В начале прохождения практики следует ознакомиться с организацией (предприятием); изучить историю создания, устав, отраслевую принадлежность, хозяйственно-правовую форму организации; дать общую характеристику организации (предприятия).
В данном разделе должна найти отражение организационная структура организации (предприятия): основные структурные подразделения, вспомогательные подразделения, виды работ, выполняемые отдельными подразделениями, техническая оснащенность производства, уровень механизации и автоматизации труда, проблемы повышения технического уровня производства (труда).
Изучив организационную структуру управления предприятием (схему приложить к отчету), необходимо дать оценку рациональности используемой структуры управления, разработать предложения по ее совершенствованию.
Также следует изучить и проанализировать структуру одного из экономических отделов (по выбору студента); провести анализ положения о подразделении, должностных инструкций, и на основании этого дать оценку рациональности распределения полномочий, обязанностей в отделе; разработать конкретные предложения по совершенствованию структуры отдела, рациональному распределению функций и полномочий.
|
|
Необходимо рассмотреть распорядительные документы в организации (приказы, распоряжения, постановления, протоколы собраний и совещаний) и оценить процесс, методы, своевременность и эффективность принятия управленческих решений.
1.2. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности
организации (предприятия)
На следующем этапе практики студенту необходимо выполнить следующие задания:
· изучить состояние и перспективы развития производственно-хозяйственной деятельности;
· проанализировать основные экономические показатели работы организации за последние 2–3 года;
· оценить эффективность менеджмента и определить направления ее повышения.
Перечень форм статистической отчетности, используемых для анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (организации), представлен в приложении А.
Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия включает в себя оценку:
· динамики показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (организации):
– торгового (таблица Б.1 приложения Б);
– промышленного (таблица Б.2 приложения Б);
· динамики, состава и структуры расходов на реализацию и себестоимости производства продукции предприятия (организации):
– торгового (таблица Б.3 приложения Б);
– промышленного (таблица Б.4 приложения Б);
· формирование прибыли предприятия (организации):
|
|
– торгового (таблица Б.5 приложения Б);
– промышленного (таблица Б.6 приложения Б);
· рентабельности предприятия (таблица Б.7 приложения Б);
· эффективности управления организацией, используя количественную и качественную информацию (приложение В).
Также студенту следует составить (описать) программу мероприятий, направленных на повышение эффективности управления, дать конкретные рекомендации на основе анализа собранной информации по основным направлениям повышения эффективности управления и развития организации.
На основе расчетов, проведенных в таблицах приложения Б, в отчете должно быть отражено реальное положение организации (предприятия), а также сделаны выводы по определению путей повышения эффективности и конкурентоспособности ее функционирования на рынке.
1.3. Организация маркетинговой и логистической
деятельности
Студент должен изучить структуру маркетинговой службы организации и ее функции, ассортиментный перечень продукции (товаров, услуг), его сильные и слабые стороны, рынки сбыта, структуру конкуренции (количество конкурентов, их рыночные доли, особенности их маркетинговой деятельности).
В ходе исследования внутренних условий формирования производственно-ресурсной и сбытовой программы студенту рекомендуется провести анализ внутреннего потенциала предприятия с точки зрения организации маркетинговой деятельности в организации (на предприятии).
В качестве видов работ по данному разделу отчета студенту необходимо следующее:
· выполнить ряд заданий, отражающих особенности и специфику товарной политики предприятия;
· выполнить ряд заданий, отражающих особенности формирования ценовой политики на предприятии с позиций маркетинга;
· изучить и дать оценку политике распространения товаров (услуг) предприятия;
· дать оценку системе формирования и стимулирования спроса на выпускаемые изделия (реализуемые товары);
· дать оценку реализации принципов маркетинга в деятельности исследуемой организации.