Терапевтические процедуры и техники

КОНТРАКТЫ: СТРУКТУРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Транзактный анализ основан на увеличении способностей и готовности участников группы к пониманию и созданию терапевтического контракта, который требует четкого выражения своих намерений и установления личных целей. Контракт — это ключ ко всему процессу лечения в ТА. Инициирование контракта начинается с того, что участник группы формулирует видение того, в чем он будет отличаться после окончания работы й группе (с точки зрения Ребенка). Создаваемый образ постепенно уточняется, наполняется конкретными и объективными утверждениями участников группы и того, что они намереваются сделать, как и когда они собираются достигнуть своих целей. Контакт возлагает на членов группы ответственность за четкое определение тою, что и когда они хотят изменить. Таким образом, с самого начала члены группы понимают, что терапия предполагает разделение ответственности и что они не могут пассивно ждать, пока консультант начнет управлять группой. Короче говоря, контракты членов группы представляют собой исходную позицию для организации групповой активности.

Членыгруппы дают согласие работать над конкретной проблемой в пределах группы. Например, женщина, которая не в меру критично относится к другим, может сформулировать контракт, который предполагает изменение подобного поведения. Она описывает, что именно она должна делать в группе, чтобы изменить свое поведение, когда она должна это сделать и как часто она должна делать это. Контракт может быть расширен и включить в себя ситуации, происходящие за пределами группы.

Дюсей (Dusay, 1983) утверждает, что хорошо составленный контракт содержит в себе конкретные требования клиента или выражает то, чего он хочет достичь в ходе,терапии. Он говорит, что подобный контракт представляет собой превосходный ответ на терапевтический вопрос: «Как вы и как я узнаем о том, зачем вы пришли в группу и достигли ли вы того, чего хотели?» Поскольку каждый из участников группы знает о содержании контракта другого, это позволяет создать продуктивный акцент, на основании которого будет организовано внимание членов группы в ходе сессии. Процесс ТА-терапии, прежде всего, ориентирован на те изменения, которые определены контрактом, и она заключается в согласии между терапевтом и клиентом (между Взрослым и Взрослым) о том, каких целей они хотели бы достичь в ходе этого процесса (J. Dusay & К. Dusay, 1989).

Контракт — это практический инструмент для осуществления изменений, он не может быть ригидным и должен быть всегда открыт для пересмотра. Поскольку долгосрочный контракт может быть слишком сложен, контракт формулируется пошагово, и клиент может модифицировать его, по мере того как он затрагивает новые области, нуждающиеся в изменениях. Краткосрочные контракты отлично подходят для ограниченной по времени краткосрочной терапии, которая характерна для многих общественных организаций и центров. Контракт задает направление курсу лечения в ходе краткосрочной терапии, а также обеспечивает основу для дальнейшего развития человека, даже после его ухода из группы.

 

ПОДХОД «ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЙ», РАЗВИВАЕМЫЙ ГОЛДИНГАМИ

То, что изложено ниже, представляет собой краткое резюме подхода к ТА-группам, которое основано на ряде работ, написанных Гол-дингами (М. Goulding & R. Goulding,

1976, 1978, 1979, 1982, 1987). В основе работы в рамках этого подхода лежит стремление помочь клиенту в изменении решения, которое было принято в ранний период жизни, когда он находился в эго-состоянии Ребенка. Это осуществляется посредством повторного проживания сцен из детства, как если бы они происходили в настоящем. Простого разговора о прошлых событиях, понимания сопровождающих их чувств или принятых в результате решений с позиции эго-состояния Взрослого недостаточно для того, чтобы вернуть человека в тот момент, когда он впервые столкнулся с трудностями и зашел в тупик. То, как консультант помогает членам группы войти в эго-состояние Ребенка и пересмотреть принятое решение, лучше всего просматривается через анализ стадий, через которые проходит процесс терапии.

НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ. Первый шаг группового процесса заключается в установлении крепкого контакта. Результаты терапии во многом зависят от качества отношений группового консультанта к членам группы и от его компетентности. Когда групповой консультант устанавливает хороший контакт с членами группы, для них наиболее важным свидетельством его компетентности становится умеренность, выражающаяся в том, что он не кидается «с места в карьер» и не проявляет чрезмерной спешки.

  Иногда участники группы говорят о том, что считают значимым, но избегают соприкосновения с более глубокими проблемами. Таким образом, групповой консультант пытается получить от клиента информацию об основной жалобе, о ключевой проблеме. Очевидно, что фактор доверия оказывает огромное влияние на готовность членов группы поделиться своими трудностями и неприятностями.

Следующий шаг в этом процессе предполагает «интервью», а точнее — небольшой опрос, который используют для создания актуального контракта. Типичным в этом случае является следующий вопрос:

 «Что вы хотите изменить в себе сегодня?» Заметьте, что клиента не спрашиваю о том, что он надеется изменить, или о том, что терапевт может сделать для него. Его также не спрашивают о том, как он хотел бы измениться в будущем. Этот акцент делается для того, чтобы клиент сразу начал предпринимать некоторые действия и сделал первый, пусть и маленький, шаг к изменениям.

ОСНОВНАЯ СТАДИЯ (РАБОЧАЯ). После того как сформулирован контакт, Голдинги предлагают исследование системы рэкета[8], к которому прибегают члены группы для подтверждения и поддержания своих жизненных сценариев, а значит, и своих решений (М. Goulding & R. Goulding, 1979). Цель этой процедуры состоит не только в выявлении системы рэкета членов группы, но и стимуляции к принятию ответственности за них. Например, человека, который хронически зол, могут спросить: что вы делаете, для того чтобы усиливать и поддерживать свою злость? Начиная просмотр своей жизни с недавних событий, человек постепенно движется в прошлое и пытается вспомнить как можно более ранние по времени ситуации, которые вызывали бы злость и поддерживали ее. Как и в гештальттерапии, члена группы просят побыть в этих ситуациях, воспринимая их не как наблюдатель, а как непосредственный участник, то есть в режиме здесь-и-сейчас. Членов группы также просят выражать в действии и в словах не только свои мысли, чувства и реакции, но и тех значимых людей прошлого, которые были вовлечены в эту ситуацию.

На этой стадии анализируются игры, главным образом для того, чтобы увидеть, как члены группы поддерживают в себе модели рэкета и как они утверждают свой жизненный сценарий. В этой связи большая часть работы посвящена тому, чтобы найти свидетельства и доказательства существования тех решений, которые участники группы, приняли в ранний период своей жизни, и открыть изначальный запрет, лежащий в основе принятого решения. Группа пытается обнаружить и тот тип поглаживаний, который получает человек, поддерживая и утверждая запрет.

Основная функция ТА-группового консультанта заключается в том, чтобы поощрять членов группы к принятию ответственности за свое поведение, за свои чувства и мысли. Консультант обращает внимание членов группы на те моменты, когда они используют такие слова, как «не могу», «возможно», «если только это...», «я попытаюсь», предохраняющие их от признания и утверждения собственной силы. Консультант формирует такую атмосферу, которая помогает членам группы осознать, как своим поведением и фантазиями они поддерживают в себе хронически плохое самочувствие и негативные чувства. Терапевт должен помочь членам группы открыть и принять альтернативные выборы, которые есть в их распоряжении.

Голдинги считают, что клиент может измениться быстро, не подвергая себя многолетнему лечению. Ясно, что ТА-группы могут быть краткосрочными и ориентированными на решение проблем, они могут быть структурированы таким образом, чтобы члены группы приобретали навыки, необходимые для преодоления схожих проблем в будущем. Голдинги подчеркивают такой аспект ТА-терапии, как принятие решения, так как предполагают, что, осознав свою ответственность за принятое решение, клиент может открыть в себе силы, необходимые для изменения этого решения. И тогда он сможет самостоятельно осуществить этот сдвиг и добиться существенных изменений. Этот подход делает акцент на помощи членам группы в переживании ранних высокоэмоциональных ситуаций, что необходимо для изменения отношения к ним и выхода из того тупика, в который они завели (М. Goulding & R. Goulding, 1979). Подобный прорыв, как указывают Голдинги, обычно требует воспоминания и проживания клиентом «критической» для него ситуации, в которую были вовлечены значимые для него люди, чаще всего родители. Используя фантазию и воображение, клиент вспоминает то, что говорили и как действовали его родители. А консультант создает психологический климат, позволяющий клиенту прожить ситуацию так же интенсивно (в эмоциональном плане), как и в тот момент, когда он, будучи ребенком, принимал одно из самых значимых решений своей жизни. Голдинги подчеркивают, что, если клиент хочет выйти из жизненного тупика, он должен перейти в эго-состояние Ребенка и позволить себе пережить эту ситуацию на психологическом уровне и как можно более полно. Оставаясь в эго-состоянии Взрослого и размышляя о своих инсайтах, человек не достигает нужного состояния. Всего этого недостаточно, для того чтобы начались изменения.

ЗАВЕРШАЮЩАЯ СТАДИЯ. Как только человек входит в эго-состояние Ребенка и пытается изменить однажды принятое решение, измененияв его голосе, телодвижениях и жестах становятся заметны всей группе. Роберт Голдинг (R. Goulding, 1982) подчеркивает важность подкрепления нового решения консультантом и членами группы. Этот процесс обеспечивает поддержку тем участникам, которые осваивают новые формы поведения. Клиента поощряют к изложению своего решения, и остальная группа, вербально и невербально, поддерживает принятое решение. Внимание уделяется и тем способам, с помощью которых члены группы могут использовать другие системы поддержки, находящиеся вне группы. Для членов группы не менее важно придумать и спланировать, каким образом (посредством чего) они могут изменить свое поведение, свое мышление, свои чувства и свое тело. На заключительной фазе групповой работы все внимание концентрируется на том, чтобы члены группы смогли перенести изменения, произошедшие с ними в рамках терапевтической ситуации, на свою повседневную жизнь. Прежде чем члены группы будут предоставлены сами себе по выходу из группы, весьма полезно пофантазировать о том, как изменения, которые уже произошли, могут повлечь за собой другие изменения. Нужно также подготовить их к новым ситуациям, с которыми они столкнутся, когда покинут группу, и развить систему поддержки, которая поможет им справляться с новыми проблемными ситуациями по мере их возникновения.

 

Оценка транзактного анализа

ВКЛАД И СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПОДХОДА

Транзактный анализ обеспечивает когнитивную основу группового процесса, что нехарактерно для эмпирически ориентированных групп или вовсе не представлено в них. Суть этого подхода заключается в выведении человека из позиции жертвы и осознании того, что невозможно продолжать жить, опираясь на решения, принятые в раннем детстве, и я верю, что все это лежит в основе эффективной терапии. По моему убеждению, ТА в форме терапии изменения решения обеспечивает концептуальную основу для понимания того, как человек принимает «ранние» решения, и каким образом они влияют на жизнь человека в настоящем. Многие люди ограничивают свою жизнь решениями, принятыми в раннем возрасте. Они восприняли родительские сообщения и проживают свою жизнь, руководствуясь некритично усвоенными запретами, и чаще всего даже не осознают, что попали в их ловушку. Терапия изменения решений предлагает членам группы средства, для того чтобы освободить себя от родительского жизненного сценария и жить успешно и осмысленно.

Одной из весьма сильных сторон ТА является акцент на контракте как способе управления работой каждого члена группы. Контрактная система возлагает на каждого члена группы ответственность за то, каких изменений он хочет достичь и как он собирается это сделать причем эта ответственность отчасти снимается с консультанта. Контракт уравнивает силу консультанта и членов группы, он также снимает ненужный покров тайны, который нередко окружает группу и то, что в ней происходит. ТА-группы стремятся к увеличению внутренней силы ее участников. Члены группы получают возможность осознать тот вклад, который они внесли в создание своих проблем, а также узнают о новых способах мышления и действия, которые им доступны. Поскольку ТА — это структурированный подход, он очень удобен для различных агентств, обществ и центров, которые являются частью развитой системы психологической помощи. Члены группы определяют те области, в изменении которых они заинтересованы, формулируют конкретный контракт, который направляет их работу в группе, и создают реальный план действий, который позволяет им продвинуться вперед за относительно короткое время. ТА-группы предлагают широкий спектр возможностей как для превентивной, так и для коррекционной работы. Они одновременно формируют и образовательную, и терапевтическую структуры. Информация, которая предоставляется в ТА-группах, вовлекает участников в работу как когнитивно, так и эмоционально. Лично я приветствую интеграцию ТА-понятий и практики с гештальттерапией и техниками психодрамы. Многие из техник психодрамы, такие как обмен ролями, самопрезентация, дубль, монолог и проекция будущего, являются эффективными методами, позволяющими исследовать аффективные аспекты запретов и ранних решений. Понятия ТА могут быть перенесены в жизнь благодаря использованию методов, характерных для психодрамы.

Конечно, то, что сделали Голдинги, является эффективной модификацией теоретической основы ТА, совмещенной с методами психодрамы, использованием направленного воображения, гештальттех-ник, поведенческой терапии, десенсибилизации, процедурами семейной психотерапии и психосинтеза." Они утверждают, что чистые гештальттерапевты могут потерпеть неудачу при попытке обеспечить обратную связь, а чистые ТА-терапевты редко достигают того уровня интенсивности эмоций, который ведет к прорыву через ограничения, препятствующие росту клиента.

Весьма интересные возможности возникают при интеграции ТА и гештальтподхода в работе с детьми-(Tudor, 1991). В группах Тьюдора акцент делается как на образовательном, так и на терапевтическом, способе организации процесса, целью которого является поддержание и восстановление психического здоровья. Он формирует контекст, который позволяет ребенку пройти через все стадии гештальтцикла, выделяя и нейтрализуя запреты, которые выделены в ТА.

 

ОГРАНИЧЕНИЯ ПОДХОДА

 Как и большинство других подходов, обсуждаемых на страницах этой книги, ТА можно критиковать за то, что его теория и процедуры не получили какой-либо адекватной эмпирической оценки их валидности. Многие понятия, описанные Берном, сформулированы в такой манере, что практически невозможно организовать исследование, чтобы протестировать их. Получается, что основные свидетельства успеха получены в ходе клинических наблюдений. Создание какого-либо хорошо организованного исследования, предназначенного для оценки процесса и результатов терапии, не является сильной стороной ТА. Правда, это не значит, что никто не пытался исследовать результаты групповой терапии в рамках ТА. Эти исследования описаны в различным статьях «Журнала транзактного анализа». Некоторые терапевты утверждают, что использование контрактов обеспечивает процесс разделения терапевтической ответственности, и возможные исследования могут быть посвящены тому, в какой степени и при каких условиях члены группы реализуют свой контракт. По моему мнению, ТА может только выиграть от интеграции тех требований и тех исследований, которые характерны для поведенческой терапии.

Групповой консультант, работающий с ТА, стремится к стимулированию индивидуальной работы в группе, а не к обеспечению эффективного взаимодействия между ее членами. Мое личное убеждение заключается в том, что этот стиль ведения группы является примером неоптимального использования тех преимуществ, которые предоставляет взаимодействие в ходе групповой терапии. Капур и Миллер (Kapur & Miller, 1987) предполагают, что будущие исследования могут ясно продемонстрировать недостаток внимания, который ТА-клиницисты проявляют к уникальным характеристикам группы. Основываясь на своих исследованиях, они хотели бы видеть ТА-терапевта заинтересованным в работе с такими процессами, как сплоченность группы, универсальность, и использующим соответствующие терапевтические техники. Они также предлагают детецентрализовать роль группового консультанта, что позволит повысить спонтанность взаимодействий между членами группы и сделать это общение более интенсивным.

Последняя проблема, о которой я хотел бы сказать, это то, как некоторые практики используют структурированность ТА-групл и словарь ТА. Они прячутся за ними, избегая установления подлинного контакта с клиентом и предохраняя себя от необходимости реагировать на его действия. Опираясь на структуру ТА, они избегают личностного взаимодействия и все свое внимание сосредоточивают на назывании эго-состояний, формулировке контракта и определении направления и характера транзакций. Я также знал некоторых членов группы, которые использовали ТА-жаргон, чтобы убедить себя в том, что они самоактуализируются, хотя они просто выучили новые термины, обозначающие старый процесс. Некоторые клиенты используют жаргон в качестве интеллектуального щита, за которым они могут спрятаться. Я еще раз хочу подчеркнут^ что существует реальная опасность потеряться в структуре и словаре ТА, но она может быть уменьшена, если терапевт будет отслеживать и проговаривать неправильное использование членами группы словаря ТА и модели в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: