Тема: исследование чувства изоляции

Эндрю несколько раз замечал, что он стремится изолировать себя. Он эмоционально замыкается и все же осознает, что у него есть ключ для того, чтобы открыть себя для других. Эндрю также упоминал о стене, которая выстроена вокруг и оберегает его, но в то же время изолирует. Эндрю сам спросил себя, почему его брак не удался. Поскольку он развелся, он спросил себя: «Виновен ли я в том, что это случилось? Смогу ли я доверять кому-нибудь снова? Смогу ли пережить боль развода?»

        Есть несколько способов работы с Эндрю. Один из способов (кли-

ент-центрированный подход) состоит в том, чтобы предложить Эндрю рассказать свою историю. В то время как он рассказывает ее, мы уделяем полное внимание не только тому, что он говорит, но и тем невербальным сигналам, которые свидетельствуют о его боли, связанной с потерей. Это внимание и поддержка группы позволят ему полностью пережить свои чувства и поделиться ими. Поделившись своими переживаниями, он ослабляет чувство изоляции. Эндрю остается в контакте с другими участниками группы, он осознает их сочувствие по отношению к нему, что позволяет ему снова делиться своими переживаниями и вновь преодолевать свою изоляцию.

Другой способ работы над этой темой возможен с использованием психодраматической техники. Марианна попросила Эндрю подумать и сказать, что в произошедшем разводе заводит его в тупик больше всего. Эндрю ответил: «Есть много вещей, которые остались невысказанными, это вещи, которые вводят меня в ступор, слова, которые я, наверное, никогда не смогу сказать». Затем Марианна попросила Эндрю показать что-нибудь из того, что он может никогда не произнести. Затем его попросили выбрать одного из членов группы на роль жены. Он выбрал Джул и начал играть, выражая свою боль. Джул (как символическая жена) сначала слушала, а потом ей дали возможность ответить. Она могла ответить как Джул, которая изображает жену Эндрю, или вообразить себя бывшей женой и ответить исходя из ее позиции. Эндрю в нескольких чертах предварительно наметил, какой была его жена и что она скорее всего сказала бы; этот инструктаж был очень полезен для Джул, играющей ее роль.

В ролевой игре Эндрю смог выразить свое чувство боли и ощущение предательства и постепенно начал доверяться другим. По мере того как он разговаривал со своей символической женой, Эндрю повторял, что он недостаточно хорош, чтобы сохранить отношения и оставаться вместе с ней. В этот момент Даррен, который идентифицировался с чувствами Эндрю, был выбран дублем Эндрю, стоя на шаг позади него, говорил то, что тот не произносил вслух. Слушая его речь позади себя, Эндрю смог в конечном счете подобрать свои собственные слова и освободить некоторые чувства.

После проведения этой ролевой игры я (Марианна) попросила Эндрю вообразить близкие отношения с кем-то, которые он хотел бы иметь, но пять лет спустя. Он сказал, что хотел бы видеть себя достаточно открытым и способным к доверию, чтобы вступить в значимые отношения. Работая с Эндрю, мы пытались понять его субъективный мир (экзистенциализм) и использовали поддержку членов группы, чтобы работать с ним дальше. Использование психодрамы вызвало усиление эмоций. Выражая свои эмоции, Эндрю пережил освобождение от чувств, запертых внутри. Но он стал лучше чувствовать себя не только поэтому. Эндрю решил, что он не хочет быть изолированным от других и должен поделиться своей болью с теми людьми, которые заботятся и беспокоятся о нем. Он смог понять, что доверие может быть избирательным и что не все хотят предать его или унизить.

В ходе психодрамы участники разыгрывают конфликты, как если бы они происходили в настоящем, а не в прошлом. Консультант, опирающийся на психодраму, часто говорит членам группы: «Не говорите нам об этом, покажите нам это». Базовое предположение психодрамы заключается в том, что повторное переживание сцены прошлого дает участникам возможность исследовать то, как это событие влияет на него в настоящем, и возможность по-другому отнестись к нему сейчас. Воспроизводя события прошлого в настоящем, Эндрю придал ему новый смысл. Благодаря этому он смог проработать незавершенное событие и по-новому завершить ситуацию.

С проблемой Эндрю можно было поработать и на когнитивном уровне. Опираясь на рационально-эмотивный подход, я (Джерри) помог Эндрю осознать и изменить присущий ему паттерн самообвинения. Усвоив А-В-С модель терапии, Эндрю смог критически оценить те убеждения, которые доставляли ему неприятности. В случае с Эндрю активирующим событием (А) был его развод, но не он являлся причиной его состояния. Причиной подобной реакции на активирующее событие стали его иррациональные убеждения (В). Он реагировал так, как будто все проблемы вызваны разводом, и если его не любила жена, значит, никто не будет любить. Он считал, что близость приносит только боль и, что если бы только он был другим, его жена не ушла бы от него. Таким образом, эмоциональные последствия (С) его боли относятся не к разводу, а к ошибочному, алогичному мышлению.

Проделав эту когнитивную работу, Эндрю открыл для себя, что избегал контактов с другими женщинами, поскольку убедил себя в том, что женщины не могут увлечься им, а если это и произойдет, они причинят ему только боль. Я (Джерри) бросил вызов представлениям Эндрю о катастрофических последствиях сближения с другим человеком. Даже если ему однажды причинили сильную боль, это не значит, что любые близкие отношения причиняют боль. Будущее не является повторением прошлого. Основная цель состояла в том, чтобы Эндрю поставил себя в ситуацию, в которой он смог критически осмыслить свои убеждения, касающиеся эмоциональной близости с женщиной.

Получая поддержку и одобрение, Эндрю начал изменять саморазрушающие представления. Я предложил ему, чтобы он в ролевой игре завел разговор с одной из женщин нашей группы. Цель этого упражнения состояла в том, чтобы он смог почувствовать себя более свободно, вступая в диалог с женщиной. Эндрю обсудил свои страхи, касающиеся того, что он снова может увлечься кем-то, которые потом исследовались в ходе сессии.

Есть и другой способ, с помощью которого мы могли бы поработать над амбивалентностью чувств Эндрю, связанной со сближением с другими людьми, особенно с женщинами, и попыткой держать всех на расстоянии от себя. Заимствуя понятия из транзактного анализа, мы могли бы воспользоваться продуктивной стратегией проработки раннего решения Эндрю, которое могло быть примерно таким: «Если ты откроешь себя для любви к другому человеку или позволишь себе заботиться о других и беспокоиться о них, тебе причинят вред. Так что лучше скрывай свои чувства и оставайся эмоционально невосприимчивым, ведь ты же не хочешь испытывать боль?!» Мы могли предложить Эндрю подумать над тем, когда и почему могло быть принято решение об эмоциональной изоляции как способе самозащиты. Его также можно попросить подумать о том, как это решение влияет на его отношения с женщинами в настоящем, и ответить на вопрос — хотел бы он изменить его? Наконец, некоторые из его предубеждений («Не приближайся к другим людям», «Не позволяй людям слишком, близко подойти к своим чувствам», «Будь осторожен с теми, кому доверяешь», «Защищай себя») могут стать точкой отсчета и материалом для дальнейшего исследования.

Схожие идеи из ТА и эксперименты гештальттерапии неплохо действуют вместе. Мы могли продолжить работу над ранним решением, используя гештальтподход. Эндрю утверждает, что он хочет поработать со своими чувствами, касающимися близости с женщиной. Представим возможное развитие событий. Сначала я (Марианна) попрошу его пройти по кругу, останавливаясь перед каждой женщиной в группе, и называть самый сильный страх, какой он может испытать при попытке сближения с ней. Поступая так, он осознает здесь-и-сейчас страхи по отношению к конкретным женщинам, присутствующим в группе, особенно страх перед Джул и Сюзанной. Я предложила, чтобы Эндрю посмотрел на Джул и Сюзанну, позволив им попасть в фокус конфликтных чувств. Когда он смотрел на Джул, он выражал ту часть себя, которая хотела любви и заботы.

Эндрю: Я чувствую себя таким одиноким, и мне очень холодно за стеной, которую я выстроил вокруг себя. Я напряженно пытаюсь удерживать людей в стороне от себя. Я хочу разрушить эти стены и выйти на свободу, но я боюсь того, что за ними. Поступая так, я скрываю свою истинную природу. Это не я, я не такой.

Марианна: Эндрю, посмотри на Сюзанну и позволь себе стать той частью себя, которая хочет оставаться под защитой стены.

Эндрю: Оставайся за этой стеной, которую ты возвел с таким трудом. Ты изолирован, но, по крайней мере, ты в безопасности. Ты знаешь, что случится, если ты позволишь себе заботиться о ком-то другом: тебе причинят боль, и эта боль не стоит того, чтобы снова вступать в отношения с кем бы то ни было.

 

Этот диалог помог Эндрю осознать полярности, скрытые внутри него, но при этом никто не подталкивал его к тому, чтобы сделать выбор и предпочесть одну из них. Преувеличивая каждую из сторон и побыв там некоторое время, он смог лучше оценить их и решить, на какой стороне он хочет жить.

Мы можем работать с Эндрю совершенно по-другому. Вместо того чтобы работать с конфликтными эмоциями (как мы это делали, исходя из гештальтподхода), мы можем применить поведенческую стратегию. Предположим, я (Джерри) решил использовать технику релаксации и десенсибилизации, чтобы проработать страх Эндрю перед близостью. Техники релаксации, которым можно обучиться в группе, состоят в систематическом напряжении и расслаблении всех мышц тела. Их надо ежедневно практиковать дома.

Практическое применение техник релаксации к тем затруднениям, которые испытывает Эндрю, может заключаться в следующем: ему предлагают сконструировать воображаемую иерархию ситуаций межличностного общения, выстроив лестницу от ситуаций, которые вызывают минимальную тревогу, до ситуаций, вызывающих максимальное чувство тревоги. Затем его просят использовать техники для полного расслабления тела. Затем он в воображении проводится через ситуацию, которая в его иерархии занимает самое низкое место (то есть вызывает минимум тревоги), — предположим, это ситуация разговора с женщиной, которая ему нравится. Постепенно его вводят в ситуации, которые вызывают более сильное чувство тревоги. Как только Эндрю ощущает приступ тревоги, его просят «выключить» картинку с этой сценой и расслабиться. Постепенно он обучается справляться с тревожащими его образами и может перейти к ситуации, которая вызывает сильную тревогу, например, завязывание близких отношений с женщиной.

Работая с трудностями Эндрю, вызванными конфликтом между стремлением к близости и стремлением оставаться в безопасной изоляции, мы проиллюстрировали самые разнообразные стратегии: личностно-центрированный подход, экзистенциальный подход, психодраму, гештальттерапию, рационально-эмотивную поведенческую терапию, транзактный анализ и поведенческую терапию. Конечно, мы не предполагаем, что в работе с Эндрю нужно использовать все эти техники. Мы лишь проиллюстрировали, как можно работать над одной и той же проблемой, заимствуя техники из разных подходов. Важно уделять внимание клиенту и тому, что он готов делать в конкретной ситуации.' Конечно, мы попытаемся вовлечь Эндрю в процесс формирования эксперимента, который он готов опробовать в группе.

ТЕМА:

ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Джул дала понять, что готова поработать над своими чувствами к отцу. Джул сказала, что ей очень грустно, потому что она слишком долго ждала от отца, что он скажет ей то, что она хочет услышать. По мере того как Джул говорила, она выразила свою боль, вызванную тем, что она так и не услышала от отца слов поощрения, гордости за то, что она стала музыкантом. Джул очень хотела, чтобы ее отец верил в нее, и все же вплоть до самой смерти он ни разу не сказал ей, что ее ждет успешная карьера, и не поддержал ее.

Мы попросили Джул выбрать из группы одного человека и, глядя на него, поговорить со своим отцом. Тот факт, что он недавно умер, не уменьшал интенсивности или значимости этого разговора, скорее наоборот. Целью использования этой психодраматической техники было создание ситуации разговора Джул с ее отцом, чтобы она смогла вербально и невербально выразить те вещи, которые она хранит внутри. Если у нее были какие-то незавершенные дела, связанные с отцом, диалог стал бы наиболее эффективным средством их завершения.

После того как она приняла участие в ролевой игре, дальнейшая работа могла иметь несколько направлений. Мы могли просто спросить: «Джул, когда ты сказала все это, что ты почувствовала? Что это значило для тебя? Что бы ты хотела сделать дальше?» Ключ, данный самой Джул, был бы наилучшей основой для продолжения работы. Как вы увидите в эксперименте, приведенном ниже, мы попросили Джул написать письмо своему отцу, хотя его нет в живых. В этом письме Джул могла написать все, чего она больше всего на свете хотела от своего отца и что она могла бы ему сказать. Написание этого письма дало Джул возможность освободить чувства, связанные с тем, чего она хотела, но не получила от своего отца. Возможно, она смогла бы утвердить себя и позволить себе получать поддержку от других людей. Написание письма может стать средством признания своих талантов и достоинств.

Джеки включилась в работу Джул со своими родителями. Одной из трудностей Джеки были попытки позволить себе чувствовать себя «достаточно хорошей» как человек, как личность, независимо от оценки ее достоинств другими или ее успешности. Работа заключалась в проработке представления Джеки о том, что если она будет совершенной, то сможет получить всеобщее одобрение и будет чувствовать себя адекватной как личность.

Джеки: Моя мама оставила меня, когда мне было 7 лет. Я всегда чувствовала свою ответственность за это. Я чувствовала, что, если бы я была более веселой, милой и желанной, она захотела бы остаться. Умом я понимаю, что не несу ответственности за ее уход, но иногда чувствую, что, если бы я была чуточку лучше, она бы осталась. Я хотела быть центром ее мира. Поэтому дело не в том, что люди чего-то не дают мне. Проблема в том, что я не могу дать им достаточно взамен.

Марианна работала с Джеки над интенсивными чувствами по отношению к ее матери, особенно с представлением о том, что, если бы она была совершенной, ее мать не бросила бы их с отцом.

Даже если мы не работали бы с Джеки, используя психоаналитические техники, психоаналитическое понимание ситуации обеспечило нам контекст для понимания проблемы Джеки. Посмотрев на динамику Джеки, мы можем заключить, что она ожидает от других заботы и тепла. Она никак не расстанется с фантазией о маленькой девочке, которую хотели бы видеть ее родители. Фрустрация потребности быть

«идеальной дочерью» для своих родителей может быть связана с чувством тревоги, отсутствием безопасности и разрушением иллюзий. Мы можем интерпретировать ее поведение как поиск родителя, которого она всегда хотела иметь. Она обращалась к другим членам группы, как если бы они были ее родителями. В действительности она очень заинтересована во всех людях, которые занимают авторитетную позиции, например она очень хотела нравиться ведущим — Марианне и Джерри. Она смотрела на нас как на людей, которые могут подтвердить ее значимость. И конечно, мы должны были уделить серьезное внимание этому переносу.

На рабочей стадии развития группы Джеки может регрессировать и заново пережить старые паттерны взаимодействия в семье, которые могут стать основным материалом для проработки в группе. То, как она ведет себя во время групповой сессии, дает ключ к пониманию исторических причин, обусловивших ее нынешнее поведение. Весьма полезными окажутся несколько своевременных интерпретаций, которые вынесут на поверхность некоторые элементы ее прошлого. С другой стороны, в основу работы можно положить проработку переноса, направленного на консультантов. В групповой ситуации можно воссоздать родительскую семью, чтобы проработать перенос. Перенос мешает ей правильно воспринимать реальность, поскольку она проецирует на членов группы чувства, которые на самом деле являются ее чувствами по отношению к родителям. Более того, Джеки может искать одобрения, которого она ожидала от MIVI ри, у любого члена группы или у всех сразу.

Адлерианская интерпретация достаточно сильно отличается от вышеприведенной психоаналитической интерпретации. Следуя Адлеру, мы не будем тратить время на исследование той борьбы, которую она вела за получение одобрения со стороны родителей. Вместо этого в центре нашего внимания окажется поведение Джеки здесь-и-сейчас и те способы, используя которые она может изменить способ мышления, а затем и свое поведение в целом. Работая в рамках адлерианской модели, мы пригласили ее пересмотреть свое восприятие или рассмотреть наши интерпретации ее борьбы за родительское одобрение. Она исследует свой стиль жизни, чтобы увидеть, как она ищет одобрения, и этот поиск одобрения может стать темой исследования. Интерпретация должна быть сосредоточена на ее целях и намерениях, на ее личной логике и на том, как она работает. Когда она достигнет инсайта, осознав свои базовые предположения и их ошибочность, она может начать процесс модификации этих представлений и, таким образом, найти способы, которые приведут ее к более удовлетворительному существованию.

Если для работы над проблемой Джеки мы используем подход, ориентированный на действие, мы будем применять психодраматические техники, чтобы оживлять проблемный материал. Мы хотим знать, помнит ли Джеки что-то из того времени, когда она была ребенком и хотела получить любовь и одобрение своих родителей, но не получала ни того ни другого. Например, Джеки вспомнила тот момент, когда узнала, что мать ушла от них (ей было 7 лет). Марианна помогла ей восстановить эту сцену из ее детства и отобрать двух членов группы, которые сыграли бы ее родителей. Здесь представлены несколько возможных вариантов психодрамы.,

• Играя так, как будто она ребенок, Джеки может сказать все то, что она думала и чувствовала в тот момент, когда ее мать уходила.

• Она просит своих родителей (оставаясь в роли ребенка) любить ее и остаться вместе.

• Символические родители проигрывают свои роли либо как отвергающие родители, либо как принимающие родители.

• Другой член группы встает позади Джеки и в ходе инсценировки договаривает то, что ей трудно выразить словами.

• Джеки проецирует сцену со своими родителями в настоящее, проигрывая ее такой, какой она хотела бы ее видеть. В этом случае она должна проинструктировать других членов группы о том, как они должны изображать родителей, которых она хотела иметь в свои 7 лет.

Последующая психодрама представляет собой попытку связать нынешние трудности Джеки с теми чувствами, которые она испытывала, когда была ребенком. Тот способ, используя который она ищет одобрения других, и ее желание быть любимой и уважаемой авторитетными фигурами, могут быть подобны ее динамике в детстве. Участвуя в психодраме, она, вероятнее всего, поймет, как она борется за то, чтобы преподносить себя как можно более совершенной и получать одобрение от каждого человека. Джеки осознает, что никто не может дать ей то одобрение, которое она хотела получить от своей матери.

По мере того как Джеки прорабатывала эту тему, Марианна заметила, что Жаклин очень ярко реагирует на процесс и тоже вовлеклась в работу. Марианна попросила Жаклин сказать Джеки, как на нее повлияли чувства, выраженные Джеки.

Жаклин: Не важно, насколько моя мать поддерживала меня и говорила правильные вещи, мне было очень трудно принять их. Я не могла стать ближе к ней. Все, что я хотела, это избавиться от чувства отрицания, которое жило во мне. Я никогда не знала, что делать с ним. Она пыталась, и я пыталась, номы каждый раз терпели неудачу. Я только плакала. Я хотела принять ее такой, какой она была на самом деле.

Жаклин попросили посмотреть на некоторые из ее убеждений, которые лежат в основе всего, что она делает в повседневной жизни. С точки зрения Адлера, Жаклин тоже действовала исходя из предпосылки, что, если она будет совершенной, она получит одобрение матери. Но это требование угнетало ее. Жаклин пришла к осознанию того, что она ищет одобрения матери, и приняла то, что никто не сможет дать ей того одобрения, которое она ищет.

Марианна сказала, что ей кажется, будто Жаклин хочет от группы того, чего она не получила от матери. Потребность Жаклин в одобрении других коренится в ее потребности услышать от своей матери искреннее уверение в том, что она принимает ее как личность. В этом случае мы применили техники Адлера, попросив Жаклин вообразить, что она достойная внимания личность и получила одобрение от своей матери. Джерри сделал ей следующее предложение.

Джерри: Жаклин, я бы хотел, чтобы в течение следующих двух недель ты поступала так, как если бы ты получила все то одобрение, в котором нуждаешься, и смогла принять его. Более того, я хотел бы, чтобы ты каждое утро вставала перед зеркалом и заканчивала предложение: «Жаклин, я одобряю тебя, потому что...»

Жаклин: Уау! Вы хотите от меня слишком многого. Вы хотите, чтобы я вставала перед зеркалом и говорила, что одобряю себя и нравлюсь себе. А что, если я не найду столько поводов сказать о себе что-нибудь хорошее?

Джерри: Давай не будем загонять себя в тупик прямо сейчас. Назови одну вещь, которая помогает хорошо думать о себе.

Жаклин: Ну, я хорошая мать.

Джерри: Отлично. Теперь назови черту своего характера или личностную черту, которая тебе нравится.

Жаклин: Я хороший ученик. Несмотря на то, что в нашей школе было трудно учиться, я закончила ее, а сейчас и вовсе работаю над докторской.

Я (Джерри) попросил Жаклин назвать те черты, которые ей нравятся в себе, за которые она себя ценит. Мое намерение было достаточно простым. Я хотел обратить внимание Жаклин на то, что она сама ценит в себе, вместо того чтобы ориентировать ее на Поиск поддержки у других людей. Мое предположение заключалось в том, что, если другие дадут ей то одобрение, которое она так ищет, она не поверит им или вскоре забудет об этом. Это упражнение направлено на то, чтобы помочь Жаклин осознать, что одобрение, которое ей так нужно, нужно искать не у других, а в себе.

Когда мы перешли на рабочую стадию, выяснилось, что некоторые члены группы могут поработать над схожими темами. Джеймс находился под сильным влиянием этого разговора о матерях. Он сказал, что он думал о своей матери, когда Жаклин и Джеки рассказывали о своих матерях. Марианна предложила ему вообразить, что бы он сказал Джеки, если бы она была его матерью (поскольку казалось, что исследование ее проблемы затронуло его сильнее). Джеймс дал понять Марианне, что хотел бы попробовать на роль своей матери и Джеки, и Жаклин, поскольку ему было что сказать им обоим. (Это лишний раз доказывает важность того, чтобы спрашивать клиента, кого он хочет пригласить для участия в ролевой игре. Обратите внимание, что нет необходимости ограничивать диалог одним человеком, разговор с двумя или более символическими матерями может придать вашей работе глубину.)

. Джеймс: Если бы моя мама была здесь, я бы сказал (немного колеблясь и с большой эмоциональностью), что я люблю ее. Я никогда не говорил тебе этого раньше, и я знаю, что ты действительно сильная женщина. Ты принесла много добра многим людям. Я желаю тебе, чтобы ты смогла сделать то же самое для себя и верила в себя. Ты не знаешь, какая ты особенная.

После того как Джеймс полностью высказался, выражая свою любовь маме (которую изображала Джеки), Марианна спросила Джеки, каково ей было услышать то, что сказал Джеймс.

Джеки: Когда ты начал говорить в первый раз, я почувствовала себя действительно хорошо, и это были как раз те слова, которые я хотела услышать от своего сына. Но внезапно мне захотелось от тебя большего, и я почувствовала, как будто ты сам хочешь сказать мне' больше.

Джеймс продолжил свой разговор с Джеки и различными способами высказывал ей, какая она особенная.

Скажет или не скажет Джеймс своей матери хотя бы часть того, что он сказал во время ролевой игры, остается на его личное усмотрение. Он должен решить, как то, что он не говорит ей, влияет на их отношения. Если он решит, что он хочет установить более тесные и теплые отношения со своей матерью, то к этому случаю хорошо подойдут техники терапии реальностью и поведенческой терапии.

В терапии реальностью Джеймса спросили бы: «Если между тобой и твоей матерью ничего не изменится, каково это будет? Как должны измениться ваши отношения, чтобы они удовлетворяли вас обоих?» Если он решит действительно поговорить со своей матерью, мы можем применить технику отработки конкретного поведения, предложив ему высказать «ей» на группе все то, что он хочет сказать, самое важное. Он не должен перешагивать через себя и за одну встречу высказывать ей все. Используя терапию реальностью, мы заимствуем из нее техники, которые позволяют построить оптимальный план действий. Его план нужно будет прояснить, конкретизировать, проверить, чтобы он был выполнимым и реалистичным. Мы совместно разработали бы план, который позволил бы ему встретиться со своей матерью и сказать ей то, что он хотел донести до нее. Его план может включать в себя домашнее задание, например, запланированный ужин, на который он пригласит мать и скажет ей то, что хотел.

Даррен отчасти идентифицировался с Джеймсом. Даррен рассказал, что ему очень сложно чувствовать себя взрослым в присутствии матери. Более того, Даррен осознал, что его отношения с родителями похожи на его отношения с членами группы. Он сказал Джеймсу; что завидует его отношениям с матерью. Он обнаружил, что ему трудно вести себя по-взрослому в нашем обществе, и добавил: «Это похоже на дыру в моей душе». Марианна оценила его образ и зацепилась за эту фразу. Она сказала Даррену: «Как насчет того, чтобы посмотреть нескольким людям в глаза и повторить это. В моей душе есть дыра».

Когда Даррен повторил эту фразу, обращаясь к нескольким людям, он выразил свое чувство одиночества, чувство ребенка. «Когда я рос, я не чувствовал, что могу говорить со своими родителями. Я просто хотел быть понятым. Я чувствовал себя очень одиноким». Даррен продолжал выражать интенсивные чувства по поводу своих отношений с родителями и свои сомнения по поводу собственного соответствия. Позже он признал, что он не обвиняет своих родителей, поскольку понимает, что они дали ему лучшее, на что были способны. Выразив свои чувства, он начал понимать, как сегодня он борется за то, чтобы приспособиться и обрести чувство принадлежности. Он установил связь между тем, как он живет со своей семьей, и тем, как он общается с другими. Ни тот ни другой способ (которые были практически идентичны) не удовлетворял его.

По мере того как Даррен продолжал исследовать, как отношения с его родителями влияют на его поведение, он смог решить, что хочет поговорить со своими родителями по-настоящему, в реальной жизни. Применяя технику отработки поведения, мы могли бы попросить его выбрать из группы «мать» и «отца» и попробовать сказать им, что он хочет. Мы бы предостерегли его оттого, чтобы сразу После интенсивных переживаний в группе он накинулся на родителей, высказывая им то, чего они не дали ему, когда он был ребенком. После отработки нескольких возможностей Даррен мог почувствовать свою готовность заключить контракт, который включал бы в себя домашнее задание. Использование контракта и домашних заданий является составной частью нескольких моделей: транзактного анализа, поведенческой терапии и терапии реальностью. Эти методы помогают членам группы, таким как Джеймс или Даррен, перевести инсайт в конкретные поведенческие изменения.

Все эти темы возникли в ходе группового взаимодействия или в ходе индивидуального исследования. Группа обеспечивала поддержку тем членам группы, которые начинали прислушиваться к себе, и привлекала внимание к субъективным переживаниям. Открытое исследование универсального личностного содержания и возможность свободно поделиться своими мыслями и чувствами развивали чувство зрелости у членов группы. Тесная связь, которую они ощущали по отношению друг к другу, давала им возможность использовать групповую культуру иначе, чем их собственную. Группа становилась местом, где они могут взаимодействовать друг с другом на глубоком и значимом уровне. Через процесс самораскрытия участники группы открывали собственную универсальность, которая объединяла их с другими, несмотря на существующие между ними различия. Когда они только пришли в группу, некоторые участники высказывали свои сомнения по поводу того, смогут ли они ощутить свою связь с другими. Но по мере того как они узнавали друг друга, они объединялись. Члены группы пришли к пониманию экзистенциальной реальности того, что мы все испытываем боль и делимся ею, хотя конкретные истории нашей жизни различаются между собой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: