Система работы в старшей школе по подготовке к итоговому сочинению

В 10-11классы учащиеся приходят осознанно, многие из них уже определились в выборе своей профессии, поэтому и к изучению литературы они очень часто подходят с практической точки зрения.

Старшеклассники проецируют изучаемые произведения на свой жизненный опыт. При подготовке к сочинению учащиеся 10-11 класса используют полученные в предыдущие годы обучения знания, умения и навыки. Большое значение на уроках уделяется умению сопоставлять произведения, объединённые одним тематическим направлением, изученные не только в 10-11 классе, но и в более раннем возрасте. Старшеклассники охотно подбирают материал к сочинениям в интернете, поэтому учитель сам должен просить учащихся найти цитаты из произведений и высказывания великих людей по направлениям сочинений, сделать подборку произведений литературы по определённой теме.

Также в старших классах можно усложнить приём ключевых слов. Можно, например, добавить приём «Толстые и тонкие вопросы», но не в классической его версии. Например, тема сочинения «Главная победа – это победа над самим собой». Ключевые слова «победа», «над собой». Детям предлагается задать вопросы к этим словам: Что такое победа? Чем характеризуется местоимение сам? Победа – это хорошо или плохо? Какие ассоциации вызывает местоимение сам? Из множества, предложенных вопросов, выбираются те, которые помогут раскрыть тему сочинения. Этот приём помогает детям прочувствовать тему. Учащиеся старших классах увлечённо работают, проверяя работы товарищей. На первом этапе уже можно дать готовый текст сочинения с ошибками из «Методических рекомендаций» [49]. Дети делают свои замечания, выставляют «зачёт» или «незачёт». Так как текст у всех один, проверка завершается дискуссией, что позволяет вслух проговорить критерии оценивания сочинения, понять их суть.

Также можно использовать зашифрованные работы старшеклассников нашей школы: десятому классу выдать работы одиннадцатиклассников и наоборот. После проверки работы учащимся учитель выставляет свою оценку, и в индивидуальных беседах обсуждаются разногласия. Так старшеклассники запоминают критерии оценки и сами пишут качественно сочинение. Работа по подготовке к итоговому сочинению в 10-11 классе подчинена систематизации и обобщению имеющегося опыта по написанию сочинений.

Таким образом, используя различные методы и приемы работы над сочинением на протяжении всего школьного периода, мы обучаем детей мыслить, уметь высказывать свои мысли, доказывать своё мнение, обобщать и систематизировать. А это пригодится не только для написания итогового сочинения, но и для жизни в целом.

Эксперимент проводился 3 года. Для экспериментальной работы нами были определены два класса:

в 2017 - 2018 уч.году — 9 «А» и 9 «Б»

в 2018 — 2019 уч.году — 10 «А» и 10 «Б»

в 2019 — 2020 уч.году — 11 «А» и 11 «Б»

Контрольным был определён «Б» класс.

В «А» классе проводилась усиленная работа по литературе, которая включала в себя создание письменных текстов, проводились нетрадиционные уроки с активным использованием таких методов, как смысловое чтение и разбор текстов-образцов. В «Б» классе уроки проводились традиционно в соответствии с программой общеобразовательного учреждения по литературе, за основу которой была взята программа под редакцией Коровиной В.Я. 5-9 классы.

    Была проведена соответствующая работа по обучению написания сочинений разных жанров в 9 «А», 10 «А» и 11 «А» классах соответственно.

    Целью такой работы было:

 - совершенствование умений составлять планы к сочинениям,

 - писать сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии;

 -обучение умению видеть образные средства языка и использовать их в своей речи.

В 9 «А» классе (2017 — 2018 уч.г.) (Приложение В)

    Девятый класс – это период, в который происходит систематизация полученных учащимися знаний с 5-9 классы. Виды работы, которые следует проводить, должны расширять и совершенствовать умения учащихся:

· проводить сбор и систематизацию материалов к сочинению на определённую тему с учётом замысла, адресата и речевой ситуации общения;

· создавать тексты разных типов и стилей речи и использование в них соответствующих языковых средств;

· совершенствование и редактирование текстов, нахождение содержательных и языковых ошибок и недочётов и умение исправлять их.

    Формирование умений сочеталось с предупреждением всевозможных недочётов, которые выявляются в ходе выполнения письменных работ (сочинений разных жанров).

    Обучение сочинениям разных жанров в 10-11 классах представляет собой определённую сложность. Сложность работы, по нашему мнению, состоит в том, что на уроки русского языка в 10-11 классах выделяется всего 1 час в неделю. Поэтому работа в данном направлении должна вестись в очень тесном взаимодействии с уроками литературы и продолжаться на факультативе (который впоследствии может перерасти в элективный курс).

    Учить в 10-11 классе писать сочинение – очень тяжёлый труд. Вся работа должна быть сделана в данном направлении гораздо раньше.

    Если ранее (в 5-9 классах) учитель ставил планку высоко, а ученики стремились ее «взять», потому что чувствовали поддержку учителя, то в 10-11 классах взрослые дети уже «оттачивают перо», отчётливо сознавая, что работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит или волнует, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Эта работа позволяет выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Это и являлось целью нашей работы по обучению сочинениям разных жанров в 10 «А» и в 11 «А» классах (2018 -2019 уч.г. и 2019-2020 уч.г. соответственно) (Приложение Г).

    В процессе работы для обучающихся в 10 «А», а затем и в 11 «А» классах был создан факультативный курс «В поисках своего жанра», на который было отведено по 0,5 часа в 10 и 11 классах в неделю. Этот курс был создан с целью помочь старшеклассникам избежать ошибок, наиболее распространённых при написании сочинений разных жанров, а также помочь психологически настроиться учащимся на успешную работу — создать «ситуацию успеха».

    Чтобы совершенствовать умения учащихся, должна вестись систематическая, углубленная и расширенная работа как на уроках русского языка, литературы, так и на факультативных занятиях в 10-11 классах, направленная на применение имеющихся знаний:

-создавать различные по стилю и жанру сочинения – эссе, путевые, портретные и проблемные очерки;

-находить изобразительно-выразительные средства, успешно ими пользоваться, создавать с их помощью зримые образы, картины, пейзажи, овладевать искусством построения сочинений различных жанров.

Приведённые виды работ направлены на предупреждение возможных недочётов в сочинениях и коррекцию возникших трудностей в написании сочинения (Приложение Д).

Кроме того, в выше перечисленных классах проводились различного вида диагностические работы, предлагались разноуровневые задания и индивидуальные задания, целью которых было создание письменных высказываний. В предлагаемых дифференцированных, разноуровневых, индивидуальных заданиях по литературе для учащихся 10-11 классов каждый учащийся мог выбрать наиболее приемлемый для него вариант и набрать желаемое количество баллов (Приложение Е).

Результативность проведённой экспериментальной работы отражена в таблице и диаграмме (Приложение Ж), анализируя которые можно увидеть существенную разницу в средних результатах между классами, участвующими в эксперименте, и контрольным классом.

В данной работе мы рассмотрели проблемы и методику подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе.

Проблема творческих работ по литературе в методической традиции обозначилась как проблема школьного сочинения. Сочинение по литературе вернулось в школу в декабре 2014 года и обозначило круг проблем, которые мы пытались решить в данной работе. Новая экзаменационная работа для выпускников – итоговое сочинение – не является сочинением по литературе, а носит надпредметный характер. Школьное сочинение на литературно-критическую тему уже много лет не является формой итогового контроля и лишь частично входит в состав заданий ЕГЭ по литературе. Поэтому создание сочинения на публицистическую тему с привлечением литературного материала сегодня представляет значительную трудность для выпускников.

В данной работе мы рассматривали пропедевтическую подготовку учащихся к итоговому сочинению по литературе.

Более детально мы рассмотрели методы смыслового чтения и разбора текстов-образцов, как методы подготовки к итоговому сочинению.

В первой главе нашего исследования мы дали определение сочинению как виду письменной школьной работы и изучили проблему школьного сочинения на разных исторических этапах развития методики преподавания литературы, что является очень важным для объективной оценки ситуации возвращения сочинения и постановки новой задачи. Анализ данной проблемы в контексте истории позволили нам выявить определенные тенденции в изменении постановки проблемы творческих работ на протяжении более двух веков и показали, что взгляд на цели и задачи школьного сочинения определялся содержанием, целями и задачами изучения самого предмета литературы, степенью вовлеченности ученика в процесс обучения, формами текущей и итоговой аттестации, а также в определенные периоды истории – целями и задачами, которые стоят перед государством.

Также в первой главе нашего исследования мы определили, что представляет собой итоговое сочинение по литературе и какие образовательные результаты ФГОС оно реализует.

Далее мы определили круг проблем и сложностей, с которыми сталкиваются выпускники при написании итогового сочинения по литературе и попытались наметить пути их решения. Мы проанализировали наиболее типичные ошибки, встречающиеся в итоговых сочинениях 2017 – 2018 учебного года, и тезисно наметили пути их решения. Мы пришли к выводу что, для успешного написания итогового сочинения подготовку к нему следует начинать в среднем звене. И конечно же, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий по созданию собственных текстов на основе изучаемых литературных произведений или их фрагментов.

Во второй главе нашего исследования мы рассмотрели развитие речи учащихся как главный компонент подготовки к итоговому сочинению по литературе, также нами был описан педагогический эксперимент, в котором мы старались научить учащихся строить устные и письменные высказывания.

Подводя итоги нашего эксперимента, мы пришли к выводу, что учащимся легче даются виды речевой деятельности, где не надо высказывать свое мнение, большинство тяготеет к репродуктивному пересказу.

Далее мы рассмотрели на практике эффективность методов «смыслового чтения» и «разбора текстов-образцов» как методов пропедевтической подготовки к итоговому сочинению. Основной теоретической базой для нас были работы Н. В. Беляевой. После завершения проведенного нами эксперимента мы пришли к выводу, что данная работа способствует улучшению качества устной и письменной речи. Ответы учащихся стали более полными и последовательными, аргументированными. Методы «смыслового чтения» и «разбора текстов-образцов» мы определили, как эффективные методы пропедевтической подготовки к итоговому сочинению в основной школе. 

 

 

Заключение

В данной работе мы рассмотрели проблемы и методику подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе. Развитие речи - это ключевое направление в обучении и развитии компетенций. Коммуникативность – базовое качество, которым должен обладать любой человек. Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции позволяет выстроить любое взаимодействие, общение, решать образовательные и практические задачи. В современном литературном образовании данный вид компетенции выступает также в качестве средства овладения метапредметными и предметными знаниями, умениями и навыками.

Формирование коммуникативной компетенции происходит неразрывно и параллельно с формированием устных и письменных речевых навыков. От того, насколько грамотно человек осуществляет подбор языковых средств в соответствии с речевой ситуацией, стилем речи, зависит результат речевого акта, каким может успешно выполненное задание на учебном занятии, закрепление в памяти новых знаний, социализация в коллективе.

Именно поэтому обучение и формирование навыков написания сочинения является обязательным условием формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Цель исследования, заключавшаяся в разработке методических приемов обучения написания итогового сочинения по литературе как части процесса формирования коммуникативной компетенции, была достигнута путем установления причинно-следственных связей по ходу проведения исследования, а также глубокого теоретического анализа, обобщения и описания личного педагогического опыта.

В соответствии с целью были определены и решены следующие задачи исследования:

В ходе решения первой задачи, включающей в себя раскрытие определения сочинения как вида письменной школьной работы и изучение проблем школьного сочинения на разных исторических этапах развития методики преподавания литературы, было раскрыто определение сочинения как жанра, установлены и изучены проблемы школьных сочинений. Коммуникативная компетенция как компетенция лингвистическая представляет собой способность решать языковые задачи в соответствии с речевой ситуацией. дать определение сочинению как виду письменной школьной работы и изучить проблему школьного сочинения на разных исторических этапах развития методики преподавания литературы.

При решении второй задачи - определить, что представляет собой итоговое сочинение и какие образовательные результаты ФГОС оно реализует - было определено, что представляет собой итоговое сочинение и какие образовательные результаты ФГОС оно реализует.

В процессе решения третьей задачи, включающей в себя о пределение круга проблем и сложностей, с которыми сталкиваются выпускники при написании итогового сочинения, и наметить пути их решения, был определен круг проблем и сложностей, с которыми сталкиваются выпускники при написании итогового сочинения, и намечены пути их решения. Характер сочинения зависит от речевой ситуации, стиля и жанра речи.

В ходе решения четвертой задачи, рассматривающей развитие речи учащихся как главный компонент подготовки к итоговому сочинению по литературе, мы рассмотрели развитие речи учащихся как главный компонент подготовки к итоговому сочинению по литературе, опираясь на работы методистов.

В ходе решения пятой задачи, рассматривающей на практике эффективность методов смыслового чтения и разбора текстов-образцов как пропедевтической подготовки к итоговому сочинению, рассмотрены на практике эффективность методов смыслового чтения и разбора текстов-образцов как пропедевтическая подготовка к итоговому сочинению.

Предложенная нами методика работы по развитию навыков написания сочинения предполагает применение в школьном образовании активных методов обучения, таких как образовательное путешествие, тренинг, кейс-метод, интерактивных (деловая игра, мозговой штурм) и других, включающих тренировку навыков письменной и устной речи, обогащение активного и потенциального словарного запаса обучающихся, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободной передачи мыслей, чувств и эмоций и создания текстов. Усилить отработку речевых навыков по написанию письменных работ, использованию читательского опыта, восполнить недостающие знания, на наш взгляд, возможно путем использования в учебном процессе диагностических разработок, направленных на развитие коммуникативных навыков, в том числе на создание письменного текста.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что написание итогового сочинения по литературе является важным условием формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Содержание и методика работы по развитию речи должны быть направлены на развитие у обучающихся различных видов речевой деятельности, обогащение активного и потенциального словарного запаса для свободной передачи мыслей, чувств и эмоций, создания текстов и включать как традиционные (теоретические), так и практические (активные и интерактивные) методы обучения.

В теоретической главе рассматривается общая характеристика сочинения по литературе как вида школьной работы; история школьного сочинения по литературе и его проблемы. Также определен статус школьного сочинения по литературе на современном этапе, установлены основные проблемы и сложности, с которыми сталкиваются учащиеся при его написании, и намечаются пути их решения. Рассматриваются критерии оценки итогового сочинения по литературе и образовательные результаты, которые оно выполняет.

Практическая глава нашего исследования посвящена непосредственно анализу методики подготовки к итоговому сочинению по литературе в школе. В этой части мы анализируем методы «смыслового чтения» и «разбора текстов-образцов» как методы пропедевтической подготовки к итоговому сочинению.

В экспериментальной работе предлагаются выводы, сделанные после проведенного эксперимента. В приложении представлены критерии оценки итогового сочинения и конспекты уроков, на которых использовались методы «смыслового чтения» и «разбора текстов-образцов».

Список литературы

 

1. Айзерман, Л.С. Сочинение о сочинениях / Л.С. Айзерман. - М.: Педагогика, 1986. - 160 с.

2. Алфёров, А.Д. Психология развития школьников [Текст]: учеб. пособ. для студ. гуманит. спец. вузов / А.Д. Алферов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 384 с. – ISBN 5-222-01226-3 (в твёрдом пер.).

3. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2003. - 567с.

4. Асмус, В.Ф. Чтение как труд и творчество / В.Ф. Асмус. - М.: «Искусство», 1968. - 654 с.

5. Ачкасова, Г.Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования / Г.Л. Ачкасова // Автореферат докт. Пед. наук. - СПб.: РГПУ. 2000. - 35 с.

6. Балталон, Ц.П. Пособие для литературных бесед и письменных работ. — 5-е изд. — М., 1904.

7. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, — 1979.

8. Беляева, Н.В. Итоговое сочинение: подготовка и контроль: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. - М.: Просвещение, 2016. - 112 с.

9. Беляева, Н.В. Пропедевтическая подготовка в основной школе к итоговому сочинению в контексте реализации метапредметных результатов ФГОС основного общего образования / Н.В. Беляева // Литература в школе. 2016. №11. - С. 22 – 26.

10. Беляева, Н.В. Проблемное поле итогового сочинения: вопросы и ответы / Н. В. Беляева // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №6. -С. 120-129

11. Беньковская, Т.Е. Научные школы и направления в методике преподавания литературы в XX веке: дис. … д-ра. пед. наук. — СПб., 2007.

12. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учебно-методическое пособие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Высш. шк., 1989. - 144с.

13. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. - М.: «Академия», 1999. - 400 с.

14. Богданова, О.Ю. Развитие речи школьников в процессе изучения литературы / Методика преподавания литературы. Пособие для студентов и преподавателей в 2-х частях / под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранмцмана. — М.: Просвещение; Владос. — 1995. — Ч. 2 — С. 206–238.

15. Браже, Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Сов. Педагогика. - 1989. - № 8. - С. 89–94.

16. Браже, Т.Г., Маранцман В.Г. Искусство анализа художественного произведения в школе как методическая проблема // Искусство анализа художественного произведения: пособие для учителей. – М., 1971.

17. Брякова, И.Е. Формирование креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза / И.Е. Брякова. - Оренбург, Издательство ОГПУ, 2010. - 379 с.

18. Брякова, И.Е. Методика развития творческих способностей учащихся (спецсеминар-практикум). - Оренбург, 2000. - 128 с.

19. Брякова, И.Е. Методология формирования творческих способностей личности в отечественной педагогике / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 11. - № 4. - 2009. - С. 14–17.

20. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967

21. Васильева, В.А. Творческие письменные работы в 5–7 классах // Творческие сочинения в V–VII классах. - Воронеж, 1956.

22. Васильева, В.В. Интерпретация в образовании / В.В. Васильева. - URL: http://psujourn.narod.ru/lib/vasilyeva9.htm

23. Волкова, О.В., Алексеева, Я.В. Итоговое сочинение по литературе / О.В. Волкова, Я.В. Алексеева. - Казань. - РИЦ «Школа», 2015. - 224 с.

24. Выготский, Л.С. Предыстория письменной речи // Антология гуманной педагогики. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. - С.154–177.

25. Выготский, Л.С. Психология исскуства. - М., 1968;

26. Голубков, В.В. Методика преподавания литературы / В.В. Голубков. - М.: Учпедгиз, 1962. - 494 с.

27. Грачёва, И.С. Уроки русской литературы: кн. для учителей и учащихся / И.С. Грачёва. - СПб.: Велень, 1993. - 351с.

28. Гринвальд-Земскова, А.М. Обучение сочинениям: 5-8 кл.: для преподавателей / А.М. Гринвальд-Земскова. - Волгоград: Учитель. 2002. - 116с.

29. Гуковский, Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике / Г.А. Гуковский. - Тула: Автограф, 2000. - 224с.

30. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. - Год: 1986 Издание: Педагогика.

31. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. / Т.Ф. Ефремова. - М.: Рус. Яз. 2000. - 1209 с. 

32. Зинин, С.А. Школьный курс литературы в современном образовательном пространстве // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. Сборник трудов по материалам научно-методической конференции. - М., 2010.

33. Зинин, С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. 2-е изд., испр. / С.А. Зинин. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006. - 240с.

34. Интерпретация художественного произведения. Факультативный курс для старшеклассников и студентов: учебное пособие / под общей ред. В.Г.Маранцмана. - СПб.: САГА, 2007. - 138с.

35. Карнаух, Л.Н. Школьное сочинение: вопросы и ответы / Л. Н. Карнаух // Русская словесность. 2002. №8. - С. 9 - 12

36. Карнаух, Л.Н. Письменные работы по литературе 9-11 кл. / Л.Н. Карнаух, И.В. Щербина. - Изд-во: Дрофа, 2008. - 320с.

37. Колокольцев, Н.В. Творческая работа учащихся в процессе изучения литературы: методические рекомендации / Н.В. Колокольцев. - М.: «Просвещение», 1964. - 47 с.

38. Коровина, В.Я. Методические основы совершенствования устной речи учащихся в процессе изучения литературы в школе: автореф. дисс. … д-ра пед. наук / В.Я. Коровина. - М., 1994. - 75с.

39. Коровина, В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. / В.Я. Коровина. - М.: Мнемозина. - 1996. - 158с.

40. Коровина, В.Я. Уроки развития устной речи в связи с изучением русской классической литературы в 4-7 кл. / В.Я. Коровина. //Развитие речи уч-ся 4-10 кл. в процессе изучения литературы в школе: пособие для учителя / Сост. В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 1985. - С.63-91.

41. Леонов, С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приёмы творческого изучения литературы: Учебное пособие. – М., 1999.

42. Леонтьев, А.Н. "Деятельность. Сознание. Личность" Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/author/15349/top-aleksej-leontev 14.12.2019

43. Лихачев, Д.С. Земля родная: кн. для учащихся / Д.С. Лихачев. - М.: «Просвещение», 1983. - 256 с.

44. Маранцман, В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Ленинград: ЛГПИ им. Герцена, 1974.

45. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – В2 ч. Ч.1. - М., 1994.

46. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: «Русский язык», 1989. 944 с.

47. Острогорский, В.П. Выразительное чтение, 8 изд., - М., 1916

48. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбникова. - М.: «Просвещение», 1963. - 315 с.

49. Семинар по обсуждению результатов анализа итогового сочинения 2016-2017 учебного года и предложений по совершенствованию процедуры итогового сочинения/Федеральный институт педагогических измерений: [Электронный ресурс]. 26 января. 2018.URL:http://fipi.ru/

50. Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: как реализовать ФГОС / Н. Н. Сметанникова. - М.: Баласс, 2011. - 128 с.

51. Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). - М.: Школьная библиотека, 2005.

52. Соколов, Н.М. Устное и письменное слово учащихся / Н.М. Соколов. Ленинград: Гос из-во, 1927. - 119 с.

53. Сосновская, И.В. Методика преподавания литературы в современной школе: монография / И.В. Сосновская. – Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2016. – 307 с.

54. Стоюнин, В.Я. О преподавании русской литературы. - 7-е изд. - СПб., 1908. - С. 77 - 90.

55. Тихомирова, И.И. Культура чтения: западные и российские традиции. http://pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2010-/Tihomirova_10_2.htm

56. Ушаков, Д. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Проф. Д. Ушакова. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007. - 752 с.

57. Федеральный институт педагогических измерений: [Электронный ресурс]. 26 января. 2018. URL: http://fipi.ru/

58. Ядровская, Е.Р. От истории школьных письменных работ по литературе – к проблеме «возвращённого» сочинения / Е. Р. Ядровская // Филологические науки. Вопросы и теории практики. 2016. № 11. - С. 208 – 214.

59. Ядровская, Е.Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования (5-11 классы): монография. - СПб: ООО «Книжный Дом», 2012 (январь).

60. Ядровская, Е.Р. О критериях оценки творческих работ по литературе // Вопросы речевого развития учащихся в школе и в вузе: Сб. науч. ст. и метод. реком. - Иваново, 2007б. - С. 191-195.

61. Ядровская, Е.Р. Проблема творческих работ в школьном литературном образовании //Известия РГПУ им.А.И. Герцена, 2009а. - № 112. - С. 63-72.

62. Monica von Borsdorff Litteraturämnet i den finländska skolen / Hur gor man en litteraturlasare? Om skolans litteraturundervisning i Sverige, Ryssland och Finland / red. Örjan Torell. - Harnosand, 2002. - p. 147 - 157.

 

 

Приложения

Приложение А


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: