Поисковые методы обучения

Другие названия этой группы - эвристические, творческие или активные методы обучения. Они предназначены для решения творческих задач, которые имеют следующие отличия от типовых задач (таблица 2).

Таблица 2                     

                        Отличия типовых и творческих задач

 

Показатели

сравнения

задач

Учебные задачи

Типовые Творческие
   
Постановка задачи Имеется Как правило отсутствует
Метод (способ) Как правило, указан Не указан
решения    
Обучающий пример Имеется Отсутствует
Результат решения Как правило, однозначен и известен преподавателю Как правило, многозначен и неизвестен преподавателю

 

Все поисковые методы обучения можно разделить на неимитационые и имитационные (имитирующие должностные обязанности, производственный процесс или обстановку профессиональной деятельности), которые в свою очередь делятся на неигровые и игровые.

Дискуссия - это обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между двумя и более лицами. Задача дискуссии - обнаружить различия в понимании вопроса и в споре установить истину. Дискуссии могут быть свободными и управляемыми.

К технике управляемой дискуссии относятся: четкое определение цели, прогнозирование реакции оппонентов, планирование своего поведения, ограничение времени на выступления и их заданная очередность.

Групповая дискуссия (обсуждение вполголоса). Для проведения такой дискуссии все студенты, присутствующие на практическом занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия. Обсуждение может организовываться двояко: либо все подгруппы анализируют один и тот же вопрос, либо какая-то крупная тема разбивается на отдельные задания. Традиционные материальные результаты обсуждения таковы: составление списка интересных мыслей, выступление одного или двух членов подгрупп с докладами, составление методических разработок или инструкций, составление плана действий.

Разновидностью свободной дискуссии является форум, где каждому желающему дается неограниченное время на выступление, при условии, что его выступление вызывает интерес аудитории.

Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы.

Аквариум («под колпаком», «фрикаделевое» упражнение). При работе по данному методу группа разбивается на две части. Половина группы сидит в центре аудитории, в окружении остальных, и ведет дискуссию, за ходом которой внимательно следят сидящие вокруг. Каждый наблюдает за 1 - 2 участниками дискуссии. Фиксируется активность участия в дискуссии, характер предложений. Затем начинается общая дискуссия, во время которой «внешние» наблюдатели комментируют свои замечания, а члены группы, находившиеся под наблюдением, также высказывают свое мнение о поведении друг друга во время дискуссии.

Творческий диалог. Для организации обучения по этому методу преподаватель пишет на доске несколько вопросов, которые должны побудить группу к дискуссии. Затем он выходит из кабинета, а студенты разделяются на несколько подгрупп и дискутируют по данной теме. Через час педагог возвращается, и все слушают доклад представителя студентов об итогах дискуссии.

«Думай и слушай». Каждому студенту отводится короткий отрезок времени, за который он должен высказать свое мнение но решению актуальной для него или предложенной преподавателем проблемы практической направленности. Присутствующие в аудитории его прерывать не могут, а должны внимательно слушать. После выступления товарища они должны активно помочь ему до конца решить проблему.

Панельная дискуссия - еще одна разновидность метода «дискуссия». Цель данного метода - предоставление студентам учебного материала не рецептурным образом, а на основе противоборства мнений и суждений. Небольшая группа людей (от 2 до 6) -крупных специалистов дискутирует по определенной теме или проблеме. Группа студентов располагается вокруг них и внимательно следит за дискуссией. Для эффективности этого метода требуется приглашение на занятие нескольких реальных специалистов, что требует немалых финансовых затрат.

Мозговая атака (МА) или мозговой штурм (МШ). Суть метода заключается в том, что для обсуждения конкретной проблемы собирается группа обучающихся, которая делится на две подгруппы: генераторы идей и критики. Генераторы идей высказывают все идеи по решению данной проблемы, которые только приходят им в голову. Затем критики анализируют, оценивают, синтезируют предложенные идеи, выбирают те, которые обеспечивают решение проблемы. Основные принципы мозговой атаки:

1. не критиковать — можно высказывать любую мысль без опасения, что она будет признана неудачной;

2. стимулировать любую инициативу, причем, чем страннее кажется идея, тем лучше;

3. стремиться к наибольшему количеству идей;

4. разрешается изменять, комбинировать, улучшать предложенные идеи (свои и чужие).

Кроме прямой мозговой атаки и мозговой атаки с оценкой идей, можно практиковать обратную мозговую атаку (набрасывание как можно больше недостатков существующего устройства) или двойную мозговую атаку, т.е. две МА по одной проблеме с перерывом между ними в несколько часов или несколько дней.

Лабиринт действия проводится на практических занятиях. Студенты снабжаются детальным печатным описанием инцидента или ситуации, которые возникают в реальной деятельности специалистов и руководителей. В конце описания каждой ситуации приводится список действий, одно или несколько из которых являются приемлемыми для решения данного конфликта. Такой перечень позволяет студенту не только «прокрутить» возможные варианты решения проблемы, но и мысленно проследить все возможные последствия решения, непредвиденные побочные осложнения и т.д. Таким образом, студентам предоставляется возможность решить задачу несколькими способами, чтобы научить их отличать тупиковые варианты решений от решений, ведущих к цели. Данный метод применяется в тех случаях, когда нужно научить быстро и правильно ориентироваться в многовариантных ситуациях со многими возможными исходами (при поиске неисправностей в аппаратуре, в работе вычислительной программы, при поиске выхода из конфликтной ситуации).

Беседы по Сократу проводятся при достаточной подготовленности студентов и носят эвристический характер. Преподаватель предъявляет студентам такую последовательность целенаправленных вопросов;, исходящих из их предыдущих ответов, которая помогает им, не замечая помощи, найти правильный ответ, решение существующей проблемы. Методом «Беседа по Сократу» можно намеренно завести студентов в тупик показав неверность их суждений, и тем самым побудить у них желание узнать необходимую для решения проблемы новую информацию. Данный метод позволяет привлекать студентов к формулированию выводов и обобщений.

Деловая корзина ориентирует студентов на самостоятельное решение проблем в условиях моделируемой деятельности. В «деловой корзине», в качестве которой может выступать небольшой ящик, помешаются задания, написанные на листках бумаги. Чаще всего они адресуются одному действующему лицу, например, вновь назначенному руководителю предприятия. Студенты поочередно вынимают из «корзины» задания и выполняют их сугубо самостоятельно. За их действиями следит педагог и группа. Затем группа, консультируемая педагогом, еще раз, но уже коллективно, выполняет все задания, что приводит к их более глубокому анализу.

Прогрессивный семинар. Преподаватель отбирает несколько тем для семинаров и распределяет их среди студентов. Обсуждение каждой темы организуется следующим образом: прежде всего студент формулирует 6 «ценных утверждений» по предложенной ему теме. Эти утверждения должна быть: а) ясными, специфичными и значимыми; б) достаточно противоречивыми, чтобы их принятие или отклонение требовало дискуссии; в) представляющими личные убеждения автора, основанные на его опыте. Составив список своих утверждений, студент предъявляет их всем членам группы за неделю до семинара. В качестве приложения представляется список литературы по проблеме. Во время семинара автор на протяжении четверти часа знакомит группу со всеми своими утверждениями, объяснял, в чем заключается их ценность. После этого начинается групповая свободная дискуссия о «ценности» утверждений. Если во время занятия группа не приходит к единому мнению, то обсуждение продолжается на следующем семинарском занятии.

Студия активного случая. Цель метода - в кратчайшие сроки подготовить силами студентов реальный проект улучшения дел в конкретной организации или на предприятии. Для этого студенты в качестве проектной группы могут посещать рабочие места, которые подлежат проектному анализу, а также пересмотреть ранее записанные интервью со специалистами. Студентам должны быть доступны все необходимые производственные данные. Результаты анализа обрабатываются всей проектной группой. Конкретным итогом проделанной работы является доклад о положении дел в организации, намеченных путях его улучшения. Данный метод эффективен только в том случае, когда группа заранее обучена технике анализа и проектирования.

Метод аналогии. Создание нового технического средства может быть подсказано аналогичными ситуациями, встреч;ающимися в других областях техники, а также в природе и искусстве. Использование аналогичных инженерных решений, взятых из других областей техники, довольно просто. Например, крыло самолета и подводные крылья судна проектируются и строятся аналогично. Применение аналогий с механизмами живой природы затруднено в связи с тем, что большинство инженеров не имеют необходимой подготовки по биологии и физиологии. Между тем природа дает в изобилии идеи, которые можно использовать для решения технических задач.

Разновидностью метода аналогии является эмпатия, то есть личная аналогия. Студенту предлагается поставить себя на место другого лица или нематериального объекта и ощутить и описать все действия, которые над ним могут совершить. Например, можно представить себя гребным винтом судна и проанализировать условия работы и действующие на винт нагрузки.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Основа РТИЗ это функционально-системный подход на базе объективно действующих законов развития систем. Такой подход дает возможность ввести студентов в мир реальных потребностей, для удовлетворения которых создаются конкретные объекты. Функция искусственного объекта становится для преподавателя естественной исходной точкой к изучению тех законов природы, которые лежат в основе принципа действия объекта: не физика сама по себе, не геометрия сама по себе, а анализ, причин возникновения этих знании, потребностей в них.

В решении творческой задачи выделяют четыре стадии: уточнение формулировки, аналитическая, оперативная, синтетическая. Каждая стадия имеет свой алгоритм прохождения. Например, аналитическая стадия может включает в себя следующие вопросы:

1. определение идеального конечного результата;

2. определение того, что мешает получению идеального результата;

3. ответ на вопрос: в чем причина помехи?

4. ответ на вопрос: при каких условиях исчезает помеха?

Анализ конкретных ситуаций. Конкретная ситуация - это любое событие, которое содержит в себе противоречие или вступает в противоречие с окружающей средой. Ситуации могут нести в себе как позитивный, так и отрицательный опыт. Все ситуации делятся на простые, критические и экстремальные. Также возможна работа с ситуациями-иллюстрациями (такая ситуация прописана от начала и до конца), ситуациями-оценками и ситуациями-упражнениями. Возможны различные варианты работы данным методом:

а) Студия случая. Студентам представляется письменный или видеоматериал, который содержит в себе проблемную ситуацию. На его основе разворачивается дискуссия, цель которой - найти пути решения ситуации;

б) Метод развития инцидента. Преподаватель описывает группе инцидент. Студенты могут задавать вопросы, выясняя различные детали. Каждый из присутствующих высказывает свое мнение об инциденте и о путях выхода из него. Студенты, выступившие со схожими мнениями, объединяются в подгруппы между которыми разворачивается дискуссия, цель которой - определить истинные причины инцидента и наилучшие пути выхода из него;

в) Иллюминационный анализ инцидента. Ход события раскрывается с помощью карты, на которой, используя «булавочных человечков», обозначают личную позицию каждого в происшедшем инциденте. Руководитель анализа (он же и составитель чертежа) комментирует ход события, каждый раз занимая позицию одного из их участников, и при
этом все время дополняет чертеж.

Кейс-метод (Case-study) - это усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, получивший широкое распространение в последние годы. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от двух до нескольких десятков страниц, который и называют «кейсом». Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого вдет подробное обсуждение содержания

Описание ситуации не только отражает какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. В зависимости от доминирующей функции, кейсы делятся на практические (отражающие реальные жизненные ситуации), обучающие (искусственно созданные, содержащие значительный элемент условности при отражении в нем жизни) и исследовательские (ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредствам применения метода моделирования). Источниками сюжетного материала могут быть: художественная и публицистическая литература, местный материал (описывающий фирмы и компании, расположенные в данном регионе или поставляющие сюда свою продукцию), статистический материал, научные статьи, отчеты и монографии, Интернет.

В целом кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят: моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, метод описания, проблемный метод, метод классификации, игровые методы, мозговая атака, дискуссия.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода состоит из двух фаз.

1. Творческая работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Эта фаза осуществляется за пределами аудитории и включает в себя подготовку методического обеспечения. Иногда бывает целесообразно предварительно обсудить с отдельными студентами исходные данные и наметить стратегии.

2. Деятельность преподавателя в аудитории: вступительное и заключительное слово, организация малых групп и обшей дискуссии, оценивание вклада студентов в анализ инцидента.

Деловая игра - это метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры в профессиональном обучении воспроизводят действия участников, стремящихся найти оптимальные пути решения производственных, социально-экономических педагогических, управленческих и других проблем.

Началу деловой игры предшествует изложение проблемной ситуации, формирование цели и задач игры, организация команд и определение их заданий, уточнение роли каждого из участников. Взаимодействие участников игры определяется правилами, отражающими фактическое положение дел в соответствующей области деятельности. Подведение итогов и анализ оптимальных решений завершают деловую игру.

Проведение деловой игры, кап: правило, состоит из следующих частей:

· инструктаж преподавателя о проведении игры  (цель, содержание, конечный результат, формирование игровых коллективов и распределение ролей);

· изучение студентами документации (сценарий, правила, поэтапные задания), распределение ролей внутри подгруппы;

· собственно игра (изучение ситуации, обсуждение, принятие решения, оформление);

· публичная зашита предлагаемых решений на «техсовете», «производственном совещании»;

· определение победителей игры;

· подведение итогов и анализ игры преподавателем.

В учебном процессе применяют различные модификации деловых игр.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседании). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры помогают вырабатывать выполнение конкретных специфических операций. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, близких к реальным.

Исполнение ролей (ролевые игры). В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между студентами распределяются роли с «обязательным содержанием», характеризующиеся различными интересами; в процессе их взаимодействия должно быть найдено компромиссное решение. В основе разыгрывания ролей всегда лежит конфликтная ситуация, например, мастер настаивает на сверхурочных работах, рабочий отстаивает свое право на нормированный рабочий день, технолог требует выполнения технологического процесса, мастер просит разрешить незначительные отклонения в связи со сложившимися обстоятельствами, заказчик просит выделить необходимые фонды (транспорт, материала), представитель организации, располагающий фондами доказывает необоснованность требований. Студенты, не получившие роли, наблюдают за ходом игры и участвуют в ее заключительном анализе.

«Деловой театр» (метод инсценировки). В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке, Студент должен вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности конкретных лиц, их задачи.

Игровое проектирование является практическим занятием или циклом занятий, суть которых состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степень сочетания индивидуальной и совместной работы студентов Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, знание каждым технологии процесса проектирования, а с другой - умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов. Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам пропесс будет перенесен в условия действующего предприятия.

Познавательно-дидактические игры не относятся к деловым играм. Они предполагают лишь включение изучаемого материала в необычный игровой контекст и иногда содержат лишь элементы ролевых игр. Такие игры могут проводиться в виде копирования научных, культурных, социальных явлений (конкурс знатоков, «Поле чудес», КВН и т.д.) и в виде предметно-содержательных моделей, (например, игры-путешествия, когда надо разработать рациональный маршрут, пользуясь различными картами).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: