, что она боится соприкосновения со своим чувством ненависти и злобы, терапевт может помочь ей обратиться к тому, что является ее фигурой: «Я боюсь». Затем терапевт может организовать «эксперимент», в ходе которого она может глубже осознать свой страх. Например, она может говорить с членами группы о том, что ее пугает, или назвать каждому члену группы один из своих страхов.

В ходе групповой сессии члены группы нередко говорят, что чув: ствуют пустоту и бессилие. Терапевт помогает им встретиться с этими дискомфортными чувствами и даже преувеличивает их — «будьте пустыми», «будьте беспомощными, бессильными что-либо сделать». Если человек сможет вынести это и действительно пережить всю глубину этих чувств, он, возможно, обнаружит, что те катастрофические ожидания, которые он связывал с этими чувствами, являются скорее фантазией, чем реальностью, а его беспомощность и пустота не разрушат его. Переживание болезненных и пугающих эмоций ведет к интеграции и росту. Преодолевая избегание, мы получаем возможность завершить незавершенные ранее ситуации и переживания, которые вмешивались в нашу жизнь, и двигаться вперед, по направлению к здоровью и интеграции.

КОНТАКТ И СОПРОТИВЛЕНИЕ КОНТАКТУ

В гештальттерапии контакт осуществляется через видение, слышание, прикосновение, обоняние и движение. Когда мы вступаем в контакт со средой, изменения неизбежны. Эффективный контакт означает такое взаимодействие с природой и другими людьми, при котором не теряется чувство индивидуальности. Творческое приспособление человека к среде продолжается постоянно (М. Polster, 1987). Предпосылками хорошего контакта можно считать ясное осознание происходящего, наполненность энергией и способность выражать себя (Zinker, 1978). Мириам Польстер (М. Polster, 1987) утверждает, что контакт — это источник жизненной силы, необходимой для роста. Он требует воображения, энергии, живости и креативности. Если мы говорим о контакте, то правильнее говорить об уровне контакта, а не о контакте как о конечном состоянии, которого следует достигнуть. После переживания контакта нужно суметь интегрировать то, что узнали и чему научились.

Гештальттерапевты пристальное внимание уделяют сопротивлению контакту. С точки зрения гештальттерапевтов, сопротивление обращается v. защитам, которые мы создаем,.чтобы предохранить себя от полноценного и реалистичного переживания настоящего. Защитные механизмы не позволяют людям быть аутентичными. Мириам и Эрв Польстер (Polster & Polster, 1973) описывают пять основных каналов сопротивления, с которыми сталкиваются в ходе гештальттерапии: интроекция, проекция, ретрофлексия, слияние и дефлексия.

Интроещия включает в себя тенденцию некритичного принятия чьих-то убеждений и стандартов, которые не ассимилируются и не становятся конгруэнтными по отношению к тому, кто мы есть. Ин-троекции чужды нам, потому что мы не анализировали и не переструктурировали их в соответствии с нашей природой. Когда мы интроеци-руем нечто, мы пассивно встраиваем в себя то, что нам предлагает окружающая среда, не уделяя внимания тому, чего мы хотим и в чем нуждаемся. На ранних стадиях развития группы интроекция — это обычное явление, поскольку все члены группы смотрят на консультанта как на руководителя, который определит направление движения и скажет, что кому делать. На этой фазе группового развития члены группы обычно не подвергают сомнению правила, установленные терапевтом, или его вторжения. По мере того как группа будет включаться в настоящую работу, члены группы будут более критично и осознанно принимать то, что предлагает им консультант.

Проекция — это процесс, обратный интроекции. Проецируя, мы отчуждаем некоторые аспекты своей личности и приписываем их среде. Когда мы проецируем, мы затрудняемся в том, чтобы провести четкое различие между внутренним и внешним миром. Те стороны и свойства нашей личности, которые не согласуются с нашим образом себя, отчуждаются и приписываются другим людям. Видя в других те качества, которые мы не хотим признавать в себе, мы избегаем принятия ответственности за свои чувства и не принимаем себя в полной мере. Конечно же, проекция лежит в основе переноса. Когда перенос становится заметным на ранних стадиях развития группы, его динамику следует очень тщательно исследовать. Стремясь понять членов группы и консультанта, человек нередко приписывает им те свойства, которые действительно были характерны для значимых людей из его прошлого или настоящего. На переходной стадии, когда возникают и выходят на передний план такие трудности, как борьба за контроль и власть, проекция остается первичным и основным стилем контакта.

На этом этапе участники группы могут отчуждать свои потребности, чтобы обрести контроль над группой. Конфликт, который обычно возникает на этой фазе, будет сложно разрешить, пока те участники, которые спроецировали свою потребность в контроле на других, не признают ее собственной проекцией (Frew, 1986).

Ретрофлексия подразумевает обращение на себя того, что мы хотели бы сделать другим. Например, мы нередко направляем на себя агрессию и иные чувства, которые опасаемся высказать другим людям.Обычно этот дезадаптивный стиль функционирования принимается нами неосознанно, поэтому составной частью гештальттерапии является помощь в раскрытии системы саморегуляции, которая позволяет нам взаимодействовать с миром. На начальной стадии развития группы ретрофлексия отлично просматривается в стремлении некоторых членов группы «держаться позади», почти не говоря и выражая очень мало эмоций.

 Слияние включает в себя нивелирование различий между собой и средой. Для людей, которые защищаются слиянием, демаркационная линия между внутренними переживаниями и внешней реальностью размывается. Слияние в отношениях подразумевает отсутствие конфликтов или убежденность в том, что все испытывают те же чувства и мысли. Этот стиль контакта характеризует тех членов группы, которые обладают сильной потребностью в принятии и стремлением нравиться другим. Конфликт может вызывать у таких людей сильнейшую тревогу (Frew, 1986). Слияние препятствует формированию собственных мыслей и чувств и делает подлинный контакт невозможным.       

Дефлексия — это прерывание осознания, что не позволяет достигнуть ощущения устойчивого контакта. Люди, использующие этот защитный механизм, пытаются размыть контакт чрезмерным использованием юмора, абстрактных обобщений и постоянным стремлением задавать вопросы, вместо того чтобы делать утверждения (Frew, 1986). Дефлексия включает в себя уменьшение и ослабление эмоциональных переживаний.

Интроекция, проекция, ретрофлексия, слияние и дефлексия представляют собой различные стили контакта. Эти стили могут быть либо нездоровыми, либо здоровыми, что зависит от ситуации и уровня осознания, достигнутого членами группы. Такие термины, как сопротивление контакту или пограничное расстройство, используются для характеристики людей, которые пытаются контролировать свое окружение. Исходная предпосылка гештальттерапии заключается в том, что контакт одновременно нормален и здоров. Таким образом, обсуждение этих стилей контакта должно быть сосредоточено на той степени, в которой эти процессы осознаются человеком. Клиента гештальттерапии поощряют к тому, чтобы осознать доминирующий стиль блокирования контакта.

Сопротивление — это одно из базовых понятий гештальттерапии. И подобное сопротивление приветствуется и понимается. Латнер (Lamer, 1986) сделал несколько великолепных замечаний, касающихся того, насколько ценный материал для терапии предоставляет сопротивление. Тот способ, с помощью которого мы сопротивляемся, может многое рассказать нам о себе. Через понимание нашего сопротивления мы получаем возможность для расширения нашего осознания и переоткрытия тех аспектов нашего функционирования, которые мы потеряли или забыли. Целью вступления в контакт с нашим сопротивлением является не его уничтожение, но достижение осознания того способа, который мы используем, чтобы идти навстречу нашим потребностям.

 

ЭНЕРГИЯ И БЛОКИРОВАНИЕ ЭНЕРГИИ

Поскольку члены группы нуждаются в энергии, для того чтобы работать во время сессии, консультант должен уделить особое внимание тому, где эта энергия локализована, как она используется и каким способом ее можно блокировать. Блокированная энергия может рассматриваться как сопротивление, и существует ряд приемов, которые позволяют увидеть, как она проявляется в теле. Например, один из членов группы ощущает напряженность в шее и плечах, другой прерывисто дышит. Еще один участник говорит очень сдержанным и несколько сдавленным голосом, как будто удерживает его силу. В числе других способов проявления блоков можно назвать такие: плотно сжатый рот (как будто он боится, что из него выскочит что-нибудь не то), взгляд в пол или в потолок, при котором избегают контакта глазами; сутулость, закрытые позы; быстрое произношение в ритме, напоминающем стаккато, невыразительность; переживание таких телесных ощущений, как комок в горле, дрожание голоса; чрезмерно яркие чувства, напоминающие вспышки, вздрагивание или дрожание ног или рук и головокружение.

Клиент может не осознавать свою энергию или ее месторасположение или может переживать ее как негатив. Зинкер (Zinker, 1978) предполагает, что терапия в своем лучшем проявлении — это «живой процесс поддержания внутреннего огня осознания и контакта» (р. 24). Этот процесс включает в себя терапевтические отношения, которые пробуждают и питают клиента таким образом, что терапевт не истощает его энергию. Зинкер утверждает, что работа терапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту определить способы, посредством которых он блокирует энергию, и помочь ему трансформировать блокированную энергию в более адаптивные формы поведения. Этот процесс протекает наилучшим образом, когда сопротивление не рассматривается как отказ клиента к сотрудничеству и как нечто, просто позволяющее ему ходить вокруг да около. Вместо этого терапевт может научиться приветствовать сопротивление и использовать его как средство углубления терапевтической работы. Можно поощрять членов группы к осознанию того, как их сопротивление выражается в их теле. Вместо того чтобы избавляться от этих симптомов, они могут попытаться полнее войти в это состояние. Позволив себе еще сильнее сжать губы, они смогут понять, как они прерывают поток энергии и делают себя беспомощными.

Эксперимент может быть организован таким образом, чтобы опробовать различные позы тела. Например, если участник группы сидит в закрытой позиции, консультант может предложить ему раскрыться, уловить, что он чувствует, а затем снова скрестить ноги и закрыться. Предлагая клиенту подвигаться и изменить одну позу на другую, консультант может облегчить осознание. Членам группы, которые сутулятся и жалуются на недостаток чувства собственного достоинства, можно предложить встать абсолютно прямо. То есть он может использовать конкретный жест или позу как способ познания и понимания себя. Короче говоря, внимание к языку тела и энергетической блокаде внутри тела может стать продуктивным способом исследования переживаний клиента.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: