Материалы из Полесского архива

 

В приложении публикуются полевые материалы, собранные участниками Полесских экспедиций (проводимых в 1974–1986 гг. под руководством Н. И. Толстого по специально составленной программе), которые хранятся в Полесском архиве Института славяноведения РАН. Для удобства чтения запись диалектных текстов дается в несколько упрощенном виде. В угловых скобках помещаются: реплики собирателей; слова, проясняющие смысл сказанного; фрагменты краткого изложения содержания; пропуски в тексте. Каждая запись документируется названием села, остальные данные можно получить из общего списка населенных пунктов[37]. Публикуемые записи представляют собой ответы на вопросы о поверьях, связанных с русалками (пункты 1 и 2 программы «Народная демонология»).

 

I. Имена, названия

 

На всей обследованной территории сохраняется по преимуществу термин русалка. Приведенные ниже варианты названий фиксировались лишь в некоторых селах.

«Д е  тьми мы боялись ходить ў рожь. Там пугали <духи> по имени ним … С краешку поля сорвём вол о  шки, а дальше боимся идти, потому что там ним схватит» (Олтуш).

«Як вол о  шки ходили рвать, <родители предостерегали>: „Хайно зараз русалки выйдуть з жыта — то н и  мка ў ж ы  тови, то русалка там бул а  “» (Олтуш).

«Нэ йды ў жыто, там н и  мка. Вона, кажуть, крычыть так: „ ним-ним-ним! “» (Олтуш).

«На Р о  зыгры нэ шлы на полэ, бо на тые Р о  зыгры с а ўка ходыть да буде лякаты на поли. Яна може буты як жэншчына, и як деўка, и як пташка… Як тую с а ўку стр э  тыш, то можэ хор о  бою наградыты» (Ласицк).

«У нас от на Р о  зыгры жэншчына полола пр о  са. Тая прылятела и доўбн у  ла ў голову. Это с а ўка була — и полетела!» (Ласицк).

«Это, например, умерла у меня деўч ы  нка, и она уже буде смул я нкой называтися. Як вял и  ка д е  ўка помр е   — то русаўка, а як дитя — то смул я нка» (Радчицк).

«Смул я нка ходыла ў жыти, мы боялися. Молодые деўки умирали… Ее нихто не б а  чыть, ту смул я нку» (Радчицк).

«М а ўки — д е  ўки таки ўсе ў белом, лохматые, глаза светятся… И мушчына мог русалкой стать. Он главный тада у их буў. Маўп у н звали. А м а ўки — то нехрэшчоны д е  ўки» (Старые Боровичи).

«Н я вкэ ходят на Р о  зэгры, ў той день клали пол ы  н за пояс» (Днесторовка).

«А шчэ русалка могла зделацца мертвяк о м. И после, як поиграеть на Грян у   <неделю>, дак ў м о  гилки уходить» (Старые Боровичи).

«Железн я чка — д е  ўка ходить, ўся железная, русаўка, ў белом, с распушчаными валасами» (Картушино).

«Не иди к колодцу! Там рус а  ўка вылазить <детям говорили>. Щас привяду зелезн я чку, — яна табе в о  чы назад зделае» (Картушино).

 

II. Генезис

Умершие или родившиеся на Троицкой (на Русальной) неделе

 

«Т а  я русалка, шчо на Русальном т ы  жни р о  дицца и на Русальном умре» (Рясное).

«Хто р о  дится и хто умре на Русалном т ы  ждни, — б у  де приходить русалкою. То жэншчыны, волосы длинные распушчэны, по жыте бегають, як жыто цветёт» (Рясное).

«Цэ та, што помре або родицца на Русалный тыждень» (Боровое).

«Як на Игран о  й неделе деўка умре, — ў рус а  ўки п о  йде» (Золотуха).

«Хто умрэ ў Русальный тыждень, то та д е  ўка р о  бицца русалка… Да де ж яны жывуть? Просто показуюцца ў лесу, на дор о  зи, ў жыти» (Червона Волока).

«Хто р о  дицца на Тр и  йцу, венчаецца и помирае на Тр и  йцу, — оны як д и  ўки, идуть, собираюцца гурт о  м. Волосы ў их д о  ўги, распатл о  ваны, фат у   одевають, ленты…» (Вышевичи).

«Як девочка на Трыйцу родилась и умерла — то уже зак о  нна русалка. М о  ей матери маты родилась на Трыйцу, замуж выйшла на Трыйцу и померла на Трыйцу, — цэ уже называецца русалка полностью, настояшча уже русалка. Ходила ў хати, уже она м э  ртва, а ходила будто ў хату…» (Вышевичи).

«Д и  ўка, котора на Трийцу родилась, повенчалась да помэрла. Она из м о  гилки ўста е   и становится рус а  ўкой» (Вышевичи).

«Катора умрэ на Тройцу, ў русалку перетвор а  ецца. Не мужыки, а женшчыны» (Дяковичи).

«Хто умре на Тройцу, то русалкой буде. Па жыту ходили русалки, — жэншчыны молодые, неодетые, волосы распушчаные» (Дяковичи).

«Як на Русалном тыждни дивка умре, яна идзе ў русалки» (Спорово).

«Хто на Грян у  ху умрет — русалка. Яны приходят к сваему двару… Потом знов ховаюцца ў ямку <т. е. возвращаются в могилу>» (Семцы).

«<Кто родится или умрет на Троицу> — чы мужчына, чы женшчына — русалкой буде. Она ў белом и косы распушчэны» (Дягова).

«Русалкы — цэ которы умирали на Свят у   <в троицкие праздники>. Их обсевают маком святым <при похоронах> и ў ямку сеють мак. Усех, хто умер <в это время>, дак святым маком обсевают, шчоб не ходили» (Дягова).

«Хто умре ў русальный поняд и  лок или на Святой нядели, — станет русаўкой. Это плохо, — стар ы  е казали» (Плёхов).

<Откуда берутся русалки?> «Цэ м э  рлые. Ну, се була Тройца да тыждень сей тро е  чны, дак хто ужэ умре на сей тыждень, на тро е  чны, дак цэ уже русалка она вечна… Кауть, по болот а  х по жыт а  х идуть да спевають» (Копачи).

«На Русалны тыждень русалки ходять, хто уже умрэ на Русалны тыждень, — то уже русалка. Тогды яны збираюцца и ходять, тыя русалки. Гуд у  ть, нэ можна разобрать, — цэ ж м э  рлые. У тэй тыждень як умрэ, то уже шчытаецца оно русалка» (Копачи).

«Котора умрэ на Русалном тыждни — буде русалка. Они на Русалны тыждень р о  дяца и умруць. Брат и  ха родила двойнята и пом е  рла, — то уже русалка буде, она буде ў год раз <приходить> як жыто красуецца» (Стодоличи).

«Як умре на Тр у  йцу — чы деўка, чы ж о  нка молодая — то буде росалка» (Журба).

«Дитя ур о  дица на Русалочный тыждень, то цэ, кажуть, будет русалка, — як умре» (Журба).

 

Утонувшие женщины (в любое время или на Русальной неделе)

 

«Як утоне деўка, — то уже русаўка. Выйде по жыту красов а  ти. Перед Купалой» (Радчицк).

«Так и  е, шчо сам и   т о  пяцца, цэ она обязателно буде русалка» (Рясное).

«Як люд ы  на утопица ў Свят у   нэдилю — то русалка. Воны ў ж ы  ти, выходять и спивають, пока Свят а   нэд и  ля не пр о  йде. А тады ховаюцца ў жыто» (Олбин).

«Утоплены мушчыны становяцца водяными, а женшчыны — русалками» (Выступовичи).

«Сама на себе смерть накладёть, зат а  пливаеца, маладая девушка — и становились русаўками» (Картушино).

«Русалки те люди, шчо тонуть, утопленники, — и на Русалны тыждень. Если на Русалны тыждень утопицца или помрэ, то уже шчытаецца русалка. От, у нас дядька на Русалном тыжни умер, — о, то шчытають, шчо он уже буде русалкой» (Копачи).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: