1) Солнце все выше и выше поднималось над заливом, стирая тени. (2) Егерь рассказывал: (3) Белоснежный лебедь упал в камыши, еще не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо. (4) Его правое крыло безжизненно повисло. (5) Браконьер лишил птицу самого дорогого – полета. (6) Лебедь неподвижно лежал в камышах. (7) Его подруга, белая лебедушка, волновалась. (8) Птица издавалатревожный, гортанный крик. (9) Стая уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. (10) Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. (11) И тогда она, приблизившись, стала заботливо обирать его перышки. (12) Я приплыл в залив рано утром. (13) Лебедушка взлетела и стала тревожно кружиться. (14) Решил обследовать камыши. (15) Тут и нашел подбитую птицу. (16) Оставил лебедя в безопасном месте, привез лекарство и перевязал раненое крыло. (17) На другой день я снова появился на маленьком островке. (18) Обошел его, убедился – хищников нет. (19) «Как же вас назвать? – подумал. – Лебедь будет отныне Лотос, а лебедушка – Лилия». (20) Весь месяц плавал к лебединому острову. (21) Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. (22) Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. (23) Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. (24) Я знал, что Лотосу никогда не придется летать, – крыло было перебито. (25) Пришла осень. (26) Вместе с Лотосом и Лилией плавали еще два молодых лебедя. (27) А в это время начался отлет птиц. (28) В небе всю ночь слышались прощальные голоса. (29) Лилия тревожно прислушивалась к ним. (30) На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далекие края. (31) Лебедушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. (32) Весь вид ее говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в теплые края, а нам и здесь неплохо». (33) А вскоре до меня донеслась лебединая песня. (34) Ее пел красавец Лотос. (35) Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни!
|
|
(По К.Хромову)
Балл) Определите стиль и тип текста
Балл) Из предложений 1–24 найдите деепричастия; укажите номера предложений, в которых они есть.
Балл) Среди предложений 30-35 найдите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражено существительным. Напишите номер этого предложения.
Балл) Среди предложений 25–35 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Балл) Среди предложений 20-24 найдите сложноподчиненное предложение. Напишите номер этого предложения.
Дополнительная часть
Прочитайте текст и выполните задания 24-25.
(Ж..лто) бурые щ..тки жнивья гл..дели голо и хол..дно в сум..рках только черт..полох силой засел на межах с (ч..рно) ж..лтымипуг..вками ржавой дикой рябинк…
|
|
Уже (не) было стр..ляющих в пр..сторе стрижей только ч..рноегалочьё шумело в хол..деющ..м небе кружило над избами кр..чало что ос..нь идет. В серых р..дахст..яли пышно разубра..ые р..бины точно (красно) кафтанная стража зат..савшаяся в серую т..лпумуж..ков. Стаи гусей звонко трубили и в их крике чудились хол..да. Ч..рныепугалы пялили руки в (за) хол..давших пустых ог..родах как (будто) спраш..вали Где все?
(Не) уютом и хол..дом см..трело все здесь теперь.
Балла). Спишите. Вставьте орфограммы-буквы и знаки препинания.
25. (6 баллов). Определите стиль речи текста, определите тип текста.Приведите примеры олицетворений.
Вариант 16
Обязательная часть
Задание: 1-8, 12-14. Укажите правильный вариант ответа, выбрав нужную букву или цифру.
1. (1 балл) Определите, в каком слове количество букв и количество звуков совпадает.
1) стараться 2) синий 3) прелестный 4) грустный
Балл) Определите, какие из сочетаний слов употреблены в переносном значении.
1) работа кипит 2) вода кипит 3) молоко кипит 4) кипит от негодования
Балл) Укажите, в каких случаях к выделенным словам правильно подобраны синонимы.
1) Снегурочка ЗАПЛАКАЛА, да так горько, словно сестра по родному брату. — Заревела.
2) Они жили в ВЕТХОЙ землянке ровно тридцать лет и три года. — Маленькой.
3) От вороны КАРАПУЗ убежал, заохав. — Пузатый.
4) Баба бросила ведра и давай волка БИТЬ коромыслом. — Колоть.
Балл) Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.
1) По прошествии немногих лет он был избран ГУБЕРНАТОРОМ… (Ю. Нагибин).
2) Всем до КАЗНАЧЕЙСТВА есть дело, а он – душа казначейства (М. С.-Щедрин).
3) Это, Нафаня, друг моего детства! В ГИМНАЗИИ вместе учились! (А. Чехов).
4) Барин с ГУВЕРНАНТКОЙ рыбу ловят-с (А. Чехов).
Балл) Прочитайте предложения и определите, в каком вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ.
1) Мишка ОДЕЛ братишку потеплее, и они побежали к реке.
2) На выпускной вечер Ольга ОДЕЛА длинное серебристое платье.
3) Я ОДЕНУ тебя в шелка, твои плечи укрою мехом.
4) На праздник взрослые ОДЕЛИ малышей в карнавальные костюмы.
Балл) Какое из перечисленных слов имеет значение «часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов и свободная от навигационных опасностей»?
1) фарватер; 2) ватерлиния; 3) русло; 4) кильватер
Балл). В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.
2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.
3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.
4) Петров выступил на симпозиуме с очень интересным, ИНФОРМАЦИОННЫМ докладом.
8. (1балл) Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Не рассчитывая на помощь,
1) меня начали покидать силы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебник помогает справиться с трудным материалом
Балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы
Прессова(н, нн)ый, корчева(н, нн)ый, аннулирова(н, нн)ый, гравирова(н, нн)ый, дарова(н, нн)ый, дрессирова(н, нн)ый, жела(н, нн)ый, завеща(н, нн)ый, избра(н, нн)ик