УДК 005
ББК 65.291.21
П 78
Автор-составитель О. В. Ежель, канд. экон. наук, доцент
Рецензенты: В. В. Кириенко, д-р социол. наук, профессор, проректор
по учебной и воспитательной работе Гомельского
государственного технического университета
им. П. О. Сухого;
Е. А. Левченко, канд. экон. наук, доцент Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации
Рекомендована к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации». Протокол № 1 от 14 октября 2014 г.
П 78 | Программа преддипломной практики для реализации содержания образовательных программ высшего образования I ступени по специальности 1-26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)» / авт.-сост. О. В. Ежель. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2015. – 52 с. ISBN 978-985-540-214-6 |
Предлагаемое издание позволит студентам овладеть практическими навыками анализа хозяйственно-экономической деятельности, проведения маркетинговых исследований, планирования и контроля производственной деятельности. В программе представлены цели, задачи, содержание преддипломной практики и требования к оформлению отчета.
УДК 005
ББК 65.291.21
ISBN 978-985-540-214-6 | © Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2015 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реформирование экономики, преодоление кризисных явлений, происходящие изменения во внешней среде функционирования отечественных предприятий (организаций) обусловливают появление новых требований к управлению их деятельностью.
Ускорение процессов, происходящих во внешней среде, изменение позиции поставщиков и потребителей, возрастание конкуренции, интенсивное научно-технологическое развитие приводят к тому, что руководителям предприятий (организаций) становится сложнее предугадывать будущую ситуацию и адаптироваться к ней.
Сегодня на рынке труда требуются специалисты, которые способны и готовы самостоятельно оценивать ситуацию, принимать решения, брать на себя ответственность, работать с пакетами современных технологий. Современный менеджер должен быть способным и готовым к организационно-управленческой, проектной, научно-исследо-вательской, инжернерно-экономической, образовательной, коммерческой, предпринимательской, инновационной и другим видам профессиональной деятельности. Совокупность характеристик сформированных компетенций и профессиональное сознание отражают способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, высокой эффективности в сочетании с социальной ответственностью за результаты профессиональной деятельности.
Таким образом, степень востребованности управленческих кадров определяется сбалансированностью теоретического и практического компонентов образовательных программ. Только в сочетании с привитыми практическими навыками базовые и специальные знания выпускников высшей школы обеспечат им успешное включение, адаптацию и самореализацию в выбранной профессиональной области.
В процессе подготовки специалистов необходимо развивать следующие профессионально важные качества менеджеров: креативность, предприимчивость, коммуникабельность, наблюдательность, умение принимать нестандартные управленческие решения быстро и качественно, умение вести переговоры.
Профессия менеджера подразумевает решение различных профессиональных задач, к которым относятся:
· разработка научно обоснованных управленческих решений, организация и контроль их реализации;
· планирование и организация управления производством, финансами, затратами, персоналом, качеством и конкурентоспособностью продукции;
· анализ внешней среды организации и разработка форм адаптации организации в ней;
· проведение маркетинговых исследований;
· определение конкурентных преимуществ организации, обоснование, выбор и реализация конкурентных стратегий;
· структурное построение организации и его совершенствование;
· формирование и развитие организационной культуры;
· анализ хозяйственно-экономической деятельности организации;
· формирование эффективной команды, мотивация персонала;
· разработка и реализация бизнес-планов.
Специалист должен обладать академическими компетенциями:
· владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач (АК-1);
· владеть системным и сравнительным анализом (АК-2);
· владеть исследовательскими навыками (АК-3);
· уметь работать самостоятельно (АК-4);
· быть способным генерировать новые идеи (обладать креативностью) (АК-5);
· владеть междисциплинарным подходом при решении проблем (АК-6);
· иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером (АК-7);
· обладать навыками устной и письменной коммуникации (АК-8).
Специалист также должен соответствовать социально-личностным компетенциям:
· иметь гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина (СЛК-1);
· иметь навыки социального взаимодействия (СЛК-2);
· обладать способностью к межличностным коммуникациям (СЛК-3);
· уметь критиковать и быть самокритичным (СЛК-5);
· уметь работать в команде (СЛК-6).
Кроме того, менеджер должен обладать профессиональными компетенциями в следующих видах деятельности:
1. В организационно-управленческой:
· определять цели развития организации и разрабатывать мероприятия по их достижению (ПК-1);
· принимать решения о выборе оптимальной формы организационной структуры управления организации (ПК-2);
· уметь делегировать полномочия, распределять задачи и ответственность между исполнителями для обеспечения эффективной работы подразделений организации (ПК-3);
· проводить организационно-управленческое обследование организации и выбирать наиболее эффективные формы ее адаптации к условиям внешней среды (ПК-4);
· проводить организационные изменения, снижать возможное сопротивление переменам со стороны персонала (ПК-5);
· использовать современные информационные технологии и прикладные программы обработки данных для обоснования управленческих решений (ПК-8);
· использовать разнообразные формы мотивации и стимулирования персонала для достижения целей организации (ПК-9);
· осуществлять контроль технологических процессов, контроль качества продукции, работ, услуг (ПК-10);
· разрабатывать производственную программу организации, обеспечив ее согласование с потребностями рынка, увязку с ресурсами организации, координацию деятельности подразделений организации при ее выполнении (ПК-11);
· осуществлять организацию производства новых видов продукции (ПК-12);
· обеспечивать ритмичную работу организации, управление запасами, выбор оптимальной схемы работы с поставщиками и потребителями (ПК-13);
· принимать эффективные управленческие решения в экономической сфере (ПК-14);
· владеть знаниями по нормативно-правовому обеспечению управленческой деятельности (ПК-15);
· уметь анализировать деятельность организации на международных рынках и разрабатывать стратегии их завоевания (ПК-16).
2.В экономической:
· анализировать, планировать и прогнозировать хозяйственную деятельность организации, используя данные оперативного, статистического, бухгалтерского и управленческого учета и отчетности, учитывая конъюнктуру рынка и производственные возможности организации (ПК-17);
· осуществлять экономические расчеты издержек на производство и реализацию продукции, показатели эффективности использования основных и оборотных средств организации, трудовых ресурсов (ПК-18);
· анализировать и управлять ассортиментной, товарной, ценовой, маркетинговой политикой организации (ПК-19);
· проводить оценку финансового состояния и финансовых результатов организации (ПК-20);
· разрабатывать и внедрять мероприятия по рациональной организации и нормированию труда и заработной платы, производства, повышению качества продукции и услуг, включая их технологическую и организационную составляющую (ПК-21);
· проектировать производственную систему, проводить организационно-технические расчеты в основном и вспомогательном производстве, планировать процессы производства, материально-техничес-кого обеспечения, логистики, оперативного управления развитием производства (ПК-22);
· анализировать факторы окружающей среды, оказывающие влияние на жизнедеятельность человека и экономических объектов (ПК-23).
3. В научно-исследовательской:
· исследовать создание и развитие системы управления на микроуровне (ПК-24);
· применять методы системного и ситуационного анализа для проектирования систем управления на предприятиях с целью эффективного их функционирования (ПК-25);
· обеспечивать управление научно-исследовательскими работами на предприятиях и в организациях (ПК-26);
· разрабатывать и применять экономико-математические модели для решения задач управления (ПК-27).
4. В инновационной:
· осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития организации, инновационным технологиям, перспективным проектам и решениям (ПК-28);
· применять методы менеджмента в организации инновационной деятельности на всех этапах инновационного цикла (ПК-29);
· формировать команды инновационных проектов с учетом основных принципов менеджмента (ПК-30);
· определять цели инноваций и способы их достижения (ПК-31);
· разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий (ПК-32);
· оценивать экономическую эффективность инноваций и инновационных проектов (ПК-33);
· осуществлять организацию инновационных процессов (ПК-34).
Преддипломная практика проводится в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь, учебным планом, Положением о производственной практике студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, Положением о практике студентов учреждения образования «Белорусский торгово-экономический универ-ситет потребительской кооперации».
Цель преддипломной практики – в процессе изучения производ-ственно-коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта закрепить, расширить и систематизировать знания, полученные студентами по всему курсу обучения, а также собрать, проанализировать и подготовить материалы к дипломной работе.
Основными задачами преддипломной практики являются следующие:
· закрепление теоретических знаний и умений студентов по экономике, организации производства и управления, по специальным и общепрофессиональным дисциплинам;
· приобретение практических навыков и подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности;
· сбор необходимой информации для выполнения дипломной работы по выбранной теме.
В процессе прохождения преддипломной практики студенты проводят анализ деятельности организации (общеэкономический, структур управления, кадровый), осваивают, по возможности, конкретное рабочее место менеджера-экономиста.
При ее прохождении студент может работать (при наличии вакансии) экономистом, инспектором по кадрам, нормировщиком и т. п.
Практика проводится на выпускном курсе согласно утвержденному графику образовательного процесса и календарному плану практики времени исходя из расчета не более 54 ч в неделю, т. е. в течение 8 недель для очной формы и 4 недель для заочной формы обучения.
Для студентов, обучающихся по учебным планам 2013 г., продолжительность практики составляет 5 недель – 270 ч (7,5 зачетной единицы).
Прохождение производственной практики возможно как на предприятиях системы потребительской кооперации, так и на других субъектах хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности.
Студенты, обучающиеся на основании договора о подготовке специалиста за счет средств потребительской кооперации или договора о подготовке специалиста на условиях оплаты за счет средств юридических лиц, проходят производственную (преддипломную) практику, как правило, на этих предприятиях или в организациях.
Студенты, обучающиеся по договору на условиях самостоятельной оплаты, имеют право на прохождение преддипломной практики в любой организации по собственному выбору или проходят практику в организации, предложенной в университете.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Преддипломная практика состоит из следующих разделов:
1. Изучение общей организационной характеристики организации (предприятия).
2. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (организации).
3. Оценка организации маркетинговой и логистической деятельности.
4. Анализ управления персоналом.
5. Оценка финансового состояния и платежеспособности организации.
6. Изучение организации производства и управления качеством.
7. Выполнение индивидуального задания.