История формирования теории человеческого капитала

Введение

В современном обществе, когда экономика трансформируется в постиндустриальную, необходимо формирование новой модели развития и использования человеческих ресурсов. Отрицательные социально-экономические эффекты негативно сказываются на качестве и количестве человеческого капитала. Поэтому необходимо обратить внимание на его условия формирования и развитие.

Актуальность темы заключается в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Цель работы состоит в исследовании проблем формирования, и использования человеческого капитала. Для реализации поставленной цели исследования можно выделить следующие задачи: изучить понятие человеческого капитала, и из чего он состоит; проанализировать влияние образования и капитала здоровья на формирование человеческого капитала обозначить проблемы формирования человеческого капитала, проблемы его реализации и выявить возможные пути решения;

Теория человеческого капитала берет свое начало еще в XVII веке, в работах Уильяма Пети и Адама Смита. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г. Беккера. Но она сохраняет свою актуальность до нашего времени. Главное условие для достижения устойчивого развития экономики в целом - накопление, сохранение и использование человеческого капитала.

 

 

Теоретические основы анализа человеческого капитала

История формирования теории человеческого капитала.

Человеческий капитал (По Беккеру) - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

 Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе. Ещё А. Смит писал, что «человека, изучившего с затратой боль-

шого труда и времени какую-либо из профессий,… можно сравнить

… с дорогой машиной». Этот труд «возместит ему … все расходы на

обучение, с обычной, по меньшей мере, прибылью на капитал…» К. Маркс подчёркивал, что развитие физических, умственных и творческих созидательных сил человека – есть «действительное богатство», «главная производительная сила общества».

В условиях научно-технической революции образовался дефицит

высококвалифицированных кадров. В 50-е годы XX века центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы. Именно во второй половине XX века во всех развитых странах существенно вырос образовательный ценз. Имел место заметный прогресс в развитии интеллектуальных производительных сил, формирование внушительного невечного богатства и динамичное развитие инновационно-информационной сферы.

 Изучением человеческого капитала и условиями его формирования занимались и русские экономисты: Л. И. Абалкин, Б. М. Генкин, С. А. Дятлов, Т. Г. Мясоедова и др. Многие из них современники Т. Шульца и Г. Беккера.

 Можно сопоставить подходы русских ученых к определению человеческого капитала: С точки зрения С.А. Дятлова, человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека.

 Т.Г. Мясоедова представляет человеческий капитал как совокупность природных способностей, здоровья, приобретенных знаний, профессиональных навыков, мотиваций к труду и постоянному развитию, общей культуры, которая включает нравственные ценности, знание и соблюдение норм, правил, законов человеческого общения. Согласно Л.И. Абалкина, человеческий капитал - это сумма врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход. С точки зрения Б.М. Генкина человеческий капитал – это совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами являются здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность. Несомненно, главным во всех определениях является то, что человеческий капитал – это совокупность человеческих качеств и способностей. А также почти все отмечают, что человеческий капитал призван приносить доход и повышать производительность. Основные положения современной теории человеческого капитала были обоснованы в работах известных американских экономистов

Т. Шульца и Г. Беккера. В 1960 году в Journal of Political Economy была опубликована статья Т. Шульца «Образование как источник формирования капитала», а в 1961 году - «Инвестиции в человеческий капитал».

 Г. Беккер в 1962 году опубликовал статью «Инвестиции в человеческий капитал», а два года спустя, был издан его фундаментальный труд «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ». Сформулированные подходы послужили теоретической базой для всех последующих исследований в этой области. В теории доказано, что система образования есть такая сфера деятельности, где финансовый капитал превращается в человеческий, то есть финансовые затраты на образование превращаются в такие последствия развития интеллекта, культуры человека, которые являются определенным, вознаграждением, прибылью как для самого человека, так и всего общества. Более того, финансирование образования является самым выгодным вложением капитала. Важной предпосылкой возникновения теории человеческого капитала в её современной форме стало общее признание расширения традиционно узкого понятия капитала. Исходным явилось положение о том, что все элементы общественного богатства, которые накапливаются, используются в производстве и приносят доход, рассматриваются как капитал. Это, в свою очередь, по мнению Т. Шульца, «позволяет приступить к последовательному делению целого на две части, а именно: на человеческий капитал и нечеловеческий капитал». Как человеческий капитал был обозначен дополнительный источник доходов, зависящий от знаний, навыков и способностей человека. Т. Шульц определял человеческий капитал как всё то, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, или того и другого вместе; любой актив - материальный или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов. Виды человеческого капитала Т. Шульц выделял по видам осуществляемых в данный капитал инвестиций. Он указывал, что способности человека «...развиваются посредством определённых видов деятельности, которые имеют атрибуты инвестиций». К таким видам инвестиционной деятельности он относил школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление и охрану здоровья, растущий запас информации относительно экономики. Посредством этих видов деятельности формируются определённые группы человеческих способностей, которые могут получать капитальную оценку и применяться как человеческий капитал. Затраты на его формирование представляют собой инвестиции, поскольку они обладают всеми необходимыми признаками: инвестор жертвует частью дохода сегодня ради получения более высокого дохода завтра. Однако, наибольший вклад в разработку теории человеческого капитала и расширение сферы её использования для объяснения различных социальных явлений сделал Г. Беккер, коллега Т. Шульца по Чикагскому университету. Хотя, по мнению многих исследователей, основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесён Т. Шульцем, разработка микроэкономических оснований этой теории была дана в беккеровском фундаментальном труде «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ». Объектом изучения в работе выбран рациональный максимизирующий свою деятельность индивид, который, вкладывая средства в своё образование и профессиональную подготовку, взвешивает, подобно обычному предпринимателю, соответствующие выгоды и издержки. Он сопоставляет ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций. Операциональной теорию, по мнению экономистов, делают три наиболее принципиальных момента: перход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл; выделение капитальных аспектов в поведении агентов на рынке труда; признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса. В рамках теории человеческого капитала получили объяснение

структура распределения личных доходов, возрастная динамика заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда и многое другое. Благодаря ей изменилось отношение политиков к затратам на образование. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем инвестиции в физический капитал. Впоследствии Г. Беккер теоретически разрабатывал наиболее фундаментальные проблемы человеческого поведения и человеческого общества, которые представители других социальных дисциплин зачастую считали в принципе неподдающимися рациональному объяснению, и наибольшее число его работ было посвящено экономике семьи. «Трактат о семье»,опубликованный 1981 году, стал третьим монументальным трудом Г. Беккера, многократно переиздававшимся наряду с «Экономикой дискриминации» и «Человеческим капиталом».

Человеческий капитал - отдельный от физического вид капитала, обладающий аналогичными свойствами: он представляет собой благо длительного пользования; требует расходов по ремонту и содержанию; может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: