Проблемы и методы оценки человеческого капитала

Современные экономисты к понятию человеческий капитал относятся по-разному. Но они сходятся во мнении, что человеческий капитал является главной движущей силой общества, и что государство, а не только сам индивидуум, должно на формирование человеческого капитала обращать особое внимание. Применение понятия «человеческий капитал» позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику.

Отличительная черта человеческого капитала – неотделимость от личности своего носителя. Эта его особенность имеет множество важных теоретических и практических следствий. Так, для «обычного» капитала на рынке имеются два ряда наблюдаемых цен – во-первых, на его активы и, во-вторых, на потоки доставляемых им услуг (станок или здание можно купить, а можно взять в аренду). В отличие от этого человеческий капитал можно только «арендовать» (наняв работника), поскольку в современных (нерабовладельческих) обществах сам человек не может быть предметом купли-продажи. В результате имеется только один ряд наблюдаемых цен – платежи за «аренду» человеческого капитала, что серьезно затрудняет стоимостную оценку его накопленных запасов. В остальном человеческий капитал подобен физическому: он представляет собой благо длительного пользования, но с ограниченным сроком службы; как и любой другой исчерпаемый ресурс, он требует расходов по «ремонту» и содержанию; он может морально устаревать еще до того, как произойдет его физический износ; его ценность может расти и падать в зависимости от изменений в предложении комплементарных (взаимодополняющих) производственных факторов и в спросе на их совместные продукты. В то же время со статистической точки зрения человеческий капитал обладает важным преимуществом: для него существуют «натуральные» измерители, которые – при всей их условности – значительно расширяют возможности анализа (для «обычного» капитала такие натуральные измерители недоступны в принципе). Это, во-первых, число накопленных лет обучения и, во-вторых, доли работников, имеющих образование определенного уровня. Основной проблемой, с которой приходится сталкиваться современным предприятиям - это оценка эффективности вложений в человеческий капитал.

Сложности, возникающие при этом, в определенной мере объясняются тем, что инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

1.Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.

2.Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизиологических функций, а во-вторых, степенью морального (экономического) износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования. Накопление человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются.

3.По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается.

4.При формировании человеческого капитала имеет место «обоюдный множительный эффект». Его суть заключается в том, что в процессе обучения улучшаются и возрастают характеристики и способности не только у обучаемого, но и у того, кто обучает, что впоследствии приводит к росту заработков как первого, так и второго.

5.Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.

6.Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями. Так, уровень образования и выбор профессии детьми в значительной мере зависят от семейных традиций и уровня образования их родителей.

7.По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества. Выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал: расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное,подготовку по месту работы,расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий; расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью.

Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций:

- образование, подготовка на производстве;

- здравоохранение;

- мотивация;

- поиск информации и миграция;

- фундаментальные научные разработки;

- экология и здоровый образ жизни;

- культура и досуг.

Благодаря инвестициям в той или иной сфере, можно поддержать, ускорить или начать развитие человеческого капитала в данной сфере.

Многообразие определений человеческого капитала выводит на несколько базовых подходов к его измерению и оценке.

Для оценки человеческого капитала применяют следующие методы:

-оценка произведенных человеческим капиталом (индивидуумом) доходов (экономическая оценка);

-количественная оценка приобретённых человеком запаса знаний, навыков, способностей;

-специальные навыки (специальный человеческий капитал) количественная оценка;

-по способу инвестирования в человеческий капитал - капитал здоровья, капитал образования, капитал культуры (экономическая оценка);

-оценка человеческого капитала на микро- и макро-уровнях;

-интегральная оценка человеческого капитала, включающая как натуральные, так и стоимостные показатели оценки человеческого капитала;

Признание человеческого капитала частью искусственно создаваемого, воспроизводимого богатства лежит в основе его подсчета с помощью суммирования осуществленных в прошлом усилий, направленных на его формирование. Эти усилия могут измеряться на основе либо натуральных показателей, либо стоимостной оценки инвестиций в человека. Как будет подробно рассмотрено ниже, такой метод ограничен, с одной стороны, трудностью учета неявных и непрямых затрат, с другой – неочевидной во многих случаях зависимостью между затратами и результатом.

От этих недостатков свободен подход, ориентированный на измерение результата прошлых накоплений, – оценка через отдачу, которую приносит человеческий капитал.

Общепризнано, что человеческий капитал приносит как денежные, так и неденежные выгоды. Последние, к тому же не обязательно бывают опосредованы рыночными отношениями. Однако на практике этот метод оценки (в большинстве его вариантов) лимитирован учетом только денежной отдачи, а потому скорее преуменьшает реальный запас человеческого капитала.

Практикуется также прямая оценка параметров населения, которые могут быть отнесены к человеческому капиталу. Однако ее развернутое применение лимитировано техническими и методологическими трудностями, связанными с обоснованием круга подлежащих учету параметров, разработкой технологии их оценки и приведением разноплановых индикаторов к единой основе. Не только между оценками человеческого капитала, полученными с помощью разных подходов, но и в рамках каждого из них в зависимости от

конкретных применяемых методик имеются огромные расхождения. Существует точка зрения, что они связаны с несовершенством технологий измерения, информационных баз, методов расчета. В идеале же оценки, полученные путем: а) измерения совокупных инвестиций, б) прямой оценки навыков свойств и компетенций, которыми обладает население, и в) капитализации отдачи, – должны были бы совпасть. Однако нам кажется, что истоки несовпадения результатов лежат на уровне теоретической концепции: описанные три подхода изначально нацелены на измерение несовпадающих подсистем человеческих способностей и свойств.

Конкретные методики подсчета человеческого капитала различаются также в зависимости от того, в каких единицах производится измерение. Так как капитал – рыночная категория, наиболее естественными представляются денежные, стоимостные оценки.

Наиболее современный, позже других оформившийся подход, – измерение человеческого капитала с помощью индексов. Индекс человеческого развития — это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». Индекс человеческого развития измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:

- Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

- Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.

- Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВНД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС). Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя. В 2010 году семейство индикаторов, которые измеряют ИЧР, было расширено, а сам Индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому индексу человеческого развития, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ). До известной степени он позволяет комбинировать достоинства, преодолевать ограничения и искажения натуральных и стоимостных оценок. Этот подход лучше всего подходит для межстрановых и межкатегориальных сопоставлений, например для ранжирования запасов человеческого капитала различных территорий, стран, социальных групп. По индексу человеческого развития, в итоговом рейтинге страны ранжируются и классифицируются четырьмя категориями:

1. Страны с очень высоким уровнем ИЧР.

2. Страны с высоким уровнем ИЧР.

3. Страны со средним уровнем ИЧР.

4. Страны с низким уровнем ИЧР.

Согласно новому Индексу человеческого развития (ИЧР) за 2013 год, Норвегия признана самой благополучной страной в мире. В пятерку наиболее благополучных стран вошли также Австралия, Соединенные Штаты, Нидерланды и Германия. Россия занимает 55 место в этом рейтинге, поднявшись при этом за последние 2 года на 11 позиций. (Об этом сообщается в «Докладе о человеческом развитии 2013» (Human Development Report 2013), подготовленном Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)).

Существует также способ измерения человеческого капитала на основе специально-сконструированного индикатора. Для начала примем определение человеческого капитала за совокупность следующих характеристик индивида (и групп индивидов):

-уровень образования;

-предпринимательские и организаторские способности, лидерство;

-общепрофессиональные навыки, умения, в том числе владение иностранными языками, компьютерной грамотой и пр;

-семейное положение (количество детей, социально-экономический статус родителей);

-состояние здоровья;

-профессиональный опыт (стаж работы). (врожденные способности и талант не были включены, т. к. в основном эти особенности в конечном итоге определяют его образование и навыки)

Но ученые, проведя ряд исследований (например, анализ влияния профессионального опыта на уровень среднемесячного дохода с помощью регрессивного анализа) выяснили, что коэффициенты полученных моделей близки к нулю. Поэтому в расчете индикатора человеческого капитала мы не будем использовать характеристику профессиональный опыт.

В каждой из категорий можно выделить несколько показателей, на основе которых она складывается в рассматриваемой ситуации среди отдельно взятой группы индивидов. Например, в различные характеристики семьи можно включить: уровень образования отца (отчима), уровень образования матери (мачехи), семейное положение, уровень образования супруга (супруги), количество детей. Тогда индекс характеристики семьи будет равен сумме этих компонентов, деленных на 5 (среднему арифметическому). Сумма всех указанных индексов, полученных из характеристик человеческого капитала, дает индикатор человеческого капитала.

Теория человеческого капитала находится в начальной стадии своего развития, и прилагаемые методы расчета необходимо сравнить и проверить практически и выявить наиболее приемлемую методику оценки человеческого капитала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: