В приложении публикуются полевые материалы, собранные участниками Полесских экспедиций (проводимых в 1974–1986 гг. под руководством Н. И. Толстого по специально составленной программе), которые хранятся в Полесском архиве Института славяноведения РАН. Для удобства чтения запись диалектных текстов дается в несколько упрощенном виде. В угловых скобках помещаются: реплики собирателей; слова, проясняющие смысл сказанного; фрагменты краткого изложения содержания; пропуски в тексте. Каждая запись документируется названием села, остальные данные можно получить из общего списка населенных пунктов[37]. Публикуемые записи представляют собой ответы на вопросы о поверьях, связанных с русалками (пункты 1 и 2 программы «Народная демонология»).
I. Имена, названия
На всей обследованной территории сохраняется по преимуществу термин русалка. Приведенные ниже варианты названий фиксировались лишь в некоторых селах.
«Д е тьми мы боялись ходить ў рожь. Там пугали <духи> по имени ним … С краешку поля сорвём вол о шки, а дальше боимся идти, потому что там ним схватит» (Олтуш).
|
|
«Як вол о шки ходили рвать, <родители предостерегали>: „Хайно зараз русалки выйдуть з жыта — то н и мка ў ж ы тови, то русалка там бул а “» (Олтуш).
«Нэ йды ў жыто, там н и мка. Вона, кажуть, крычыть так: „ ним-ним-ним! “» (Олтуш).
«На Р о зыгры нэ шлы на полэ, бо на тые Р о зыгры с а ўка ходыть да буде лякаты на поли. Яна може буты як жэншчына, и як деўка, и як пташка… Як тую с а ўку стр э тыш, то можэ хор о бою наградыты» (Ласицк).
«У нас от на Р о зыгры жэншчына полола пр о са. Тая прылятела и доўбн у ла ў голову. Это с а ўка була — и полетела!» (Ласицк).
«Это, например, умерла у меня деўч ы нка, и она уже буде смул я нкой называтися. Як вял и ка д е ўка помр е — то русаўка, а як дитя — то смул я нка» (Радчицк).
«Смул я нка ходыла ў жыти, мы боялися. Молодые деўки умирали… Ее нихто не б а чыть, ту смул я нку» (Радчицк).
«М а ўки — д е ўки таки ўсе ў белом, лохматые, глаза светятся… И мушчына мог русалкой стать. Он главный тада у их буў. Маўп у н звали. А м а ўки — то нехрэшчоны д е ўки» (Старые Боровичи).
«Н я вкэ ходят на Р о зэгры, ў той день клали пол ы н за пояс» (Днесторовка).
«А шчэ русалка могла зделацца мертвяк о м. И после, як поиграеть на Грян у <неделю>, дак ў м о гилки уходить» (Старые Боровичи).
«Железн я чка — д е ўка ходить, ўся железная, русаўка, ў белом, с распушчаными валасами» (Картушино).
«Не иди к колодцу! Там рус а ўка вылазить <детям говорили>. Щас привяду зелезн я чку, — яна табе в о чы назад зделае» (Картушино).
II. Генезис
|
|
Умершие или родившиеся на Троицкой (на Русальной) неделе
«Т а я русалка, шчо на Русальном т ы жни р о дицца и на Русальном умре» (Рясное).
«Хто р о дится и хто умре на Русалном т ы ждни, — б у де приходить русалкою. То жэншчыны, волосы длинные распушчэны, по жыте бегають, як жыто цветёт» (Рясное).
«Цэ та, што помре або родицца на Русалный тыждень» (Боровое).
«Як на Игран о й неделе деўка умре, — ў рус а ўки п о йде» (Золотуха).
«Хто умрэ ў Русальный тыждень, то та д е ўка р о бицца русалка… Да де ж яны жывуть? Просто показуюцца ў лесу, на дор о зи, ў жыти» (Червона Волока).
«Хто р о дицца на Тр и йцу, венчаецца и помирае на Тр и йцу, — оны як д и ўки, идуть, собираюцца гурт о м. Волосы ў их д о ўги, распатл о ваны, фат у одевають, ленты…» (Вышевичи).
«Як девочка на Трыйцу родилась и умерла — то уже зак о нна русалка. М о ей матери маты родилась на Трыйцу, замуж выйшла на Трыйцу и померла на Трыйцу, — цэ уже называецца русалка полностью, настояшча уже русалка. Ходила ў хати, уже она м э ртва, а ходила будто ў хату…» (Вышевичи).
«Д и ўка, котора на Трийцу родилась, повенчалась да помэрла. Она из м о гилки ўста е и становится рус а ўкой» (Вышевичи).
«Катора умрэ на Тройцу, ў русалку перетвор а ецца. Не мужыки, а женшчыны» (Дяковичи).
«Хто умре на Тройцу, то русалкой буде. Па жыту ходили русалки, — жэншчыны молодые, неодетые, волосы распушчаные» (Дяковичи).
«Як на Русалном тыждни дивка умре, яна идзе ў русалки» (Спорово).
«Хто на Грян у ху умрет — русалка. Яны приходят к сваему двару… Потом знов ховаюцца ў ямку <т. е. возвращаются в могилу>» (Семцы).
«<Кто родится или умрет на Троицу> — чы мужчына, чы женшчына — русалкой буде. Она ў белом и косы распушчэны» (Дягова).
«Русалкы — цэ которы умирали на Свят у <в троицкие праздники>. Их обсевают маком святым <при похоронах> и ў ямку сеють мак. Усех, хто умер <в это время>, дак святым маком обсевают, шчоб не ходили» (Дягова).
«Хто умре ў русальный поняд и лок или на Святой нядели, — станет русаўкой. Это плохо, — стар ы е казали» (Плёхов).
<Откуда берутся русалки?> «Цэ м э рлые. Ну, се була Тройца да тыждень сей тро е чны, дак хто ужэ умре на сей тыждень, на тро е чны, дак цэ уже русалка она вечна… Кауть, по болот а х по жыт а х идуть да спевають» (Копачи).
«На Русалны тыждень русалки ходять, хто уже умрэ на Русалны тыждень, — то уже русалка. Тогды яны збираюцца и ходять, тыя русалки. Гуд у ть, нэ можна разобрать, — цэ ж м э рлые. У тэй тыждень як умрэ, то уже шчытаецца оно русалка» (Копачи).
«Котора умрэ на Русалном тыждни — буде русалка. Они на Русалны тыждень р о дяца и умруць. Брат и ха родила двойнята и пом е рла, — то уже русалка буде, она буде ў год раз <приходить> як жыто красуецца» (Стодоличи).
«Як умре на Тр у йцу — чы деўка, чы ж о нка молодая — то буде росалка» (Журба).
«Дитя ур о дица на Русалочный тыждень, то цэ, кажуть, будет русалка, — як умре» (Журба).
Утонувшие женщины (в любое время или на Русальной неделе)
«Як утоне деўка, — то уже русаўка. Выйде по жыту красов а ти. Перед Купалой» (Радчицк).
«Так и е, шчо сам и т о пяцца, цэ она обязателно буде русалка» (Рясное).
«Як люд ы на утопица ў Свят у нэдилю — то русалка. Воны ў ж ы ти, выходять и спивають, пока Свят а нэд и ля не пр о йде. А тады ховаюцца ў жыто» (Олбин).
«Утоплены мушчыны становяцца водяными, а женшчыны — русалками» (Выступовичи).
«Сама на себе смерть накладёть, зат а пливаеца, маладая девушка — и становились русаўками» (Картушино).
«Русалки те люди, шчо тонуть, утопленники, — и на Русалны тыждень. Если на Русалны тыждень утопицца или помрэ, то уже шчытаецца русалка. От, у нас дядька на Русалном тыжни умер, — о, то шчытають, шчо он уже буде русалкой» (Копачи).
|
|