Выводы и обзорные таблицы

Для вас весьма полезным было бы еще раз просмотреть и осмыс- лить все те инсайты, которые посетили вас, когда вы прочитали эту книгу или прошли соответствующий курс. Особое внимание уделите размышлениям о тех теориях, которые помогли вам понять вашу нынешнюю жизненную ситуацию. Вы можете посмотреть, какие изменения вас заинтересовали и какой подход может обеспечить вас стратегиями для модификации конкретных мыслей, чувств или поведения. То есть попробуйте мысленно приложить эту теорию к себе. Это подходящее время для того, чтобы сделать обзор всего, что вы узнали о вашей способности устанавливать эффективные взаимоотношения с другими людьми. Особенно важен обзор любых личностных характеристик, которые могут либо помочь, либо помешать вам в развитии крепких рабочих отношений с членами вашей группы.

После того как вы сделаете обзор того, чему вы научились, я надеюсь, что вы также обдумаете, что вы узнали о групповом процессе. Мой опыт показал, что между первым и последним днем вводного курса группового консультирования студенты обнаруживают, что все, что казалось сначала подавляющей массой материала и теорий, постепенно превратилось в управляемый поток понимания основ консультирования.

Более того, я надеюсь, что вы были достаточно терпеливы, чтобы осознать, что все теоретические основания, о которых вы прочитали в этой книге, приобретут совсем новый смысл, когда вы приобретете практический опыт консультирования различных типов групп. То же верно и для многих профессиональных и этических трудностей, описанных в этой книге. Я думаю, очень важно, чтобы вы осознали эти базовые трудности и спорные вопросы, чтобы вы сформулировали собственную позицию по каждому из них и обсудили их с другими студентами, преподавателями или инструкторами. Даже если во время практики вы получите много новых уроков и знаний о тех трудностях, которые я описал здесь, вам будет легче понять их, если вы отрефлексируете то, что узнали о них сейчас.

Когда вы просмотрите все таблицы, резюмирующие основные моменты 10 теорий, подумайте, какой подход был бы наиболее эффективным при определении следующих моментов вашей практической работы: (1) целей консультирования; (2) роли и функции группового консультанта; (3) степени структурирования и распределения ответственности; (4) групповых техник; (5) адаптации теорий к практике мультикультурального консультирования. 

Таблица 16-1 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ЦЕЛЕЙ ГРУППЫ

 

МОДЕЛЬ ЦЕЛИ
Психоаналитическая Обеспечить климат, который поможет клиентам воспроизвести в группе ранние семейные отношения. Раскрыть подавленные чувства, связанные с событиями прошлого, которые продолжают влиять на поведение клиента в настоящем. Облегчить достижение инсайта, касающегося нарушений психического развития клиента, и стимулирование коррективного эмоционального опыта.
Адлерианская Создать такие терапевтические отношения, которые приведут участников группы к исследованию базовых посылок, лежащих в основе их существования, и достижению более глубокого понимания жизненного стиля. Помощь клиентам в осознании своих сильных сторон и ресурсов, которые позволят осуществить изменения. Поощрение членов группы к принятию полной ответственности за выбранный стиль жизни и любые изменения, которых они хотят достигнуть. 
Пенходрама Облегчить проявление скрытых чувств, обеспечить достижение инсайта и помочь клиенту создать новые и более эффективные формы поведения. Раскрыть неисследованные возможности разрешения конфликтов.
Экзистенциальная Обеспечить условия, которые максимально усилят самоосознание и устранят блоки, препятствующие росту. Помочь клиентам раскрыть и использовать свободу выбора и принять ответственность за осуществляемые выборы.
Личностно-центрированный Обеспечить безопасную атмосферу, чтобы члены группы смогли исследовать весь спектр своих чувств. Помочь членам группы стать более открытыми новому опыту, развить уверенность в себе и систему собственных убеждений. Научить клиентов жить в настоящем. Развить открытость, искренность и спонтанность. Научить членов группы раскрывать других людей в здесь-и-сейчас и ис-
  пользовать группу как место для преодоления чувства отчужденности.
Гештальт Научить членов группы уделять внимание текущим переживаниям, чтобы они могли осознать и интегрировать отчужденные аспекты своей личности.
Транзактный анализ Помочь клиенту в освобождении от сценариев и игр. Подвести членов группы к переоценке ранних решений и сформировать новую основу для осознания своей жизни.
Поведенческая терапия Помочь членам группы отказаться от неадаптивных форм поведения, обучить их новым навыкам и сформировать более эффективные поведенческие паттерны. (Глобальные и широкие цели разбиваются на ряд более мелких и конкретных целей.)
Рационально-эмотивная поведенческая терапия Дать понять членам группы, что они сами ответственны за свое заболевание или трудности, помочь им выявить процесс самоограничения, который поддерживает их расстройство, и отказаться от него. Помочь клиенту отказаться от иррациональных и пораженческих взглядов на свою жизнь и заменить их более рациональными и толерантными.
Терапия реальностью Обучить членов группы реалистичным и ответственным формам поведения. Помочь членам группы оценить свое поведение и выработать план действий, который должен привести к соответствующим изменениям.

 

Таблица 16-2 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР РОЛЕЙ И ФУНКЦИЙ КОНСУЛЬТАНТА

МОДЕЛЬ РОЛИ КОНСУЛЬТАНТА
Психоаналитическая Сопровождает групповое взаимодействие посредством создания атмосферы доверия и толерантности. Остается относительно «анонимным» и объективным, чтобы члены группы могли осуществить перенос. Отмечает наличие сопротивления или переноса и интерпретирует их смысл. Помогает членам группы проработать незавершенные события. Устанавливает ограничения.
Адлерианская Использует такие процедуры, как конфронтация, самораскрытие, интерпретация, и анализирует превалирующие паттерны, чтобы стимулировать переоценку некоторых убеждений и целей. Отслеживает социальный контекст поведения. Создает модель внимательной заботы. Помогает членам группы принять и использовать свои сильные стороны. Поощряет развитие смелости у участников группы, которая необходима для перевода того, чему они научились в группе, в повседневную жизнь.

 

Психодрама В его задачу входит разогрев группы, помощь в организации психодрамы, управление действием, которое происходит на сцене, и совместное с участниками исследование результатов. Особые, специальные задачи включают в себя сопровождение (фасилитацию), наблюдение, управление и создание.
Экзистенциальная Основная роль заключается в полноценном присутствии и доступности для членов группы, а также в понимании своего субъективного бытия в мире. Его функции заключаются в создании личностных отношений, раскрытии себя и осторожной конфронтации с членами группы.
Личностно-центрированная Фасилитация группы (как противоположность управлению ей) — проработка коммуникативных барьеров, установление атмосферы доверия и помощь в достижении эффективного функционирования. Основная задача — быть искренним, подлинным в ходе сессии и демонстрировать заботу, уважение и понимание. Основная роль — формирование толерантности и условий для безопасного экспериментирования. Зачастую он прямо вовлекается в обсуждение тех чувств и впечатлений, которые были вызваны событиями, произошедшими на группе.
Гештальт Предлагает техники, предназначенные для помощи участникам группы в интенсификации их опыта и повышения чувствительности к телесным сообщениям. Помогает клиентам в определении незавершенных событий прошлого, которые препятствуют эффективному функционированию в настоящем, и прорабатывает их. Сконцентрирован на поведении и чувствах участников группы.           
Транзактный анализ Принимает дидактическую роль. Обучает клиентов тому, как осознавать — игры, в которые они играют для того, чтобы избежать близости; эго-состояния, в которых они функционируют в конкретной транзакции; и саморазрушаюшие аспекты ранних решений. Помогает в адаптации первоначального жизненного плана.
Поведенческая терапия Функционирует как эксперт в области модификации поведения; может быть директивным и часто функционирует как учитель или тренер. Передает информацию и обучает навыкам приспособления и методам модификации поведения, чтобы участники смогли самостоятельно практиковать их за пределами группы.
Рационально-эмотивная поведенческая терапия Функционирует как дидакт; объясняет, учит и переобучает. Помогает членам группы увидеть и противостоять алогичным формам мышления и определять, как они связаны с саморазрушительным поведением. Обучает тому, как изменять выявленные паттерны мышления и поведения
Терапия реальностью Поощряет членов группы к переоценке своего поведения и осуществлению выбора, который позволит им наиболее полно реализовать свои потребности социально приемлемым способом. Помогает членам группы установить личностные отношения, ожидая, что они сформулируют и воплотят в жизнь план самоизменения.

 

 

Таблица 16-3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: