Рефлексия- впервые был введен Дж.Локконом в разных филосовских системах также. Д.Юма, Г.Гегеля и др

Филосовский энциклопедический словарь дает следующее.

Рефлексия –это:

1. принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок,

2. предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познавания,

3. деятельность самопознания, раскрывающая внутренне строение специфику духовного мира человека.

Принято говорить о 3 видах рефлексии:

1.Элементарная рефлексия,

2. Научная рефлексия,

3.Филосовская рефлексия.

Рефлексивная фаза научного ичсследования - ее суть состоит в том, что исследователь (или коллектив исследователей), получив результаты должен их отрефлексировать-«обратиться назад» и осмыслить, сравнить, оценить исходные и конечные состояния:

- Обьекта деятельности- самооценка результатов,

-Субьекта деятельности, то есть самого себя- самооценка.

На оценку и самооценку результатов существенным образом влияют оценки текущих и итоговых результатов научного исследования со стороны других коллег-ученых, рецензентов, оппонентов и т. д. Так например, любая диссертация являясь по определению единоличной работой автора, в то же время, практически всегда учитывает мнения многих людей, участвующих в ее обсуждении(научного руководителя, сотрудников лаборатории или кафедра и.т. д). На самооценку результатов исслед существенным образов влияют их признание или непризнание научным сообществом. Для этого необходимым условием является публикация результатов:

Виды публикаций:

1. самый простой и не неблагодарный путь- депонирование рукописей. (ее практически не читают)

2. публикация статей. (статья в вузе, (статья в журнале- форма общественного исследовательского признания).

3. Книги монографии. (нет проблемы в издании как раньше, но есть проблема с ее распространением).

4. Электроные публикации в интернете.

Фактором общественного признания является успешная ззащип андидатской, докторской диссертации. В дальнейшем, спустя определенное время начинает работать такая фаза оценки исследования, как его цитируемость, ссылка на данное исследование. Немаловажную роль играют формы устного научного исследования - конференции. (получение информации 30% от формального и 70% от неформального общения).

Конечный результат главный: самооценка и рефлексия проделанной работы.

Рефлексивной фазой завершается научное исследование как цикл научной деятельности, как научный проект.

 

Формы организации

Научно исследовательский проект
Фазы Стадии Оформление результатов Название и публикации результатов в формах научно-литературной продукции статей, монографий, методических пособий и т.д.
Рефлексивная Оценка(в том Числе самооценка, самооценка результатов) и рефлексии.     Критический анализ результатов, полученных в исследованиях, признание результатов научной общественностью: широта применения результатов в практике. Рефлексия как способ осознания целостности своей собственной деятельности, ее целей, содержания, форм, способов, средств. Как последовательное движение в рефлексивном плане: остановка, фиксация, отстранение, объективизация, оборачивание. Научная рефлексия как способ построения новых систем знаний.

 

10. Актуальность и новизна психолого-педагогического исследования. Основные способы обоснования.

Обоснования актуальности исследования: элемент, позволяющий судить о глубине понимания автором проблемы собственного исследования и соответственно о качестве выполненного исследования.

При обосновании актуальности исследования целесообразно уделить внимание следующим моментам:

-Новые условия и предпосылки, которые обуславливают актуальность изучаемого явления в настоящее время.

-Освещение данной проблемы в официальных документах.

-Запросы общества, которые могут быть удовлетворены решением данной проблемы.

-Освещение вопроса в научной литературе.

-Научные направления и проблемы, с которыми связана задача исследования.

-Потребности науки, которые могут быть удовлетворены решением данной проблеме.

-Обоснование проблемы с позиции развития других наук.

-Причина, по которым в настоящее время проблема становится актуальной.

-Причина, по которым данная задача исследования привлекает внимание практических работников и какие потребности практики могут быть удовлетворены решением данной проблемы. Имеющиеся достижения, которые следует обобщить проанализировать.

Научная новизна исследований. Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования, то есть новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого- педагогической науке и практике. Обычно принято выделять научную новизну в теоретических результатах:

- закономерность; -принцип; -концепция:

И практических: правила; рекомендации; средства; методы; требования.

 

11. Теоретическая и практическая значимость научного исследования.

Научное исследование – это работа, в которой автор должен показать решение конкретной проблемы. Важно, чтобы решаемый вопрос играл определенную роль в науке или жизни. Такой подход упростит процесс обоснования теоретической и практической значимости научного проекта.

Теоретическая значимость работы – это раскрытие теоретического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты в жизни человека и обществе.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

  • освещение проблемы, постановка задачи (к примеру, сохранение вымирающих животных, защита окружающей среды и т.п.);
  • показать проблему с ранее не изученной стороны. Положить начало новым разработкам в этой области;
  • доказать, что выводы смогут оптимизировать практическую часть;
  • внести свой вклад в развитие теории, дополнить имеющиеся знания;
  • вызвать заинтересованность, сформировать стимул к продолжению поиска в данной области.

Теоретическое значение оценивается по критериям. Критерий устанавливает влияние результатов исследования на существующие концепции, теории и постулаты. Необходимо отметить отсутствующие ранее положения, которые получены исследователем в результате научного поиска. Затем продемонстрировать их теоретическую значимость для дальнейшего развития науки.

Исходя из этого, теоретическую значимость исследования можно оценить как:

  • очень высокую. Обоснование новых теоретических подходов, теория представляет целостную, логически построенную структуру. За счет внедрения результатов открываются новые направления и перспективы данной области;

высокую. Полученными результатами пополняются, дополняются существующие концепции. Разработана новая теория;

  • удовлетворительную. Результаты уточняются, конкретизируются определенные положения. Разработаны положения, имеющие более узкую область применения. Перспективы решения частных вопросов в пределах одной области или темы;
  • низкую. Полученные результаты не несут новизны, повторяют уже существующие, не несут конкретики. Научная концепция плохо сформулирована, логически не обоснована. Перспектив развития не имеет.

Теоретическая значимость показывает роль проведенных исследований в науке, а практическая – в реальной жизни.

Практическая значимость – это критерий, определяющий место результатов исследования в жизни, его реальную пользу. Данный критерий отражается в вводной части научной работы и находит подтверждение в заключении.

В этом разделе необходимо указать, как результаты могут быть применены на практике. Доказательство практической значимости труда приводится в заключении, где автор кратко излагает результаты работы, аргументируя тем самым собственные выводы.

Практическая значимость научного исследования доказывает его нужность и важность. Отражение данного критерия фактически дает ответ на вопрос: «Зачем (ради чего) велась столь кропотливая работа?».

Формулировать практическую значимость исследования следует, отталкиваясь от темы и необходимости решения конкретной проблемы.

Грамотное отражение этого критерия проекта основывается на следующих принципах:

– конкретика. Автору следует точно определить роль своего «шедевра» в жизни и теории, кому пригодятся результаты исследования, чем они могут помочь, что улучшить.

– доказательность. Практическая значимость должна быть обоснована и аргументирована, поэтому исследователю предстоит лаконично, кратко и емко отразить практические наработки, к чему он пришел, тем самым продемонстрировав преимущества своей работы, ее особенности, отличия от других подобных исследований;

– место и способ применения. Данный элемент введения (и заключения) научной работы призван показать, в какой области и каким образом могут быть применены полученные результаты;

– подтверждение эффективности предлагаемых мер по решению проблемы. Здесь автору необходимо доказать оптимальность и эффективность разработанного плана мероприятий. Сделать это можно с помощью расчета отдельных показателей, сравнения ситуации «до» и «после», прогнозирования данных или приведения данных по апробации результатов.

Практическая значимость исследования подчеркивает ключевые постулаты работы:

Актуальность. Доказывая свою «правоту», автор опирается исключительно на реальные и свежие данные;

Обоснованность и достоверность. В этом случае практическая значимость демонстрирует необходимость перемен с учетом текущих факторов, условий, в которых находится проблема и объект исследования;

Подтверждение или опровержение гипотезы. Данный постулат отражается в заключении. Результаты исследования и их практическая значимость фактически выступают в качестве доказательной базы, которая подтверждает изначально выдвинутую гипотезу или опровергают ее.

Новизна. В ходе исследования автору необходимо разработать ранее никем не предлагаемый метод решения проблемы, который отражает новый подход к выявленному пробелу, подтверждая тем самым научную и практическую новизну проекта.

Необходимость перемен. Практическая значимость обуславливает необходимость разработки новых действий, которые могут оперативно решить поставленную проблему с учетом текущих обстоятельств и существующих инструментов.

12. Объект и предмет научного исследования. Соотношение, особенности формулировки в психолого-педагогических исследованиях.

В качестве объекта познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания.

         Объект исследования — это определенная совокупность свойств и отношений. Объект исследования в педагогике и психологии- это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя, например, на процесс развития субъектов воспитывающих отношений, на процесс становления новой образовательной системы, на эффективность определенной технологии.

       Понятие предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.

Предмет исследования — это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Это определенный аспект изучения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный, личностно-мотивационный, организационный аспекты. Например, при создании и экспериментальной проверке проекта социально-педагогического комплекса в качестве относительно самостоятельных предметов исследования могут быть выделены: 1) определение функциональных направлений и приоритетов в деятельности комплекса (целевой аспект), 2) уточнение видов услуг и направлений работы (содержательный аспект), 3) способы создания условий социальной реабилитации, комфортного общения, полноценного образования и развития, удовлетворения интересов детей, подростков (деятельностно-операционный аспект).

Предметом психолого-педагогического исследования могут быть отношения в коллективе, формирование единого коллектива взрослых и детей в совместной деятельности, педагогизация социальной среды, связи между факторами, влияющими на образование и развитие детей, и полученными результатами (например, влияние среды на развитие познавательных интересов или характера общения на самооценку и уровень притязаний воспитанников; зависимость эффективности запоминания языкового материала от организации познавательной деятельности; специфика и динамика решения интеллектуальных задач партнерами в условиях интеллектуально-игрового противоборства). Предмет психолого-педагогического исследования непременно должен включать связи воспитательного института с внешней средой, собственно педагогические, социальные и психологические факторы и связи в их сцеплении и взаимодействии.

 

13. Цель, задачи психолого-педагогического исследования. Основные принципы формулировки, соотношение с объектом и предметом исследования.

Объект исследования в педагогике - это некий процесс или явление, на которые обращено внимание исследователя. В данной интерпретации объект исследования близок по своей сути объектной области исследования. Поэтому объект определяют нередко как область поиска, то, на что направлено исследование. Определяя объект исследования необходимо ответить на вопрос «что исследуется? Какой процесс или явление?».

Объект педагогического исследования очевидно находится в рамках целенаправленного учебно-воспитательного процесса.

Предмет исследования — это определенный аспект изучения объекта. Необходимо отметить, что именно предмет определяет тему исследования.

Как правило, объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет — это то, что находится в границах объекта.

Предмет исследования – это отдельный аспект объекта, точка зрения, с которой рассматривается объект. В виде вопроса его можно сформулировать следующим образом: «как рассматривается объект, какие отношения, свойства, функции объекта раскрывает данное исследование?». Предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, предмет исследования в конечном итоге определяет тему выпускной работы.

Целенаправленность - важнейшая характеристика деятельности человека. Поэтому уже в начале исследования очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат поиска, его цель, т.е. осуществить целеполагание. В целеполагании присутствуют и расчет, и анализ, и фантазия, и интуиция исследователя.

Таким образом, цель педагогического исследования — это результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования процессов и явлений действительности. Цель — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего.

Цель – это и конечный результат, и одновременно основное направление научного поиска. Цель формулируется кратко, в самом обобщенном виде, но должна точно выражать, что намеревается сделать исследователь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: