Души умерших некрещеных или малолетних детей

 

«Русалками становятся так и   д и  тки мал э  ньки, кот о  ры помирають нэ хр и  шчены. Воны ўсё веночкы ходили сплитали по жытови…» (Радеж).

«Як мал э  нька дыт ы  на умрэ, то пиде ў русалкы, безгр э  шна. Казалы, дытына нехрэшч э  на умр э  , то як русалка иде, плаче, бо хрэст а  , кажэ, х о  чу» (Красностав).

«Хто русалкой стал? Да нехр и  шчэные дети. Их на канаве закапывали. Вот откуль русалка и взялася. И ў рэчке русалки тые ё… Это неживые дети як родятся, — их матери не ў м о  гилки клали, а ў канаву. Или мать умрет, не разр о  дится, — то ребёнок будет русалкой» (Челхов).

«Как помре дитёнок нехр и  шчаны, из няго получаецца русаўка» (Картушино).

«Вм э  рла дытына мал а  я — то русаўкы звалиса» (Забужье).

«Росалкы — цэ мэртвии, котори нэхрист е  ни умирають между Тройцэю и Вш э  стьем, — и як дивчина и ходить» (Червона Волока).

«Дитя некрэшч о  но як закопають — русалкой становицца» (Оздамичи).

«Русалки те, хто мал э  нькие умирают, пр а  ведные, шчэ не нагрэшыли… Нехр э  шчене дитя, р о  дыцца и без хрэста помирае» (Олтуш).

«Русавочкы после Троицы ходют. Так и   ман э  ньки. Т о  и дитк ы  , шо умирают нехр ы  шченые, нэ гришные… Тильки малэньки диты, хорошие диты. Они з раю, од Бога посл а  ны» (Олтуш).

«Умрэ нехрэщенэ дитя, мать говорит: „ў мене девочка п у  йде ў русалкы“» (Хоробичи).

«Дитя як умре нехр э  шчэное, то ў ночы плачет. Какая жынка умная, то кинет — де чуты голос — хустку и говорит: „Если хлопец, то <будь> Иван цы Степан, а як дивчына, то — Ганна цы Катерына! Дар у  ю я тебе и хрэшчу я тебя!“ Это русалка» (Ветлы).

«Если русалка побачит человека, — буде ўслед итти и просить: „Перэхрэст и   меня!“ Тады она уже не буде русалкой» (Картушино).

<Если окрестить русалку, наделить ее именем, то она уходит на тот свет> «Русаўки ў рецэ бувае. Будуть до тех пор у воде, пока им нихто хрэст а   нэ дасть, нэ назв е   их именем и нэ перекрестит. И тогда вони выходють <из воды> и идуть на кладбишчэ» (Мокраны).

 

Обрученые девушки, умершие до свадьбы

 

«Если невеста умирает, дивчина засватана, уже ей замуж итти, вона в то времья умирае, не выйшовши замуж, — то вона превращается ў русалку» (Онисковичи).

«Як д и  вка зап ы  та, зар у  чэна умре до свадьбы — вона русалка. Ходить по жыту, пужае. Як кончицца Троица, понеделок — Р о  зыгры, то нем а   их, русал о  к, не пужають» (Оздамичи).

«Як помрёт зап ы  тая девочка, вот она тогда ходит по жыту» (Муховец).

«Котора диўка зар у  чена умрэ, то, ка, это русалка, вона п о  йде ў русалки» (Хоромск).

«Дивка засватана умрэ, — жив э   ў жыте. Косы распушчэны, багато косныкоў <лент>» (Ополь).

«Гэто вроде казали, як запоины зроблять и котора помрэ, то вона пидэ русалкою. Як вона запытая да помрэ» (Нобель).

«Которые умирают диўчатами, — уже будуть на тим свети русаўкы. Як диўка зар у  чэна да умрэ, — то уже зр о  бицца русаўка. Например, взял жених з диўкой заруч ы  ўса, а свадьбы не бул о  , и от если она замуж не пошла, на ее гов о  рать: „Росаўка!“ — дразнять. Она буде <после смерти> росаўка» (Ласицк).

«Тая русалка, котора деўка замуж иде — да пом е  рла» (Гортоль).

«Дытына як вмырала на Русальныцю, то казалы — ў русалкы пидэ. Так с а  мо, як ўмырала молодыця на вэс и  лли, — в вэлёнови (т. е. в свадебной фате) и хоронылы» (Андроново).

«Ўроди, як диўчына умре, получаецца росаўка. Если тая девочка заруч о  на умерла, она воскресе, буде русалкой» (Онисковичи).

«Як молода перед весиллям умрэ — русаўка. Бы молодая <т. е. выглядит, как невеста>: к о  сныкы, венок, косы распускали. Бы дивка молода, хороша… Ходят, як красуе жыто» (Дружиловичи).

«Як умрэ незамужняя деўка, — яна з таго свету пошла по свету ходыты… Як запье жених деўку, то яна переходить на русалоўку, — як помрэ» (Оброво).

«Як пуйде деўка замуж и веселле йдэ, и коровай уже поделили, — а як вона умре, то буде росалка» (Журба).

 

Те, что умерли незамужними

 

«Русалки — то дивчатки молод э  ньки, шо вмырают» (Ветлы).

«Которы умирають девушками — русальницы тыи» (Верхний Теребежов).

«Котора девушка не выйде замуж и умре, — пийде ў русалки… На межах танцують. <Одеты> в чым мать одевала <на похоронах> в белом платье и венке, как хоронили девушек» (Онисковичи).

«Як чэсна девушка умрэ, она становицца росаўкай» (Лопатин).

«Диўка як умрэ да сховають, — дак росаўкай скыд а  юцца» (Лопатин).

«Хто деўками ум е  рли, тыя, будто, с того свету выходять у винкў з лентоў — гэта русалкы» (Оброво).

«Хто умирае на Русальном тыждне из девок — той русаўка» (Тхорин).

 

Душа любого умершего человека

 

«Русалка — цэ мрэц, душа. Русалка — когда человек умер, вроде, тень то йе»; «Русалка — людына, жэншчына, як мрэц убираны» (Ветлы).

«Русалкою становляться тыи, которыи вжэ повмыралы: помэрлый батько, маты» (Дяковичи).

«От, кажуть, ходить русалка по жыту. Это мэрци, души умершие. Русалки ходят дви нэдили…» (Нобель).

«У Русальный тыждень ум э  рли виходять и по свиту ходять. Русалкы — то ўмэршии, то жинкы таки, покойныки, голи ў чом мать родил а  . <А мужчины?> Не, мушчыны не!.. Пэрэд Трийцэю в пьятныцю выходылы, а писля Трийцы назад на м о  глицы <уходили>» (Любязь).

«Русалки — мэрци, по жытове, по льнове, по полю ходять. Буў таки тыждень Русальный и вони ходылы. Ў б и  лом ходят, на жынку похожы. Оны, можэ, с кладбишча выходят. Уходят после Русального тыждня назад на мисце» (Ветлы).

«Русалки с кладбишча встають и идуть… Бог душу выпустил, ходит она по миру» (Днепровское).

«Бы ўроде диўка бигае. Яе ж нем а  , закопають ў зэмлю, але уроде она буде бигаты, ходыты… Только як жыто крас у  е. Их красота перыходыть на жыто, т э  и девочки. Але потом замир а  ють, як обыкновенные, которые мертвые лежать. Им Бог позволяв на один денёчек пойти покрасов а  ты… часоў ў двэнаццать дня, ў такое врэмя больше. Як жыто красуе ў поли. Дэ воны деваюцца? Ну, вона ж мэртвая, вона ж назад ў ямку тую иде, до Бога ж не п о  йде…» (Ласицк).

 

Убитые громом, проклятые, «знающие» люди

 

«Убитые громом женщины становятся русалками» (Оброво).

«Русалки — это пр о  клятые дочери, есть такие матери, шо детей проклинають» (Заболотье).

«Нэ слухаюцца батькоў, ур э  дные такие, — то уже проклинають йих и воны становляцца русалками» (Нобель).

«Это закл я  тые. Закл я  ў родны батько свою дочк у  , и вот она стала русалка» (Стодоличи).

«После Русальной недели уходят на м о  гылкы. Русалка з людыны робицца. Шось вона знала, — добра людына не пойде ў русалкы» (Рясное).

«Казали, была земля незакл я  тая, и хадили етые русалки. Бывало, придеть, сядеть и плачеть. А как поўноч прайдеть, — де и делась! <Кто такая русалка?> Жэншчына, екая ум е  рла, до сорока дней каждый день ходила. Не любая, а катора за собою што-то знала, плохое дело» (Семцы).

 

III. Внешний вид


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: