Пояснительная записка

УДК 005

ББК 65.291.21

П 78

 

Автор-составитель О. В. Ежель, канд. экон. наук, доцент

 

Рецензенты: В. В. Кириенко, д-р социол. наук, профессор, проректор
по учебной и воспитательной работе Гомельского
государственного технического университета
им. П. О. Сухого;

Е. А. Левченко, канд. экон. наук, доцент Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации

 




Рекомендована к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации». Протокол № 1 от 14 октября 2014 г.

 

П 78 Программа преддипломной практики для реализации содержания образовательных программ высшего образования I ступени по специальности 1-26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)» / авт.-сост. О. В. Ежель. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2015. – 52 с. ISBN 978-985-540-214-6

 

Предлагаемое издание позволит студентам овладеть практическими навыками анализа хозяйственно-экономической деятельности, проведения маркетинговых исследований, планирования и контроля производственной деятельности. В программе представлены цели, задачи, содержание преддипломной практики и требования к оформлению отчета.

 

УДК 005

ББК 65.291.21

 

ISBN 978-985-540-214-6 © Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Реформирование экономики, преодоление кризисных явлений, происходящие изменения во внешней среде функционирования отечественных предприятий (организаций) обусловливают появление новых требований к управлению их деятельностью.

Ускорение процессов, происходящих во внешней среде, изменение позиции поставщиков и потребителей, возрастание конкуренции, интенсивное научно-технологическое развитие приводят к тому, что руководителям предприятий (организаций) становится сложнее предугадывать будущую ситуацию и адаптироваться к ней.

Сегодня на рынке труда требуются специалисты, которые способны и готовы самостоятельно оценивать ситуацию, принимать решения, брать на себя ответственность, работать с пакетами современных технологий. Современный менеджер должен быть способным и готовым к организационно-управленческой, проектной, научно-исследо-вательской, инжернерно-экономической, образовательной, коммерческой, предпринимательской, инновационной и другим видам профессиональной деятельности. Совокупность характеристик сформированных компетенций и профессиональное сознание отражают способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, высокой эффективности в сочетании с социальной ответственностью за результаты профессиональной деятельности.

Таким образом, степень востребованности управленческих кадров определяется сбалансированностью теоретического и практического компонентов образовательных программ. Только в сочетании с привитыми практическими навыками базовые и специальные знания выпускников высшей школы обеспечат им успешное включение, адаптацию и самореализацию в выбранной профессиональной области.

В процессе подготовки специалистов необходимо развивать следующие профессионально важные качества менеджеров: креативность, предприимчивость, коммуникабельность, наблюдательность, умение принимать нестандартные управленческие решения быстро и качественно, умение вести переговоры.

Профессия менеджера подразумевает решение различных профессиональных задач, к которым относятся:

· разработка научно обоснованных управленческих решений, организация и контроль их реализации;

· планирование и организация управления производством, финансами, затратами, персоналом, качеством и конкурентоспособностью продукции;

· анализ внешней среды организации и разработка форм адаптации организации в ней;

· проведение маркетинговых исследований;

· определение конкурентных преимуществ организации, обоснование, выбор и реализация конкурентных стратегий;

· структурное построение организации и его совершенствование;

· формирование и развитие организационной культуры;

· анализ хозяйственно-экономической деятельности организации;

· формирование эффективной команды, мотивация персонала;

· разработка и реализация бизнес-планов.

Специалист должен обладать академическими компетенциями:

· владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач (АК-1);

· владеть системным и сравнительным анализом (АК-2);

· владеть исследовательскими навыками (АК-3);

· уметь работать самостоятельно (АК-4);

· быть способным генерировать новые идеи (обладать креативностью) (АК-5);

· владеть междисциплинарным подходом при решении проблем (АК-6);

· иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером (АК-7);

· обладать навыками устной и письменной коммуникации (АК-8).

Специалист также должен соответствовать социально-личностным компетенциям:

· иметь гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина (СЛК-1);

· иметь навыки социального взаимодействия (СЛК-2);

· обладать способностью к межличностным коммуникациям (СЛК-3);

· уметь критиковать и быть самокритичным (СЛК-5);

· уметь работать в команде (СЛК-6).

Кроме того, менеджер должен обладать профессиональными компетенциями в следующих видах деятельности:

1. В организационно-управленческой:

· определять цели развития организации и разрабатывать мероприятия по их достижению (ПК-1);

· принимать решения о выборе оптимальной формы организационной структуры управления организации (ПК-2);

· уметь делегировать полномочия, распределять задачи и ответственность между исполнителями для обеспечения эффективной работы подразделений организации (ПК-3);

· проводить организационно-управленческое обследование организации и выбирать наиболее эффективные формы ее адаптации к условиям внешней среды (ПК-4);

· проводить организационные изменения, снижать возможное сопротивление переменам со стороны персонала (ПК-5);

· использовать современные информационные технологии и прикладные программы обработки данных для обоснования управленческих решений (ПК-8);

· использовать разнообразные формы мотивации и стимулирования персонала для достижения целей организации (ПК-9);

· осуществлять контроль технологических процессов, контроль качества продукции, работ, услуг (ПК-10);

· разрабатывать производственную программу организации, обеспечив ее согласование с потребностями рынка, увязку с ресурсами организации, координацию деятельности подразделений организации при ее выполнении (ПК-11);

· осуществлять организацию производства новых видов продукции (ПК-12);

· обеспечивать ритмичную работу организации, управление запасами, выбор оптимальной схемы работы с поставщиками и потребителями (ПК-13);

· принимать эффективные управленческие решения в экономической сфере (ПК-14);

· владеть знаниями по нормативно-правовому обеспечению управленческой деятельности (ПК-15);

· уметь анализировать деятельность организации на международных рынках и разрабатывать стратегии их завоевания (ПК-16).

2.В экономической:

· анализировать, планировать и прогнозировать хозяйственную деятельность организации, используя данные оперативного, статистического, бухгалтерского и управленческого учета и отчетности, учитывая конъюнктуру рынка и производственные возможности организации (ПК-17);

· осуществлять экономические расчеты издержек на производство и реализацию продукции, показатели эффективности использования основных и оборотных средств организации, трудовых ресурсов (ПК-18);

· анализировать и управлять ассортиментной, товарной, ценовой, маркетинговой политикой организации (ПК-19);

· проводить оценку финансового состояния и финансовых результатов организации (ПК-20);

· разрабатывать и внедрять мероприятия по рациональной организации и нормированию труда и заработной платы, производства, повышению качества продукции и услуг, включая их технологическую и организационную составляющую (ПК-21);

· проектировать производственную систему, проводить организационно-технические расчеты в основном и вспомогательном производстве, планировать процессы производства, материально-техничес-кого обеспечения, логистики, оперативного управления развитием производства (ПК-22);

· анализировать факторы окружающей среды, оказывающие влияние на жизнедеятельность человека и экономических объектов (ПК-23).

3. В научно-исследовательской:

· исследовать создание и развитие системы управления на микроуровне (ПК-24);

· применять методы системного и ситуационного анализа для проектирования систем управления на предприятиях с целью эффективного их функционирования (ПК-25);

· обеспечивать управление научно-исследовательскими работами на предприятиях и в организациях (ПК-26);

· разрабатывать и применять экономико-математические модели для решения задач управления (ПК-27).

4. В инновационной:

· осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития организации, инновационным технологиям, перспективным проектам и решениям (ПК-28);

· применять методы менеджмента в организации инновационной деятельности на всех этапах инновационного цикла (ПК-29);

· формировать команды инновационных проектов с учетом основных принципов менеджмента (ПК-30);

· определять цели инноваций и способы их достижения (ПК-31);

· разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий (ПК-32);

· оценивать экономическую эффективность инноваций и инновационных проектов (ПК-33);

· осуществлять организацию инновационных процессов (ПК-34).

Преддипломная практика проводится в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь, учебным планом, Положением о производственной практике студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, Положением о практике студентов учреждения образования «Белорусский торгово-экономический универ-ситет потребительской кооперации».

Цель преддипломной практики – в процессе изучения производ-ственно-коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта закрепить, расширить и систематизировать знания, полученные студентами по всему курсу обучения, а также собрать, проанализировать и подготовить материалы к дипломной работе.

Основными задачами преддипломной практики являются следующие:

· закрепление теоретических знаний и умений студентов по экономике, организации производства и управления, по специальным и общепрофессиональным дисциплинам;

· приобретение практических навыков и подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности;

· сбор необходимой информации для выполнения дипломной работы по выбранной теме.

В процессе прохождения преддипломной практики студенты проводят анализ деятельности организации (общеэкономический, структур управления, кадровый), осваивают, по возможности, конкретное рабочее место менеджера-экономиста.

При ее прохождении студент может работать (при наличии вакансии) экономистом, инспектором по кадрам, нормировщиком и т. п.

Практика проводится на выпускном курсе согласно утвержденному графику образовательного процесса и календарному плану практики времени исходя из расчета не более 54 ч в неделю, т. е. в течение 8 недель для очной формы и 4 недель для заочной формы обучения.

Для студентов, обучающихся по учебным планам 2013 г., продолжительность практики составляет 5 недель – 270 ч (7,5 зачетной единицы).

Прохождение производственной практики возможно как на предприятиях системы потребительской кооперации, так и на других субъектах хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности.

Студенты, обучающиеся на основании договора о подготовке специалиста за счет средств потребительской кооперации или договора о подготовке специалиста на условиях оплаты за счет средств юридических лиц, проходят производственную (преддипломную) практику, как правило, на этих предприятиях или в организациях.

Студенты, обучающиеся по договору на условиях самостоятельной оплаты, имеют право на прохождение преддипломной практики в любой организации по собственному выбору или проходят практику в организации, предложенной в университете.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Преддипломная практика состоит из следующих разделов:

1. Изучение общей организационной характеристики организации (предприятия).

2. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (организации).

3. Оценка организации маркетинговой и логистической деятельности.

4. Анализ управления персоналом.

5. Оценка финансового состояния и платежеспособности организации.

6. Изучение организации производства и управления качеством.

7. Выполнение индивидуального задания.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: