Обязанности производственного менеджера

Организация и нормирование труда

 

Общие положения

 

Грамотная организация труда на производственном предприятии тесно связана с рациональным использованием рабочего времени. От того, как используется рабочее время, зависит производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность производства и другие показатели эффективной работы предприятия. Адекватное нормирование труда на производстве повышает уровень качества продукции и позволяет предприятию идти в ногу со временем, когда на рынке больше ценится индивидуальный подход к заказчику продукции и ее высокие потребительские свойства.

Нормирование труда является основой для правильной организации заработной платы, связующим звеном между оценкой результатов труда и его оплатой, между производством, финансовым менеджментом и маркетингом.

Благодаря нормированию достигаются оптимальные пропорции в составе предметов и средств труда, в структуре производственных и трудовых процесса. Это позволяет правильно решать вопросы формирования бригад и обеспечения производственных участков оборудованием, его размещения на предприятии.

В соответствии с Инструкцией о порядке организации нормирования труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 21 марта 2008 г. № 53 (далее ― Инструкция о порядке организации нормирования труда) нормирование труда в организации обеспечивает структурное подразделение (служба), на которое возложены функции по организации и нормированию труда, или работник (работники), которому наниматель поручил выполнять указанные функции. Данное структурное подразделение (служба) подчиняется руководителю организации или его заместителю. В цехах, производствах, обособленных подразделениях многопрофильных предприятий могут создаваться структурные подразделения по организации и нормированию труда или предусматриваться должности соответствующих работников по организации и нормированию труда. Понятно, что на малых производственных предприятиях все эти функции может выполнять один работник, которого далее мы будем называть производственным менеджером.

Ныне действующий Трудовой кодекс Республики Беларусь был принят Палатой представителей 8 июня 1999 года, одобрен Советом Республики Беларусь 30 июня 1999 года и вступил в силу с 1 января 2000 г. Значительные изменения и дополнения в Трудовой кодекс были внесены Законом Республики Беларусь от 20 июня 2007 г. № 273-З. Согласно заключению Комиссии по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, указанный Закон подготовлен в целях расширения социально-трудовых прав работников, повышения эффективности их труда, производственной и трудовой дисциплины. После вступления в силу прежней редакции Трудового кодекса прошло почти семь лет, в течение которых были выявлены недостатки некоторых норм, их несогласованность в регулировании трудовых и связанных с ними отношений.

Законом № 273-З дополнены многие нормы Трудового кодекса, некоторые из них изложены в новой редакции. Определено, что указанный Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, которое состоялось в газете «Звязда» 25 июля 2007 г. Следовательно, изменения и дополнения вступили в силу 26 января 2008 г. Начиная с этой даты и наниматели, и работники должны руководствоваться новой редакцией Трудового кодекса.

Задачами Трудового кодекса являются:

1) регулирование трудовых и связанных с ними отношений;

2) развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;

3) установление и защита взаимных прав и обязанностей работника и нанимателя.

С точки зрения производственного менеджмента важно, что Трудовой кодекс регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, а также отношения, связанные с профессиональной подготовкой работников на производстве, взаимоотношениями между работниками (их представителями и нанимателями), контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде.

Производственного менеджера можно рассматривать как уполномоченное должностное лицо нанимателя, о котором говорится в статье 1 Трудового кодекса. Это – руководитель (его заместители) организации или обособленного подразделения, руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений. В нашем случае это решения именно по производственному менеджменту, организации и нормированию труда.

Согласно все той же статье 1 работник – это лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основе заключенного трудового договора. И хотя сам производственный менеджер является работником промышленного предприятия, в отношение подчиненных ему основных и вспомогательных рабочих он сам выступает уполномоченным должностным лицом нанимателя, то есть прежде всего отстаивает его интересы.

Что касается источников регулирования трудовых и связанных с ними отношений, то в новой редакции Трудового кодекса статья 7 дополнена пунктом 4, в котором, кроме ранее перечисленных источников (Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде, коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством), впервые назван еще и трудовой договор.

Обязанности производственного менеджера

 

Если подходить более широко и рассматривать обязанности нанимателя в соответствии со статьей 55 Трудового кодекса, то можно видеть, что подавляющее большинство из них в отношении основных и вспомогательных рабочих будет выполнять именно производственный менеджер:

1) рационально использовать труд основных и вспомогательных рабочих;

2) обеспечивать трудовую и производственную дисциплину;

3) вести учет фактически отработанного рабочим времени;

4) выдавать заработную плату в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором;

5) обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом РМ, соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (При отсутствии в нормативных правовых актах требований, обеспечивающих безопасные условия труда, производственный менеджер принимает меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда);

6) принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний рабочих; постоянно контролировать знание и соблюдение рабочими требований инструкций по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве;

7) в случаях, предусмотренных законодательством и локальными нормативными правовыми актами, своевременно предоставлять гарантии и компенсации в связи с вредными и (или) опасными условиями труда (сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и др.); соблюдать нормы по охране труда женщин, молодежи и инвалидов;

8) обеспечивать рабочих в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами;

9) обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами;

10) своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях рабочего и знакомить его с ними;

11) обеспечивать повышение квалификации или переподготовку рабочих в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;

12) создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением в соответствии с Трудовым кодексом;

13) обеспечивать участие работников в управлении организацией, своевременно рассматривать критические замечания рабочих и сообщать им о принятых мерах;

14) представлять статистические данные о труде в объеме и порядке, определенных законодательством;

15) оформлять изменения условий и прекращение трудового договора с рабочим приказом (распоряжением);

16) отстранять рабочих от работы в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и законодательством;

17) исполнять другие обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудовых договоров.

Наниматели осуществляют свои обязанности в соответствующих случаях по согласованию или с участием профсоюзов, в том числе при принятии локальных нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права работников. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей наниматели (уполномоченное должностное лицо нанимателя – а в отношении основных и вспомогательных рабочих это будет ни кто иной как производственный менеджер – бригадир, мастер, начальник участка, цеха и т. д.) несут ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом и иными законодательными актами.

Что касается безопасных и здоровых условий труда, то в статье 89 новой редакции Трудового кодекса это расшифровывается как соблюдение правил и норм по технике безопасности, необходимое освещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума, вибрации и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье рабочих.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: