Заключительная стадия

Чтобы помочь вам понять, как можно интегрировать различные модели при формировании вашего индивидуального стиля работы, мы покажем вам, как мы используем понятия и техники различных подходов, чтобы справляться с некоторыми типичными трудностями, возникающими на заключительных стадиях работы с группой. Когда группа подходит к моменту своего завершения, нужно решить несколько задач: справиться с чувством отделения; сказать друг другу «до свидания»; закончить работу с незавершенными делами; сделать обзор опыта, полученного в группе, и объединить то, чему научились; попрактиковаться последний раз в конкретных формах поведения; дать и получить обратную связь; поговорить о тех способах, используя которые можно перенести в жизнь то, чему они научились; заключить контракт о том, что делать после окончания группы, и поговорить о послегрупповых встречах. Мы снова напоминаем членам группы о том, насколько важно сохранять конфиденциальность. Мы также предлагаем членам группы поговорить о том, как формировать систему поддержки и преодолевать трудности.

 

ТЕМА:

РАБОТА С ЧУВСТВОМ ОТДЕЛЕНИЯМИ ПОТЕРИ

Заключительная стадия группы — это сложное время. Члены группы осознают, что их общность будет нарушена, и начинают волноваться по поводу предстоящего отделения. Некоторые из них как бы отступают назад, становятся менее активными и больше не предлагают материал для работы. Другие выражают сомнение в том, будут ли они способны поддержать свою открытость, которой они научились в группе, когда больше не смогут получать поддержку и поощрение со стороны группы. Они боятся, что в своей повседневной жизни они не смогут найти людей, которые смогут оказать им поддержку, в которой они нуждаются для своих экспериментов, и, как следствие, они могут регрессировать к старым способам взаимодействия с другими людьми.

При сопровождении любой группы ее участники нуждаются в том; чтобы получить возможность полностью выразить чувства, связанные с завершением работы группы, в данном случае интенсивного трехдневного марафона. Личностно-центрированный подход, который подчеркивает активное слушание и возможность исследовать любые возникающие чувства, предлагает весьма полезную модель, помогающую завершить работу группы. Члены группы не нуждаются в каком-то особом управлении. Скорее им нужно встретиться лицом к лицу с тем фактом, что после обсуждения интенсивных переживаний они вскоре будут вынуждены разойтись, и каждый пойдет своим путем. В этой группе было необходимо позволить членам группы поговорить о любых незавершенных делах, которые остались в результате инициированной ими работы и того взаимодействия, которое осуществлялось в ходе этого уик-энда. Если участники полноценно переживут эти чувства, то переходный период между тем, как оставить группу и применять то, чему они научились, вне группы, пройдет легко.

Мы часто наблюдали беспокойство, проявляемое многими участниками группы, поскольку они сомневались в том, что создадут ту же атмосферу и смогут поступать так же, как в группе. Важно, чтобы мы помогли членам группы прийти к пониманию того, что они сделали для того, чтобы группа была наполнена смыслом. Если они увидят свой вклад в создание группы, они обретут надежду на то, что смогут повторить то же в повседневной жизни. Наша цель — помочь участникам группы увидеть, что группа была тем местом, где они могли научиться тому, как формировать значимые межличностные отношения. То есть инициировать процесс, который не ограничивается группой и может быть применен к любой среде.

С этой точки зрения важно помочь участникам понять любую связь, которая существует между прошлым их семьи, с одной стороны, и отношениями, которые они развивают в группе, с другой. Для этой цели полезен психоаналитический подход. В некотором смысле группа становится новой семьей для членов группы, и, прилагая свое поведение в групповой «семье» к поведению в реальной семье, члены группы могут узнать много нового. Для того чтобы помочь участникам установить связь между поведением в семье и вне ее, мы просим их ответить на следующие вопросы:

• К кому я привязался в этой группе и чему я научился в результате этого?

• С кем в группе у меня был наиболее сильный конфликт и что это значило для меня?

• Как мои чувства и действия в группе походят на то, как я чувствовал и вел себя в семье, когда был ребенком?

• В чем мои реакции на группового консультанта схожи с моими реакциями на моих родителей или других людей, которые играли важную роль в моей жизни?

• Чувствую ли я конкуренцию в группе или ревность и на какой инсайт это меня наталкивает?

СМОТРЯ ВПЕРЕД

Другое средство, которое мы используем, это составление плана действий. Мы считаем, что слишком часто члены группы не позволяют себе творчески вообразить, какой они хотели бы видеть свою жизнь. Чтобы помочь им в их усилиях, мы просим членов группы нарисовать себя и свою жизнь в идеальных обстоятельствах будущего (техника, которая используется как в гештальттерапии, так и психодраматическом подходе). Применяя технику фантазии к этой группе, мы можем предложить членам группы следующее:

• Вообразите, что вы присутствуете на воссоединении этой группы пять лет спустя и что мы встречаемся, чтобы обсудить, как" изменилась наша жизнь. Что бы вы хотели сказать нам во время этой встречи?

• Вообразите все способы, используя которые вы можете стать другим в вашей повседневной жизни, когда покинете группу. Закройте глаза и услышьте диалог между собой и теми людьми, которые многое для вас значат. Что вы скажете им? Что они ответят вам? Вообразите, что с момента окончания группы прошел год. Представьте, что в вашей жизни ничего не изменилось, что вы остаетесь таким же, каким были. Попытайтесь почувствовать, каково это?

Мы обнаружили, что некоторые члены группы и группа в целом могут выиграть от того, что поделятся своими надеждами на то, как они хотят измениться и как хотят изменить отношения со значимыми людьми. Чтобы реализовать это, полезна ролевая игра. Например, мы иногда просим участников выбрать кого-нибудь из членов группы, чтобы он сыграл роль значимого другого. Ролевая игра начинается с того, что участник прямо и кратко рассказывает выбранному человеку, что он хотел бы изменить в своих отношениях с «ним» икак он собирается достичь этих изменений.

В ходе заключительной стадии группы мы также просим членов группы сделать обзор того, что они узнали о своих ранних решениях (подход, характеризующий экзистенциальную терапию, транзактный анализ и рационально-эмотивную поведенческую терапию). Чтобы стимулировать этот обзор, мы обычно задаем следующие вопросы:

• Хотите ли вы пересмотреть какие-то из ваших ранних решений?

• Подходят ли вам эти решения?

• Какие новые решения вы хотели бы принять?

Вдобавок мы просим членов группы определить, даже написать, саморазрушающие или самоограничивающие утверждения, которые они иногда говорят самим себе, поделиться ими и предложить друг другу обратную связь, которая должна показать валидность этих утверждений, равно как и содержать предложения о том, как можно изменить их.

На протяжении заключительной стадии группы мы сосредоточиваемся на когнитивных и ориентированных на действие подходах, которые характеризуют поведенческую терапию, терапию реальностью, РЭПТ и транзактный анализ. Мы рассматриваем группу как обучающую лабораторию, в которой члены группы могут определить, что они готовы изменить, и поэкспериментировать с новым поведением. Очень важно, чтобы члены группы сами составляли план действий на будущее или, по, крайней мере, принимали активное участие.

Ближе к концу группы ее участники формулируют конкретные контракты — краткие утверждения, касающиеся плана поведенческих изменений, которых они хотят достигнуть после окончания группы. Их цель — помочь членам группы четко определить, что они хотят делать и как они намереваются делать это.

Наш опыт научил нас тому, что члены группы имеют тенденцию забывать некоторые вещи, которым они научились в группе, и дискредитировать истинную ценность того, что они делали на группе. Чтобы помочь им предохранить себя от этого и сохранить все, что они узнали (о других людях, о себе, о человеческих трудностях, о жизни), мы просим их на последней сессии сделать обзор тех инсайтов, которые они получили в ходе прохождения группы. Несмотря на то что члены группы высказывают свои инсайты и делятся друг с другом тем, чему они научились в группе, групповой опыт может вскоре размыться в их сознании.

Мы снова обнаружили, что здесь полезны принципы поведенческого подхода, особенно применение принципа обратной связи, чтобы усилить восприятие членов группы того, что они получили от группы. Например, мы часто просим членов группы (в качестве обратной связи), обращаясь к каждому члену группы, завершить следующие предложения: • Одна из вещей, которая мне особенно понравилась в тебе, это...

• Я видел, что ты блокируешь свою силу посредством...

• Я надеюсь, что ты...

• Я больше всего беспокоюсь или боюсь за тебя в том, что...

• Я запомню тебя в группе как...

• Я надеюсь, что во мне ты запомнишь...

Сосредоточиваясь на обратной связи, вербальной или письменной, мы посылаем членам группы сообщение, основанное на экзистенциальном подходе: «Мы надеемся, что ты осознаешь ту роль, которую ты играешь в возможности изменить свою жизнь. Ты можешь принять силу, используя которую ты изменишься сам, вместо того чтобы безуспешно пытаться изменить других. Многие из вас осознают выбор, который открыт для вас: таким образом, ты можешь обдумывать решения, которые принимаешь. Даже если ты решишь остаться по большей части таким же, какой ты есть, ты уже не будешь нуждаться в том, чтобы кто-нибудь другой организовывал твою жизнь вместо тебя. Хотя, выбирая себя, ты освобождаешь тревогу, этот выбор даст тебе чувство того, что твоя жизнь отныне действительно твоя и что ты обладаешь силой, чтобы формировать свое будущее».

Поведенческий подход подчеркивает необходимость развития четких целей, работы над этими целями в ходе сессии и затем оценку той степени, в которой эти цели были достигнуты. То, что члены группы делают после окончания сессии, не менее важно, чем то, что они делают во время нее. Следовательно, мы стремимся к тому, чтобы посвятить оставшееся время объединению всего, что они узнали, и единое целое, и заботе о том, как перенести достигнутые изменения в повседневную жизнь. Мы поощряем членов группы к сохранению навыка ведения дневника или журнала, куда они могут записывать проблемы, с которыми столкнулись, описывать, что они чувствовали в конкретной ситуации, вести учет своих успехов и тех трудностей, которые мешали выполнению контракта. Новые идеи могут быть мощным катализатором, который поможет людям совершить те изменения, к которым они стремятся, и мы поощряем членов группы к тому, чтобы выбирать и читать книги на темы, интересные им и полезные дли дальнейшего роста и работы над собой.

И наконец, мы планируем постгрупповую встречу (которая проводится через несколько месяцев после окончания работы группы), чтобы обсудить с членами группы, что группа значит для каждого из них, и чтобы отчитаться о том, насколько полно они выполнили спои контракты. Мы активно приглашаем членов группы на эту встречу, даже если они не выполнили какую-то часть контракта или весь контракт. Постгрупповая сессия обеспечивает богатые возможности для оценки группового процесса и результатов работы группы. Это позволяет членам группы оценить, что они узнали о себе, а также оценить ту степень, в которой они смогли применить то, чему научились в группе, в своей повседневной жизни. Как ко-терапевты, мы продолжаем обнаруживать, что постгрупповая сессия — это один из лучших способов оценки эффективности группы. Спустя годы после того, как мы закончили вести конкретную группу, обратная связь, данная ей, продолжает влиять на нашу практику.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: