Теории, применяемые на начальной стадии

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Ранняя фаза развития группы — это время ориентации и исследования. Некоторые из определяющих характеристик этого периода таковы: члены группы пытаются найти свое место в группе. Они пытаются познакомиться и узнать, что такое группа. Они постепенно изучают нормы и ожидания группы. Взаимодействие осуществляется на уровне социальноприемлемого поведения, достаточно поверхностно и напряженно. Возможно, самая большая трудность связана с формированием и установлением доверия. Позиции и поведение группового консультанта прямо связаны с формированием уровня доверия, который обеспечит значимую интеракцию.

ЗАИМСТВОВАНИЕ ИЗ ТЕОРИЙ. Подходы, ориентированные отношение (особенно личностно-центрированный подход, экзистенциальная терапия и гештальттерапия), обеспечивают великолепныe основания для построения общности, характеризующейся доверием и готовностью принять на себя риск, необходимый для изменений. Моделирование желаемого поведения консультантом особенно важно, и я убежден, что клиенты обучаются, глядя на то, что делает консультант, а не слыша того, что он говорит. Здесь необходим энтузиазм, и он должен быть передан членам группы заботливым, компетентным консультантом. Чувство уважения к тому, что переживают члены группы, должно быть выражено через позволение членам группы выражать свои мысли и чувства в здесь-и-сейчас. Обычно члены группы испытывают некоторую тревогу. Они могут бояться незнакомой ситуации, твержения или близости. Некоторые могут бояться раскрыться слишком сильно и потерять контроль, они боятся нарушить течение своей жизни вне группы или не получить одобрения группы. Искренний интерес в выслушивании их чувств в тоне заботы, внимательности и сострадания формирует климат, в котором члены группы могут свободно деешься тем, что они чувствуют и думают.

Кроме поощрения членов группы к выражению своих чувств, я заимствую некоторые моменты из когнитивной терапии. Члены группы приходят в нее с определенными ожиданиями, касающимися себя и того, что может дать группа. Некоторые могут ожидать, что другие члены группы или консультант решат их проблему. Другие могут ожидать получения от группы того, чего им не хватает в повседневной жизни. Среди этих людей находятся те, кто не реализует свои ожидания и затем заявляет, что группа не помогла ему. Подобные ожидания должны быть выражены и проработаны на ранних сессиях.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ. На начальной стадии развития группы полезными оказываются когнитивный и поведенческий подходы. Мне нравится акцент на помощь членам группы в том, чтобы определить конкретные аспекты своего поведения, которые они хотят изменить. Консультант может обучить членов группы новым навыкам, показав, как включенность в группу может стать инструментом достижения их целей. Я считаю, если консультант предлагает членам группы конкретные цели, которые продвинут группу вперед, он поступает непродуктивно, потому что, пока члены группы действительно не захотят измениться, вероятность того, что эти цели продвинут их, очень невелика. По этой причине я ценю понятие корректировки цели. Адлерианцы, например, прилагают специальные усилия, для того чтобы выработать и обсудить конгруэнтные цели в сотрудничестве клиента и терапевта. ТА-группы также характеризуются взаимной согласованностью терапевтических целей. В терапии реальностью делают акцент на просьбе к членам группы оценить их желания и определить, на сколько они действительно желаемы и реалистичны. Терапия реальностью также бросает вызов, членам группы, предлагая им посмотреть на свое поведение и решить, хотят ли они поработать над ним. Если члены группы сочтут, что их нынешнее поведение не работает на них так как они того хотели бы, может начаться процесс конкретных поведенческих изменений. Если члены группы не оценили свои желания, потребности и текущее поведение, им будет трудно понять, с чего надо начинать. Тщательное исследование и личная оценка — это способ замотивировать членов группы на изменения. И конечно, навыки ведения группы включают в себя умение показать членам группы, как группа может помочь им достигнуть желаемого. Поверьте, я не переоцениваю важность принятия решения о том, какие мысли, чувства или формы поведения члены группы хотели бы изменить.

Хотя я очень симпатизирую экзистенциальной цели обучения тому, как жить более креативно, принимая свою свободу и ответственность, я думаю, что эта слишком широкая цель должна быть сужена, чтобы члены группы получили ясное представление о том, какие мысли, чувства или поведение они хотят изменить и как добиться подобных изменений. Одним из способов помочь членам группы определить их. цели является просьба описать их на бумаге. Полезными могут оказаться такие вопросы: «Что я хочу сделать, чтобы изменить самого себя? Ведут ли какие-то из моих мыслей к нежелательным чувствам? Чего мне хотелось бы в большей степени, а чего в меньшей? Что я готов сделать, для того чтобы осуществить конкретные изменения, которых я хочу?

Каких краткосрочных целей я смог бы достигнуть в группе?»

 

ТЕОРИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ПЕРЕХОДНОЙ СТАДИИ

       ОБУЧЕНИЕ ТОМУ, КАК РАБОТАТЬ С КОНФЛИКТОМ И СО-

ПРОТИВЛЕНИЕМ. Одним из наиболее сложных и фрустрирующих периодов существования группы является переходная фаза. Прежде чем группа сможет прогрессировать к рабочей стадии, она должна осознать и проработать тревогу, защиты, сопротивление, конфликты, борьбу за контроль, вызов консультанту и другие формы проблематичного поведения. Некоторые группы достигают переходного периода только для того, чтобы увязнуть в нем. Это может случиться или из-за. ранней ошибки терапевта при установлении норм, или из-за чрезмерного развития конфликта и сопротивления внутри группы. Чтобы группа смогла продвинуться дальше, конфликт должен быть осознан и проработан на терапевтическом уровне. Одним из способов осознания сопротивляется регулярная оценка уровня удовлетворенности группой со стороны ее участников. Это делается, например, посредством краткой письменной оценки, которую можно потом обработать и вынести на группу. Полезно поощрять членов группы производить регулярную оценку, чтобы вовремя определять проблемы, возникающие в группе, и прорабатывать их на сессии. Можно задавать конкретные вопросы, которые связаны с определением уровня удовлетворенности каждого клиента работой группы, уровня доверия и готовности принимать риск. Конечно, этот тип оценки является составной частью поведенческого подхода, который подчеркивает специфику поведения, результаты работы группы и обеспечивает регулярную обратную связь о процессе. Все это позволяет определить, насколько эффективным является групповой процесс.

И снова роль консультанта в моделировании поведения существенно важна, когда дело касается работы с сопротивлением. Иногда консультант создает сопротивление или усиливает его из-за того, что он сделал или сказал. Если консультант слишком близко к сердцу воепринимает любую проблему, которая возникает в группе, и тут же относит ее на свой счет, он скорее всего слишком загрузит себя переживаниями и начнет вставать в защитную позицию. Важно предоставить членам группы пространство для маневров, чтобы избежать слишком острой или защитной реакции и, что более важно, избежать сарказма. Та манера, в которой консультант работает с сопротивлением, и то, насколько он проявляет или не проявляет избегание и защитные реакции, будет определять, насколько хорошо группа решит очередную развивающую задачу и продвинется на следующую ступень своего развития. Я надеюсь, вы поняли, что нужно уважать сопротивление, рассматривая его как нормальную и здоровую составляющую группового движения к автономии. Вместо того чтобы рассматривать сопротивление как ненужное хождение по кругу, вы можете помочь членам группы поработать с источником их сопротивления на терапевтическом уровне.

СПОСОБЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ СОПРОТИВЛЕНИЯ. Некоторые теорети-

ческие подходы проливают немного света на динамику сопротивления и предлагают членам группы методы конструктивной работы с ним. С точки зрения психоанализа сопротивление — это все, что предохраняет членов группы от осознания бессознательного материала. Это бессознательная попытка защитить себя от тревоги, которая появится, если бессознательное поднимется на поверхность. Сопротивление помогает мне помнить, что члены группы борются с интрапсихическим конфликтом и с межличностным конфликтом одновременно. Консультант, который достаточно сензитивен к амбивалентности, которую переживает клиент, когда хочет, с одной стороны, быть частью процесса самораскрытия, а с другой стороны, боится узнать что-то о себе, сможет помочь участникам открыто посмотреть на свои страхи и защиты.

Я вижу способы сочетания психоаналитического и адлерианского подходов к сопротивлению. Члены группы обычно заново переживают некоторые из старых чувств, связанных с родительской семьей. Конкуренция между сиблингами, позиция в группе, чувство принятия/отвержения, борьба за внимание и успех, трудности в общении с авторитетной фигурой, управление негативными чувствами и детские травмы поднимаются на поверхность в групповых переживаниях. Люди часто заходят в тупик в развитии собственных чувств, потому что эти незавершенные ситуации вторгаются в их способность функционировать эффективно. Группа во многом может напоминать родительскую семью. Работая с проекциями, переносом, влечением и другими чувствами по отношению к другим членам группы, клиенты могут экспериментировать с новыми способами мышления о себе и о других.

МЫШЛЕНИЕ. ЧУВСТВА. ПОВЕДЕНИЕ. Когда группы находятся на переходной стадии, я поддерживаю ту свободу, которая представляется личностно-центрированным подходом в выражении любых чувств, и, что важно, все чувства принимаются. Моя надежда заключается в том, что члены группы позволят себе почувствовать те способы, с помощью которых они сопротивляются и смогут усилить эти чувства. В этот период я заимствую некоторые техники из гештальттерапии и психодрамы, чтобы клиент смог как можно более полно выразить все, что он чувствует. Важно понять, в чем нуждается клиент, и поработать с этим в контексте его культуры. Некоторые члены группы, следуя культурным запретам, будут переживать трудные времена, потому что им будет сложно выражать свои чувства через эмоционально окрашенные техники гештальтэкспериментов и эмоционально интенсивную психодраму. И конечно, с терапевтической точки зрения совсем непродуктивно подталкивать клиентов к тому, чтобы выражать эмоции. Однако им нужно помочь исследовать то сопротивление, которое они испытывают, когда пытаются поделиться своими эмоциями.

Я также работаю с системой убеждений человека и разговорами о себе. Я считаю, что в этом плане особенно ценны транзактный анализ, рационально-эмотивная поведенческая терапия и когнитивно-поведенческий подход. Например, клиентка может принимать совсем незначительное участие в группе, потому что она следует соответствующему родительскому запрету: «Не показывай другим людям то, что ты чувствуешь», «Не говори прилюдно о своей семье и личных проблемах», «Не доверяй другим», «Будь сильной и не позволяй развиться чувству жалости к себе». Я думаю, что ТА обеспечивает полезную концептуальную рамку, внутри которой члены группы могут достичь осознания этих родительских сообщений и своих ранних решений. Хотя групповой опыт может помочь этим клиентам постепенно переоценить эти сообщения, важно избегать слишком быстрой и резкой конфронтации с некоторыми из этих ценностей. Терпение и уважение чрезвычайно важны именно в этот период.

 РЭПТ также полезна членам группы, потому что бросает вызов, призывая переоценить некоторые самоограничивающие суждения, которые ведут к защитной позиции в группе. Некоторые члены группы могут сказать совсем немного, потому что боятся неодобрения или потому что считают, что все, что они скажут, должно быть «великолепным», если они хотят, чтобы их поняли. Если члены группы позволят себе хотя бы раз пережить свое сопротивление на чувственном уровне, они смогут лучше оценить свои интеллектуальные представления. Вот здесь снова могут помочь записи. Если членов группы будут поощрять вести журнал, в котором они будут записывать собственные мысли (и то, как эти мысли ведут к нежелательным чувствам или такому же поведению), они смогут предпринять более глубокое исследование непродуктивных разговоров с собой. Они смогут узнать о новых и более функциональных способах мышления и попрактиковаться в них как в группе, так и за ее пределами. Они также обретут готовность жить по-другому и вести себя по-другому. Мне нравится тот акцент, который делается в терапии реальностью, акцент на том, что человек делает, а в

РЭПТ подчеркивается необходимость практиковать новое поведение как основу для дальнейших изменений. Терапия реальностью обеспечивает консультанта полезными вопросами, которые могут привести членов группы к тому, чтобы составить план изменений. Этот план может быть одним из способов, помогающих начать действовать по-новому, а не просто говорить о возможных перспективах.

 

ТЕОРИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА РАБОЧЕЙ СТАДИИ

В ходе рабочей стадии достигается согласие членов группы на исследование значимых проблем, которыерни приносят на сессию, и для выражения своих реакций, которые возникают в связи с происходящим в группе. Я считаю, что эта стадия должна быть структурирована в меньшей степени, чем остальные. Отчасти это необходимо потому, что члены группы сами говорят о тех трудностях, которые они хотят проработать, свободно взаимодействуют друг с другом, чувствуя себя частью группы, и принимают на себя ответственность за то, чтобы сессия развивалась продуктивно.

ПОНЯТИЯ И ТЕХНИКИ. Я предпочитаю позволять членам группы самим заявлять о тех проблемах, которые они готовы тщательно исследовать, вместо того чтобы просить их поговорить на определенные темы или предлагать свои темы. Я считаю, что полезно просить членов группы создавать собственный список задач для каждой"еес-сии, и я начинаю сессию, попросив каждого человека высказать ясные утверждения о том, что он хочет получить от этой сессии. Эта процедура не подразумевает высказывания простых пассивных утверждений, во время рабочей стадии я всегда готов предлагать различные эксперименты и приглашать членов группы к участию в техниках, предназначенных для прояснения того, что они испытывают. И снова, поскольку меня интересуют и чувства, и мышление, и поведение, те техники, которые я предлагаю, соответствуют новому типу интеграции. Как только члены группы заявляют о том, что они хотят проработать, мы решаем, каким способом это можно сделать, и я обычно прошу их принять участие в эксперименте.

В целом, я предпочитаю начинать с помощи членам группы вступить в контакт с тем, что они чувствуют в здесь-и-сейчас. Гештальт-эксперименты наиболее полезны для того, чтобы сосредоточиться на осознании здесь-и-сейчас и перенести любые незавершенные дела из прошлого в настоящее. Я предпочитаю подход, в котором членов группы просят принести любые трудности в настоящее, что характерно для гештальттерапии и психодрамы. Это весьма реалистичная работа, и члены группы достаточно быстро начинают проживать свои чувства, а не просто разговаривать о них. Например, если женщина осознает, что она боится вырасти и стать такой же, как ее мать, я предложу ей символически поместить свою мать в группу, в настоящее. И снова гештальттерапия и психодрама предлагают широкий спектр техник, которые помогают сосредоточиться на своих переживаниях и сделать их более интенсивными. Она может идентифицировать кого-то со своей матерью и обращаться к этому члену группы как к своей матери. Хотя я ценю контакт с чувствами, я думаю, что ценность этого процесса будет значительно снижена, если вы остановитесь на катарсисе или простом переживании чувств. Я скорее всего попросил бы эту женщину, чтобы она определила некоторые утверждения или убеждения, которые она связывала со своей матерью. Возможно, она некритично переняла некоторые иррациональные идеи, которые ей внушали в семье, и живет, руководствуясь этими убеждениями.

То есть в совокупности с эмоциональной работой нужно предпринять исследование ее представлений, которые влияют на ежедневные проявления самоограничивающего поведения. Поэтому я считаю обсуждение этой темы продуктивным. Особенно ценны дебаты, которые члены группы устраивают сами с собой и с другими. Они могут бросить вызов неисследованным и не осмысленным убеждениям, аргументам за и против конкретных трудностей и подумать о том, какими они видят себя через призму самоограничивающих установок. Наконец, работа на поведенческом уровне великолепно подходит для того, чтобы корректировать искаженные представления и эмоциональные расстройства.

На рабочей стадии развития группы я часто делаю акцент на том, что члены группы делают вне сессии. То есть отвожу время на то, чтобы перед окончанием каждой сессии кратко опросить каждого члена группы, причем вопросы могут быть приблизительно такими: «Что вы узнали о себе на этой сессии? В каком типе поведения вы могли бы попрактиковаться на этой неделе? Какое домашнее задание вы могли бы придумать для себя и выполнить его?» Этот подход закрепляет то, чему они научились в группе, и помогает членам группы продолжать размышления о том, как применять новые способы мышления и поведения в повседневных ситуациях.

 

ТЕОРИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ СТАДИИ

ОБЗОР ЗАДАЧ. Заключительная стадия эволюции группы является критической, члены группы получают возможность прояснить смысл опыта, полученного в группе, объединить свои достижения, пересмотреть свои решения в том, что касается освоенного поведения, и того, как его переносить в повседневную жизнь. Основная задача, с которой Сталкиваются члены группы, состоит в том, чтобы научиться способам закрепления и поддержания тех изменений, которые уже произошли, во внешнем мире. Я сосредоточиваюсь на том, чтобы предоставить членам группы обзор природы любых изменений на уровне мышление/поведение/чувства. Научились ли они тому, что негативные эмоции лучше выражать, а не прятать в себе? Поняли ли они, что невыраженные чувства косвенно, но эффективно влияют на нас? Какие представления они должны модифицировать? Выявили ли они некоторые дисфункциональные представления, которые приводят к эмоциональным срывам? Поверили ли они в убеждения и ценности, которые считали своими, но могли всего лишь некритично принять? Каких поведенческих изменений они достигли? Какие изменения для них были бы особенно ценными? Как достигнуть этих изменений? Как продолжать вести себя конструктивно и продуктивно вне поддержки группы? Какой план действий они должны выработать до окончания группы, чтобы продолжать своѐ развитие и после ее завершения?

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ. Начальную и заключительную фазы группы я обычно структурирую более сильно, чем остальные стадии. Я не верю, что члены группы автоматически перенесут конкретные поведенческие, эмоциональные и когнитивные изменения из группы во внешний мир. Следовательно, я создаю структуру, которая обеспечит перенос того, чему они научились. Я отмечал, что в группе я делаю все, что возможно, чтобы помочь участникам сформулировать домашние здания и отчитаться о своем прогрессе или неудаче на следующей групповой сессии. Этот прием позволяет использовать группу как место, где можно научиться быть другим и переносить это поведение в жизнь. Любая группа когда-нибудь заканчивается, но она.не должна быть завершенной сама на себе.

Во время рабочей фазы я стремлюсь использовать те подходы терапии, которые ориентированы на переживание и исследование чувств, а во время заключительной стадии я склоняюсь к когнитивно-поведенческой терапии, которая формирует соответствующую концептуальную схему. Из поведенческой терапии я заимствую такие техники, как практические упражнения и репетиция ухода из группы, отслеживание своих чувств и поведения, построение системы поддержки за пределами группы и обучение методам самоподкрепления. Я рассматриваю терапию как процесс обучения/научения, и я пытаюсь помочь членам группы развить концептуальную рамку, которая позволит им понять и осознать полученный опыт. На заключительной стадии я снова и снова спрашиваю: «Чему вы научились в группе и как вы этому научились?» Я не хочу, чтобы участники приписывали свои изменения магии группы, их внимание нужно обращать к тем конкретным действиям, которые вызвали изменения. И РЭПТ, и херапия реальностью являются подходящими моделями для этого периода жизни группы, поскольку они подчеркивают важность развития конкретного плана изменений, достижения согласия в том, что делать, чтобы перенести эти изменения в жизнь, и оценки результатов терапевтического процесса. Хотя членов группы ориентируют на то, чтобы составлять план действий уже на рабочей стадии развития группы, на заключительной стадии развития группы этот план должен быть завершен и проработан ок 1чательно. Важно помочь членам группы найти способы, используя которые они смогут закрепить и развить только что освоенные навыки вне группы. Члены группы могут обеспечить эти изменения, приняв решение продолжить свое развитие после окончания группы. Они в том числе могут принять решение о включении в конкретные виды деятельности, которые будут стимулировать дальнейшие изменения. В качестве одного из вариантов закрепления изменений может послужить заключение контракта, который будет действовать после окончания группы.

То, что на последней стадии группы я уделяю столько времени когнитивной работе и работе над поведением, отнюдь не значит, что чувства совершенно не важны. Напротив, члены группы должны справиться со своими чувствами, вызванными отделением и завершением работы, а затем выразить любые страхи, которые связаны с выходом в мир без поддержки группы. Кроме того, они должны сказать друг другу «до свидания». Им нужно дать возможность завершить незавершенные дела, которые возникли на этой стадии работы и в группе в целом.

На заключительной стадии консультант может столкнуться с несколькими опасными моментами. Например, члены группы могут избегать процедуры обзора своего опыта и поэтому не сумеют поместить его в когнитивную схему, ограничив перенос и генерализацию полученных знаний и умений в жизнь. Поскольку возникает тревога, связанная с отделением, некоторые члены группы могут попытаться отделиться от нее, но благодаря этому они потеряют много важной информации, которая становится доступной только на последней стадии.

Ближе к концу существования группы консультант все больше приближается к роли учителя. Консультант может предостерегать членов группы и обеспечивать их практическими стратегиями, которые позволят действовать самостоятельно после завершения группы. Члены группы должны понять, что путь к росту и развитию неровен и извилист. В это же время они должны узнать, как они могут оценить воздействие группы, и оценить прогресс, которого они достигли.

 

ТЕОРИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОСТГРУППОВЫХ ЗАДАЧ

После того как группа завершила свое существование, основной задачей членов группы является превращение того, чему они научились внутри группы, в активную программу действий в повседневной жизни, которая позволит им жить более эффективно и самостоятельно. Я очень рад, если обстоятельства позволяют организовать индивидуальное постгруповое интервью с каждым из членов группы, а также пригласить всю группу на контрольную сессию. Подобные процедуры формируют ответственное отношение, и члены группы и консультант более точно и тщательно оценивают воздействие группы. Поведенческий подход подчеркивает необходимость подобной оценки, которая позволяет групповому консультанту модифицировать дальнейшую работу, опираясь на данные, полученные в настоящем. Все постгрупповые процедуры обеспечивают также безопасный клапан для отвода накопившихся эмоций. Если члены группы покинут ее с негативными чувствами, они могут обсудить их с групповым консультантом на постгрупповой встрече.

 

«ЗА» И «ПРОТИВ» ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ

Я уже говорил об этом много раз, но повторю. Я считаю, что вы как групповой практик должны найти такой стиль ведения группы, который подходит лично вам. Модель, которую я описываю здесь, является результатом моих собственных поисков подхода к группе, который удовлетворял бы меня профессионально и личностно. Она отражает мой взгляд на группу как на объект, который проявляет интегратив-ную манеру мышления, чувств и поступков конкретного члена группы. Я убежден в том, что все, что мы переживаем в группе, должно поддерживаться определенной концептуальной рамкой. Без подобной схемы нам будет сложно полноценно прожить этот опыт и понять, как он соотносится с нашим повседневным существованием. Моя модель сводит воедино подходы, ориентированные на инсайт, на переживание и на действие (когнитивное, аффективное и поведенческое измерения), чтобы наиболее эффективно достигать основной цели терапевтической группы — изменений.

Хотя я верю, что интеграция терапевтических взглядов обеспечивает наилучший способ развить свое вмешательство в группу через создание эклектичной среды, эта задача — вызов для консультанта, потому что она не означает складывания частей разных теорий в общую кучу. Формируя интегративный взгляд на консультирование, важно спросить себя: «Какие теории обеспечивают основу для понимания когнитивного измерения? Чувств? Поведения?» Большинство терапевтических ориентации, которые я представил в этой книге, сосредоточены только на одном человеческом измерении. Хотя другие измерения совсем не игнорируются, они рассматриваются постольку-по-скольку.

Развитие интегративного теоретического взгляда требует чтения большого количества литературы, размышлений и реального опыта консультирования. Пока вы не достигнете глубокого понимания этих теорий, вы не сможете достигнуть реального синтеза. Основное сообщение этой книги заключается в том, чтобы поощрить вас к открытому восприятию различных теорий, к дальнейшему чтению и размышлению над тем, насколько понятия и техники, предлагаемые конкретной теорией, подходят вам лично. Формирование своей собственной теории консультирования, основанной на том, что вы считаете лучшими моментами ряда теорий, — это долгосрочная и сложная задача. Эффективный консультант постоянно определяет и переопределяет групповую теорию, которая руководит его практикой, и позволяет ему ощутить то, что происходит в группе. Конечно, особый тип группы, которую вы ведете, и тип клиентов, с которыми вы работаете, существенно важны при выборе способа воздействия и наиболее подходящей стратегии. Будьте открыты модификации ваших техник, чтобы они соответствовали потребностям членов вашей группы, включая их социальное и культурное происхождение.

Я хотел бы добавить, что, хотя развитие интегративной модели не позволит вам застыть в рамках одной теории, вы можете встретиться с другой опасностью. В своем худшем варианте эклектизм может быть извинением плохой практики — практики, в которой вы систематически отказываетесь обосновывать то, что делаете. Если вы выбираете техники, повинуясь своей прихоти, то техники, которые вы выберете, будут отражать лишь ваши предрассудки или ваше невежество. В своем лучшем варианте эклектизм может быть творческим синтезом уникального вклада различных подходов, динамически интегрированными понятиями и техниками, которые соответствуют уникальности вашей личности и вашего стиля.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: