Поведенческая групповая терапия

 

 

 

Введение

 

Поведенческий подход становится все более популярным и активно применяется для,работы в группах. Одной из причин этой популярности является то, что этот подход делает акцент на обучении клиентов навыкам самоуправления, которые они могут использовать для возвращения контроля над собственной жизнью и для преодоления настоящих и будущих проблем. Он также обучает их эффективно жить без прохождения долгосрочной терапии. Авторы, имеющие поведенческую ориентацию, такие как Уотсон и Тарп (Watson & Tharp, 1997), посвятили свои книги тому, чтобы помочь людям управлять своим поведением. Эта цель достигалась благодаря разнообразию когнитивных и поведенческих техник. Большая часть этих терапевтических техник являются процедурами, которые клиент может самостоятельно применять для разрешения межличностных и эмоциональных проблем, а также проблем, связанных с принятием решения.

Термин поведенческая терапия касается целого ряда техник и процедур, которые берут свое начало в различных теориях научения. Поскольку в основе современной поведенческой терапии нет единой теории, отсутствует и единая групповая модель, то есть то, что можно назвать поведенческой группой. В действительности, существуют различные типы групп, которые схожи в том, что используют бихевио-ральные принципы и принципы научения. Поведенческую терапию в этой связи лучше всего определить как общую ориентацию клинической практики, основанной на экспериментальном подходе к изучению поведения.

Базовое предположение бихевиористов заключается в том, что большинство проблемных поступков, проблемы мышления и эмоций были нами усвоены. И что их можно модифицировать, если мы усвоим новые формы (поведения, мышления и т.д.). Несмотря на то что этот процесс модификации нередко называют «терапией», он скорее напоминает опыт обучения, в ходе которого индивид вовлекается в процесс научения/обучения. Это образовательный процесс, поскольку люди узнают о том, как оценивать собственный процесс научения, формируют новый взгляд на способы научения и пытаются обнаружить более эффективные способы изменения своего поведения, мыслей и эмоций. Многие из техник поведенческого подхода применяются в группах самых различных ориентации (таких, как рационально-эмо-тивная поведенческая терапия, когнитивная терапия, терапия реальностью и транзактный анализ), которые разделяют базовое предположение о том, что групповая терапия — это образовательный процесс, и подчеркивают ценности обучения/научения в контексте группы.

Другое предположение, характерное для поведенческой терапии, заключается в том, что поведение, которое демонстрируют клиенты, является проблемой само по себе, а не просто симптомом проблемы. Успешное разрешение проблематичного поведения ведет к разрешению проблемы, и возникновение новой проблемы (как результат того, что справились с симптомом, а не с самой проблемой) отнюдь не обязательно. Этот взгляд противоположен подходам, ориентированным на отношения и на инсайт, которые делают акцент на достижение инсайта, касающегося прорабатываемой проблемы, как основы для изменений. В то время как подходы, ориентированные на инсайт, утверждают, что, если клиент поймет природу и причину своего симптома, ему станет лучше и он сможет обрести контроль над своей жизнью, поведенческий подход утверждает, что изменения могут происходить и без инсайта. Терапевт, работающий в рамках поведенческой терапии, оперирует предположением о том, что изменения в поведении могут помочь человеку осознать себя и что поведенческие изменения могут привести к повышению уровня самопонимания.

Групповой консультант, который действует с точки зрения поведенческого подхода, использует широкий спектр воздействий, заимствованных из теории социального научения, таких, как подкрепление, моделирование, формирование поведения, когнитивная реконструкция, десенсибилизация, релаксационный тренинг, инструктирование, тренировка поведения, контроль стимулов и тренинг различий. Как бы то ни было, групповой консультант может развивать и адаптировать стратегии, заимствованные из других терапевтических подходов, если они обеспечивают видимый терапевтический эффект.

Таким образом, консультанты обеспечивают прогресс членов группы через последовательный сбор данных до, во время и после воздействия конкретной техники. Такой подход обеспечивает всех участников группы постоянной обратной связью, отражающей степень эффективности группового процесса. В рамках этого подхода консультант одновременно является и клиницистом, и ученым, который тестирует эффективность собственных техник.

Ключевые понятия

Поведенческая терапия обладает несколькими уникальными характеристиками, которые отличают ее от других подходов, изложенных в этой книге. Она основана на принципах и процедурах научного метода. Это экспериментально изученные принципы научения, которые систематически применяются для того, чтобы помочь людям изменить дезадаптивные формы поведения. Отличительной характеристикой бихевиористов (и теоретиков, и практиков) является их систематическая ориентация на измерение и уточнение. Понятия и процедуры очень четко определены, эмпирически протестированы и подвергаются достаточно серьезной ревизии. Оценка и процесс научения совершаются одновременно. Особые характеристики поведенческой терапии включают в себя (I) постоянную оценку поведения, (2) точное прописывание целей лечения, (3) формирование процедур, соответствующих конкретной проблемен конкретному клиенту, и (4) объективную оценку результатов терапии.

 

ОЦЕНКА ПОВЕДЕНИЯ

Оценка поведения — это ряд процедур, используемых для получения информации, которая ляжет в основу индивидуального плана лечения клиента и поможет измерить и оценить эффективность самого процесса лечения. Согласно Спиглеру и Гавремонту (Spiegler, & Guevre-mont, 1998), процедуры оценки поведения обладают пятью характеристиками, которые являются составной частью поведенческой терапии. Они (1) направлены на собрание уникальной и детализированной информации о проблеме клиента, (2) акцентируют внимание на текущем функционировании клиента и условиях его жизни, (3) они направлены на выяснение конкретных примеров поведения клиента, для того чтобы получить информацию о стандартном способе реагирования клиента в различных ситуациях, (4) это узконаправленные процедуры, не предназначенные для работы с личностью клиента в целом, которые (5) являются интегративной частью терапии.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

В большинстве бихевиорально ориентированных групп начальная стадия посвящена переходу от оценки поведения клиента к формулированию тех целей, которые он хочет достигнуть. Члены группы рассказывают о проблемных аспектах своего поведения и о новых навыках, которые они хотят приобрести. Цели, которые клиенты выдвигают наиболее часто, это снижение тревоги в ситуации проверки, избавление от фобий и страхов, которые препятствуют эффективному функционированию человека, потеря веса и освобождение от какого-либо недо- статка (курение, переедание, неумеренное употребление алкоголя). Новые наы пси,

о которых чаще всего упоминают клиенты, обычно таковы: • Научиться ясно и прямо просить того, что хочешь.

• Приобрести привычки, которые позволяют быстро достигать физического и психологического расслабления.

• Сформировать особые приемы самоконтроля, помогающие ежедневно заниматься физической нагрузкой, контролировать свое Питание и ограничивать стресс.

• Научиться быть твердым без агрессии.

• Обучение тому, как давать и получать негативную и позитивную обратную связь.

• Приобретение способности осознавать и изменять саморазрушительные мыслительные паттерны или иррациональные представления о себе.

• Обучение коммуникации и социальным навыкам.

• Развитие стратегии разрешения проблем для приспособления к разнообразным ситуациям, встречающимся в повседневной жизни.

• Обучение более эффективным формам поведения, позволяющим справиться с ситуациями, вызывающими стресс или злость.

Задача консультанта состоит в том, чтобы помочь члену группы превратить широко сформулированные и неопределенные цели в конкретные цели, доступные измерению. Например, если Петер говорит* что он хотел бы чувствовать себя более адекватно в социальных ситуациях, консультант спрашивает его: «Что вы делаете (или не делаете), в результате чего у вас возникает чувство собственной неадекватности? В каких условиях вы ощущаете свою неадекватность? Можете ли вы привести конкретные примеры ситуаций, в которых вы чувствовали себя неадекватным? Как именно вы хотели бы изменить свое поведение?» Группа может быть использована для того, чтобы помочь Петеру (и любому другому участнику) сформулировать ответы на эти достаточно сложные вопросы.

ПЛАН ЛЕЧЕНИЯ

После того как члены группы определят свои цели, составляется план лечения, который ориентирован на достижение этих целей. Поведенческие техники ориентированы на действие, следовательно, от членов группы ожидают выполнения некоторых заданий и упражнений, а не просто пассивной рефлексии и погружения в разговоры о своих проблемах. Первоначально этот план формулируется консультантом для каждого члена группы, но по мере того, как члены группы осваивают необходимые навыки, они вместе с групповым консультантом методом мозгового штурма формулируют стратегию собственных действий. В конечном счете клиент самостоятельно оценивает те стратегии и те действия, которые он должен предпринять, чтобы достигнуть поставленной цели и решить проблему. Наиболее часто используемые техники (которые сами по себе предполагают активное групповое взаимодействие) — это моделирование, поведенческая тренировка, инструктирование, домашние задания, обратная связь, тренинг и предоставление информации (о них вы сможете прочесть ниже в этой главе).

 

ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА

Когда желаемое поведение точно описано, определены цели лечения и необходимые терапевтические процедуры, появляется возможность объективной оценки результатов терапии. Поскольку бихевио-ральные группы подчеркивают важность оценки эффективности используемых в них техник, оценка прогресса клиента производится постоянно. Например, если группа встречается десять недель в рамках тренинга социальных навыков, то основополагающие данные об этих навыках должны быть получены на самых первых сессиях. Затем каждая сессия может включать в себя оценку поведенческих изменений, чтобы члены группы могли понять, насколько быстро и эффективно они продвигают вперед. Обеспечение обратной связи является жизненно важной частью поведенческой групповой терапии.

Решение, касающееся использования конкретной техники, основано на ее эффективности. Спектр используемых техник достаточно широк, и многие консультанты чрезвычайно эклектичны в том, что касается выбора процедур лечения. Они готовы заимствовать техники из любых терапевтических подходов, если они позволяют изменить неэффективные и ригидные мыслительные, поведенческие или эмоциональные паттерны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: