(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.
(4)Это был Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.
− (8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.
(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.
− (10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.
|
|
− (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный. (16)Ишь, малец, ай!
(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.
− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.
(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.
− (21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, − господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!
(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.
− (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него.
− (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! − прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. – (26)Ну, Христос с тобой, − и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.
(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается.
(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём.
|
|
(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце.
(по Ф.М. Достоевскому)
Балл) Укажите стиль и тип речи текста.
Балл) Укажите верную характеристику предложения 27.
Балл) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.
22. (1 балл) Среди предложений 14−20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Балл) Выпишите синонимы из предложения 2
Дополнительная часть.
Прочитайте текст и выполните задания 24-25.
(В)весе…ем л…су
Мы (в)весе…ем л…су. Зорко оглядываюсь (по)ст…ронам и замеч…ю что(то) розовато(синее). Бегу п…смотреть.
Это распустился цв…ток м…дуницы. На толстом з…леном стебл… кр…суются отдельные цв…точки похож…е на крошечные кувш…нчики. Верхние (из)них нежно(розовые) а те что пониже л…ловые.
Выходим на (не)большую п…лянку. Вокру… нее толпятся молодые бере…ки. Пос…редине с…неет, как продолговатое зеркало, весе…яя лужа. Она полна (до)краев пр…зрачнойсн…говой в…ды.
Я заглядываю (в)воду. Она так чиста что на дне отчетливо виден каждый прошл…годний листок, каждая (за)т…нувшая веточка.
Как хорош… кругом!
(По Г.Скребицкому)
Балла) Спишите. Вставьте орфограммы-буквы и знаки препинания.
25.(6 баллов) Определите стиль речи текста, определите тип текста.Приведите примеры олицетворений и сравнений.
Вариант 18
Обязательная часть
Задание: 1-8, 12-14. Укажите правильный вариант ответа, выбрав нужную цифру или букву
Балл) Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.
1) изъяны; 2) ельник; 3) местность; 4) юнга
Балл). Определите, в каком слове ударение указано верно.
1) баловать (1-й слог); 2) договор (1-й слог); 3) гербовый (2-й слог); 4) генезис (1-й слог)
Балл) Найдите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень крепко.
1) гусь лапчатый 2) тише воды, ниже травы 3) рукой подать 4) без задних ног (спать)
Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.
1) По прошествии немногих лет он был избран ГУБЕРНАТОРОМ… (Ю. Нагибин).
2) Всем до КАЗНАЧЕЙСТВА есть дело, а он – душа казначейства (М. С.-Щедрин).
3) Это, Нафаня, друг моего детства! В ГИМНАЗИИ вместе учились! (А. Чехов).
4) Барин с ГУВЕРНАНТКОЙ рыбу ловят-с (А. Чехов).
Балл) Прочитайте предложения и определите, в каком вместо слова ПУГЛИВЫЙ нужно употребить слово ПУГАННЫЙ.
1) Заяц - осторожный, ПУГЛИВЫЙ зверь, спасающийся от любой опасности стремительным бегством.
2) Дед Ермолай ПУГЛИВЫМ отродясь не был: на медведя зимой ходил с одной рогатиной.
3) На ПУГЛИВОГО да ленивого одно лекарство — кнут.
4) ПУГЛИВЫЙ змеёй и веревки боится
Балл) Какое из перечисленных слов имеет значение «часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов и свободная от навигационных опасностей»?
1) фарватер; 2) ватерлиния; 3) русло; 4) кильватер
Балл). В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить слово ПРАКТИЧНЫЙ?
1) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.
2) Вихрев в ПРАКТИЧЕКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.
3) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.
|
|
4) Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице