«Русалками становятся так и д и тки мал э ньки, кот о ры помирають нэ хр и шчены. Воны ўсё веночкы ходили сплитали по жытови…» (Радеж).
«Як мал э нька дыт ы на умрэ, то пиде ў русалкы, безгр э шна. Казалы, дытына нехрэшч э на умр э , то як русалка иде, плаче, бо хрэст а , кажэ, х о чу» (Красностав).
«Хто русалкой стал? Да нехр и шчэные дети. Их на канаве закапывали. Вот откуль русалка и взялася. И ў рэчке русалки тые ё… Это неживые дети як родятся, — их матери не ў м о гилки клали, а ў канаву. Или мать умрет, не разр о дится, — то ребёнок будет русалкой» (Челхов).
«Как помре дитёнок нехр и шчаны, из няго получаецца русаўка» (Картушино).
«Вм э рла дытына мал а я — то русаўкы звалиса» (Забужье).
«Росалкы — цэ мэртвии, котори нэхрист е ни умирають между Тройцэю и Вш э стьем, — и як дивчина и ходить» (Червона Волока).
«Дитя некрэшч о но як закопають — русалкой становицца» (Оздамичи).
«Русалки те, хто мал э нькие умирают, пр а ведные, шчэ не нагрэшыли… Нехр э шчене дитя, р о дыцца и без хрэста помирае» (Олтуш).
|
|
«Русавочкы после Троицы ходют. Так и ман э ньки. Т о и дитк ы , шо умирают нехр ы шченые, нэ гришные… Тильки малэньки диты, хорошие диты. Они з раю, од Бога посл а ны» (Олтуш).
«Умрэ нехрэщенэ дитя, мать говорит: „ў мене девочка п у йде ў русалкы“» (Хоробичи).
«Дитя як умре нехр э шчэное, то ў ночы плачет. Какая жынка умная, то кинет — де чуты голос — хустку и говорит: „Если хлопец, то <будь> Иван цы Степан, а як дивчына, то — Ганна цы Катерына! Дар у ю я тебе и хрэшчу я тебя!“ Это русалка» (Ветлы).
«Если русалка побачит человека, — буде ўслед итти и просить: „Перэхрэст и меня!“ Тады она уже не буде русалкой» (Картушино).
<Если окрестить русалку, наделить ее именем, то она уходит на тот свет> «Русаўки ў рецэ бувае. Будуть до тех пор у воде, пока им нихто хрэст а нэ дасть, нэ назв е их именем и нэ перекрестит. И тогда вони выходють <из воды> и идуть на кладбишчэ» (Мокраны).
Обрученые девушки, умершие до свадьбы
«Если невеста умирает, дивчина засватана, уже ей замуж итти, вона в то времья умирае, не выйшовши замуж, — то вона превращается ў русалку» (Онисковичи).
«Як д и вка зап ы та, зар у чэна умре до свадьбы — вона русалка. Ходить по жыту, пужае. Як кончицца Троица, понеделок — Р о зыгры, то нем а их, русал о к, не пужають» (Оздамичи).
«Як помрёт зап ы тая девочка, вот она тогда ходит по жыту» (Муховец).
«Котора диўка зар у чена умрэ, то, ка, это русалка, вона п о йде ў русалки» (Хоромск).
«Дивка засватана умрэ, — жив э ў жыте. Косы распушчэны, багато косныкоў <лент>» (Ополь).
«Гэто вроде казали, як запоины зроблять и котора помрэ, то вона пидэ русалкою. Як вона запытая да помрэ» (Нобель).
|
|
«Которые умирают диўчатами, — уже будуть на тим свети русаўкы. Як диўка зар у чэна да умрэ, — то уже зр о бицца русаўка. Например, взял жених з диўкой заруч ы ўса, а свадьбы не бул о , и от если она замуж не пошла, на ее гов о рать: „Росаўка!“ — дразнять. Она буде <после смерти> росаўка» (Ласицк).
«Тая русалка, котора деўка замуж иде — да пом е рла» (Гортоль).
«Дытына як вмырала на Русальныцю, то казалы — ў русалкы пидэ. Так с а мо, як ўмырала молодыця на вэс и лли, — в вэлёнови (т. е. в свадебной фате) и хоронылы» (Андроново).
«Ўроди, як диўчына умре, получаецца росаўка. Если тая девочка заруч о на умерла, она воскресе, буде русалкой» (Онисковичи).
«Як молода перед весиллям умрэ — русаўка. Бы молодая <т. е. выглядит, как невеста>: к о сныкы, венок, косы распускали. Бы дивка молода, хороша… Ходят, як красуе жыто» (Дружиловичи).
«Як умрэ незамужняя деўка, — яна з таго свету пошла по свету ходыты… Як запье жених деўку, то яна переходить на русалоўку, — як помрэ» (Оброво).
«Як пуйде деўка замуж и веселле йдэ, и коровай уже поделили, — а як вона умре, то буде росалка» (Журба).
Те, что умерли незамужними
«Русалки — то дивчатки молод э ньки, шо вмырают» (Ветлы).
«Которы умирають девушками — русальницы тыи» (Верхний Теребежов).
«Котора девушка не выйде замуж и умре, — пийде ў русалки… На межах танцують. <Одеты> в чым мать одевала <на похоронах> в белом платье и венке, как хоронили девушек» (Онисковичи).
«Як чэсна девушка умрэ, она становицца росаўкай» (Лопатин).
«Диўка як умрэ да сховають, — дак росаўкай скыд а юцца» (Лопатин).
«Хто деўками ум е рли, тыя, будто, с того свету выходять у винкў з лентоў — гэта русалкы» (Оброво).
«Хто умирае на Русальном тыждне из девок — той русаўка» (Тхорин).
Душа любого умершего человека
«Русалка — цэ мрэц, душа. Русалка — когда человек умер, вроде, тень то йе»; «Русалка — людына, жэншчына, як мрэц убираны» (Ветлы).
«Русалкою становляться тыи, которыи вжэ повмыралы: помэрлый батько, маты» (Дяковичи).
«От, кажуть, ходить русалка по жыту. Это мэрци, души умершие. Русалки ходят дви нэдили…» (Нобель).
«У Русальный тыждень ум э рли виходять и по свиту ходять. Русалкы — то ўмэршии, то жинкы таки, покойныки, голи ў чом мать родил а . <А мужчины?> Не, мушчыны не!.. Пэрэд Трийцэю в пьятныцю выходылы, а писля Трийцы назад на м о глицы <уходили>» (Любязь).
«Русалки — мэрци, по жытове, по льнове, по полю ходять. Буў таки тыждень Русальный и вони ходылы. Ў б и лом ходят, на жынку похожы. Оны, можэ, с кладбишча выходят. Уходят после Русального тыждня назад на мисце» (Ветлы).
«Русалки с кладбишча встають и идуть… Бог душу выпустил, ходит она по миру» (Днепровское).
«Бы ўроде диўка бигае. Яе ж нем а , закопають ў зэмлю, але уроде она буде бигаты, ходыты… Только як жыто крас у е. Их красота перыходыть на жыто, т э и девочки. Але потом замир а ють, як обыкновенные, которые мертвые лежать. Им Бог позволяв на один денёчек пойти покрасов а ты… часоў ў двэнаццать дня, ў такое врэмя больше. Як жыто красуе ў поли. Дэ воны деваюцца? Ну, вона ж мэртвая, вона ж назад ў ямку тую иде, до Бога ж не п о йде…» (Ласицк).
Убитые громом, проклятые, «знающие» люди
«Убитые громом женщины становятся русалками» (Оброво).
«Русалки — это пр о клятые дочери, есть такие матери, шо детей проклинають» (Заболотье).
«Нэ слухаюцца батькоў, ур э дные такие, — то уже проклинають йих и воны становляцца русалками» (Нобель).
«Это закл я тые. Закл я ў родны батько свою дочк у , и вот она стала русалка» (Стодоличи).
«После Русальной недели уходят на м о гылкы. Русалка з людыны робицца. Шось вона знала, — добра людына не пойде ў русалкы» (Рясное).
|
|
«Казали, была земля незакл я тая, и хадили етые русалки. Бывало, придеть, сядеть и плачеть. А как поўноч прайдеть, — де и делась! <Кто такая русалка?> Жэншчына, екая ум е рла, до сорока дней каждый день ходила. Не любая, а катора за собою што-то знала, плохое дело» (Семцы).
III. Внешний вид