Вопросы для подготовки к
1.Отношения государства и адвокатуры. Независимость адвокатуры.
Адвокатура является единственным элементом политической системы нашей страны, о котором законодатель высказался, как об институте гражданского общества. Именно в этом тезисе содержится глубокий смысл, определяющий в целом взаимоотношение государства и сообщества адвокатов.
Общество, претендующее на звание цивилизованного, в понимании современного человека, живущего в XXI в., основывается на таких ценностях, как гуманизм, справедливость и равенство всех перед законом. Только в такой среде возможно раскрытие потенциала человека, достижение им своих жизненных целей, что, в сущности, и определяет свободу как ценнейшую категорию бытия.
Основополагающую роль в государстве играет право. Роль права состоит в том, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения.
Адвокат является основным участником общественных отношений со стороны своего доверителя, через поведение которых достигаются результаты, которые намерен достигнуть законодатель, издавая нормы права. Регулирование взаимоотношений в обществе осуществляется при помощи законов (норм права).
Конституция РФ провозгласила, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью", а "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". И, казалось бы, государство должно обеспечивать их выполнение тем самым, гарантируя свободы своим гражданам. Однако история взаимоотношений общества, граждан и государства показывает, что, порой, государство не выполняет эту важную функцию. Отчего это происходит? Вероятно, существенное усложнение государственного механизма способствует его отрыву от нужд и стремлений самих членов общества. Государственный механизм начинает работать "на себя", и это приводит к ущемлению прав и свобод отдельной личности.
Именно поэтому государство, претендующее на звание правового, невозможно без адвокатуры.
Адвокатское сообщество — это сообщество людей, которые по внутреннему убеждению и в силу своей профессиональной подготовки взяли на себя обязательство защищать права и законные интересы граждан. Защита — это общественное служение. Она возможна, необходима по любому делу о самом тяжком преступлении, ибо, как писал А. Ф. Кони, "нет такого падшего и преступного человека, в котором безвозвратно был бы затемнен человеческий образ и по отношению к которому не было бы места слову снисхождения". Адвокат, по мнению А. Ф. Кони, "друг, он советник человека, который, по его искреннему убеждению, невиновен вовсе или вовсе не так и не в том виновен, как и в чем его обвиняют". Непонимание этого предназначения адвокатуры — одно из самых серьезных заблуждений.
Понятие "адвокатура" неотделимо от понятия "справедливость". На обыденном уровне категория "справедливость" очевидна и ясна всем. Однако представление о справедливости как в обществе, так у отдельного гражданина может меняться. Это в значительной степени связано с теми или иными общественными идеалами. Сегодня, после советского исторического периода в жизни нашей страны, мы связываем свои представления с гуманистическими общечеловеческими ценностями, с представлениями о естественных и неотъемлемых правах и свободах человека и гражданина. Возможность достижения справедливости в государстве является ценнейшим завоеванием демократии.
Государство, в понимании Гегеля, — это то же право, но наиболее развитое и содержательно богатое, так как оно включает признание всех остальных прав — права личности, семьи, общества. Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализации свободы.
Гражданское общество через посредство правовых учреждений, в том числе и института гражданского общества — адвокатуры, обеспечивает интересы частных лиц и охраняет их собственность, поддерживает определенный общественный порядок. В сущности государства заложено свойство разрешать возникающие в нем конфликты. Однако разрешаться они могут по-разному. В тех государствах, где демократия еще не в полной мере вплелась в государственный организм, нарушения прав и свобод человека, отступления от справедливости — явление практически повсеместное. И, наоборот, в странах с развитыми демократическими институтами справедливость является неотъемлемым атрибутом жизни общества.
Адвокатура, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это позволяет ей быть независимой от власти при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Для понимания роли адвокатуры важно знать, что в тексте Конституции РФ нашли отражение новые положения и понятия, позволяющие выстроить концепцию взаимоотношений адвокатуры и государства. Одним из таких базовых понятий является характеристика современного государства — Российская Федерация. Итак, согласно ст. 1 Конституции РФ: "Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".
Правовым является государство, которое свою деятельность основывает на праве, подчиняется праву и главной целью считает обеспечение справедливости, прав и свобод человека, "правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и державных сферах".
Концепция правового государства предполагает гарантии от безграничного вмешательства в гражданское общество, а также от внеконституционных методов осуществления судебной власти. Здесь следует вспомнить практику 30-х гг. прошлого века в советском государстве, когда решения принимались "тройками" и "двойками".
Л. А. Стешенко и Т. М. Шамба предлагают следующие элементы, описывающие понятие правового государства:
- — господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство закона, выражающего правовые принципы общества;
- — верховенство правового закона;
- — связанность законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан;
- — незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность;
- — взаимная ответственность государства и личности;
- — наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-правовых актов;
- — разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.
Руководство исключительно правом — это основополагающий принцип правового государства. Регулирование общественных отношений в таком государстве осуществляется законом. В основе отечественной правовой системы лежит Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.
Становление правового государства в нашей стране было бы невозможно без проведения правовой реформы, критерии которой были сформулированы в Указе Президента РФ от 06.07.1995 № 673 "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации", где в качестве основных направлений было определено:
- — законодательное обеспечение системы прав человека в обществе, прежде всего реальных гарантий прав и законных интересов личности;
- — упрочение основ и защита конституционного строя;
- — реформирование государственного управления, в том числе совершенствование системы государственной регистрации общественных объединений и других юридических лиц и контроля за их деятельностью;
- — создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы и органов юстиции;
- — обеспечение координации нормотворческой деятельности федеральных органов государственной власти, а также федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
- — формирование правовой базы и институциональная реформа правоохранительной системы для усиления борьбы с преступностью;
- — конкретизация основ федерализма в Российской Федерации;
- — выработка принципиальных направлений и форм осуществления реформы местного самоуправления;
- — дальнейшее системное правовое обеспечение развития экономики;
- — развитие системы правового воспитания, в том числе укрепление системы юридического образования и юридической науки;
- — организация правовой экспертизы в нормотворческой и правоприменительной практике;
- — формирование современной широкодоступной базы нормативных актов, в том числе в электронном виде.
Чрезвычайно важно для построения правового государства ориентироваться на общепризнанные принципы и нормы международного права. Они позволяю сверять правовой пульс страны с правовым ритмом мирового сообщества и вовремя корректировать курс реформирования правовой системы.
Приведем некоторые важные, на наш взгляд, тезисы и положения Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1990 г.)1:
- 1. Жизнеспособная демократия зависит от существования как составной части национальной жизни демократических ценностей и практики, а также от широкого круга демократических институтов. Необходимо поощрять, облегчать и, там где это целесообразно, поддерживать практические усилия и международный обмен информацией, идеями и опытом между странами и в рамках прямых контактов и сотрудничества между отдельными лицами, группами и организациями в областях, включающих следующее:
- — конституционные право, реформы и развитие;
- — законодательство о выборах, проведении выборов и наблюдении за ними;
- — создание судов и правовых систем и управление ими;
- — развитие беспристрастной и эффективной государственной службы, в рамках которой прием на работу и продвижение по службе основываются на системе учета личных достоинств работников;
- — проведение законов в жизнь;
- — развитие других форм свободной ассоциации и групп, преследующих общественные интересы;
- — преподавание знаний о демократических ценностях, институтах и практике в учебных заведениях, а также обеспечение атмосферы свободного познания.
Кроме того, Документом отмечено, что к числу элементов справедливости, которые необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, и равных и неотъемлемых прав всех людей, относятся следующие:
- 1) обеспечение каждого квалифицированной юридической помощью (ст. 48);
- 2) обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2);
- 3) объявление России правовым государством (ст. 1);
- 4) гарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 46);
- 5) признание и защита равным образом различных форм собственности — частной, государственной, муниципальной (ст. 8);
- 6) состязательность и равноправие судопроизводства (ст. 123).
- — строго соблюдать учет в рамках национального законодательства практики соблюдения полной конфиденциальности консультаций подзащитных с адвокатом (п. 22);
- — обеспечить условия, чтобы юристы могли выполнять свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания и неоправданного вмешательства (подп. "а" п. 16);
- — не подвергать судебному преследованию и судебным административным, экономическим или другим санкциям за любые действия, совершенные в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также угрозами подобного преследования (подп. "с" п. 16);
- — обеспечить юристам гражданский и уголовный иммунитет в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей (п. 20).
Вышеописанные критерии и принципы правового государства позволяют перейти к вопросу о месте и роли адвокатуры в государстве.
Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, а каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления гарантируется право пользоваться помощью адвоката.
В Конституции РФ прямых упоминаний об адвокатуре нет, хотя "общие положения о месте адвокатуры в системе государственных и общественных институтов, механизме судебной зашиты (ч. 1 ст. 46) и об обеспечении квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48) следовало бы соотносить с деятельностью и назначением адвокатуры".
Анализ правового поля позволяет нам предположить, что решение задачи обеспечения граждан Российской Федерации квалифицированной юридической помощью может быть реализовано в основном адвокатурой, исходя как из содержания закона об адвокатуре, так и из того факта, что других институтов для решения данной задачи по существу немного.
В современном обществе значение адвокатуры все более возрастает. Сложность общественных отношений, их многоплановость и многовариантность последствий поведения как граждан, так и юридических лиц, настойчиво требуют повсеместного консультативного участия квалифицированного юриста. Без такой помощи разрешить возникающие перед гражданином или юридическим лицом вопросы практически невозможно. А если принять во внимание аспект интеграции стран и тенденции глобализации, очевидно — адвокат незаменимый спутник современного человека.
Порой считают, что помощь адвоката исчерпывается судебной защитой. Такое суждение может возникнуть после знакомства с международными пактами о правах человека и национальными конституциями. Однако это не верно. Круг вопросов, который может быть разрешен адвокатом, очень многообразен. Его квалифицированная помощь простирается далеко за пределы судов, тюрем и учреждений правоохранительной системы.
Квалифицированная помощь подразумевает профессиональную юридическую помощь, которую адвокаты могут оказать, представительствуя в суде и иных государственных и общественных органах, осуществляя защиту в суде, проводя консультации и составляя правовые документы. Его помощь может затрагивать различные сферы общественной жизни, регулируемые отдельными институтами и отраслями права.
Человек является высшей ценностью, соблюдение его прав и свобод — основная профессиональная цель юристов. Известен тезис Р. Иеринга о том, что цель есть творец права, деятельность субъекта обусловливается не просто сочетанием внешних обстоятельств, но и конкретной целью, которую он ставит перед собой с учетом этих условий, определенный эффект в качестве результата достижения цели создать такую теорию права, которая могла бы стать методологической основой как профессиональной юриспруденции, так и правосознания российского общества в целом. Именно исходя из этого положения, адвокаты осуществляют адвокатскую деятельность.
Оценка действующего законодательства и массива международных актов приводит к выводу, что юридическая помощь сегодня воспринимается как важная гарантия прав человека. Реализация данной функции обеспечивается государством. Более того, гражданин может рассчитывать на бесплатную юридическую помощь в том случае, если его имущественное положение не позволяет ему такую помощь получить. Принятие государством на себя обязанности по обеспечению юридической помощи через институт адвокатуры, несомненно, возлагает на него определенные обязанности по поддержке адвокатуры.
Содержание Конституции РФ позволяет сказать, что ее творец — многонациональный народ Российской Федерации — глубоко заинтересован в наличии механизма защиты интересов личности. В связи с этим государство выступает союзником, поддерживающей стороной, стороной солидарной с функцией адвокатуры. В чем это выражается? Перечислим отдельные положения Конституции РФ:
Конечно, Конституция не раскрывает, да и не может раскрыть всех механизмов защиты прав и свобод человека, акцентируя внимание на основных из них — защита прав и интересов в судебном порядке и участие адвоката на стадиях уголовного судопроизводства. Однако и этого вполне достаточно, чтобы понять, насколько глубоко институт адвокатуры введен в массив конституционного законодательства. Именно на адвокатуру возложена ответственная функция обеспечения населения юридической помощью, а тех, кто столкнулся с уголовным преследованием, — профессиональной защитой.
Именно поэтому по существу на адвокатуру возлагаются публично-правовые функции. Если это верно, а мы в этом не сомневаемся, то тогда государство должно создать условия для выполнения данной миссии.
Современная адвокатура является самостоятельным институтом. Она как институт гражданского общества России, наглядно демонстрирует, что современная Россия — это государство, развивающееся по демократическому пути.
Защита прав и свобод, провозглашенных Конституцией РФ, являющихся высшей ценностью, — обязанность государства. Крайней формой такой защиты является защита гражданина от необоснованного лишения свободы, а в связи с тем, что согласно ст. 48 Конституции РФ привлечение к уголовной ответственности осуществляется при обязательном предоставлении квалифицированной юридической помощи, на государстве лежит обязанность по ее обеспечению.
КС РФ своим Определением от 21.12.2000 № 282-0 указал, что "деятельность адвокатов, на которых возложена обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, имеет публично-правовое значение".
И на государстве и на адвокатуре лежат обязанности по защите прав и свобод человека. Однако такая обязанность возложена на адвокатуру не государством, а автором Конституции РФ — многонациональным народом России. При таком подходе становится ясно, почему именно адвокат является стороной, противостоящей государственному обвинителю в уголовном судопроизводстве. Признанное равенство прав адвоката и представителя государства соответствует равенству адвокатуры и государства при защите прав человека и гражданина. Следует согласиться с высказыванием "Если прокуратура — адвокат государства, то адвокатура — защитник гражданского общества"1. Таким образом, отнесение адвокатуры к институту гражданского общества призвано показать, с одной стороны, независимость ее от государства, а с другой — равенство адвокатуры и государства в смысле ст. 19 Конституции, провозглашающей равенство всех пред законом и судом.
Состязательность и равенство сторон в процессе есть равноправие гражданина и государства, их паритет и равные возможности в отстаивании своих прав и интересов. А принимая во внимание, что интересы гражданина, как правило, представляет адвокат, то очевидно, что это означает равенство адвоката и государства. Равенство государства и адвокатуры, а также независимость последней являются важными условиями существования адвокатуры как защитника прав и свобод человека и гражданина.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся (Страсбург, 9 декабря 1989 г.), документы ОБСЕ и ООН предусматривают обязанность государства по соблюдению надлежащей процедуры судопроизводства.
Очевидно, что без поддержки государства становление и развитие адвокатуры как института гражданского общества невозможно. Формирование цивилизованных, приемлемых условий для деятельности адвокатуры — прямая обязанность государства, а среди них — соответствующее мировым стандартам отношение государственной власти к институту адвокатуры.
Обязанность Российской Федерации по обеспечению независимости адвокатов, которые защищают права и свободы граждан, закреплена положениями Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ (Москва, 3 октября 1991 г.) и Основными принципами, касающимися роли юристов.
Основные принципы предусматривают следующие обязательства Российской Федерации:
Понимание сути этих положений, их духа сегодня особенно необходимо представителям государства — тем, кто в силу своих полномочий отстаивает государственные интересы. Они должны видеть в адвокате партнера, который в равной степени стремится к установлению истины и торжеству права и закона. Однако очевидно, что понимание роли адвокатуры требует изменения правосознания, отхода от стереотипов, сформировавшихся в период советского периода нашей истории. Изменения такого порядка не происходят быстро, а требуют некого временного периода.
В связи с этим следует вспомнить выступление Председателя КС РФ В. Д. Зорькина, в частности его тезис о взаимоотношениях государства и гражданского общества: "Очень важно сказать о правосознании власти. Если власть станет стремиться создавать под себя удобное право, то любая правовая реформа станет не более чем фикцией. Ведь элементы гражданского общества у нас еще в рыхлом состоянии. Отсутствие системы политических партий вместе с отсутствием массового правосознания общества создает колоссальную базу для поворота к неправовому государству. Мы сейчас боремся за господство права. Я верю, что не произойдет перехода к антиправовому государству, но мы нынче находимся в такой точке, когда решается правовая судьба России".
Неудивительно, что любые действия власти, затрагивающие интересы адвокатуры и адвокатов, всегда находятся под пристальным вниманием адвокатского сообщества. Так, широкую дискуссию в адвокатском сообществе вызвали сообщения о неких поправках к законам, отменяющих адвокатскую тайну, или вопросы, связанные с изъятием материалов из адвокатского досье адвоката. Следует согласиться с мнением авторов, что "слабость гражданского общества и обусловленные этим задачи адвокатуры по защите гражданского общества характерны для современной России. Доктрина адвокатуры как защитника гражданского общества — это российская доктрина, определяемая современной ситуацией в стране".
Гражданское общество России сегодня только формируется, и, очевидно, именно адвокатуре как наиболее независимому институту гражданского общества предстоит гарантировать незыблемость нравственных и политических основ развития страны.
Системе власти, основанной на подавлении личности, конечно, был неудобен институт адвокатуры, который апеллировал к ценностям иного порядка и ставил под сомнение "аксиомы" власти. Кроме того, зачастую адвокат отождествлялся с подзащитным. Полагаем, что несложно было бы предсказать судьбу адвоката, который бы стал защищать "врагов народа". Но было бы несправедливо говорить о том, что подобные эпизоды было свойственны только нашей стране. Отнюдь. История стран с развитой демократии дает нам аналогичные примеры отношения власти к адвокатам.
Исторически сложилось так, что народы и общества проходят в своем развитии различные периоды. Совокупность политических и экономических условий, культура и религия, несомненно, влияют и на то, какое правовое мировоззрение у них формируется. Из этой среды вырастают представители разнообразных профессий, в том числе судьи, сотрудники правоохранительных органов и руководители государства. Они мыслят, думают и поступают так, как им диктует их правосознание. И если сегодня в нашей стране отношение к адвокатам еще нельзя считать в полной степени идеальным, то это связано прежде всего с особенностями "эпохи перемен", которая несомненно минует.
Вступивший в действие 1 июля 2002 г. Закон об адвокатуре отразил в себе демократический настрой общества. Данный Закон пошел по пути ограничения вмешательства государственных органов в деятельность адвокатуры. Он уже не содержит положений о взаимодействии адвокатуры с государственными органами и тезисов о государственном руководстве адвокатурой.
Влияние на кадровый состав адвокатского сообщества государство может оказать только через квалификационные комиссии, в составе которых количество представителей государства (Минфина России) минимально. Вместе с тем роль этих комиссий очень велика, так как они принимают квалификационные экзамены у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также рассматривают жалобы на действия (бездействие) адвокатов.
Независимость адвокатуры в России сегодня отвечает самым лучшим мировым стандартам, и что особо ценно, во многом превосходит их. Это, в частности, подчеркивали многие участники II Всероссийского съезда адвокатов в Москве 8-9 апреля 2005 г.
Деятельность адвокатуры строится на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов.
Принцип законности предполагает, что при осуществлении своей профессиональной деятельности адвокат обязан неукоснительно следовать предписаниям законов, всеми силами содействовать тому, чтобы верховенство закона осуществлялось практически. Защищая и представляя права и законные интересы своих доверителей, адвокат обязан использовать все свои знания и профессиональные навыки.
Независимость адвокатуры является гарантией выполнения адвокатом своих обязанностей и защиты прав и свобод граждан. Принцип независимости имеет два аспекта. Первый — это независимость адвокатуры от мнений, решений или действий органов и должностных лиц, не входящих в систему адвокатуры. Второй аспект принципа независимости состоит в том, что и внутри адвокатского сообщества каждый адвокат, исполняя свои профессиональные обязанности, независим. Адвокат самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий.
Принцип самоуправления представляет собой совокупность правил, которые обеспечивают самостоятельное регулирование отношений возникающих в сообществе адвокатов. Так как адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, то самоуправление является необходимым элементом функционирования адвокатского сообщества. В чем оно проявляется? Деятельность адвокатских образований осуществляется на основе решений органов адвокатской палаты, которые формируются в порядке, определенном законом. Например, высшим органом адвокатской палаты субъекта РФ является собрание (конференция) адвокатов. На собрании (конференции) адвокаты сами выбирают органы управления адвокатским сообществом, а решения этих органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты. На собрании (конференции) адвокаты самостоятельно решают различные вопросы самоуправления, например такие, как избирание совета адвокатской палаты, членов квалификационной комиссии и ревизионной комиссии.
Принцип корпоративности подразумевает, что адвокаты объединяются на основе общих интересов — образуют добровольный союз лиц—в целях обеспечения надлежащей защиты граждан и юридических лиц и их доступа к правосудию. Адвокаты, действующие на определенной территории РФ, объединяются в адвокатскую палату субъекта РФ. Единство в рамах палаты обеспечивает особый характер взаимоотношений между адвокатами, который предполагает уважительное отношение к коллегам, исходя из общих интересов и ценностей. Вопросы, стоящие перед тем или иным адвокатским образованием, палатой субъекта РФ или Федеральной адвокатской палатой РФ, должны разрешаться с учетом их целесообразности для адвокатского сообщества в целом, с максимальной пользой для адвокатов. Органы сообщества адвокатов, действующие в период между собраниями (конференциями), осуществляют контроль за соблюдением корпоративных правил адвокатского сообщества. Ярким проявлением корпоративности является возможность самого адвокатского сообщества принимать решение о дисциплинарной ответственности адвокатов. Квалификационная комиссия вправе давать заключение о наличии или отсутствии в действиях адвокатов нарушений норм Кодекса профессиональной этики адвоката.
Лицо, которое в установленном порядке получило статус адвоката, является полноправным членом адвокатского сообщества. С этого момента оно наделяется определенными правами и несет соответствующие этому статусу обязанности, единые для всех членов сообщества. В этом проявляется принцип равноправия.
В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры.
Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении профессиональной деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии). Следовательно, адвокат вправе высказывать свое мнение как по конкретному делу, так и в публичных дискуссиях, по вопросам отправления правосудия и обеспечения прав человека.
Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.
Адвокаты, члены их семей и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.
Проведение в отношении адвоката оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий допускается только на основании судебного решения. Полученные в ходе таких оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения лишь в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Исключение составляют лишь случаи обнаружения и изъятия орудий преступлений, а также предметов, запрещенных к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством РФ.
Важным условием обеспечения доверителей профессиональной юридической помощью является гарантирование адвокатской тайны.
Адвокат не подлежит вызову и допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Это положение запрещает использовать в отношении адвоката нормы УК, позволяющие получать свидетельские показания под угрозой привлечения к уголовной ответственности за заведомо ложные показания и за отказ от дачи показаний (соответственно ст. 307 и 308).
Обязанность адвоката хранить адвокатскую тайну закреплена в п. 5 ст. 6 Закона об адвокатуре и является гарантом надежности адвоката и основанием доверия к нему. Однако без достаточной гарантии со стороны государства практически реализовать это положение невозможно. Статья 46 Конституции РФ устанавливает, что судебная защита прав и законных интересов — важнейшая их гарантия. Механизм судебной защиты приходит в движение в силу внешней инициативы, которая чаще всего опирается на юридическую помощь адвоката. В связи с этим небезынтересно проследить взаимодействие адвокатуры и судебной власти.
Адвокатура для бизнеса в советский период не формировалась, так как не было экономических предпосылок для такого развития. Юридическая защита предпринимательства как новое направление для адвокатуры стало развиваться в период реформирования страны в конце 80-х — начале 90-х гг. прошлого века. К числу адвокатских структур, работающих в этом направлении, можно отнести "Московский юридический центр". Он предложил те виды юридической помощи, которых раньше не было в арсенале адвокатов.
Однако этот процесс развивается не так динамично. Деятельность адвокатов в настоящее время связана в основном с выполнением поручений в уголовном и гражданском судопроизводстве. При этом участие адвокатов в гражданском судопроизводстве в 3—4 раза ниже, чем в уголовном, хотя наблюдается динамика в пользу роста поручений по гражданским делам. Также увеличился объем работы адвокатов в арбитражных судах.
Бизнес-адвокатура, несомненно, имеет перспективы для роста. Если сравнить количество адвокатов в таких крупных городах, как Нью-Йорк и Париж, то их в пять раз больше, чем в России в целом. Факторами для развития являются, с одной стороны, рост предпринимательской активности граждан, и, с другой — рост численности членов адвокатского сообщества. В связи с этим очевидно, что адвокатское сообщество нуждается в разработке соответствующих научных рекомендаций и методических пособий.
Мы подробно рассматривали эволюцию отношений адвокатуры и системы общих судов. Теперь остановимся на вопросах их взаимодействия, вернее, взаимного влияния.
Судебная власть в России представлена тремя ветвями — система общих судов, система арбитражных судов и система конституционных (уставных) судов. Суды общей юрисдикции рассматривают все уголовные дела, большинство гражданских дел и дел об административных правонарушениях. Именно поэтому с ними в значительной степени вступают во взаимоотношения адвокаты.
Изучение действующего законодательства позволяет отметить различие в статусе судей и адвокатов. В связи с этим представляет интерес вопрос, как отражается различный правовой и социальный статус судей и адвокатов на их взаимоотношениях и взаимном влиянии на кадровый состав адвокатуры и судейского корпуса, инициирования дисциплинарной ответственности и взаимодействия при рассмотрении служебных проступков, влияние на реализацию профессиональных полномочий и характер установок профессиональной этики, ограждающих авторитет адвоката и судьи.
В квалификационные комиссии при адвокатских палатах входят представители от судов субъекта РФ, тем самым они могут оказывать свое влияние на кадровый состав адвокатуры. В свою очередь в состав судейских квалификационных коллегий адвокаты не входят.
Судьи также могут влиять и на дисциплинарную практику советов адвокатских палат путем вынесения частных определений. В свою очередь и адвокаты могут реагировать на неправильное поведение судей. Для чего они подготавливают ходатайства, жалобы и обращения в органы судейского сообщества.
Следует сказать о независимости адвокатуры и суда. Независимость суда предопределена Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации": "Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону". В свою очередь и статус адвоката четко определен законодателем (АПК, ГПК, УПК), где описан объем его полномочий, реализация которых не зависит от усмотрения суда, кроме того, суд обязан создавать условия для реализации прав участникам процесса. В таких условиях деятельность адвоката всецело процессуально независима от суда.
Что особенно интересно. Верховный Суд СССР всегда уделял внимание соблюдению судами прав защитников1. Это лишний раз подчеркивает, что судебная практика, обеспечивавшая защиту прав личности в судопроизводстве, развивалась по демократическому направлению, стремясь, насколько это было возможно в условиях советского периода, расширить права личности — право на защиту с участием адвоката — профессионального защитника.
Взаимоотношение адвокатуры и судов, исторически сформировавшееся как отношение подчинения адвокатуры государственным органам, постепенно трансформируется в партнерские отношения. Сегодня адвокат получил права, которые не могут быть поставлены на усмотрение суда. Скажем больше, суды высших инстанций становятся на сторону адвоката, защищая его процессуальные права и учитывая их значение для укрепления законности в сфере правосудия.
Возможность влияния общих судов на культуру профессиональной деятельности адвокатов и кадровый состав адвокатуры очевидна, устранение адвокатов от участия в квалификационных коллегиях судебного сообщества оценивается адвокатами как неудачное решение.
Адвокатское сообщество и адвокат как его представитель, участвуя в рассмотрении дел в судах, с профессиональной точки может оценить мастерство и профессионализм судьи, накопленная им информация о деятельности судей, конечно же, может быть полезной для решения кадровых вопросов судебной системы.
Суд является органом государственной власти, а адвокатура — институтом гражданского общества. Их явное несомненное различие, тем не менее, позволяет говорить об их духовном родстве, единой миссии — защите прав и свобод граждан Российской Федерации. Поэтому в целях выполнения этой задачи взаимодействие судебного сообщества и адвокатуры должно строиться на основе взаимопонимания и равного публично-правового статуса в государственной системе.
Рассмотренные вопросы взаимоотношений адвокатуры и государства позволяют говорить о стойкой тенденции к пониманию государством и его представителями роли адвокатов и созданию им приемлемых условий для выполнения своей функции — оказания квалифицированной помощи и защиты прав граждан, их объединений и общества в целом.
Без необходимого удаления адвокатуры от органов государственной власти выполнение ею своей миссии невозможно. Вместе с тем, создавая условия реализации судебной защиты, предусмотренной ст. 46 и 48 Конституции РФ, адвокатура выполняет и функцию участника государственной правоохранительной деятельности и правосудия. Из единства этих, казалось бы, полярных составляющих и формируется общественная значимость адвокатуры.
Закон об адвокатуре вывел отечественную адвокатуру из кризисного состояния и определил новый этап в ее развитии. Закон, по мнению Советника Президента РФ В. Ф. Яковлева, "профессионально подготовлен и обеспечивает необходимый баланс интересов общества и человека, адвоката и клиента"1.
Государство и общество заинтересованы в сильной, профессиональной и независимой адвокатуре, и это непосредственно следует из содержания норм и духа закона.
2.Конституционные гарантии права на получение гражданами квалифицированной юридической помощи.
Статья 48 Конституции РФ предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Регулирование права на квалифицированную юридическую помощь в Конституции РФ свидетельствует об общегосударственном значении указанного права и создает правовую основу для обеспечения единого федерального стандарта оказания юридической помощи.
Конституция РФ 1993 г.
(раздел "Права и свободы человека и гражданина") и новый УПК РФ укрепили позиции адвоката (защитника) в уголовном судопроизводстве. Кроме того, с принятием Конституции РФ 1993 г. адвокат стал активным участником новых видов судопроизводства - конституционного и административного, а также участником производства по экономическим спорам в арбитражном суде.
Согласно Конституции РФ отдельные конституционные права и обязанности касаются только граждан России (избирательное право, обязанности военной службы). В статье 48 Конституции РФ используется понятие "каждый", поэтому право на квалифицированную юридическую помощь распространяется на всех без исключения лиц - граждан РФ, лиц без гражданства (апатридов), иностранных граждан. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 55) право на квалифицированную юридическую помощь не подлежит ограничению ни при каких условиях, включая и чрезвычайное положение.
Население России испытывает острую потребность в юридических знаниях (частично этим обстоятельством объясняется бум, который ныне переживает юридическое образование). Мошеннические пирамиды, массовый обман и нарушения прав граждан при купле-продаже квартир в середине 1990-х гг. имели общую причину - юридическую неподготовленность населения и отсутствие гарантий получения высококвалифицированной юридической помощи. Однако современная правовая система настолько усложнилась, что даже наличие юридического образования недостаточно для защиты своих прав, и в квалифицированной специализированной юридической помощи нуждаются все граждане, в том числе имеющие дипломы юридических вузов. Очевидно, без обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь в условиях непрерывного реформирования законодательства вряд ли возможна эффективная защита всех иных гражданских прав и свобод. Поэтому, возможно, не случайно в конституционном регулировании права на юридическую помощь (ст. 48) и других прав человека обнаруживаются различия. Например, в соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, но указание на ее качество отсутствует.
Особая необходимость в квалифицированной юридической помощи возникает в уголовном судопроизводстве. Лишение обвиняемого права на защиту является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, что влечет возвращение дела на дополнительное расследование, отмену приговора и принятие иного решения. Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ в постановлении "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г., при нарушении конституционного права пользоваться помощью адвоката (защитника) "все показания задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого и результаты следственных действий, проведенных с их участием, должны рассматриваться судом как доказательства, полученные с нарушением закона"*(46).
Приведем пример нарушения права на защиту из российской судебной практики.
Гр-н Гаргуль был осужден по ч.
1 ст. 108 УК РСФСР. Определением Судебной коллегии по уголовным делам ВС Республики Северная Осетия-Алания действия осужденного были переквалифицированы на менее тяжкое преступление, и на основании акта амнистии Гаргуль был от наказания освобожден. В надзорном порядке приговор и кассационное определение оставлены без изменений. В своем протесте заместитель Генерального прокурора России указал, что в судебном заседании не было обеспечено участие адвоката. Гаргулю был предоставлен адвокат Ц., но в подготовительной части судебного заседания Гаргуль отказался от услуг адвоката, хотя в дальнейшем признал, что отказ имел вынужденный характер. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала нарушение конституционного права Гаргуля на защиту существенным нарушением уголовно-процессуального закона, повлекшим отмену всех судебных постановлений*(47).
Основанием для отмены решения по гражданскому делу также может явиться лишение права истца или ответчика на защиту их интересов*(48).
Рассматривая положения ч. 2 ст. 48 Конституции РФ в системной связи с общепризнанными нормами международного права, в частности и со ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право каждого при рассмотрении предъявленного ему обвинения сноситься с выбранным им самим защитником и защищать себя через его посредство, автор считает нужным признать, что конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) включает и право на самостоятельный выбор защитника. Конституционный Суд РФ подтвердил это право в одном из своих решений.
В статье 48 Конституции РФ говорится не просто о правовых услугах, а о квалифицированной юридической помощи. Термин "эффективная юридическая помощь", устоявшийся в международном праве, в том числе в прецедентах Европейского суда по правам человека, был трансформирован в конституционном праве России в термин "квалифицированная*(49) юридическая помощь".
Ценность гарантии, закрепленной в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, состоит не только в том, что каждый может обжаловать в суде правоприменительную практику, нарушающую предоставляемое Конституцией право юридической помощи, но и в том, что законодательство, регламентирующее предоставление такой помощи, может быть оспорено на предмет соответствия Конституции РФ, если помощь окажется неэффективной (неквалифицированной).
Конституция РФ не содержит специальных положений об органах и организациях, оказывающих юридическую помощь. Анализ законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что основными субъектами (институтами) оказания юридической помощи являются адвокатура и нотариат.
В настоящее время критерии (стандарты) квалифицированной юридической помощи недостаточно определены в законе, что создает проблемы на практике. В различных государствах такими критериями являются квалификационный экзамен, наличие определенного юридического образования, стаж работы по специальности, испытательный срок, возрастной ценз.*(50)
Квалифицированная юридическая помощь обеспечивается тем, что к субъектам, ее оказывающим, предъявляются повышенные профессиональные и моральные требования. Так, Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г. предписывает адвокатам постоянно повышать свою деловую квалификацию. В члены коллегий адвокатов принимаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее 2 лет, после прохождения испытательного срока продолжительностью до 3 месяцев.
К сожалению, Президиумы некоторых "параллельных" коллегий адвокатов принимают лиц, судимых за тяжкие преступления, не имеющих высшего юридического образования и даже исключенных из адвокатуры за неблаговидные проступки.
Сами формальные признаки не являются гарантией получения квалифицированной юридической помощи*(51). Так, хотя наличие юридического образования у лица, оказывающего юридическую помощь гражданам, является обязательным*(52), его недостаточно для оказания квалифицированной юридической помощи. Законодателю и правоприменительной практике предоставляется возможность с учетом правовой ситуации, отечественного и зарубежного опыта выработать единую позицию в вопросе о критериях, используемых для оценки способности оказывать квалифицированную юридическую помощь по отдельным категориям дел и для защиты определенных категорий лиц. Для этого необходимо в первую очередь произвести мониторинг действующего законодательства РФ и зарубежных стран об оказании юридической помощи.
Согласно ст. 16 УПК РФ, на стадии предварительного следствия защиту подозреваемого и обвиняемого может осуществлять любой защитник (не только адвокат). Следует отметить, что ранее в решениях о конкретных уголовных делах Верховный Суд РФ*(53) отмечал недопустимость участия членов правовых кооперативов и юридических фирм в качестве защитников на предварительном следствии*(54).
На стадии производства в суде, согласно ст. 49 УПК РФ, предусматривается возможность участия адвоката в качестве защитника. При производстве у мирового судьи возможен допуск в качестве защитников не только адвокатов, но и одного из близких родственников обвиняемого или иного лица, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. Представляется, что последнее положение не вполне соответствует требованиям ч. 2 ст. 48 Конституции РФ.
Согласно ст. 53 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", участвовать в заседаниях Конституционного Суда в качестве представителя стороны может только адвокат или лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушения РФ 2001 г. (ст. 25.5) оказывать юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Согласно Закону РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 г., гражданин при оказании ему психиатрической помощи вправе пригласить по своему выбору представителя для защиты своих прав и законных интересов. Защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет и лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при оказании им психиатрической помощи осуществляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны), а в случае их отсутствия - администрация психиатрического стационара либо психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения. Защиту прав и законных интересов гражданина при оказании ему психиатрической помощи может осуществлять адвокат. Администрация учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, обеспечивает возможность приглашения адвоката, за исключением неотложных случаев, предусмотренных пунктом "а" ч. 4 ст. 23 и п. "а" ст. 29 Закона.
В настоящее время обращение за помощью адвоката, самостоятельное ведение дел в суде и другие формы защиты прав недоступны большинству психически больных граждан, поэтому служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, может стать эффективным механизмом, стоящим на страже интересов психических больных. Многочисленны нарушения прав заключенных, страдающих психическими заболеваниями. По мнению Уполномоченного по правам человека РФ, врачей-психиатров и большинства правозащитных отечественных и зарубежных организаций, основной правовой акт, регламентирующий оказание психиатрической помощи, неизвестен не только большинству населения страны, но и медицинским организациям непсихиатрического профиля.
В юридической литературе и правоприменительной практике вопрос о соотношении понятий "защита" и "оказание юридической помощи" является предметом дискуссий. Высказывается точка зрения о том, что защита осуществляется только в случае уголовного преследования подозреваемого или обвиняемого (а также обвиняемого и подозреваемого в широком - конституционно-правовом смысле, т.е. лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование, изобличительная деятельность). Во взаимоотношениях с другими участниками процесса адвокат лишь оказывает им юридическую помощь, чтобы не допустить ущемления их прав и законных интересов. Поэтому назрела необходимость рассматривать адвоката, оказывающего лишь юридическую помощь некоторым участникам процесса, в рамках иного, не получившего пока надлежащей разработки института уголовного процесса, но не института защиты*(55). В связи с этим представляется практически значимой дополнительная доктринальная разработка понятий "защита" и "оказание юридической помощи".
Решающую роль в разъяснении гражданам их права пользоваться услугами защитника играют сотрудники правоохранительных органов, доводящие до участников процесса право пользоваться услугами защитника лишь в случае, если очевидна их причастность к преступлению. В некоторых регионах право на юридическую помощь адвоката разъясняют всем свидетелям, вызванным впервые для допроса, и отражают факт разъяснения в протоколе. Последующие следственные действия разъяснением не сопровождаются. В других случаях в протокол следственного действия вписывается фраза о возможности участия адвоката, если действие чревато ограничением прав участвующих в нем лиц.
Разъяснение права на квалифицированную юридическую помощь не подкреплено обязанностью следователя и заведующего юридической консультацией обеспечить помощь в случае материальных затруднений свидетеля (потерпевшего, гражданского ответчика и др.).
Юридическая помощь должна быть доступна всему населению. Однако не каждый гражданин в состоянии оплатить услуги адвоката. Ст. 48 Конституции РФ, предусматривая возможность оказания бесплатной юридической помощи, тем самым обеспечивает льготы при оказании юридической помощи, устанавливая одинаковую юридическую защиту для всех нуждающихся независимо от их экономического положения. Явилось бы нарушением принципа равенства, права на доступ к правосудию и гарантии справедливого ведения процесса, если бы одна из сторон была вынуждена отказаться от реализации своих прав по причине нехватки средств для его ведения или не в состоянии так же действенно выразить свои претензии, как и сторона, экономически более обеспеченная*(56).
Бесплатная юридическая помощь является постоянной и общефедеральной льготой и распространяется на определенные категории физических лиц. Наиболее устоявшимся является понятие льгот как разновидности специальных прав граждан, предоставляемых некоторым группам населения (М.Е. Панкин, Н.В. Витрук), более высокий уровень прав для отдельных групп по сравнению с общим уровнем (Р.З. Лифшиц). Другие авторы считают, что льготы представляют собой поощрительное освобождение участника общественной жизни от некоторых установленных нормами права обязанностей (В.М. Баранов). Льготы являются правомерным исключением из общих правил и сопровождаются более полным удовлетворением собственных интересов субъекта, облегчением условий его жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов*(57).
Право на юридическую помощь должно рассматриваться как важнейшая гарантия юридической безопасности. Конституция РФ содержит упоминания о безопасности экологической (ст. 72), безопасности людей (ст. 98), государственной (ст. 114). Юридическая безопасность как одна из основных социальных и юридических категорий конституционного статуса еще не получила надлежащей научной оценки. Юридическая безопасность - это состояние юридической защищенности жизненно важных интересов личности (общества и государства) от внешних и внутренних угроз. Это понятие включает, наряду с правовым обеспечением безопасности, надлежащую деятельность правоохранительных, судебных и правоприменительных органов, адвокатуры и нотариата, иных органов и организаций, предоставляющих юридическую помощь.
Жизненно важные интересы личности включают компоненты, образующие обязательные условия полноценного существования и самовыражения личности: витальный, интеллектуальный, духовный, физиологический, психический, генетический, репродуктивный, экономические (материальные), информационные, медицинские, продовольственные. Обеспечение жизненно важных интересов требует выявления, изучения и устранения угроз юридической безопасности, значительных материальных затрат, проведения необходимых мероприятий на территории всей страны.
К числу угроз юридической безопасности относятся, в частности, пробелы правового регулирования права на юридическую помощь, судебная волокита, недоступность юридической помощи, дороговизна обращения за юридическими услугами, их коммерциализация и низкая эффективность (оплата адвоката, а порой и экспертизы по уголовным делам, высокие нотариальные тарифы и т.п.).
Конституция РФ 1993 г. значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты прав и свобод. Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. Обязательность государственного участия в обеспечении юридической безопасности граждан, в том числе права на квалифицированную юридическую помощь, обусловлена тем, что речь идет о жизненно важных интересах личности как высшей социальной ценности, а это главенство может быть определено, установлено и защищено только государством, обладающим для этого соответствующими средствами, в том числе правовыми. Передача функции охраны прав и интересов человека негосударственным структурам, в частности абсолютный отказ от государственного контроля в сфере оказания юридической помощи, наносит урон не только общественным (публичным) интересам, но и национальной безопасности России*(58).
3.Государственное регулирование обеспечения прав и свобод граждан и доступности квалифицированной юридической помощи.
Конституционная норма о праве граждан на квалифицированную юридическую помощь носит не конкретно-регулятивный, а общерегулятивный характер. Конституция РФ является Основным Законом страны, учредительным правовым актом, который в силу этого не может ставить своей целью конкретное правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права человека на квалифицированную юридическую помощь. Это задача других отраслей права, которые, закрепляя правовые средства реализации данного права, опираются на конституционные нормы. Субъектами права на юридическую помощь в конституционном праве выступают гражданин и государство. Народ, социальные общности, Российская Федерация и субъекты Федерации не могут быть субъектами этого права. Народ и социальные общности не могут выступать субъектом этого права в силу того, что оно реализуется каждым индивидуально и не принадлежит к числу коллективных прав, т.е. тех, которые отдельный индивид самостоятельно реализовать не может, а осуществляет их в составе коллектива или социальной общности. Российская Федерация и ее субъекты не могут быть субъектами этого права потому, что реализация этого индивидуального права порождает конкретные правоотношения между гражданином и государственным органом, а не государством в целом либо его субъектом. Поэтому в нашем случае под государством следует понимать органы государственной власти, которые обязаны гарантировать гражданам осуществление их конституционного права на юридическую помощь.
Юридическим фактом в конституционном праве является факт закрепления в Конституции РФ права на квалифицированную юридическую помощь. В других отраслях права юридическим фактом может выступать договор об оказании юридических услуг.
Основным субъектом конституционного права на квалифицированную юридическую помощь является индивид, гражданин. В конституционном праве это - субъект постоянных правоотношений, т.е. носитель права, вытекающего из Конституции РФ, и он вправе требовать от государства защиты этого права на квалифицированную юридическую помощь и создания условий для его реализации. Анализ теоретических вопросов конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь требует также решения проблемы, связанной с оценкой его нормативности. Это не только норма Конституции РФ, закрепляющая данное право, но и такие нормы Конституции РФ (ст. 2, 17 и 18), как провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью, непосредственно действующими, неотчуждаемыми, принадлежащими каждому от рождения, определяющими смысл и содержание деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. По мнению ряда авторов, эти нормы, несмотря на их большое значение, не могут быть признаны нормами права Панченко В.Ю. Юридическая помощь личности (общетеоретический аспект): Дисс.... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004..
Поскольку право на получение квалифицированной юридической помощи закреплено в Конституции РФ, то оно относится к основным, т.е. конституционным, правам и свободам. Другие, производные от него права, например, право на защитника, право на нотариальное удостоверение прав, право на юридическую консультацию, право на информацию в вопросах права и т.п. закрепляются в иных нормативных правовых актах федерального и регионального уровней Юмадилов Б.Г. К вопросу о понятии и сущности правовой политики //Правовая политика и правовая жизнь. 2009. № 3. С. 20.
Ведущую роль в оказании квалифицированной юридической помощи играет адвокатура, организация и деятельность которой строится на основе Федерального закона от 26 апреля 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Согласно ст. 1 этого Закона адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Адвокатура - профессиональное сообщество адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. В отличие от общественных объединений, созданных на основании Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», адвокатура выполняет значимую государственную функцию в сфере отправления правосудия, относящуюся не к защите интересов самих членов объединения, а к защите






